Программа пропедевтического курса «Удивительный мир физики» 5 класс
рабочая программа (5 класс) по теме

Шарыгина Ольга Александровна

Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что у детей 11-12 лет наблюдается повышенный интерес, любознательность к явлениям природы,  поэтому у детей именно в этом возрасте возникает желание самостоятельно что-то исследовать, изучать, экспериментировать.

Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета. При её разработке частично использовалась физическая составляющая программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы», включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений.

Программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 17 учебных часов: (1 час в неделю – первое полугодие).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Лешуконская средняя общеобразовательная школа»

Программа  пропедевтического курса

«Удивительный мир физики»

5 класс

Составитель:

Шарыгина Ольга Александровна,

учитель физики

МБОУ «Лешуконская СОШ»

(высшая квалификационная категория)

с. Лешуконское

Программа  пропедевтического курса физики

«Удивительный мир физики»

5 класс                           

Пояснительная записка

             Исследования в области педагогической психологии подтверждают, что у детей 11-12 лет наблюдается повышенный интерес, любознательность к явлениям природы, попытки экспериментировать. Доминантой этого периода является освоение окружающего мира- мира вещей и явлений. Изучение физики даёт такую возможность. Наблюдения показывают, что интерес к той или иной области знания, желание самостоятельно что-то исследовать пробуждаются у детей именно этого возраста.

            Данная программа является пропедевтическим курсом, предваряющим систематическое изучение предмета. При её разработке частично использовалась физическая составляющая программы А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 классы» [6, с. 203-212], включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений.

На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

Монопредметный курс является принципиально новым, ориентированным, прежде всего, на развитие личности ребёнка.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ,   использование игровых ситуаций, а также  большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ.

Программа предназначена для учащихся 5 классов и рассчитана на 17 учебных часов: (1 час в неделю – первое полугодие).

Цель: изучение данного курса должно способствовать развитию мышления учащихся, повышать их интерес к предмету, готовить к углубленному восприятию материала на второй ступени обучения.

 Задачи:

-осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;

привить интерес к изучению физики;

-подготовить учеников к систематическому изучению этого курса.

Таким образом, после изучения пропедевтического курса у учеников должны быть сформированы такие умения:

-умения проводить простейшие наблюдения и описывать их;

-умения задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведении простейших опытов и исследований;

-умение производить простейшие прямые измерения величин при помощи приборов, наиболее часто используемых в повседневной жизни: часов, линейки, мензурки, весов и т.п.;

-выявлять закономерности наиболее распространенных явлений природы;

-осознанно использовать закономерности явлений в повседневной жизни;

-соблюдать разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозировать последствия неправильного поведения.

В данной программе предусмотрена преемственность в изучении материала на первой и второй ступенях. Некоторая часть понятий и явлений, рассматриваемых в 5-6 классах, только повторяется. В большинстве же случаев знания углубляются и расширяются

Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями спецкурса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

•    консультация с учителем;

•    работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий;

•    подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Структура программы «Удивительный мир физики» (17 ч)

п/п

Название

разделов

Часы

Число лабора-торных

работ

1

Введение

6

3

2

Тело и вещество

10

6

3

Итоговый урок

1

-

Итого:

17

9

Содержание программы (17ч)

5 класс (17 ч, 1 ч в неделю – первое полугодие)

1. Введение (6 ч)

Физика – наука о природе. Физические явления.

Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.

Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование. Измерительные приборы. Простейшие измерения.

Лабораторные работы.

  1. Определение размеров физического тела.
  2. Измерение объёма жидкости.
  3. Измерение объёма твёрдого тела.

2. Тело и вещество (10ч)

Характеристики тел и веществ.

Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

Масса тела. Эталон массы. Измерение массы тела с помощью весов.

Температура. Термометр.

Строение вещества. Молекулы и атомы.

Движение молекул. Диффузия.

Взаимодействие частиц вещества. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

Строение атома.

Плотность вещества.

Лабораторные работы.

  1.  Сравнение характеристик физических тел
  2. Наблюдение различных состояний вещества
  3. Измерение массы тела на рычажных весах
  4.  Измерение температуры воды и воздуха.
  5. Наблюдение диффузии в жидкостях и газах
  6.  Измерение плотности вещества.

Календарно - тематическое планирование (5 класс «Физика»)

№/№

 уроков

Тема

(раздел)

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся/

Формы контроля

Направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

(базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1-6

Введение

Природа живая и неживая, явления природы. Тела и вещества. Приводить примеры физических (механических, тепловых, световых, электромагнитных) явлений. Методы исследования природы (наблюдение, опыт, теория). Измерительные приборы, лабораторное оборудование Цена деления шкалы измерительного прибора. Правила техники безопасности

познавательные:

работа с учебными моделями, использование общих схем при  выполнении лабораторной работ, умение проводить обобщение при заполнении схемы,  сравнивать объекты, факты, явления,

регулятивные:

организация  рабочего места для работы, выбор необходимого лабораторного и измерительного оборудования, планировать проведение простейших опытов и исследований

коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, овладение умением общаться, не создавая конфликтов, умение  излагать  своё мнение. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Виды деятельности.

проводить простейшие наблюдения и описывать их.

различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы. Составление таблиц

Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ.

Выполнять измерения.

Пояснять правила безопасного труда.

Формы контроля.

устный опрос;работа по РТ

Творческий проект «Описать один из видов физических явлений»

Используемые среды:

 Paint;

PowerPoint.

7-16

Тело и вещество

Характеристики тел и веществ (форма, цвет, объём, запах). Характеристики состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Правила измерения массы тела на рычажных весах. Понятие массы, температуры тела. Строение вещества (молекула, атом, ион), строение твёрдых тел, жидкостей и газов, основные свойства веществ. Строение молекул водорода, кислорода и воды. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Явления смачивания. Понятие испарения. Понятие и определение плотности вещества. Формулы  определения плотности вещества, массы  и объема тел.

познавательные:

обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни: измерять массу и объём тела, температуру тела, плотность твёрдых тел и жидкостей

регулятивные: планировать проведение простейших опытов и исследований, умение сравнивать полученные результаты, формулировать выводы, формирование умения давать определения понятиям, организация  рабочего места для работы, умение планировать деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания, определять последовательность действий; сравнивать полученные результаты; правильно оформлять и вести тетрадь;

коммуникативные: 

соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация лабораторных  работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения, овладение умением общаться, не создавая конфликтов.

Виды деятельности.

Проводить простейшие наблюдения и описывать  их.

различать экспериментальный и  теоретический способ познания природы, составление и решение  задач как расчетного, так и оценочного характера;

Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ.

Выполнять измерения.  Изготовление моделей молекул.

Формы контроля.

устный опрос;

проверочная работа по  рабочей  тетради, лабораторная работа, физический диктант,  самостоятельная и контрольная работа, защита проектов

 Исследования в домашних условиях. Исследовательский проект «Диффузия в живой природе».

Экспериментальный проект «Определение скорости испарения воды».

«Исследование суточных колебаний температуры тела человека». 

Используемые среды:

 Paint;

PowerPoint + Фотовыставка.

1

Итоговый урок

Игра

Поурочное планирование пропедевтического курса физики 5 класс.

(17 часа, 1 час в неделю)

  1. Введение (6 часов)
  1. урок. Физика – наука о природе. Физические явления.
  2. урок. Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.
  3. урок. Инструментарий исследователя: лабораторное оборудование.
  4. урок. Измерительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Определение размеров физического тела».
  5. урок. Лабораторная работа № 2    " Измерение объема жидкости"
  1. урок. Лабораторная работа № 3    " Измерение объема твердого тела"
  1. Тело и вещество (10 часов)
  1. урок Характеристики тел и веществ. Лабораторная работа №4 "Сравнение характеристик физических тел."
  2. урок. Твёрдое, жидкое  и газообразное состояния вещества. Лабораторная работа № 5 " Наблюдение различных состояний вещества "
  3. урок. Масса. Правило измерения массы тела с помощью рычажных весов.
  1. урок. Лабораторная работа № 6 " Измерение массы тела на рычажных весах "
  2. урок. Температура. Лабораторная работа №7 " Измерение температуры воды и воздуха"
  3. урок. Строение вещества. Молекулы и атомы.
  4. урок. Движение частиц вещества. Диффузия.        Лабораторная работа № 8 «Наблюдение диффузии в жидкостях и газах»
  5. урок. Взаимодействие частиц вещества.
  6. урок. Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.
  7. Урок. Плотность вещества. Лабораторная работа № 9.

  1. Итоговое занятие – 1 час
  1. Урок. Подведение итогов курса


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч, 1 ч в неделю – 1 полугодие)

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы

содержания 

Оборудование

Дата проведения

План

Факт.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ (6часов)

1

Физика – наука о природе. Физические явления.

1

Природа живая и неживая. Человек – часть природы. Что изучает физика. Физические явления. Физические тела. Вещество.

мультимед. проектор, слайды

2

Методы познания природы: наблюдение, опыт, теория.

1

Научные методы изучения природы. Наблюдение и описание физических явлений. Гипотеза.

мультимед. проектор, слайды

3

Инструментарий исследо-вателя: лабораторное оборудование.

1

Знакомство с простейшим физическим лабораторным оборудованием.

лабораторное оборудование

4

Измерительные приборы. Лабораторная работа № 1 «Определение размеров физического тела».

1

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

линейка, термометр, измерительная лента, мензурка, секундомер, брусок, весы,

мультимед. проектор,

презентация(CD-диск по курсу «Введение в физику»)

5

Простейшие измерения. Лабораторная работа № 2 «Измерение объёма жидкости».

1

Понятие о точности измерений. Абсолютная погрешность.

измерительные цилиндры, стакан с водой, колба, твёрдые тела небольшого объёма, мультимед. проектор, презентации (CD-диск по курсу «Введение в физику»)

6

Лабораторная работа № 3 «Измерение объёма твёрдого тела».

1

РАЗДЕЛ 2. ТЕЛО И ВЕЩЕСТВО (10часов)

7/1

Характеристики тел и веществ. Лабораторная работа №4 "Сравнение характеристик физических тел."

1

Форма, объём, цвет, запах.

мультимед. проектор, слайды, набор тел

8/2

Твёрдое, жидкое  и газообразное состояния вещества. Лабораторная работа № 5 " Наблюдение различных состояний вещества "

1

Свойства вещества в различных агрегатных состояниях.

мультимед. проектор, слайды

9/3

Масса тела. Эталон массы.

1

Масса тела. Единицы массы. Массы различных тел в природе.

весы, плакат из комплекта «Простейшие измерения»

10/4

Измерение массы тела с помощью весов. Лабораторная работа № 6 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Рычажные весы. Правила взвешивания.

рычажные весы с разновесами, небольшие тела разной массы, мультимед. проектор,презентация (CD-диск по курсу «Введение в физику»)

11/5

Температура. Термометр. Лабораторная работа № 7 «Измерение температуры воды и воздуха».

1

Температура как важная характеристика тел и веществ. Измерение температуры. Единицы измерения. Термометр и его градуировка. Виды термометров.

Плакат из комплекта «Простейшие измерения» «Измерение температуры термометром», термометры, стакан с водой, мультимед. проектор, презентация (CD-диск)

12/6

Строение вещества. Молекулы и атомы.

1

Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества.

модели различ-ных молекул и атомов

13/7

Движение молекул. Диффузия. Лабораторная работа № 8 «Наблюдение диффузии в жидкостях и газах»

1

Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Движение частиц и температура тел.

дезодорант, одеколон, эфир, мультимед. проектор, слайды

14/8

Взаимодействие частиц вещества.

1

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Свинцовые цилиндры, стекло, стакан с водой, динамометр

15/9

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Модели строения газов, жидкостей и твёрдых тел.

модели кристаллических решеток

16/10

Плотность вещества. Лабораторная работа № 9 «Измерение плотности вещества»*.

1

Плотность вещества. Единицы плотности. Нахождение плотностей различных веществ по таблицам и их сравнение.

мультимед. проектор, слайды, таблицы плотностей, весы, набор тел

17/1

Итоговый урок

1

Подведение итогов курса - игра

мультимед. проектор, слайды

Требования к подготовке учащихся 5 класса.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • знать методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение), понятия массы (обозначение, эталон килограмма, способ измерения - рычажные весы), плотность вещества (обозначение, формула расчёта, единицы плотности), примеры разнообразных явлений, понятие силы как характеристики действия одного тела на другое, обозначение силы, единицу силы (ньютон), прибор для измерения силы (динамометр), многообразие сил (сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения, архимедова сила), понятие «давление» (его обозначение, формулу расчёта, единицу измерения – паскаль, прибор для измерения давления – барометр);
  • уметь пользоваться измерительными приборами (линейкой, рычажными весами, термометром, мензуркой, динамометром), определять плотность вещества по таблице;
  • научиться думать, рассуждать;
  • уметь обобщать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

 Список литературы.

  1. Физика. Химия. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М.: Дрофа, 2007-2009.
  2. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
  3. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007-2009.
  4. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2006-2009.
  5. Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.
  7. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

Программа пропедевтического курса химии для 7 класса

Изучение химии с 7-ого класса помогает на более раннем этапе обучения пробудить у школьников интерес и выявить склонности к науке, а значит, способствует осознанному выбору учащимися химического...

программа пропедевтического курса химии для 7 класса

данная программа  создана для развития интереса  учащихся к предмету химия...

рабочая программа предпрофильного курса "Удивительный мир графиков"

Программа предпрофильного курса по математике "Удивительный мир графиков" для обучающихся 8 или 9 классов....

Программа элективного курса "Удивительный мир физики"

Программа элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся 8 классов к обучению на физико-математическом или естественнонаучном профиле.Умение находить проблему, анализировать ее, выдвигать ги...

Программа элективного курса «Удивительный мир Red-Оx» (химия окислительно-восстановительных реакций)

Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.В связи с вышеизложенным разработан данный курс, предназначенный...

Рабочая программа элективного курса "Удивительный мир задач" 9 класс

Учебный материал курса будет способствовать успешному прохождению аттестации учащихся  за курс основной школы....