Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса "Методы решения физических задач"
    элективный курс по физике (10 класс) на тему

    Окунева Нина Владимировна

    Элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Рабочая программа включает: пояснительную записку,содержание программы элективного курса, тематическое планирование и список литературы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_11_klass_metody_resheniya_zadach.doc118 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач» на 2015– 2017 учебный год составлена на основе: 

    «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В.А.Коровин, -М.: «Дрофа», 2005 г.

    Авторской программы «Методы решения физических задач»: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров, - М.: Дрофа, 2005 г.

    Для реализации программы использовано учебное пособие: В.А. Орлов, Ю.А. Сауров «Практика решения физических задач. 10-11 классы», - «Вентана-Граф», 2015 г.

    Курс рассчитан на 2 года обучения

    Курс рассчитан на 68 часов: 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе. Занятие один раз в неделю.

    Основные цели курса:

    • развитие интереса к физике и решению физических задач;
    • совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
    • формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

    Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача».В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ. При изучении первого раздела используются различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

    При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.

    Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи подбираются исходя из конкретных возможностей учащихся. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.

    Содержание программы элективного курса

    10 -11 классы

    Физическая задача.
    Классификация задач

    (4 ч)

    Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.

    Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

    Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

    Правила и приемы решения физических задач

    (6 ч)

    Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи  решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.

    Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

    Динамика и статика

    (8 ч)

    Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

    Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

    Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

    Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.

    Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

    Законы сохранения

    (8 ч)

    Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

    Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

    Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

    Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.

    Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел

    (6 ч)

    Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

    Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха.

    Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

    Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

    Основы термодинамики

    (6 ч)

    Комбинированные задачи на первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели.

    Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

    Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра; модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов; модель тепловой машины; проекты практического определения радиуса тонких капилляров.

    Электрическое и магнитное поля

    (5 ч)

    Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения.

    Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.

    Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.

    Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра, магнитного зонда и другого оборудования.

    Постоянный электрический ток в различных средах

    (9 ч)

    Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Ознакомление с правилами Кирхгофа при решении задач. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т. д. Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

    Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных явлений и др. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи.

    Конструкторские задачи на проекты: установка для нагревания жидкости на заданную температуру, модель автоматического устройства с электромагнитным реле, проекты и модели освещения, выпрямитель и усилитель на полупроводниках, модели измерительных приборов, модели «черного ящика».

    Электромагнитные колебания и волны

    (14 ч)

    Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

    Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор.

    Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. Классификация задач по СТО и примеры их решения.

    Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения. Групповое и коллективное решение экспериментальных задач с использованием осциллографа, звукового генератора, трансформатора, комплекта приборов для изучения свойств электромагнитных волн, электроизмерительных приборов.

    Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

    Конструкторские задачи и задачи на проекты: плоский конденсатор заданной емкости, генераторы различных колебаний, прибор для измерения освещенности, модель передачи электроэнергии и др.

    Обобщающее занятие по методам
    и приёмам решения физических задач

    (2ч)

    Тематическое планирование

    урока

    Наименование разделов и тем

    Кол-во

    часов

    10 класс

    Физическая задача. Классификация задач (2ч)

    1-2

    Физическая задача. Примеры задач всех видов.

    2

    Правила и приёмы решения физических задач (4ч)

    3-4

    Общие требования при решении физических задач.

    2

    5-6

    Различные приёмы и способы решения: алгоритмы, аналогии, графические приёмы.

    2

    Динамика и статика (5ч)

    7

    Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.

    1

    8

    Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.

    1

    9

    Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

    1

    10

    Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.

    1

    11

    Подбор, составление и решение задач по интересам.

    1

    Законы сохранения (7ч)

    12

    Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.

    1

    13

    Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение.

    1

    14

    Задачи на определение работы и мощности.

    1

    15

    Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

    1

    16

    Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.

    1

    17

    Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.

    1

    18

    Физическая олимпиада.

    1

    Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5ч)

    19

    Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярно-кинетической теории (МКТ).

    1

    20

    Задачи на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах.

    1

    21

    Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния.

    1

    22

    Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.

    1

    23

    Качественные и количественные задачи. Устный диалог при решении качественных задач. Графические и экспериментальные задачи, задачи бытового содержания.

    1

    Основы термодинамики (4ч)

    24

    Комбинированные задачи на первый закон термодинамики.

    1

    25

    Задачи на тепловые двигатели.

    1

    26

    Конструкторские задачи и задачи на проекты.

    1

    27

    Физическая олимпиада.

    1

    Электрическое поле (3ч)

    28

    Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией.

    1

    29

    Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: разностью потенциалов, энергией.

    1

    30

    Решение задач на описание систем конденсаторов.

    1

    Постоянный электрический ток в различных средах(4ч)

    31

    Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Правило Кирхгофа.

    1

    32-33

    Решение задач на расчет участка цепи, имеющей ЭДС.

    Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов.

    2

    34

    Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах, вакууме, газах, полупроводниках.

    1

    Тематическое планирование

    Урока

    Наименование разделов и тем

    Кол-во

    часов

    11 класс

    Физическая задача. Классификация задач (2ч)

    1-2

    Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.

    2

    Правила и приемы решения физических задач(2ч)

    3-4

    Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач.

    2

    Магнитное поле( 2ч)

    5

    Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на проводник с током : магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера.

    1

    6

    Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия на движущийся заряд: сила Лоренца.

    1

    Электромагнитные колебания и волны(14ч)

    7-8

    Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность.

    2

    9-10

    Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока.

    2

    11

    Задачи на переменный электрический ток: электрические машины, трансформатор.

    1

    12-13

    Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация.

    2

    14,15,16

    Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы.

    3

    17-18

    Классификация задач по СТО и примеры их решения.

    2

    19

    Задачи на определение оптической схемы, содержащейся в «черном ящике»: конструирование, приемы и примеры решения.

    1

    20

    Физическая олимпиада.

    1

    Динамика и статика (3ч)

    21

    Задачи на основные законы динамики.

    1

    22

    Задачи на принцип относительности.

    1

    23

    Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.

    1

    Законы сохранения (1ч)

    24

    Задачи на закон сохранения импульса, энергии.

    1

    Молекулярная физика. Основы термодинамики (4ч)

    25

    Задачи на первый закон термодинамики.

    1

    26

    Задачи на тепловые двигатели.

    1

    27-28

    Задачи на уравнение теплового баланса.

    2

    Постоянный электрический ток в различных средах(5ч)

    29

    Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами.

    1

    30

    Общая характеристика решения задач по электростатике.

    1

    31

    Задачи на приёмы расчёта сопротивления сложных электрических цепей.

    1

    32

    Задачи на расчёт участка цепи, имеющей ЭДС.

    1

    33

    Задачи на описание электрического тока в различных средах.

    1

    34

    Обобщающее занятие (1ч)

    Литература

    1.Балаш В. А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.

    2.Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А.1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями.М.: «ИЛЕКСА», 2005.

    3. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе. М.: Просвещение, 1987.

    4.Лукьянова А.В. Физика. 10 класс. Учимся решать задачи. Готовимся к ЕГЭ-М.: «Интеллект- Центр», 2011.

    5.Лукьянова А.В. Физика. 11 класс. Учимся решать задачи. Готовимся к ЕГЭ-М.: «Интеллект- Центр», 2011

    6.Монастырский Л.М. Физика. Подготовка к ЕГЭ- 2012: учебно- методическое пособие. -Ростов- на- Дону: Легион-М,2011.

    7.Орлов В.А. Практика решения физических задач: 10-11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций.М.: Вентана-Граф,2015.

    8.Степанова.Г.Н. Сборник задач по физике: Для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного предмета «Решение нестандартных задач» для учащихся 10-11 класса

    Рабочая программа  элективного предмета  «Решение нестандартных задач » для учащихся  10-11 классавключает в себя:пояснительную записку с определением целей и задач курса; принцип...

    Рабочая программа элективного курса- "Решение физических задач" 9 класс

    Применяется как предпрофильный курс в 9 классе....

    Рабочая программа Элективного курса «Решение разноуровневых задач по подготовке к ОГЭ по математике» базовый уровень, 9Б класс

       Курс предназначен для повторения и расширения знаний и умений  по  математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемом предла...

    Рабочая программа элективного курса «Решение расчетных задач по органической химии». Модуль 1.

    Данный элективный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов- меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изуч...

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение физических задач» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ФИЗИКА

    ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА«Решение физических задач»УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДП.02 Физика Программы подготовки специалистов среднего звена 11.02.02 Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной т...

    Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 класс

    Программа элективного курса "Решение физических задач", 10 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....

    Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 класс

    Программа элективного курса "Решение физических задач", 11 классАвтором-составителем являюсь я, соответствующий Сертификат имеется....