Урок "Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности" (алгебра 9 класс)
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 448         Учитель: Смирнова А.М.

Тема урока:  Решение задач на совместную работу а так же задач повышенной сложности.

Цели: продолжить формирование умения решать текстовые задачи с помощью дробных рациональных уравнений; формировать умение решать задачи на совместную работу и задачи повышенной сложности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование: 

  1. Раздаточный материал
  2. Мультимедийный комплекс для демонстрации презентации

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Самостоятельная-фронтальная  работа.

В а р и а н т  1

Теплоход, собственная скорость которого 18 км/ч, прошёл 50 км по течению реки и 8 км против течения, затратив на весь путь 3 ч. Какова скорость течения реки?

В а р и а н т  2

Катер прошёл 40 км по течению реки и 6 км против течения, затратив на весь путь 3 ч. Какова собственная скорость катера, если скорость течения 2 км/ч?

III. Формирование умений и навыков.

Все задачи, решаемые на этом уроке, можно разбить на  т р и  группы:

1) Задачи на конкретную работу.

2) Задачи на абстрактную работу.

3) Задачи повышенной трудности.

В задачах на работу фигурируют величины: производительность (р), время (t) и работа (А), связанные формулой A = p · t. Причём в задачах на конкретную работу мы за А принимаем конкретное число (количество выточенных деталей, количество напечатанных страниц и т. п.), а в задачах на абстрактную работу принимаем значение А, равное 1 (заполнен водой бассейн, вспахано поле и т. д.).

Необходимо разъяснить учащимся, что это не искусственный приём. Каждый участник выполняет часть работы:  и т. д.

1. Две мастерские должны были пошить по 96 курток. Первая мастерская шила в день на 4 куртки больше, чем вторая, и потому выполнила заказ на 2 дня раньше. Сколько курток шила в день каждая мастерская?

Р е ш е н и е

А н а л и з:

р, шт./день

t, день

А, шт.

1-я мастерская

х + 4

96

2-я мастерская

х

96

По условию  больше  на 2 дня.

Пусть 2-я мастерская шьёт в день х курток, тогда 1-я мастерская в день шьёт (х + 4) куртки. Первая мастерская выполнит заказ за  дня, а вторая – за  дня. Зная, что первая мастерская шила на 2 дня меньше, составим уравнение:

 –  = 2;                        ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ –4.

96(х + 4) – 96х = 2х(х + 4);

384 – 2х2 – 8х = 0;

х2 + 4х – 192 = 0;

D1 = 22 + 192 = 196, D1 > 0, 2 корня.

x1 = –2 +  = –2 + 14 = 12;

x2 = –2 –  = –2 – 14 = –16 – не удовлетворяет условию задачи. Значит, вторая мастерская в день шила 12 курток, а первая 16.

О т в е т: 16 курток, 12 курток.

2. № 632.

Р е ш е н и е

А н а л и з:

р

t

А

I, II

р1 + р2

6

1

I

х

1

II

 – х

1 :

1

По условию задачи  больше 1 :  на 5 часов.
        Пусть  х – производительность  первого  крана,  тогда
 – производительность второго крана. На разгрузку баржи первый кран затратил  часов, второй 1 : . Зная, что первому крану потребовалось на 5 часов больше, составим уравнение:

 –  = 5;

 = 5;

 = 5;                        ОДЗ: х ≠ 0, х ≠ .

1 – 6х – 6х = 5х(1 – 6х);

1 – 12х – 5х + 30х2 = 0;

30х2 – 17х + 1 = 0;

D = (–17)2 – 4 · 30 = 289 – 120 = 169, D > 0, 2 корня.

x1 = ;

x2 = .

x1 =  не удовлетворяет условию задачи, так как первый кран в этом случае разгрузит баржу за 2 часа.

Имеем: первый кран разгрузит баржу за 15 часов, а второй – за 10 часов.

О т в е т: 15 часов, 10 часов.

3. Слесарь может выполнить заказ за то же время, что и два ученика, работая вместе. За сколько часов может выполнить заказ слесарь и каждый из учеников, если слесарь может выполнить его на 2 часа скорее, чем один первый ученик, и на 8 часов скорее, чем один второй?

4. Если останется на уроке время и для сильных в учебе учеников, можно предложить для решения задачу повышенной трудности.

№ 634*.

Р е ш е н и е

А н а л и з:

V1 = х (км/ч)

П    С

V2 = х + 5 (км/ч)

Пусть х км/ч – скорость велосипедиста от посёлка до станции. Обозначим этот путь за 1. Тогда от посёлка до станции велосипедист ехал , а от станции до посёлка  часов, значит, всего в пути он был  часов, а весь путь составил 2. Зная, что средняя скорость на всем пути следования составляла 12 км/ч, получим уравнение:

12 ·  = 2;

 = 1;                        ОДЗ: х ≠ 0; х ≠ –5.

6(х + 5) + 6х = х(х + 5);

6х + 30 + 6х – х2 – 5х = 0;

–х2 + 7х + 30 = 0;

х2 – 7х – 30 = 0.

По теореме, обратно теореме Виета, х1 = 10; х2 = –3 – не удовлетворяет условию задачи.

О т в е т: 10 км.

IV. Итоги факультатива.

В о п р о с ы   у ч а щ и м с я:

– Назовите основные этапы решения задачи алгебраическим методом.

– Какие виды задач на работу вы знаете?

– В чём отличие решения задач на конкретную и абстрактную работу?

Домашнее задание:

 Индивидуально по карточкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Задачи на совместную работу"

Сформировать способность к решению задач на совместную  работу, повторить и закрепить действия с натуральными числами....

Урок математики в 6 классе по теме «Задачи на совместную работу»

Урок математики  по теме: «Задачи на совместную работу» проводится после того, как  изучены все действия с действительными дробями. Тип урока: комбинированный. Данная ...

Урок в 6 классе по теме "решение задач на совместную работу "

Исследовательская деятельность на уроке....

Урок математики в 5 классе "Задачи на совместную работу"

Тема урока: ЗАДАЧИ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ по учебнику «МАТЕМАТИКА 5»,  авторов Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Цель урока: формирование умений решать текстовые задачи; развитие логического мышлени...

самостоятельная работа 5 класс математика. задачи на совместную работу, движение и примеры на действия с обыкновенными дробями

данная самостоятельная работа содержит в себе задачи на совместную работу, задачи на движение, задачу на арифметические действия и примеры на все действия с обыкновенными дробями...

Урок по математике на тему "Задачи на совместную работу" (5 класс), УМК Никольский С. М.

Урок изучения нового материала. Цели: изучить алгоритм решения задач на совместную  работу; закрепить данный алгоритм в ходе решения задач....