Открытый урок по математике "Нахождение дроби от числа", 6 класс
материал по алгебре (6 класс)

Ондар Чодураа Эрес-ооловна

открытый урок по математике для 6 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый  урок математики

в 6-м классе по теме:

«Нахождение дроби от числа»

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний.

Формы работы:         - устная работа;

                        - работа на доске и в тетрадях;

                        - работа в парах;

                        - самостоятельная работа.

Методы работы:        - словесный;

                        - наглядный;

                        - практический.

Технологии:                - игровые;

                        - рефлексивные;

                        - здоровьесберегающие;

                        - информационные.

Цели урока: 

наличие основной дидактической цели –  закрепление знаний, умений и навыков учащихся по данной теме.

1.Учебные задачи:

1.1. проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме;

1.2. закрепление изученного – повторение теоретического материала, применение его на практике при решении поставленных задач;

1.3. контроль за уровнем усвоения материала;

1.4. отработка умений и навыков самостоятельной работы;

1.5 развитие творческих способностей учащихся.

2. Воспитательные задачи:

2.1. интерес к предмету и воспитание потребности и умений учиться математике;

2.2. содействовать профилактике утомляемости использованием специальных приемов для поддержания работоспособности;

2.3. воспитание у учащихся ответственного отношения к учению;

2.4. формирование грамотной математической речи.

3.  Практические задачи:

3.1. умение применять полученные знания для решения простейших задач жизненной практики;

3.2. умение работать коллективно;

3.3..вызвать интерес к изучению темы посредством создания игровых проблемных ситуаций.

        План урока: 

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Проверка домашнего задания (4 минуты);
  3. Устная разминка  и теоретический опрос (4 минуты);
  4. Практическая работа (8 минут);
  5. Физкультминутка (2 минуты);
  6. Отработка ЗУН при решении задач (10 минут);
  7. Самостоятельная работа (7минут);
  8. Итог урока, оценки, домашнее задание (3 минуты).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

           Проверка наличия всего необходимого для  урока.

        Постановка цели урока – закрепить умение находить часть от числа, если эта часть выражена обыкновенной дробью, десятичной дробью, процентами.

Учитель: Эпиграф нашего урока “О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…”. Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

На сегодняшнем уроке мы тоже попытаемся совершать маленькие, но самостоятельные открытия. Для этого  вам надо быть настойчивыми и внимательными.

        Сегодня каждый из вас на уроке будет идти к своему успеху.

II. Проверка домашнего задания.

Самопроверка по готовым ответам и выставление оценки. (Ответы и критерии учащиеся видят на экране компьютера).

№ 486

г) 1/10;

ж) 0,16;

к) 4,41.

№524

Ответ: 32 кг.

№525
Ответ: 648 м3.

№526
Ответ:1720 пар.

Критерии оценок:

6 заданий – «5»

5 заданий – «4»

4-3 задания – «3»

Менее 3 заданий – «2»

Учитель: Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями. В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать, вычитать и умножать их.

        Соотнесите свои ответы домашней работы с буквами, и вы получите фамилию ученого, который ввел в употребление названия  «числитель» и «знаменатель».

А

Д

П

У

Л

Н

4,41

1720

1/10

648

0,16

32

Ответ:Плаунд


Название “числитель” и “знаменатель” ввёл в употребление греческий монах учёный-математик

Максим Плаунд

        Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в дроби”, что означает попасть в трудное положение.

        Задача сегодняшнего урока – доказать, что дроби не смогут поставить вас в трудное положение.

III. Устная разминка. Теоретический опрос.

а) Устно решить на экране компьютера::

15/27=5/9;

(1/2)3=1/8;

9/12*48=36;

1/2 * 4/9= 2/9;

11/15 * 3/5=11/25;

17/26 * 13/51=1/6;

4/9 * 2 ¼=1;

10 * 5 3/10= 53

Вопросы: 

  1. Что значит сократить дробь?
  2. Как возвести дробь в степень?
  3. Как умножить дробь на натуральное число?
  4. Как умножить дробь на дробь?
  5. Как умножить дробь на смешанное число?
  6. Как найти дробь от числа?
  7. Что такое 1%?
  8. Как найти несколько процентов от числа?

б) Установить соответствие между процентами и соответствующими им дробями:

        10%            1/2

         20%           1/10

         25%           3/4

         50%            1/5

         75%            1

         100%          ¼

в) Какая часть фигуры закрашена? Выразите эту часть в процентах. (Показываются соответствующие рисунки на экране компьютера).

     

     

           6/8=3/4=75%                 10/25=40/100=40%           5/10=1/2=50%

IV. Практическая работа.

1. Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке.

«Эстафета» 

Число, полученное в результате выполнения первого номера, есть номер задания, которое надо выполнить следом и т.д.

1. Найдите 1/3 от 18.

2. Найдите 5% от 80.

3. Найдите 250% от 2.

4. Найдите 3/5 от 20.

5. Найдите 0,25 от 8.

6. Найдите 0,75 от 4 .                                               Ответ: 12.    

2. Самостоятельная работа в парах.

«Перепутанные таблички»  

        Учитель: “Ребята, ученик  6 класса, Ондар Кежик  очень готовился, чтобы продемонстрировать свои знания по теме “Нахождение дроби от числа”. Но с ним произошло недоразумение. Он придумал карточки с одинаковыми ответами, положил их себе в портфель, а они перепутались, и он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Ребята, помогите найти мальчику карточки с результатами, которые равны.

        Учащимся раздаются карточки с заданиями (одна карточка на парту). Один ученик решает примеры верхней строки, другой – нижней. Потом ребята сравнивают получившиеся ответы и закрашивают клеточки с равными результатами одним цветом. Результаты работы проверяются по готовой таблице, вывешенной на доске. Пары, справившиеся с заданием, получают оценку «5», не справившиеся – берут карточки домой для работы над ошибками.

                                                                                                                                                                         

                                                                                                       

      5/12 от 48          60% от 25            0,8 от 45            

                                                                                                         

                                                                                                       

                                                                                                   

      20% от 75         4/15 от 135           0,5 от 40          

V. Физкультминутка.

        Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель показывает и называет числа:  94, 111, 125, 57, 305, 308, 19, 206, 145, 981, 37, 294. Если число делится на 2, то учащиеся поднимают руки вверх, если на 3 – руки разводят в стороны, если на 5 – руки на пояс, а если простое число – приседают на корточки.

VI. Решение задач.

Предмет математики настолько серьёзен,

что нужно не упускать случая

делать его немного занимательным.

Б.Паскаль

 

Задача № 1. «Режим дня».

Учитель: – “Ребята, а вы,  соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаете утром, в определенное время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы? Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремленными и организованными, энергичными и бодрыми и успеете все, что захотите. Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время.

        На доску вывешивается плакат с записью краткого условия задачи:

        

        Учитель: Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должно быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведенного на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 времени от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.

Задача № 2. «Интервью»

        Задачу задает работник банка (видео на компьютере).

        Несколько лет назад сберегательный банк выплачивал доход по срочному вкладу 3% в год от вложенной суммы. Сколько рублей оказывалось на счете через 2 года, если на него положили 10000 руб.?

        Решение: (I способ)

3%=0,03

1) 10000*0,03=300 (руб.) – 3% от 10000 руб.

2) 10000+300=10300 (руб.) – через 1 год

3) 10300*0,03=309 (руб.) – 3% от 10300 руб.

4) 10300+309=10609 (руб.)

Ответ: через 2 года на счете оказывалось 10609 рублей.

Решение: (II способ)

1) 100%+3%=103% - через 1 год

103%=1,03

2) 10000*1,03=10300 (руб.) – через 1 год

3) 10300*1,03=10609 (руб.)

Ответ: через 2 года на счете оказывалось 10609 рублей.

VII. Самостоятельная работа.

        Дифференцированный контроль знаний. Предлагается два уровня сложности. Ученик сам выбирает уровень по силам.

I вариант

II вариант

Уровень А

Уровень А

1. Вычислите: 3/4*8/9;

2. Найдите 2/3 от 45;.

3. Найдите 32% от 50

4. В книге 80 страниц. Мальчик прочитал ¼ часть книги. Сколько страниц осталось прочитать?

5. Длина прямоугольника 5,6 см, ширина составляет 7/8 длины. Найдите периметр прямоугольника.

     

1. Вычислите: 5/7*21/25;

2. Найдите ¾ от 36

3. Найдите 28% от 200

4. От каната длиной 21 м отрезали 1/3 часть. Сколько метров каната осталось?

5. Длина прямоугольника 4,8 см, ширина составляет 5/6 длины. Найдите периметр прямоугольника.


Уровень Б


Уровень Б


1. Вычислите: 16/45 * 9/20;

2. Найдите 4/7 от 63;

3. Найдите 30% от 85;

4. У Красной Шапочки в корзинке 24 пирожка, из них 25% - пирожки  с капустой,  3/8 – пирожки с вареньем, остальные пирожки с грибами. Сколько пирожков с грибами в корзинке?

5. Длина прямоугольника 5,6 см, ширина составляет 7/8 длины. Найдите площадь прямоугольника.


1. Вычислите: 8/35 * 15/32;

2. Найдите 2/9 от 81;

3. Найдите 70% от 55;

4. У Белоснежки в корзинке находится 20 яблок, из них 10% - красных, 3/5 - желтых, остальные – зеленые. Сколько зеленых яблок находится в корзинке?

5. Длина прямоугольника 4,8 см, ширина составляет 5/6 длины. Найдите площадь прямоугольника.


6*. Одна из сторон треугольника равна 15 см, вторая составляет 0,6 первой, а третья – 7/9 второй. Найдите периметр треугольника.


6*. Периметр треугольника равен 35 см. Одна из его сторон составляет 3/7 периметра, а другая – 3/5 первой. Найдите длину третьей стороны.

        Учащиеся выполняют самостоятельную работу, затем проверяют свое решение с помощью ответов, которые выводятся на экран компьютера.

Критерии оценок:

5 заданий – «5»

4 задания – «4»

3 задания – «3»

Менее 3 заданий – «2»

Ответы:

I вариант

II вариант

Уровень А

Уровень А

1. 2/3;

2. 30;

3. 16;

4. 60 страниц;

5. 21 см.

1. 3/5;

2. 27;

3. 56;

4. 14 м;

5. 17,6 см.


Уровень Б


Уровень Б


1. 4/25;

2. 36;

3. 25,5;

4. 9 пирожков;

5. 27,44 см2.


1. 3/28;

2. 18;

3. 38,5;

4. 6 яблок;

5. 19,2 см2.


6*. 31 см.


6*. 11 см.

VIII. Домашнее задание. Оценки. Итог урока.

        На дом: Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу по теме: «Нахождение дроби от числа». Решение задачи записать в тетради.

  1. Какое открытие вы сделали для себя сегодня на уроке?
  2. Чему научились, что вспомнили, повторили?

        Сегодня на уроке мы неплохо поработали. Закончить урок мне хочется словами Л.Н. Толстого: «Человек есть дробь, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель — то, что он о себе думает.

Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству”. Задумайтесь над этими словами».         

Благодарю всех за урок. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

МБОУ Кара-Чыраанская средняя общеобразовательная школа

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по математике

«Математика – часть нашей жизни»

для 8 класса

Составитель: Ондар Чодураа

 Эрес-ооловна, учитель математики,

первая квалификационная категория

Пояснительная записка

Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного учебного плана.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Данная программа разработана с целью накопления субъектного опыта моделирования ситуаций, в которых предусмотрено применение математических знаний в реальной действительности. Она способствует развитию предметных, метапредметных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, ориентирует ребенка на дальнейшее самоопределение в сфере профессионального предпочтения.

Программа ориентирована на базовый уровень владения математическими знаниями и предполагает наличие общих представлений о применении математики, рассчитана на учащихся, которые стремятся не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривают математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях.

Программа имеет прикладное и образовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, намечает и использует целый ряд межпредметных связей. С целью повышения познавательной активности учащихся, развития способностей самостоятельного освоения знаний школьники обеспечены возможностью проводить самостоятельный поиск решения поставленной проблемы, поиск необходимой и полезной информации.

Основная цель программы: сформировать у школьников представления о математике как о комплексе знаний и умений, необходимых человеку для применения в различных сферах жизни.

Задачи программы:

Образовательные: расширить представление учащихся о практической значимости математических знаний, о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту; сформировать навыки перевода прикладных задач на язык математики,  сформировать устойчивый интерес к математике, как к области знаний.

Воспитательные: сформировать представление о математике, как о части общечеловеческой культуры; способствовать пониманию ее значимости для общественного прогресса; убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для использования  в практической деятельности; обеспечить возможность погружения в различные виды деятельности взрослого человека, ориентировать на профессии, связанные с математикой.

Развивающие: развивать логическое мышление, творческие способности обучающихся, навыки монологической речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, навыки конструктивного решения практических задач, моделирования ситуаций реальных процессов, навыки проектной и практической деятельности с реальными объектами.

Реализация программы предусматривает использование в качестве методологической основы системно-деятельностный подход, проведение занятий в форме кружков, практических работ на местности и с использованием соответствующего оборудования, поисковых исследований, различных видов проектной и творческой деятельности.

Программа предназначена учащимся 8 класса, имеющим определенный запас базовых математических знаний. Программа рассчитана на реализацию в течение одного учебного года и рассчитана на 34  часа.

Проведение занятий возможно на базе учебного кабинета, оснащенного оборудованием для использования информационно-коммуникационных технологий.

В основу содержания программы заложены следующие педагогические задачи:

  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения
  • Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогом, сверстниками, родителями и другими взрослыми людьми для решения общих проблем.
  • Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  • Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям для формирования здорового образа жизни

В основу реализации программы заложены следующая структура педагогической деятельности:

  1. Регламентированная деятельность в форме занятий, в которых учитель является инициатором активности детей, предлагая выполнить составленные им задания.
  2. Совместная деятельность педагога с детьми, которая предусматривает постановку и реализацию совместных задач, постановку учебной проблемы, решение которой обеспечивает освоение разных видов деятельности, приобщает к опыту поколений, нравственным ценностям, расширяет представления о практической деятельности человека.
  3. Свободная деятельность детей, которая предусматривает свободный выбор темы учебного исследования, формы деятельности в этом исследовании и формы подачи результатов исследования. Такая деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, его творческую активность, свободное экспериментирование. Функция педагога здесь предусматривает создание предметной среды, отвечающей его интересам и имеющей развивающий характер, а также педагогическое сопровождение его учебной деятельности (заинтересованное наблюдения, консультирование, личное участие, поощрение самостоятельности)

Программа предусматривает развитие личности посредством достижения школьниками «воспитательных результатов» и «воспитательных эффектов».

Образовательный результат ориентирован на достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности:

  • Школьники приобретают опыт социальных знаний о реальных событиях, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни и практической деятельности.
  • У школьника формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества – человек, семья, природа, знания, труд, культура.
  • Каждый школьник приобретает опыт самостоятельного социального действия: взаимодействие друг с другом, в открытой общественной среде.

Реализация программы предусматривает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

Планируемые результаты освоения программы курса

УУД

Формируемые умения

Средства формирования

личностные

  • Мотивация к обучению
  • Самоорганизация и саморазвитие
  • Познавательные умения
  • Умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве
  • Умения и навыки практических действий для решения практических задач

  • Организация познавательной деятельности
  • Организация парной, групповой, коллективной творческой деятельности
  • Организация практической деятельности с использованием оборудования и подручных средств

Метапредметные результаты

регулятивные

  • Определять цель деятельности на уроке самостоятельно и с помощью учителя.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Планировать учебную деятельность на уроке и последовательность выполнения действий.
  • Высказывать свои версии и предлагать способы их проверки (на основе продуктивных заданий).
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (справочные пособия, инструменты, подручные средства).
  • Определять успешность выполнения своего задания.
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов
  • подведение к формулировке цели через зону ближайшего развития
  • планирование действий для выполнения учебной задачи, распределение функций или ролей внутри группы, коллектива при содействии учителя
  • внесение дополнений и корректив в план действий в случае отклонения от ожидаемого результата
  • прогнозирование результата деятельности
  • самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя
  • оценка результатов деятельности и побуждение к преодолению затруднений

познавательные

  •  навыки решения проблем творческого и поискового характера,
  • навыки поиска, анализа, интерпретации и конструирования информации.
  • навыки выбора наиболее эффективных способов действий

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • обеспечить расширение границ поиска информации за счёт библиотечного центра и открытого информационного пространства

коммуникативные

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • защита проектов

Структура курса

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1

Математика в быту.

  • Кому и зачем нужна математика?
  • Разметка участка на местности (лабораторная работа)
  • Меблировка комнаты (практическая работа)
  • Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)
  • Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи.
  • Сколько стоит электричество?
  • Математика и режим дня

9

2

Математика в профессии

  • Из чего складывается заработная плата
  • Что такое отчет?
  • Математика в пищевой промышленности
  • Математика в медицине
  • Математика в промышленном производстве
  • Математика в сфере обслуживания.
  • Математика в спорте
  • Математика и искусство

10

3

Математика в бизнесе

  • Экономика бизнеса.
  • Цена товара. Наценки и скидки.
  • Деловая игра.

3

4

Математика и общество

  • Штрафы и налоги
  • Распродажи
  • Тарифы
  • Голосование

4

5

Математика в природе

  • Что и как экономят пчелы?
  • Какова высота дерева?
  • «Золотое сечение» в живой природе
  • Симметрия вокруг нас

7

Краткая характеристика модулей программы

Модуль 1 «Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.

Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:

  • сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;
  • воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.

В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).

Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.

Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.

Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме фестиваля с представлением учебных проектов.

Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.

Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;
  • обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;
  • сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;
  • исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.

Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.

Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.

Подведение итогов деятельности обучающихся по данной теме можно провести в форме конкурса эссе по теме: «Моя будущая профессия».

Модуль 3 «Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.

Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.

Задачи:

  • сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;
  • ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.

Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.

Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.

Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.

Третий блок ориентирован на возможность применения приобретенных знаний и умений в ходе деловой игры, организуемой учителем.

Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.

Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.

Задачи:

  • сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;
  • научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;
  • раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;
  • обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.

Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.

Данный модуль не предусматривает написания проектов, но призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве. На занятиях предусмотрено прослушивание докладов, сообщений, составление кластеров и синквейнов.

Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.

Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.

Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.

Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.

Приводимое в модуле содержание может быть изменено или дополнено в соответствии с запросами и пожеланиями школьников.

Подведение итогов деятельности обучающихся по теме можно провести в форме отчетной конференции, на которой следует подвести итоги темы и всего курса, отметить достижения учащихся, провести награждение.

Основное содержание

МОДУЛЬ 1. Математика в быту.

Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. В какой профессии математика не нужна? Что развивает математика? Решение задач на смекалку.

Разметка участка на местности. Какие знания помогут осуществить разметку. Какое необходимо оборудование. Расчет площади и периметра участка. Расчет стоимости ограждения участка.

Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как расставить мебель в комнате? Практическая работа с моделями.

Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на местности. Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта.

Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. Бюджет школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы? Практическое применение составленных таблиц.

Сколько стоит электричество? На что тратит электричество семья. Как можно экономить электричество? За какой срок окупаются расходы на энергосберегающую лампу? Сколько можно сэкономить на двух тарифном счетчике? Решение практических задач.

Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает? Сколько родители работают и сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам.

МОДУЛЬ 2. Математика в профессии.

Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Как оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение практических задач.

Что такое отчет? Кто и для чего составляет отчеты? Для чего сводят дебет и кредит? Математика и статистика. Математическое моделирование отчетов. Решение практических задач.

Математика в пищевой промышленности. Что считает мастер пищевого производства? Последствия ошибки в просчетах. Решение практических задач.

Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач.

Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач.

Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса.

Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте? Решение комбинаторных задач.

Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие.

МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе.

Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических задач.

Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.

Деловая игра «Юные бизнесмены»

МОДУЛЬ 4. Математика в обществе.

Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как избежать штрафов? Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач.

Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и снижение цены на товар? Решение практических задач.

Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги. Коммунальные платежи. Решение практических задач.

Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение практических задач.

МОДУЛЬ 5. Математика в природе.

Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел. (урок-исследование)

«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска. Практическая работа.

Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности (творческая лабораторная работа)

Симметрия вокруг нас. Виды симметрии. Примеры видов симметрии в природе. Решение практических задач.

Примерное тематическое планирование

№ п/п

Примерные темы, раскрывающие модуль программы

Дата

Основное содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

п

ф

Кому и зачем нужна математика?

- обозначить необходимость использования математики в быту, в профессии, в бизнесе в ходе обсуждения

- развивать математическое мышление и смекалку в ходе решения устных и полу устных заданий

- знакомятся с презентацией по теме

- творческая работа в группах: поиск ответа на вопросы как используется математика в быту, кем и как используется математика в профессии, как помогает математика бизнесмену, встречаются ли математические понятия и закономерности в природе,

 - решение заданий на смекалку группами в форме соревнования

Разметка участка на местности

- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить разметку, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка.

- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.

- беседа в форме фронтальной работа

- лабораторная работа: осуществить разметку участка на местности, провести расчет площади и периметра участка, стоимости ограждения участка

- представление расчетов в форме защиты проекта

Меблировка комнаты (практическая работа)

- подвести к осмыслению выбора интерьера для определенной комнаты дома

- моделировать обстановку комнаты на бумаге

- творческая работа в группах по выбору комнаты дома и интерьера для комнаты по подготовленному прайс-листу (прайс-лист готовит учитель как образец для дальнейшего выполнения подобных заданий учащимися)

- моделирование мебели на клетчатой бумаге

– моделирование обстановки комнаты на ее схеме

Расчет стоимости ремонта комнаты (лабораторная работа)

- осмысление вида ремонта для классной комнаты, выбора материалов, расчет количества расходных материалов и затрат на ремонт

- коллективная работа, направленная на осмысление потребностей для осуществления виртуального ремонта комнаты, распределение обязанностей по подготовке к виртуальному ремонту

- произведение необходимых замеров на местности, просчетов потребностей в материалах для ремонта

Домашняя бухгалтерия. Бюджет семьи. Сколько стоит отдохнуть?

- ознакомление с понятие «Бюджет», статьями расходов каждой семьи

- осмысление потребностей семьи с низким уровнем доходов, с высоким уровнем доходов, осознание потребностей школьника

- осознание потребности человека в организации досуга, осмысление видов отдыха, сопутствующих затрат, расчет затрат для разных видов отдыха

- знакомятся с презентацией по теме

- обсуждение с родителями потребностей семьи и затрат на эти потребности (домашнее задание к уроку)

- творческая работа в группах по составлению таблицы доходов и расходов школьника и семей с различным уровнем дохода

- организованное обсуждение видов отдыха всей семьей

- творческая работа в группах по интересам, результатом которой станет мини-проект (необходим доступ к информационным ресурсам)

Сколько стоит электричество?

- осмысление на что и в каком количестве расходуется электричество

- просчет затрат материальных ресурсов на электричество и сравнительный анализ результатов

- подготовка сообщений о различных видах ламп и их технических характеристиках (домашняя подготовка)

- развитие навыков решения практических задач – воспитание рационального подхода к вопросам энергосбережения

Математика и режим дня

- осознание потребности в режиме дня как возможности сохранить здоровье и многое успевать

- осмысление потребностей школьника в чередовании труда и отдыха

- ознакомление с нормами СанПина в труде и отдыхе школьников разного возраста

- обсуждение вопросов, связанных с режимом дня

- решение практических задач, связанных с затратами времени на труд и отдых школьника, родителей

- мини-проект по составлению для себя режима дня на один день или на неделю

Урок-консультация

- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов

Урок-консультация

- консультирование учащихся по вопросам написания проектов по пройденным темам на их выбор

- задают вопросы, возникшие в ходе выполнения или оформления проектов

Защита учебных проектов

- защита проектов

- рефлексия, самооценка и взаимооценка достижений

- представляют проекты

Из чего складывается заработная плата

- знакомятся с видами зарплат, способами начисления зарплат

- приобретают навыки вычисления объема зарплаты

- просмотр презентации по теме

- знакомятся с правилами начисления зарплаты учителя

- работают в творческих группах по решению практических задач

Что такое отчет?

- осмысление понятия «отчет» в ходе обсуждения, формирование представления о математическом моделировании форм представления отчетов

- обсуждение вопросов, связанных с понятиями «отчет» и «математическая модель» под руководством учителя

-решают практические задачи, связанные с отчетностью профессии учителя (отчет по качеству выполнения контрольной работы классом и моделирования результатов), с чтением графиков и диаграмм.

Математика в пищевой промышленности

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на части и проценты

- осознают необходимость математических знаний в профессии мастера в пищевом производстве

Математика в медицине

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на части и проценты

- осознают необходимость математических знаний в профессиях врача, фармацевта, лаборанта

- развивают умения решать задачи на части и проценты, приобретают навыки прочтения результатов обследования и представления чисел в стандартном виде

Математика в промышленном производстве

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на производительность труда

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать задачи на производительность труда

Математика в сфере обслуживания.

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

-решение практических задач на округление по недостатку или по избытку

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать задачи на округление по недостатку или по избытку

Математика в спорте

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

- решение практических и комбинаторных задач

- осознают необходимость математических знаний

- развивают умения решать практические и комбинаторные задачи

Математика и искусство

- вводная беседа, обеспечивающая осмысление потребностей в математических знаниях

- выполнение практического задания по изображению объекта с учетом математических закономерностей

- слушают сообщение о Леонардо да Винчи (домашняя подготовка)

- просмотр презентации по теме

- формирование умения применения математических закономерностей в изображении объектов

Место математики в моей профессии

- осмысление профессиональных предпочтений и изложение их в форме эссе

- пишут эссе

Представление эссе по теме «Моя будущая профессия»

- осмысление значимости математических знаний в будущей профессии каждого из учащихся

- представляют свои эссе

Экономика бизнеса.

- осмысление понятия «Бизнес» и других понятий, связанных с бизнесом

- просмотр презентация, раскрывающая понятие «Бизнес» и иных понятий, связанных с бизнесом

Цена товара. Наценки и скидки.

- осмысление того факта, что повышение стоимости с последующим понижением на те же проценты не дает исходной величины

- развитие навыков решения задач на проценты

- решение задач практического характера с последующим осмыслением результатов, рассмотрение разных способов решения одной задачи

Деловая игра.

- обеспечить запоминание и осмысление некоторых экономических понятий

- развитие умений решать задачи экономического характера

- воспитывать умения просчитывать риски

- разбиваются на команды и соревнуются в ходе выполнения заданий

Штрафы и налоги

- ознакомление с понятиями «Штраф» и «Пени», осознание их значения для сфер деятельности человека

- развитие навыков решения задач на проценты

- воспитание сознательной гражданской позиции

- просмотр презентации, раскрывающей понятия «Штраф» и «Пени»,

- обсуждение действий, приводящих назначению штрафов и пени, и действий им противостоящих

- решение практических задач на проценты

Распродажи

- ознакомление с понятием «распродажа», с ситуациями, когда проводят распродажи

- развитие навыков решения задач на проценты

- осознают значение распродаж для экономии семейного бюджета

- развивают навыки решения задач на проценты

Тарифы

- ознакомление с понятием «Тариф» и сферами использования этого понятия

- решение задач практического содержания

- осознают понятие «Тариф» и знакомятся со сферами, в которых используется понятие

- решают задачи практического содержания

Голосование

- обсуждение таких гражданско-правовых событий, как голосование, перепись, референдум, их значения для жизни общества

- развитие навыков решения практических задач

- заслушивают сообщения по темам «Голосование», «Перепись населения», «Референдум», задают вопросы, осмысляют их значения для жизни общества

- решают задачи практического содержания

Зачет по теме «Математика в обществе»

- контроль умений и навыков решения задач

- Решают на зачет задачи практического содержания

Что и как экономят пчелы?

- ознакомление с понятием «Правильный многоугольник»

- выполнение практического задания-исследования на выкладывание на поверхности правильных многоугольников

- просмотр презентации по теме «Правильные многоугольники»

- практическая деятельность с моделями многоугольников на исследование возможности покрыть поверхность правильными многоугольниками и вопроса экономии расходных материалов

- анализ результатов и практическое значение проведенного исследования

Какова высота дерева? (лабораторная работа)

- провести актуализацию математических знаний, которые помогут осуществить расчет высоты дерева

- исследование вопроса о том, какое необходимо оборудование.

- беседа в форме фронтальной работа

- лабораторная работа: осуществить замеры и произвести расчет высоты дерева на местности

- представление расчетов в форме защиты проекта

«Золотое сечение» в живой и в неживой природе

- защита проектов по теме

- отработать понятие на примере практического задания

- представляют учебные проекты

- ознакомление с проектом Свиязовой Ольги «Золотое сечение в архитектуре города Ульяновска»

- выполняют практическое задание на исследование наличия золотого сечения у объекта

Симметрия вокруг нас

- защита проектов по теме

- напомнить правила нахождения симметрии у объекта, построения объектов, обладающих симметрией

- представляют учебные проекты

- решают практические задачи с использованием известных правил и закономерностей, связанных с симметрией

Урок -консультация

-консультирование по вопросам защиты проектов

- доработка проектов для представления на итоговой конференции

Отчетная конференция

Защита проектов на открытой конференции, поощрение, награждение

- защищают учебные проекты

Ожидаемые результаты реализации программы

В результате прохождения программы школьники научатся:

  • Находить необходимую информацию в информационных источниках и в открытом информационном пространстве
  • Создавать презентации;
  • Распознавать математические понятия и применять их при решении задач практического характера;
  • Решать простейшие комбинаторные задачи путём осмысления их практического значения и с применением известных правил;
  • Применять некоторые приёмы быстрых решений практических задач;
  • Применять полученные знания для моделирования практических ситуаций;
  • Применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики, на итоговой аттестации в дальнейшей практической деятельности.

Поиск  решения поставленных учебных задач, решения предложенных практических задач и написания учебных проектов обеспечивает формирование у школьников способности к:

  • Целеполаганию (поставка и удержание цели);
  • Планированию деятельности (составление плана действий, которые приведут к необходимому результату);
  • Моделированию (представление способа деятельности через использование моделей, представление результата с помощью математической моделей);
  • Проявление инициативы в поиске способа (способов) решения задач;
  • Рефлексированию (видение проблемы; анализ результата деятельности – почему получилось (не получилось), видение своих трудностей, своих ошибок;
  • Организации коммуникативной деятельности в рамках деятельности пары, группы, коллектива (распределение обязанностей, взаимодействие при решении задач, отстаивание своей позиции, принятие или аргументированное отклонение других точек зрения).

Программа обеспечивает возможность школьниками достичь следующих предметных результатов:

  • Получение представлений об основных изучаемых понятиях, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • Овладение навыками инструментальных вычислений;
  • Овладение приемами решения практических задач;
  • Овладение геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, приобретение навыков практических измерений
  • Овладение знаниями об экономических и гражданско-правовых понятиях

Освоение программы дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  • В личностном направлении:
  1. Умение ясно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры
  2. Умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта
  3. Представление о математической науке как о сфере человеческой деятельности
  4. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач
  5. Умение контролировать процесс и результат деятельности
  6. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, моделей, задач, решений, рассуждений

  • В метапредметном направлении:

  1. Первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и практики, о средстве моделирования явлений и процессов
  2. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни
  3. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения проблем и представлять ее в понятной форме
  4. Умение понимать и использовать математические модели для иллюстрации, интерпретации, аргументации
  5. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки
  6. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач
  7. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и находить способы решения учебных и практических проблем
  8. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Содержание программы обеспечивает межпредметные связи:

  • с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций; 
  • с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта, написание эссе.
  • С уроками черчения: изображение объекта.
  • С уроками экономики: использование экономических понятий в решении учебных и практических задач.
  • С уроками права и обществознания: использование понятий и правовых норм, законодательных актов в решении учебных и практических задач.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемая литература:

  1. Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс. – М: Просвещение, 2010 г.
  3. В.Горский. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование. – М: Просвещение, 2014 г.

Дополнительная литература:

  1. Н. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М: Просвещение, 2013 г.
  2. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. РАО Институт содержания и методов обучения. Цент оценки качества образования. IEA Trends in Interrnational Mathematics and Science Study TIMSS.

8 класс. Тетрадь для учащихся.

  1. Детская энциклопедия «Хочу все знать»
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Нахождение дроби от числа"

Дидактический материал к уроку представлен в виде демонстрационной слайдовой презентации и 3-х вариантов презентаций для команд учащихся с элементами электронных авторских тестов. ...

Открытый урок по теме "Дробь от числа"

Урок-закрепление по теме "Нахождение дроби от числа" построен на интегрированном материале по теме "Здоровый образ жизни". На уроке использована групповая форма работы....

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби" математика 5 класс

Открытый урок "Доли. Обыкновенные дроби"...

Презентация открытого урока "Деление десятичных дробей на натуральное число"

Презентация открытого урока по математике в 5 классе "Деление десятичных дробей на натуральное число" по учебнику Н.Я. Виленкина....

Конспект открытого урока "Умножение обыкновенных дробей на одноначное число"

Умножение обыкновенных дробей на одноначное число...

открытый урок по теме дробь от числа в 6-ом классе

Урок в 6-ом классе                  Тема: "Нахождение дроби от числа". Учебник Математика-6. А.Г.Мер...