Урок по математике на тему "Задачи на совместную работу" (5 класс), УМК Никольский С. М.
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Рычкова Ирина Владимировна

Урок изучения нового материала. Цели: изучить алгоритм решения задач на совместную  работу; закрепить данный алгоритм в ходе решения задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_136_zadachi_na_sovmestnuyu_rabotu.doc407.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ

Номер урока

136

Дата урока

13.04.616

Учитель:

Рычкова И. В.

Предмет:

Математика

Класс:

5-Б

Автор УМК:

С. М. Никольский

Тема урока:

Задачи на совместную работу

Цели:

Образовательные:

сделать анализ контрольной работы №7; изучить алгоритм решения задач на совместную  работу; закрепить данный алгоритм в ходе решения задач.

Воспитательные:

воспитание аккуратности, воспитать культуру навыков самообразования, вовлечение в активную деятельность.

Развивающие:

развивать внимание, познавательную активность, память; продолжить развитие умения анализировать; воспитывать культуру умственного труда и культуру общения.

Задачи:

Личностные:

развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; формирование способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта.

Предметные:

овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания.

Метапредметные:

составлять индивидуально план решения проблемы; анализировать и осмысливать текст задачи; критически оценивать полученный ответ.

Межпредметные связи:

алгебра

Планируемые результаты:

понять и исправить ошибки, допущенные при выполнении контрольной работы № 7; знать приёмы решения текстовых задач на совместную работу; уметь решать задачи на совместную работу.

Формы деятельности:

фронтальная; индивидуальная.

Формы обучения:

проблема, беседа, лекция

Ресурсы:

Основные:

учебник, рабочая тетрадь

Дополнительные:

презентация по теме, ПК учителя

Тип урока:

урок изучения нового материала

Цель:

знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками; восприятие, осмысление и запоминание новых знаний и на их первичное закрепление; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии. цивилизации и современного общества


Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Анализ контрольной работы № 7.

     3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд 1, 2, 3.

Рассмотреть с учениками старинную задачу из математической рукописи XVII века: « Два плотника рядились двор ставить. И говорит первый:

- Только бы мне одному двор ставить, то я бы поставил за 3 года.

А другой молвил:

- Я бы поставил его в шесть лет.

Оба решили сообща ставить двор. Сколько долго они ставили двор?»

При решении данной задачи мнения в классе разделилось. Одни ребята утверждали, что оба плотника вместе будут строить двор 3 + 6 = 9 лет. Другие возражали – так быть не может: вместе плотники должны построить двор быстрее, а не дольше, чем каждый из них в отдельности. Вскоре все ребята поняли, что время совместной работы не может быть больше трех лет. Но как найти его?

Запишите тему урока: Задачи на совместную работу.

4. Первичное усвоение новых знаний. Слайд 4,5. 

Тогда ребятам нужно объяснить, что затруднение, возникшее у них, связано с тем, что при совместной работе складываются не время работы, а часть работы, которую делают ее участники за единицу времени (год, месяц, день, час и т.д.), а вся выполняемая работа принимается за 1 – «целое». Поэтому для продолжения решения данной задачи целесообразно задать ребятам наводящие вопросы:

  1. Какую часть работы сделает первый плотник за год?

1 ׃ 3 = (двора)

  1. Какую часть работы сделает второй плотник за год?

1 ׃ 6 = (двора)    

  1. Какую часть работы сделают оба плотника вместе за год?

(двора)

  1. За сколько времени сделают они всю работу, если будут работать совместно?

1 ׃ = 2 (года)

Ответ: Два плотника поставят двор, работая вместе за 2 года.

5. Первичная проверка понимания. Слайд 6 

а)  Для выравнивания дороги поставлены две грейдерные машины различной мощности. Первая машина может выполнить всю работу за 36 дней, а вторая – 45 дней. За сколько дней выполнят всю работу обе машины, работая совместно?

Решение задачи лучше провести по вопросам предыдущей задачи, чтобы ребята усвоили схему решения и могли пользоваться ею. Слайд 7

1)   1 ׃ 36 = (дороги) – первая машина за 1 день

2)   1 ׃ 45 = (дороги) – вторая машина за 1 день

3)  (дороги) – вместе обе машины за 1 день

4)  1 ׃  (дней) – выполнят работу машины, работая совместно

Ответ: за 20 дней.

     Схема решения задач на совместную работу:  Слайд 8

Какую часть работы выполнит первый объект за единицу времени?

Какую часть работы выполнит второй объект за единицу времени?

Какую часть работы выполнят оба объекта вместе за единицу времени?

За сколько времени выполнят они всю работу, если будут работать совместно?

б)  В городе есть водоем. Одна труба может заполнить его за 4 ч, вторая – за 8 ч, а третья – за 24 ч. За сколько времени наполнится водоем, если открыть сразу три трубы? Слайд 9

При решении данной задачи ребятам нужно показать, что выполнять работу могут различное количество объектов, от этого схема решения не меняется. Слайд 10

     1)   1 ׃ 4 = (водоема) – первая труба за 1 час

2)   1 ׃ 8 = (водоема) – вторая труба за 1 час

3)   1 ׃ 24 = (водоема) – третья труба за 1 час

4)  =(водоема) – три трубы вместе за 1 час

5)   1 ׃ (часа) – наполнится водоем

Ответ: через 3 трубы, работающие одновременно, водоем наполнится за ч.

6. Первичное закрепление. Слайд 11

  Два трактора вспахали поле за 6 часов. Первый трактор, работая один, вспахал бы поле за 15 часов. За сколько времени вспахал бы это поле второй трактор, работая один?

Рассматривая обратную задачу, добиться от учащихся составления схемы решения данного типа задач. Слайд 12

  1. 1 ׃ 6 = (поля) – оба трактора вместе за 1 час
  2. 1 ׃ 15 = (поля) – первый трактор за 1 час
  3.  (поля) – второй трактор за 1 час
  4. 1 ׃ (часов) – вспахал поле второй трактор, работая один

Ответ: за 10 часов вспахал поле второй трактор, работая один.

7. Домашнее задание: п. 4.13, № 957, 958 Слайд 13

8. Подведение итогов занятия (Рефлексия) Слайд 14

Вопросы учителя: Что нового узнали на уроке?

Что вызывает трудности?

 Оцените своё состояние по предложенному плакату. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Решение задач на «совместную работу»"

Урок математики в 6 классе в рамках часов школьного компонента ( курс «Решение текстовых задач»)Учитель математики МОУ «СОШ №2 г. Ершова Саратовской области» Митина Марина ВикторовнаТип урока: закрепл...

Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"

Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...

Конспект урока по теме "РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ"

Конспект урока по теме "Решение задач на совместную работу"...

Урок по математике на тему "Законы сложения" (5 класс), УМК Никольский С. М.

Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.Образовательные задачи: обобщить материал как систему знаний; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными н...

Урок по математике на тему "Вычитание дробей" (5 класс), УМК Никольский С. М.

Урок изучения нового материала. Цель:повторить понятия «правильная и неправильная дробь», формировать навыки вычитания дробей с одинаковыми и разными знаменателями, вычитанием дроби из еди...

Презентация к уроку на тему "Решение задач на совместную работу"

Данная презентация позволяет наглядно продеманстрировать обучающимся примеры совместной работы в повседневной жизни.  Знание и умение решать задачи на совместную работу помогают грамотно пла...