Рабочая программа 11 класс 2018-2019 (база)
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

 

Рабочая программа

среднего общего образования

)

по предмету физика для 10-11класса

(количество часов в неделю 2 часа,год-70 часов)

Уровень базовый

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika10_baza_18-19.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа № 6»

Заинского муниципального района Республики Татарстан

«Принято»

Педагогическим советом

протокол от _____20__г.№__

Введено приказом от___20__г. №___

Директор МБОУ «ЗСОШ № 6»

___________ В.К.Исрафилова

Подпись Ф.И.О.

Рабочая программа

среднего общего образования

)

по предмету физика для 10-11класса

(количество часов в неделю 2 часа,год-70 часов)

Уровень базовый

Составитель:

Курова Екатерина Александровна

Физика

Высшая квалификационная категория

«Согласовано»

Заместитель директора_И.В. Прудыус_______ __________________ от_________20___г.

Подпись Ф.И.О.

«Рассмотрено»

На заседании МО, протокол от____20___г. №____

Руководитель МО _Г.Х.Вафина_______ __________________ от_________20___г.

Подпись Ф.И.О.

г. Заинск

2018г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

Название раздела

Знать и понимать

Уметь

10 класс

Физика и методы научного познания

Физика-наука о природе. Научные методы познания природы. Смысл понятий: физическое явление гипотеза, закон, теория, вещество.

  • Моделировать физические явления и процессы. Отличать гипотезы от научных теорий  делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

Механика

  • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, частота, период обращения, центростремительное ускорение смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса, закона сложения скоростей, закона Гука; способы описания движения, уравнения зависимости скорости и координаты от времени при равномерном, равноускоренном движении и свободном падении тел.

Определять границы применения законов классической механики. Описывать положение точки в пространстве объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; определять и описывать поступательное и вращательное движения

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Основные положения МКТ. Смысл понятий :броуновское движение, взаимодействие молекул, абсолютная температура, постоянная Больцмана

Смысл газовых законов, первого и второго законов термодинамики          

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры. Принцип работы тепловых двигателей, экологические проблемы, связанные с применением тепловых двигателей.

Объяснять физические явления на основе представлений о строении вещества, описывать основные черты модели идеального газа, объяснять давление создаваемое идеальным газом, вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре, экспериментально проверять правильность закона Гей-Люссака, выражать зависимость между величинами на графике, определять влажность воздуха, решать задачи на определение величин, характеризующих молекулы и термодинамические величины.

Основы электродинамики

Знать смысл понятий: элементарный электрический заряд, электромагнитное поле, электрический ток. Смысл физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление, электрический заряд, потенциал, электроемкость. Смысл закона сохранения электрического заряда, закона Кулона, Ома для полной электрической цепи и для участка цепи . Смысл теорий близкодействия и действия на расстоянии, электронной теории металлов

Описывать и объяснять явление электростатической индукции, приводить примеры применения проводников и диэлектриков, собирать электрические цепи, проверить экспериментально справедливость законов последовательного и параллельного соединения проводников, измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры. Приводить примеры практического использования физических знаний электродинамики в энергетике. Использовать знания электродинамики для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов.

11 класс

Основы электродинамики (продолжение)

 Смысл понятий магнитное поле, электромагнитное поле, магнитная индукция. Смысл физических величин: магнитная индукция, индуктивность, магнитный поток. Смысл физических законов: электромагнитной индукции, преломления и отражения света Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы.

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел: электромагнитную индукцию, интерференцию, дифракцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций,

Определять величину и направление силы Ампера и силы Лоренца, применять правило Ленца.

Квантовая физика

Смысл понятий: фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения.

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора.

Смысл законов фотоэффекта.    Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергии связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы.

описывать и объяснять физические явления и свойства тел: излучение и поглощение света атомом; приводить примеры практического использования физических знаний:  различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи.;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Содержание предмета физика

10-11 класс (140 часов 2часа в неделю)

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

10 класс

Физика и методы научного познания

Физика-наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

3 часа

Механика

Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики. Демонстрации:

Зависимость траектории от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции.

Сравнение масс взаимодействующих тел.

Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил.

Зависимость силы упругости от деформации.

Силы трения.

Условия равновесия тел.

Реактивное движение.

Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.

Лабораторные работы:

Измерение ускорения свободного падения.

Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Исследование упругого и неупругого столкновений тел.

Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости. Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела.

27 часов

Молекулярная физика

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.

Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

Демонстрации:

Механическая модель броуновского движения.

Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры припостоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженномдавлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела.

Объемные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.

Лабораторные работы:

Измерение влажности воздуха.

Измерение удельной теплоты плавления льда.

Измерение поверхностного натяжения жидкости.

27 часов

Основы электродинамики

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.Демонстрации: Электрометр.

Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.

Магнитное взаимодействие токов.

Лабораторные работы:

Измерение электрического сопротивления с помощью омметра. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Измерение элементарного заряда

13 часов

11 класс

Основы электродинамики (продолжение)

 . Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практические применения. Законы распространения света. Оптические приборы.

Лабораторные работы:

Измерение магнитной индукции. Изучение явления электромагнитной индукции.

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза. Измерение показателя преломления стекла. Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания

Осциллограмма переменного тока

Генератор переменного тока

Излучение и прием электромагнитных волн

Отражение и преломление электромагнитных волн

Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение. Законы  распространения света. Оптические приборы.

Отражение и преломление света

Интерференция света

Дифракция света

Получение спектра с помощью призмы

Получение спектра с помощью дифракционной решетки

Поляризация света

Прямолинейное распространение света

Оптические приборы

Лабораторная работа

Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза

Измерение показателя преломления стекла

Магнитное взаимодействие токов

Электроизмерительные приборы

Отклонение  электронного пучка  магнитным полем

Зависимость ЭДС индукция от скорости изменения магнитного потока

32 часа

Механика

Механические колебания и волны.

Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический маятник. Резонанс. Воздействие резонанса и борьба с ним. Механические волны. Длина и скорость волны. Звуковые волны.

8 часов

Квантовая физика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно – волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

     Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.     Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергии связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия Демонстрации:

Фотоэффект

Линейчатые спектры излучения

Лазер

Счетчик, ионизирующий частиц

Лабораторные работы:

Наблюдение линейчатых спектров

28 часов


Календарно-тематическое планирование по физике

10 класс

(2 учебных часа в неделю, всего 70 часов)

УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План.

Факт.

I.Физика и методы научного познания. (3ч.)

1

Физика как наука.  Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания.

1

04.09

2

Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.

1

07.09

3

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории.

1

11.09

Механика(27ч)

4

Классическая механика Ньютона. Механическое движение и его виды.

1

14.09

5

Относительность механического движения.

1

18.09

6

Прямолинейное равномерное  движение.

1

21.09

7

Мгновенная и средняя скорость.

1

25.09

8

Входная контрольная работа.

1

28.09

9

Прямолинейное равноускоренное движение.

1

02.10

10

Свободное падение тел.

1

05.10

11

Равномерное движение по окружности.

1

09.10

12

Поступательное и вращательное движение.

1

12.10

13

Решение задач по теме: «Кинематика».

1

16.10

14

Контрольная работа по теме «Кинематика»

1

19.10

15

Законы динамики. Первый, второй законы Ньютона.

1

23.10

16

Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

1

26.10

17

 Всемирное тяготение.

1

30.10

18

Сила тяжести.  Вес тела.

1

09.11

19

Сила упругости. Закон Гука. Сила трения и сопротивления.

1

13.11

20

Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности».

1

16.11

21

Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.

1

20.11

22

Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики.

1

23.11

23

Работа силы. Мощность.

1

27.11

24

Кинетическая энергия.

1

30.11

25

Решение задач по теме: Работа, мощность, энергия.

1

04.12

26

Работа силы тяжести.

1

07.12

27

Работа силы упругости.

1

11.12

28

Закон сохранения энергии в механики.

1

14.12

29

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии».

1

18.12

30

Границы применимости классической механики. Контрольная работа по теме: «Механика».

1

21.12

II.Молекулярная физика и термодинамика (27ч.)

31

Основные положения в МКТ. Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее доказательства.

1

25.12

32

Решение задач на величины, характеризующие молекулы.

1

11.01

33

Броуновское движение. Взаимодействие молекул.

1

15.01

34

Модель идеального газа. Основное уравнение МКТ.

1

18.01

35

Решение задач на основное уравнение МКТ.

1

22.01

36

Температура. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества.

1

25.01

37

Измерение скоростей молекул газа. Решение задач.

1

29.01

38

Уравнение состояния идеального газа. Давление газа.

1

01.02

39

Газовые законы. Строение и свойства газов и жидкостей.

1

05.02

40

Решение задач по теме:»Уравнение состояния идеального газа.»

1

08.02

41

Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей – Люссака».

1

12.02

42

Решение задач по теме «Газовые законы».

1

15.02

43

Решение графических задач по теме «Газовые законы».

1

19.02

44

Твердые тела. Строение и свойства твердых тел.

1

22.02

45

Фазовые переходы. Л/р «Измерение удельной теплоты плавления льда».

1

26.02

46

Механическое напряжение. Закон Гука.

1

01.03

47

Внутренняя энергия.

1

05.03

48

Законы термодинамики. Первый закон.

1

05.03

49

Решение задач по теме «Законы термодинамики»

1

12.03

50

Влажность воздуха. Л\р «Измерение влажности воздуха».Решение задач по теме: «Первый закон термодинамики».

1.

15.03

51

Свойства поверхности жидкости. Л/р «Измерение поверхностного натяжения жидкости».

1

19.03

52

Решение задач по теме: «Количество теплоты.»

1

22.03

53

Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов.

1

02.04

54

Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.

1

05.04

55

Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей».

1

09.04

56

Контрольная работа по теме: «Молекулярная физика. Тепловые явления».

1

12.04

57

Повторительно-обобщающий урок по теме «Молекулярная физика».

1

16.04

III. Основы электродинамики (13 ч.)

58

Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд.

1

19.04

59

Закон Кулона.

1

23.04

60

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

1

26.04

61

Проводники и диэлектрики в электростатическом поле.

1

30.05

62

Работа поля по перемещению электрического заряда. Потенциал.

1

03.05

63

Электроемкость.  Конденсаторы.

1

07.05

64

Электрический ток. Сила тока.

1

10.05

65

Закон Ома для участка цепи.

1

14.05

66

Лабораторная работа №5 «Измерение электрического сопротивления с помощью омметра».

1

17.05

67

Закон Ома для полной цепи.

1

21.05

68

Контрольная работа по теме: «Основы электродинамики»

1

24.05

69

Лабораторная работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

1

28.05

70

Электрическая проводимость различных веществ. Электрический ток в металлах, полупроводниках, газах, жидкостях, вакууме.

1

31.05

Проверка знаний учащихся. Оценка ответов                                                                                                

Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».

Оценка контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную  полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей

работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4-5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка лабораторных работ        ,

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

таков, позволяет получить работы не позволяет сделать

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Перечень ошибок.

 Грубые ошибки.

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
  2. Неумение выделять в ответе главное.
  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
  7. Неумение определить показания измерительного прибора.
  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответаосновных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

                           

Приложения

Оценочные материалы:  карточки четыре варианта из сборника

 А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика дидактические материалы» 10 класс

А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика дидактические материалы» 11 класс

Находятся в отдельной папке.

  Литература

1   Алгоритм составления рабочих программ по физике. РО ИПК и ПРО, кафедра математики и естественных дисциплин.

2    Требования к уровню подготовки выпускников.

3    Примерные программы по физике. М.: Дрофа, 1999-2004г.

4    Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.

 5   Программы для общеобразовательных учреждений. ИД «Дрофа» 2004 г.

 6    М.В.Рыжаков. Государственный стандарт основного общего образования (теория и практика). М., Педагогическое общество России, 1999 г.

7    Г.Я.МякишевБ.Б.Буховцев  Физика 10класс Дрофа 2008г    .

8   . Обучающий диск «Живая физика»

9      Обучающий диск «Физические эксперименты»

10     Сайты        www.fcior.edu.ruhttp://school-colection.edu.ru;  «Классная физика»

 11    А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике» 10-11 кл. 2008г.

 12 А.Е.Марон, Е.А.Марон «Физика дидактические материалы» 10 класс