РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ на 2018-2019 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9 класс)

Черных Людмила Ивановна

РУП курса "Краеведение", 9 класс

РУП курса "Твоя профессиональная карьера", 9 класс, автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин и др. 

РУП предмета "Искусство", 9 класс, авторы Сергеева Г.П, Критская Е.Д.

РУП по предмету "Изобразительное искусство", 5-7 класс, автор Неменский Б.М.

РУП по предмету "Обществознание", 6-9 классы, автор Боголюбов Л.Н.

АОП по предмету "Обществознание", 8-9 классы, для обучающихся специальной (коррекционной) школы

 


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Класс– 9 (девятый)

     Учитель – Черных Людмила Ивановна

     Количество часов на 2017-2018 учебный год – 33

     Планирование составлено на основе:

  • программы курса для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы/ В.П. Бондарева, М.С. Гуткин, Т.М. Занковская, Г.Ф. Михальченко. - Москва: «Просвещение», 2006 год.
  • учебника «Твоя профессиональная карьера», для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ [П.С. Лернер, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др.]; под ред.  С.Н. Чистяковой. -  Москва «Просвещение», 2010 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Изменяющаяся структура экономики России влечёт за собой и изменение состава профессий. Многие из них отмирают, возникают новые, расширяются функции существующих. Все большее место занимает в обществе сфера услуг, индивидуализируется стиль жизни и труда, усиливается взаимосвязь между обществом и личностью.

            Оканчивая школу, многие учащиеся затрудняются в выборе будущей профессии. Это связано с рядом причин: отсутствием у учащихся навыков и умений познания самого себя, неумением соизмерять свои потребности с возможностями, и как следствие низкая способность выпускников

школ к самоопределению.

            Помочь учащимся   познать себя и сориентироваться в определённой сфере деятельности, призван курс «Твоя профессиональная карьера», предназначенный для учащихся 9-х классов.

          Структура рабочей программы включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки учащихся.

             Изучение курса направлено на достижение следующих целей:

- оказание эффективной психолого-педагогической помощи учащимся 9-х классов в профессиональном самоопределении;

- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей

  получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;

- развитие у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

          Задачи курса:

- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ

 самовосприятия, пробуждение потребности в самосовершенствовании;

-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

-ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкурентности кадров;

- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.     

 Место предмета в Базисном учебном плане:

              Курс рассчитан на 33 часа. Предусматривает расширение информационного поля учащихся, вооружение их средствами самопознания, формирование навыков целеполагания, анализа, моделирования, конструирования, а также умений соотносить свои потребности с реальными возможностями и сознательно выбирать предпочтительные сферы деятельности.

Курс предусматривает разные формы и методы работы (игры, тренинги, упражнения, тесты, моделирование, дискуссии, решение проблемных ситуаций и др.) Используя различные формы познания, учащиеся знакомятся с профессиями, их профессиограммой, требованиями к ним, определяют ошибки в выборе профессии и учебного заведения, также знакомятся с профессиями, востребованными на рынке труда и новыми профессиями, пользующиеся спросом у молодёжи. С помощью методик познают себя и свои возможности, учатся строить свои жизненные планы, а также моделируют свое будущее с учетом своих потребностей и возможностей.

Каждое занятие предусматривает различные формы контроля. Данный курс предполагает оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах старшей ступени.

   Программа профессионального самоопределения создана на основе изучения и преподавания профориентационных программ («Твоя профессиональная карьера» С.Н.Чистяковой, «Выбор профессии» Е.Н.Прощицкой, «Профориентация. Личностное развитие» и др.)

   Программа построена с учётом информационной нагрузки школьника. Её цель – дать подросткам возможность осознать свои личные особенности и соотнести их с требованиями будущей профессии.

    Общая характеристика курса:

    Курс «Твоя профессиональная карьера» состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа «Я», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.

   Курс предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с классификацией профессий, требованиям профессии к человеку, помогает предостеречь учащихся от типичных ошибок и затруднений при выборе профессии. В ходе посещения курсов, учащиеся изучают свои интересы, склонности, оценивают свои возможности, интеллектуальные способности путём выполнения тестовых заданий.

         Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

      В результате занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.

     В ходе работы предусмотрено использование комплекса методик, направленных не только на изучение личности подростка, но и обеспечения его полноценного психологического развития.

      В результате изучения курса ученик должен:

           Знать/ понимать:

        -значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.

           Иметь представление:

- о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

            Уметь:

-соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение в предмет. – 1ч.

  1. «Образ «Я» - 20 часов.

Глава 1.  Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. - 6 часов.

  1. Внутренний мир человека и возможности его познания.
  2. Представление о себе и проблема выбора профессии.
  3. «Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
  4. Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
  5. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)
  6. Здоровье и выбор профессии.

Глава 2. Психические особенности личности. –  7 часов.

  1. Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.
  2. Темперамент в профессиональном становлении личности.
  3. Ведущие отношения личности и типы профессий.
  4. Эмоциональные состояния личности.
  5. Волевые качества личности.
  6. ПОУ: Психические особенности личности

Глава 3. Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху. –  7 часов.

  1. Способность к запоминанию.
  2. Способность быть внимательным.
  3. Человек среди людей.
  4. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
  5. Неисчерпаемость человеческих ресурсов.
  1. Мир профессионального труда. – 10 часов.

Глава 4. Многообразие мира профессий. – 2 часа.

  1. Многообразие мира профессионального труда

Глава 5. Разделение труда. – 1 час.

  1. Общее, частное и единичное разделение труда.

Глава 6. Содержание и характер труда. – 2 часа.

  1. Содержание труда.
  2. Характер труда в профессиональной деятельности.

Глава 7.  Анализ профессий. – 2 часа.

  1. Предмет, цели и средства профессионального труда.
  2. Профессиограмма и анализ профессий.

Глава 8. Человек на рынке труда. – 3 часа.

  1. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
  2. Пути получения профессии.
  3. ПОУ: Человек на рынке труда
  1. Дневник профессиональной карьеры. – 2 часа.

                                                                                                                                                       

Литература и программное обеспечение:

Для учащихся:

  1. Твоя профессиональная карьера: учеб.  для 8-9 классов общеобразоват. учреждений/ [П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др.]; под ред. С. Н. Чистяковой. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 159 с.: ил.
  2. Основы производства. Выбор профессии. Учебное пособие для учащихся. В 2-х частях. Часть I. Основы производства. Просвещение.
  3. Основы производства. Выбор профессии. Учебное пособие для учащихся.    Часть II. Выбор профессии.
  4. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов. Просвещение, 1991.
  5. Мир профессий «Человек-Техника», «Молодая гвардия», 1988.
  6. «Кем быть?!» Быть хозяином на Земле. О профессиях агропромышленного комплекса.  
  7. Симоненко В.Д., Суровицкая Т.Б. Профессиональное самоопределение школьников: учебное пособие. Брянск, 1995

                           

Для учителя:

  1.     Программа для общеобразовательных учреждений «Твоя профессиональная карьера», 8-9 классы, Москва «Просвещение», 2006 год.
  2. Твоя профессиональная карьера: учеб.  для 8-9 классов общеобразоват. учреждений/ [П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др.]; под ред. С. Н. Чистяковой. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 159 с.: ил.
  3. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости. Издательство «Сфера», 2006.
  4. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия. Сборник тестов по профориентации. Издательство «Феникс», 2005.
  5. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. Учебное пособие для учащихся старших классов. Просвещение, 1991.
  6. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников. Издательство «Сфера», 2005.
  7. Журнал «Народное образование», № 5. 2001 г. Изучение способностей школьников – основа профориентации. С. 129-136.
  8. Журнал «Народное образование», № 6, 2000. Как определить профиль обучения школьников. С. 158-159.
  9. Журнал «Народное образование», № 8, 2002. Игра знакомит с профессией. С. 188-193.
  10.    Методическое пособие: 8-11 классы. Н.С.Пряжников «Профориентация: игры, упражнения, опросники», Москва «ВАКО», 2005 год.

Приложение к программе курса «Твоя профессиональная карьера»

   При подготовке и проведении занятий предлагается соблюдать следующие        правила:

  1. Определить цель данного занятия: цель для учащихся (внешняя цель – в виде доступных для понимания инструкций) и цель для себя (внутренняя цель).
  2. Подобрать методики и теоретический материал в соответствии с целью.

3. Спланировать все занятия по времени (минутам), при этом желательно:

   -в начале как-то заинтересовать учащихся (подобрать       соответствующие методики или вопросы для обсуждения);

        - далее предложить что-то серьезное;

        - ближе к концу – опять больше интриги.

4.  Не обязательно стремиться к полной определенности (использовать «эффект незавершенного действия»).

5. Но при этом важно сделать занятие целостным и логически завершенным (в соответствии с внешней целью, т.е. формальная инструкция методики или цель занятий должны быть выполнены).

6. Также важно подобрать «резервные» темы для обсуждения или резервные методики (например, вдруг учащиеся не захотят играть).

7. Подобрать только те методики, которыми психолог владеет, а также учесть общий уровень готовности работать с методиками самих учащихся.

8. Помнить, что часто естественным продолжением группового занятия является индивидуальная профконсультация (для желающих), т.е. все проблемы в классе не решаются…

9. Приемы поддержания дисциплины:

   - высокая динамика проведения занятия (чтобы не успевали даже отвлекаться);

   - особое внимание лидерам класса (чаще давать «особые» задания, просить в чем-то помочь, предлагать главные игровые роли в сложных играх и т.п.);

   - ввести необычные правила;

   - если дисциплина неудовлетворительная (особенно при проведении игровых занятий), то данная форма работы (например, игра) прекращается и учащимся просто «устно излагается материал» или предлагается какая-то письменная работа;

   - использовать вербальные и, главное, невербальные средства воздействия (естественно, если психолог ими владеет).

10.Советы по самостоятельному освоению сложных методик:

   - сначала провести методику на себе (разобраться со всеми процедурными тонкостями);

   - затем – на близком человеке (прочувствовать всю процедуру);

   - только после этого – на подростке (сначала – на тех, у кого простые проблемы, и лишь затем – на тех, у кого сложные проблемы или недостаточно доверительные отношении);


Календарно - тематическое планирование курса «Твоя профессиональная карьера». 9 класс. /33 часа/

Раздел, глава

№ урока

Кол-во часов

Тема урока.

Основные понятия и термины

Домашнее

задание

Календарная дата

план

факт.

I четверть

1

1

Вводное занятие:  задачи и содержание курса.

Дневник выбора профессии.

с. 5-7

04.09.

  1. «Образ «Я» -  20 часов.

Глава 1.  Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии. - 6 часов.

I/1

2

1

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Личность, уникальность, методы изучения личности (с. 134).

с.7-9

11.09.

3

1

Представление о себе и проблема выбора профессии.

Структура «образа «Я»

с. 9-12

18.09.

4

1

«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)

Склонности, желания, интересы личности; личный проф. план.

с. 12-14

25.09.

5

1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

Потребности и мотивы, виды мотивов.

с. 20-21

02.10.

6

1

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)

Профпригодность.

с. 21-22

09.10.

7

1

Здоровье и выбор профессии.

с.22-25

16.10.

Глава 2. Психические особенности личности. –  7 часов.

I/2

8

1

Свойства нервной системы в профессиональной деятельности.

Общие представления о нервной системе и её свойствах.

с.27-29

23.10.

II четверть

9-10

2

Темперамент в профессиональном становлении личности.

Темперамент, опросник Айзенка (с. 141-144).

с.29-31

06.11.

13.11.

11

1

Ведущие отношения личности и типы профессий.

Ориентировочная анкета (с. 146-148).

с.31-32

20.11.

12

1

Эмоциональные состояния личности.

Эмоции и чувства, их функции и основные формы.

с.32-34

27.11.

13

1

Волевые качества личности.

Воля, условия развития.

с. 34-36

04.12.

14

1

ПОУ: Психические особенности личности

с. 36-37

11.12.

Глава 3. Неисчерпаемость человеческих возможностей, ведущих к профессиональному успеху. –  7 часов.

I/3

15

1

Способность к запоминанию.

Память, виды и способы развития.

с.37-40

18.12.

16

1

Способность к запоминанию.

Память, виды и способы развития.

с.37-40

25.12.

III четверть

17-18

2

Способность быть внимательным.

Внимание: произвольное и непроизвольное.

с.40-43

15.01.

22.01.

19

1

Человек среди людей.

Общение.

с.43-45

29.01.

20

1

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.

Мышление и познание, с. 149-«Интеллектуальная лабильность»

с. 45-49

05.02.

21

1

Неисчерпаемость человеческих ресурсов.

Личностный потенциал.

с. 49-54

12.02.

  1. Мир профессионального труда. – 10 часов.

Глава 4. Многообразие мира профессий. – 2 часа.

II/4

22-23

2

Многообразие мира профессионального труда.

Профессии и их виды.

с. 57-59

19.02.

26.02.

Глава 5. Разделение труда. – 1 час.

II/5

24

1

Общее, частное и единичное разделение труда.

Разделение труда, виды разделения труда.

с. 60-65

05.03.

Глава 6. Содержание и характер труда. – 2 часа.

II/6

25

1

Содержание труда.

Содержание труда, функциональные группы.

с.70-73

12.03.

 

IV четверть

26

1

Характер труда в профессиональной деятельности.

с.73-78

19.03.

Глава 7.  Анализ профессий. – 2 часа.   IV четверть

II/7

27

1

Предмет, цели и средства профессионального труда.

Предмет труда, группы предметов труда.

с. 78-83

02.04.

28

1

Профессиограмма и анализ профессий.

Профессиограмма.

с. 111-113

09.04.

Глава 8. Человек на рынке труда. – 3 часа.

II/8

29

1

Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Рынок труда.

с.120-121

16.04.

30

1

Пути получения профессии.

Формы образования.

с. 122-126

23.04.

31

1

ПОУ: Человек на рынке труда

с. 126-127

30.04.

  1. Дневник профессиональной карьеры. – 2часа.

32

1

Оценка способности школьников к выбору профессии.

Опросник профессиональной готовности           (с. 137-140).

с. 128-159

07.05.

33

1

Моя профессиональная карьера.

Тип ценностных ориентаций                 с. 153-154.

14.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по основам безопасности жизнедеятельности

Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 5-7 классе является составной частью основной образовательной прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2018-2019 учебный год по технологии (обслуживающий труд)

Пояснительная запискаСтатус программы Рабочая программа основного общего образования по Технологии «Обслуживающий труд» в 5-8 классе является составной частью основной образовательной...

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение).

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение)....

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение).

Рабочая программа на 2018 – 2019 учебный год обучающегося 9 класса (надомное обучение)....

рабочие программы на 2018-2019 учебный год

предлагаю Вашему вниманию рабочие программы на 2018-2019 учебный год по русскому языку и литературе...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ на 2018-2019 учебный год

РУП курса "Краеведение", 9 классРУП курса "Твоя профессиональная карьера", 9 класс, автор В.П. Бондарева, М.С. Гуткин и др. РУП предмета "Искусство", 9 класс, авторы...