Рабочая программа на 2018-2019 уч.год по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием программ: Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2012 г.
Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.
Предметная линия учебников: Литература. 5 класс. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – Москва: «Просвещение», 2013 г.
Из расчета 3 часа в неделю; 35 учебных недель, всего – 105 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_2018-2019_uch.god_po_literature_5_klass.doc | 316 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Бутовская СОШ № 1»
_________ И.М. Овчинникова
«____» августа 2018г.
Рабочая программа
литературе
(общеобразовательный уровень)
5 класс
Составитель: Бордиян Андрияна Фёдоровна
учитель русского языка и литературы
2018-2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена с использованием программ: Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М., Просвещение, 2012 г.
Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной, 2-е издание. – М.: Просвещение, 2014 г.
Предметная линия учебников: Литература. 5 класс. Авторы-составители: Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. – Москва: «Просвещение», 2013 г.
Из расчета 3 часа в неделю; 35 учебных недель, всего – 105 часов.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в каждом разделе (указано в учебно-тематическом планировании).
Формы контроля: контрольные работы, тестирования.
Уроки, выпадающие на праздничные дни, переносятся на конец учебного года.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и др.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века – литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и др.).
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Организация учебного процесса:
Базисный учебный план школы предусматривает обязательное изучение литературы в V классе – 105 часов, в 5 классе отводится 3 часа в неделю. Используются различные формы работы: урочные (70 %), внеурочные (30 %).
Внеурочные формы работы:
- проектная деятельность – 5 ч. (направленная на развитие умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересом; умение работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности);
- образовательные экскурсии – 1 ч. (направленные на развитие умения получать информацию в ходе экскурсии, использовать ее при изучении предмета и в дальнейшей жизни);
- межпредметные модули – 7 ч. (направленные на осуществление взаимодействия с учителями-предметниками при проведении определенных тем для развития способности использовать литературу как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков литературных явлений на межпредметном уровне (на уроках истории, русского языка и др.));
- игры-состязания – 2 ч. (направленные на применение приобретенных знаний, умений и навыков в процессе предметного состязания и т.д.);
- учебное исследование – 2 ч. (направленное на развитие умения понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы, самостоятельно и с помощью учителя организовывать учебное исследование).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литератур является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.
Уровень - базовый.
Направленность – основное общее образование.
Место предмета «Литература» в Базисном учебном плане:
В год – 105 ч.
Развитие речи -15 ч.
В неделю - 3 ч., не менее 34 недель
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и др.).
В каждом классе затронута одна из ведущих проблем.
5 класс – внимание к книге;
6 класс – художественное произведение и автор;
7 класс – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы;
8 класс – взаимосвязь литературы и истории;
9 класс – начало курса на историко-литературной основе.
Формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения литературы
Личностные результаты должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
1)понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
2)понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
3)умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
4)определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
5)приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
6)формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
7)собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
8)понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
9)восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
10)умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
11)написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
12)понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
13)понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам
- Введение. Книга в жизни человека (1ч)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Структурные элементы книги, создатели книги. Учебник литературы и работа с ним.
- Устное народное творчество (2ч).
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и идеальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
- Русские народные сказки (7ч+1ч)
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Сказители. Собиратели сказок.
«Царевна-лягушка», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель». Сказочные формулы.
- Из древнерусской литературы (2ч)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» - как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.
- Из литературы XVIII века (1ч)
Михаил Васильевич Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
- Из литературы XIX века (34ч+8ч)
Русские басни
Жанр басни. Истоки басенного жанра.
Иван Андреевич Крылов (детство, начало литературной деятельности). «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под дубом», «Волк на псарне». Поучительный характер басен.
Василий Андреевич Жуковский (детство и начало творчества). Жуковский-сказочник. «Спящая царевна» - особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Александр Сергеевич Пушкин (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни. «У лукоморья…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.
Русская литературная сказка 19 века
Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.
«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
- Из литературы XX века (28ч+6ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.
«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.
- Из зарубежной литературы (13ч+1ч)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Контрольные работы
№ п/п | Тема раздела | Тема контрольной работы | Кол-во часов |
1. | Из литературы XIX века | Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева. | 1ч |
Тестирование за первое полугодие | 1ч | ||
2. | Из литературы XIX века | Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского | 1ч |
3 | Из зарубежной литературы | Контрольная работа за год | 1ч |
Всего часов | 4ч |
Практические работы
№ п/п | Тема раздела | Тема практической работы | Кол-во часов |
1. | Русские народные сказки | Изобразительный характер формул волшебной сказки | 1ч |
2. | Из литературы XIX века | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1ч |
Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1ч | ||
Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | 1ч | ||
Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению | 1ч | ||
Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | 1ч | ||
Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1ч | ||
Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1ч | ||
3. | Из литературы XX века | Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1ч |
Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1ч | ||
Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | 1ч | ||
Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)» | 1ч | ||
Великая Отечественная война в жизни моей семьи | 1ч | ||
Война и дети - тема многих стихотворений о войне в творчестве тамбовских поэтов | 1ч | ||
4. | Из зарубежной литературы | Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)» | 1ч |
Всего часов | 15ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Плановые сроки прохождения программы | Скорректиро ванные сроки прохождения программы | |||
1 | Введение Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | 1 ч | Читают вводную статью учебника; пересказывают научный текст статьи учебника, отвечают на вопросы; составляют план статьи «К читателям»; работают со словами. | |||||
Устное народное творчество | (2 ч) | |||||||
2 | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1ч | Читают статью учебника; «Литературное лото» - отвечают на вопросы репродуктивного характера; создают собственные высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдают над поэтикой малых жанров. | |||||
3 | Детский фольклор | 1ч | Создают считалки, небылицы, загадки; анализируют тексты всех жанров детского фольклора. | |||||
Русские народные сказки (7 ч +1 р/р) | ||||||||
4 | Сказка как особый жанр фольклора | 1ч | Читают и составляют план статьи учебника; отвечают на вопросы, сказывают любимые сказки, работают с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставляют тексты с иллюстрациями | |||||
5 | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой | 1ч | Читают сказки; выборочно пересказывают отдельные эпизоды, отвечают на вопросы; устно рисуют; сопоставляют иллюстрации художников с текстами сказок. | |||||
6 | Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы | 1ч | Выразительно читают, выборочно пересказывают, рассматривают репродукции картины В.Васнецова «Пир» | |||||
7 | Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. | 1ч | Пересказывают с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); читают по ролям, создают собственные рассказы о сказочных героях; сопоставляют иллюстрации художников с текстами сказки; отвечают на вопросы, наблюдают над языком сказки | |||||
8 | Р/р. Изобразительный характер формул волшебной сказки. | 1ч | Пересказывают сказки, читают статью учебника. Анализ сказок. Сказывание сказок. | |||||
9 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1ч | Пересказывают. Читают сказку. Отвечают на вопросы. | |||||
Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке народа. | Пересказывают сказку, беседуют по содержанию, составляют план сказки. | |||||||
10 | Сказка о животных. Бытовая сказка. | 1ч | Пересказывают сюжет сказки, отвечают на вопросы; читают по ролям; сопоставляют бытовые сказки и сказки о животных с волшебными сказками; читают и обсуждают статью учебника «Из рассказов о сказочниках» | |||||
Из древнерусской литературы (2 ч) | ||||||||
11 | Возникновение древнерусской литературы. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». | 1ч | Читают статью учебника, читают художественного текста и его анализируют; отвечают на вопросы; читают по ролям. | |||||
12 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1ч | Составляют цитатный план; сопоставляют тексты с репродукцией картин А. Иванова; читают статью учебника (с. 49), отвечают на вопросы (с. 49-50) | |||||
Из литературы XVIII века (1ч) | ||||||||
13 | М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» | 1ч | Читают статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»; отвечают на вопросы; выразительно читают стихотворения | |||||
Из литературы XIX века (34 ч + 8 р/р) | ||||||||
14 | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр | 1ч | Читают статью учебника «Русские басни»; выступают с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); читают по ролям басни, сравнивают басни и сказки | |||||
15 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» | 1ч | Читают басни; отвечают на вопросы; читают по ролям; устанавливают ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
16 | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | 1ч | Читают басни, инсценируют басни, сопоставляют с иллюстрацией; анализируют текст, сопоставляют с басней Эзопа «Ворона и Лисица» | |||||
17 | Р/р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне | 1ч | Сочиняют басню на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен | |||||
18 | Внеклассное чтение. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова | 1ч | Выразительно читают любимые басни, участвуют в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценируют басни, презентуют иллюстраций. | |||||
19 | В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | 1ч | Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
20 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1ч | Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт | |||||
21 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок» | 1ч | Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. | |||||
22 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…» | 1ч | ||||||
23 | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил | 1ч | Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
24 | Р/р. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | 1ч | Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение | |||||
25 | Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность | 1ч | Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом | |||||
26 | Р/р. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки | 1ч | Выразительно читают эпизоды, читают статью учебника, отвечают на вопросы | |||||
27 | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» | 1ч | Работают с иллюстрациями, восстанавливают деформированный текст, выполняют проверочную работу | |||||
28 | Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | 1ч | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение | |||||
29 | Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание | 1ч | Краткий пересказ, выразительное чтение | |||||
30 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» | 1ч | Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | |||||
31 | Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино» | 1ч | Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников | |||||
32 | Н.В.Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место» | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям | |||||
33 | Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место» | 1ч | Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести | |||||
34 | Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1ч | Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями | |||||
35 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге» | 1ч | Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана | |||||
36 | «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» | 1ч | Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы, | |||||
37 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» | 1ч | Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
38 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе. | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
39 | История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение | 1ч | Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | |||||
40 | Герасим и Муму. Счастливый год. | 1ч | Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
41 | Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню. | 1ч | Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме | |||||
42 | Р/р. Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. Подготовка к сочинению | 1ч | Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами | |||||
43 | Контрольная работа по творчеству А.С Пушкина, М.Ю Лермонтова, Н.В Гоголя, Н.А Некрасова, И.С Тургенева. | 1ч | Анализ сочинений, работа над ошибками | |||||
44 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». | 1ч | Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; крат-кий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художествен-ной литературы, принадлежащих к одному жанру | |||||
45 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы | 1ч | Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей | |||||
46 | Странная дружба Жилина и Дины. | 1ч | Выборочный пересказ; устное словесное рисование, характеристика героя; устные сообщения; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
47 | Р/р. Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения | 1ч | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста | |||||
48 | Р/р. Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы» | 1ч | Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами | |||||
49 | Тестирование за первое полугодие | 1ч | Выбор ответа в тестовых заданиях | |||||
50 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией | |||||
51 | Внеклассное чтение. Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова | 1ч | Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста | |||||
52 | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1ч | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | |||||
53 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» | 1ч | Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями | |||||
54 | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 1ч | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки | |||||
55 | Р/р. Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1ч | Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения | |||||
Из литературы XX века (28 ч + 6 р/р) | ||||||||
56 | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста | |||||
57 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1ч | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княж-городку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
58 | Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе» | 1ч | Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев | |||||
59 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Путь Васи к правде и добру | 1ч | Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями | |||||
60 | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести | 1ч | Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов | |||||
61 | Р/р. Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением | 1ч | Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание | |||||
62 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина | 1ч | Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение | |||||
63 | Р/р. Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства» | 1ч | Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства» | |||||
64 | П.П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» | 1ч | Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки | |||||
65 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | 1ч | Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций | |||||
66 | Внеклассное чтение. «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова | 1ч | Выборочный пересказ, беседа по творчеству П.П.Бажова, обсуждение иллюстраций, выразительное чтение | |||||
67 | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки | 1ч | Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки | |||||
68 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события. | 1ч | Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа | |||||
69 | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» | 1ч | Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста | |||||
70 | Р/р. Умение видеть необычное в обычном. Выразительность и красочность языка. К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | 1ч | Анализ текста, работа над языком рассказа, над изобразительно-выразительными средствами языка: сравнением и эпитетами, творческая работа, | |||||
71 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев» | 1ч | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки) | |||||
72 | Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки | 1ч | Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева» | |||||
73 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом | 1ч | Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам | |||||
74 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита» | 1ч | Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи | |||||
75 | Контрольная работа по произведениям С.Я Маршака, А.П Платонова, К.Г Паустовского | 1ч | Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П. Платонова; сравнительный анализ произведений | |||||
76 | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои | 1ч | Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи | |||||
77 | Человек и природа в рассказе | 1ч | Осмысление сюжета рассказа, ответы на вопросы; составление киносценария на тему «Как Васютка заблудился», устное словесное рисование; комментирование художественного произведения | |||||
78 | Р/р. Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу «Васюткино озеро»)» | 1ч | Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением | |||||
79 | Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» | 1ч | Пересказ, выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева | |||||
80 | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» | 1ч | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений. | |||||
81 | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста» | 1ч | Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений | |||||
82 | Р/р. Великая Отечественная война в жизни моей семьи | 1ч | Чтение стихотворений, сообщение о Великой Отечественной войне в жизни моей семьи, прослушивание песен военных лет | |||||
83 | Стихотворения И.А. Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | 1ч | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | |||||
84 | Картина В.М. Васнецова «Аленушка». А.А. Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б. Кедрин «Аленушка» («Стойбище осеннего тумана..») | 1ч | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи | |||||
85 | Н.М. Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы» | 1ч | Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование | |||||
86 | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник». | 1ч | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям | |||||
87 | Саша Черный. «Игорь-Робинзон». Юмор | 1ч | Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям | |||||
88 | Ю. Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | 1ч | Читают статью учебника об Ю.Ч.Киме, готовят выразительное чтение стихотворений-шуток. | |||||
Из зарубежной литературы (11 ч + 1 р/р) | ||||||||
89 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед» | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение баллады; ответы на вопросы; выразительное чтение | |||||
90 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений | |||||
91 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя. | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове» | |||||
92 | Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого характера | 1ч | Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове» | |||||
93 | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | 1ч | Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ас-социативных связей эпизодов с иллюстрациями | |||||
94 | Два мира сказки «Снежная королева» | 1ч | Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне» | |||||
95 | Внеклассное чтение. Писатели-сказочники и их герои | 1ч | Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных | |||||
96 | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера | 1ч | Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произведением живописи | |||||
97 | Том Сойер и его друзья | 1ч | Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; анализ текста | |||||
98 | Р/р. Сочинение-миниатюра | 1ч | Анализ сочинений-миниатюр, обращая внимание на красоту природы и мира, открытую в работах детей | |||||
99 | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише» | 1ч | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста | |||||
100 | Джек Лондон. «Сказание о Кише»: мастерство писателя | 1ч | Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста | |||||
101 | Контрольная работа за год | 1ч | Выполняют контрольную работу. | |||||
102 | Подведение итогов года. Рекомендации на лето. | 1ч | Презентуют сочинения, рисунки-иллюстрации к любимым произведениям, инсценируют фрагменты из самостоятельно прочитанных книг, отвечают на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?» | |||||
103-105 | Резервные уроки | 2ч |
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
- Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В двух частях. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе: поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012 г.
- Верескун Н.В., Грачева С.С. и др. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением информационных технологий. 5-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / – М.: Планета, 2011 г.
- Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных. учреждений в 2-ух частях. – М. Просвещение, 2014 г.
- Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература 5 класс». – М.: Экзамен, 2014 г.
- Стрелкова Л.Ф. Русский язык. Литература. 5-11 классы: технологии проблемного и развивающего обучения / – Волгоград: Учитель, 2012 г.
- Трунцева Т.Н. Рабочая программа по литературе (к УМК Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И.). 5 класс. М.: ВАКО, 2014.
- Цифровые образовательные ресурсы:
- Литература. 5 класс. Рабочая программа (ФГОС). Система уроков по учебнику «Литература 5 класс. 2012г.» В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Издательство «Учитель», 2013г.
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература 5 класс В.Я. Коровиной и др.». В двух частях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по основам безопасности жизнедеятельности
Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 5-7 классе является составной частью основной образовательной прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по технологии (обслуживающий труд)
Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Технологии «Обслуживающий труд» в 5-8 классе является составной частью основной образовательной...
Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение).
Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение)....
Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение).
Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение)....
Рабочие программы на 2018-2019 учебный год
Рабочие программы...
рабочие программы на 2018-2019 учебный год
предлагаю Вашему вниманию рабочие программы на 2018-2019 учебный год по русскому языку и литературе...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ на 2018-2019 учебный год
РУП курса "Краеведение", 9 классРУП курса "Твоя профессиональная карьера", 9 класс, автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин и др. РУП предмета "Искусство", 9 класс, авторы...