Конспект открытого урока
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Шаповалов Владимир Иванович

Первый урок по разделу: Первоначальные сведения об  электричестве. Строение атома.

Тип урока: Урок изучения нового материала. С применением фронтальной лабораторной работы с демонстрационными экспериментами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx85.58 КБ
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Электризация тел при соприкосновении.

Взаимодействие заряженных тел. Два вида заряда.

Цель урока: познакомить учащихся с явлением электризации тел;

                     доказать существование двух типов зарядов и объяснить их  взаимодействие.

Демонстрации: Электризация различных тел; 

                           Взаимодействие наэлектризованных тел.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические цели: Ввести понятие электрического заряда, электризации тел;            

                                      изучить явление электризации.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Задачи урока:

Образовательные: Изучить явление электризации;  Дать понятие электрического заряда, образующегося при         электризации тел и сути взаимодействия электрических зарядов разного знака.

Воспитательные: Продолжить формирование познавательного интереса учащихся;

                              В целях интернационального воспитания обратить внимание учащихся, что физика развивается  благодаря работам ученых разных стран и исторических времён;

                              Продолжить формирование стремления к глубокому усвоению теоретических знаний через решение задач.

Развивающие:  Для развития мышления учащихся продолжить работу по формированию навыка при решении аналитических задач;  Осуществляя проблемно-поисковый метод самостоятельно получить знания, используя физический эксперимент и работу с научно-популярной литературой в домашних условиях;    Научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения аналитических задач.

Этапы урока: Организационный момент (1 мин); 

                        Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин); 

                        Первичное усвоение новых знаний (6 мин); 

                        Первичное закрепление (21 мин); 

                        Обучающая самостоятельная работа (6 мин); 

                        Рефлексия (5 мин); 

                         Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

                          (1 мин).

Место урока в разделе «Электрические явления»: 

Урок проводится в 8 классе в главе «Электрические явления»  как вводный урок по данной теме, формирующий основные знания по данной теме.

                                                                                          Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг. момент

Приветствует учащихся.

Слушают учителя, записывают в тетради дату, слова классная работа.

Постановка цели урока.

 Мотивация учебной деятельнос-

ти учащихся

Слайд 1.Предлагает учащимся выслушать стихотворение (приложение 1).

Предлагает возможность высказать свое мнение.

Предлагает учащимся представить ту же ситуацию, но происходящую в полной темноте.

Предлагает учащимся сделать серию опытов

 (На каждой парте имеется оборудование, которое учащиеся будут применять для исследования.

Ответьте на вопрос:

Какие действия вы выполняли, чтобы осуществить задуманное?

Значит, в чем необходимо нам сегодня разобраться, чтобы объяснить природу этого явления?

История изучения электричества интересна и поучительна. Давайте обратимся к истории изучения электрических явлений (слайды 2-6 презентации) (Приложение №2)

- И значит, какова  цель нашего урока?

- Хорошо. Запишите тему урока

 Слайд 7. «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два вида заряда».

 (отображение на слайде презентации).

Учащиеся высказывают своё мнение по поводу явлений описанных в стихотворении.

-  Мы не знаем, как с научной точки зрения называют этот процесс, но очень часто встречались с этими явлениями в жизни.

- Нам бы хотелось разобраться с природой этих явлений.

-В полной темноте ещё видны «искры».

-И ощущается неприятное «покалывание», как будто «бьёт» электрическим током.

 

-Мы натирали одно тело о другое.

-Что является следствием натирания двух тел.

- Почему это явление можно связать с электричеством.

Сообщение ученика.

-Познакомиться  с явлением электризации тел.

 

Записывают в тетради тему урока.

Первичное усвоение новых знаний

 Серия опытов выполняется учителем на демонстрационном столе при совместном их объяснении с учениками

Ответьте на вопросы:

Как можно наэлектризовать тело?

Оба ли тела электризуются при соприкосновении?

Как обнаружить электризацию тела?

выводы из опытов, которые фиксируются в тетрадях учащихся:

  • Один из способов осуществления  процесса электризации – трение, второй способ – через влияние.
  • То тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, говорят, что оно наэлектризовано, или, что ему сообщен электрический заряд.
  • В электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела.

То есть, что такое  электризация?

Слайд 8.

Электризация- сообщение телу электрического заряда.

Слушают учителя, объяснение увиденного.

-Один из способов – трение.

-В электризации всегда участвуют два тела. При этом электризуются оба тела.

-Если  тело, которое после натирания притягивает к себе другие тела, значит оно наэлектризовано.

Выводы в тетрадях  фиксируются.

- Это когда телу сообщается электрический заряд.

Записывают в тетрадях.

Первичное закрепление

 Опыты  выполняются учащимися фронтально на местах с последующим отчетом о проделанной работе. Две группы выполняют опыты первого этапа, две группы – второго

 Ответьте на вопросы:

Как взаимодействует каждая полоска с пленкой?

Как можно объяснить различие взаимодействия?

Как взаимодействуют одноименно заряженные тела?

Как взаимодействуют разноименно заряженные тела?

На слайде иллюстрируются выводы из опытов:

 В природе существуют два вида электрических зарядов – положительный и отрицательный, которым условно дали обозначения: «+»,  «-».

Слайд 9.Одноименные заряды взаимно отталкиваются,

Слайд 10. Разноименные – притягиваются.

Слайд 11.Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

 («+» заряд образуется на стекле, потертом о шёлк; «-» заряд образуется на эбоните, потертом о мех).

 Выполняют эксперимент, описывают увиденное.

Отвечают на поставленные вопросы.

-В одном случае пленка и полоска притягивались, а в другом отталкивались.

-Значит, в разных опытах тела получали разные заряды.

- Одноименно заряженные тела отталкиваются.

-Разноимённо заряженные тела притягиваются.

Выводы фиксируются в тетрадях учащихся.

Обучающая самостоятельная работа

Сейчас мы выполним тестовое задание (приложение № 3)

Ученики в своих тетрадях отвечают на вопросы теста, и затем выполняется самопроверка (ответы изображены на слайде презентации).

Рефлексия

Слайд 15

Слайд 12. Проверка результатов теста. 

  Ответы:   БАБАВБААБББ

Слайд 13.Оцените себя:  (11 правильных ответов – 5,  10-8 правильных ответов – 4,

7-5 правильных ответов – 3)

Подводит итоги урока (чему научились? достигли ли поставленной цели?).

Проверяют свою работу по ответам на доске. Оценивают себя. Подводят итоги урока.

Информация о домашнем задании.

Слайд 14.Сообщает домашнее задание

 инструктирует учащихся по его выполнению.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.

Приложение № 1.

За окном сияет солнце,

День погожий и сухой.

Не пойдешь на школьный вечер

С непромытой головой.

Чисто голову ты вымыл

Обсушить не счел за труд,

А потом провел расческой –

«Дыбом» волосы встают.

Что так «дыбятся» они?

Нам скорее объясни.

Приложение № 2.

Древние греки  любили украшения и мелкие поделки из янтаря, названного ими за его цвет и блеск «электрон» - что означает «солнечный камень». Отсюда произошло, правда, много позже, и самое слово «электричество». Способность янтаря электризоваться была известна давно. Впервые исследованием этого явления занялся знаменитый философ Фалес Милетский. Дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном, изделием финикийских мастеров. Уронив веретено в воду, девушка стала обтирать его краем своего шерстяного хитона и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок. Думая, что они прилипли к веретену, потому что оно ещё влажно, она принялась вытирать его ещё сильнее.  Шерстинок налипало тем больше, чем сильнее натиралось веретено. Девушка обратилась за разъяснением к отцу. Фалес понял, что причина в веществе, из которого сделано веретено. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово «электричество». Рождение учения об электричестве связано с именем Уильяма Гильберта (1540-1603, Англия). Он показал, что при трении электризуется не только янтарь, но и многие другие вещества и что притягивают они не только пылинки, но и металлы, дерево, листья, камешки и даже воду и масло. Следующим этапом в развитии учения об электричестве были опыты немецкого ученого Отто фон Герике (1602-1686). Он построил электростатическую машину, основанную на трении. С помощью этого прибора Герике обнаружил, что кроме притяжения, существует и электрическое отталкивание. Молния – это величественное и грозное явление природы, невольно вызывающее у нас чувство страха. Долгое время человек не умел объяснять причин грозовых явлений. Люди считали грозу деянием богов, наказывающих человека за грехи. Природа молнии стала проясняться после исследований, проведенных в XVIII столетии русскими учеными М.В.Ломоносовым и Г.Рихманом и американским ученым Б.Франклином. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что электрические явления изучаются издавна.

Приложение №3.

1. Сколько тел учувствует в электризации?  

А.1.         Б.2.        В.3

2.Как взаимодействуют тела, имеющие заряды разного знака?

 А.Притягиваются. Б.Отталкиваются.   В. Никак не взаимодействуют

3. Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака?

А.Притягиваются.  Б.Отталкиваются.    В. Никак не взаимодействуют

4. Три пары легких шариков подвешены на нитях. Какая пара шариков не  заряжена? http://festival.1september.ru/articles/416658/full.h4.jpg

А.1        Б.2            В.3

5. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет одноименные заряды?

А. 1        Б. 2          В. 3.

6. Какая пара шариков (см. тот же рисунок) имеет разноименные заряды?

 А. 1         Б. 2          В. 3.

7. К стеклянной палочке М, натертой о шелк, подносят палочку N, и палочка М      приходит в движение по направлению, указанному стрелкой.  Какой заряд имеет палочка N?

img4

   А. Положительный     Б. Отрицательный.

8. Какой заряд имеет шарик, к которому поднесена наэлектризованная палочка?

 img5

   А. Положительный     Б. Отрицательный.

9.Какой заряд имеет наэлектризованная палочка, поднесенная к гильзе?

 img6

 

А. Положительный        Б. Отрицательный.

10. Какой заряд имеет большой шар?

img9

 А. Положительный        Б. Отрицательный.

11.Тела 1, 2 и 3 заряжены. Какие из них притягиваются друг к другу?

img10

А. 3 и 1; 2 и 1; 3 и 2;       Б. 1 и 2; 1 и 3;       В. 2 и 3; 1 и 2.



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

учителя физики первой квалификационной категории

МКОУ Бычковская СОШ Шаповалова Владимира Ивановича

Работаю учителем физики с 1985 года. Стаж моей педагогической деятельности  31 год.  

Процесс информатизации образования предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий при изучении физии в основной и старшей школе для развития их творческих возможностей и способностей, создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. Компьютерное обучение является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса на уроках физики, наполняет деятельность учителя, принципиально новым содержанием, позволяя сосредотачиваться на главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

В своей работе я использую технические средства кабинета физики (компьютер,  принтер, мультимедийный проектор и экран, Интернет).

Наиболее распространенная форма урока с применением ИКТ – комбинированный урок, который сочетает в себе объяснение нового материала с применением ИКТ и работу учащихся (индивидуальную, групповую, парную) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа – презентации. Используя ИКТ, я организую нетрадиционные уроки:

  • уроки лекции с просмотром различных сюжетов;  
  • уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала – презентации;
  • урок – практикум для проведения лабораторных работ исследовательского характера;
  • уроки – контроля и совершенствования знаний, умений, навыков с помощью ИКТ.

Нестандартные уроки отличает высокая активность учащихся, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных способов организации обучения, связь учителя и самостоятельности обучающихся, развитие коммуникационных способностей, атмосфера сотрудничества на занятиях.

              Использую ИКТ при организации контрольно – оценочной деятельности.

         Я выделил для себя несколько видов использования информационных технологий при подготовке и проведении уроков физики:

  • Изготовление, оформление раздаточного материала;
  • Презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету;
  • Работа с материалами Интернет;
  • Диагностика качества знаний;
  • Творческие работы учащихся

Использование ИКТ на уроках физики позволяет:

- повысить интерес к изучению предмета,

- расширяет возможности демонстрации опытов через использование   виртуальных образов,

- повышает интерес к обучению.

Преимущества использования ИКТ
для меня, как учителя:

-Экономия учебного времени (до 30%);
-Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
-Включение учащихся в активную деятельность;
-Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке;
-Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении учащихся;
-Рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
-Освобождение от рутинной бумажной работы.
-Создание положительного эмоционального фона урока;

 Для учащихся ИКТ :

  • Обеспечивает более эффективную доступность информации;
  • Приближает урок к мировосприятию современного ребенка;
  • Позволяет ученику работать в своем темпе;
  • Развивает нестандартное мышление;
  • Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
  • Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения ИКТ.  Это прежде всего

1. Применение компьютера на уроках в качестве универсального технического средства обучения.

Традиционные аудиовизуальные средства обучения на своих уроках я с успехом заменяю компьютером, экраном и мультимедийным проектором. Современное программное обеспечение позволяет продемонстрировать на уроке большое количество наглядного материала: рисунки, схемы, таблицы, тексты (формулировки законов, формулы и т.д.), видеозаписи, анимации, физические модели. На занятиях я  активно использую электронно-образовательные ресурсы «Отрытая физика2.6», «Физика, 7-11 классы» , «Физика, 7-11 кл. Библиотека наглядных пособий», «Уроки физики Кирилла и Мефодия», «Электронные уроки и тесты «Физика в школе"  и другие. Ресурсы программ я использую как на этапе подготовки и проведения уроков физики, так и для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время.

Я самостоятельно  комплектую из объектов электронного ресурса презентации, которые демонстрирую по ходу урока. Отбор материала должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. В зависимости от типа урока информационное содержание слайдов каждый раз  меняется. В моем архиве есть презентации к урокам по различным темам.

На уроке изучения нового материала я демонстрирую видеозаписи опытов (в том случае, если демонстрация реального опыта занимает много времени, мелкие детали эксперимента не улавливаются учениками и в том случае, если опыт невозможен), демонстрация анимаций или компьютерных моделей процесса (позволяет рассмотреть особенности явления, неоднократно повторять процесс, усложнять его). На этапе закрепления новых знаний я  провожу  игры, например: (принцип игры: на экране возникает вопрос по изученной теме - следует ответ учащегося - возникает на слайде правильный ответ, сопровождающийся тематическим рисунком или фотографией). В конце урока я использую повторение основных этапов урока, демонстрируя отдельные информационные слайды. Демонстрация видео.

3 Также использую компьютерные виртуальные  лаборатории.

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Невозможно показывать эксперименты, требующие  сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае меня выручает компьютер , который позволяет  проводить  лабораторные работы. В них ученик по своему усмотрению изменяет исходные параметры опытов. Наблюдает, как изменяется в результате само явление, анализирует увиденное, делать соответствующие выводы.

5 Использование Интернет - ресурсов

В своей работе я использую Интернет-ресурсы. Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета я как учитель предлагаю список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой аннотацией.

Такой список  находиться на специальном стенде в кабинете. Я и самих учащихся постепенно подключаю к работе по составлению небольших аннотаций, тематически соответствующих изучаемому на уроках материалу.

Интернет-ресурсы которые я часто применяю: «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/), ФИПИ (http://www.fipi.ru/), «методическое объединение учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/),«Физика Ru» (http://www.fizika.ru/) ,«Единая коллекция образовательных ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/).

Материалы сайтов я использую при подготовке к урокам, для контроля,  для подготовки учащихся к олимпиадам и т.д.

6 Проектная деятельность учащихся.

Мотивация к изучению физики у учащихся повышается и при подготовке  проектов. Используя различные цифровые среды, редакторы и ресурсы, приложения MS Office ребята готовят мультимедийные презентации, сообщения, доклады, дополнения к материалу урока. Я как учитель ставлю перед учениками конкретную задачу, а технологию выполнения этого задания ученики выбирают сами, я же оцениваю конечный результат. Важно чтобы используемый материал (схемы, диаграммы, текстовая информация, анимации, видео, иллюстративный графический материал) был логически выдержан и нес конкретную необходимую информацию.

Использовать ИКТ технологии на уроках нужно строго соблюдая новые требования СанПиНа, чтобы не навредить здоровью учащихся.

Я всё больше убеждаюсь, что современный урок- это урок, где было бы интересно современному ученику. Это тот урок, где было бы интересно современному учителю. Это то место, где создаются возможности научиться мыслить нестандартно, не боясь совершить ошибку, а может даже через пробы и ошибки. 

 Компьютер - мощный инструмент в руках грамотного учителя,

но никогда не сможет претендовать на место самого Учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...