Игра- конкурс: "С физикой - и в шутку и всерьёз!"
материал по физике (9, 10, 11 класс) на тему

Хайруллина Руфия Талгатовна

Хорошо известно, что большой интерес у учащихся вызывают нестандартные мероприятия с элементами игры и состязательности. В соревнованиях воспитывается гордость за свои успехи, дается возможность ребятам проявить смекалку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-konkurs_s_fizikoy_v_shutku_i_vseryoz.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №124 Советского района

 г. Казани

Игра - конкурс

Учитель физики и информатики:

Хайруллина Руфия Талгатовна

Казань

2018 год

Игра–конкурс

«С физикой– и в шутку и в серьёз»

( 9 – 11 класс)

Пояснительная записка

    Хорошо известно, что большой интерес у учащихся вызывают нестандартные мероприятия с элементами игры и состязательности. В соревнованиях воспитывается гордость за свои успехи, дается возможность ребятам проявить смекалку.

  В конкурсе участвуют 4 команды по 4-6 человек в каждой.

Игрой руководит учитель.

 Цели: Обобщить, систематизировать знания по физике, расширить кругозор учащихся; формировать навыки коллективной работы; совершенствовать навыки решения качественных, расчетных задач.

Материалы: тесты для каждой группы, карточки – задания, ящики.

Оборудование: Барометр, реостат, весы, электрическая лампочка, преобразователь «Разряд», маятник из фольги, конденсатор, трансформатор, свеча, эбонитовая палочка, линейка, подставка, соединительные провода.

Программа игры – конкурса

« С физикой – и в шутку, и всерьез»

1.Представление команд

2.Тестирование

3.Таинственный ящик

4.Физика в поэзии

5.Конкурс артистический. Пантомима.

6.Жизнь формул

7.Физики-волшебники

8.Загадки  с подсказками

9.Физика в анекдотах

10.Физика и пословицы      

11.Домашнее задание (написать рассказ о каком-то физическом явлении, иллюстрировать на рисунке)

1.Представление команд

     2. Тестирование

1. 1) Каким прибором можно определить все тела?  А-барометр, Б- мензурка с водой, В-динамометр, Г-рычажные весы.

2) С помощью каких приборов можно найти сопротивление электрической цепи? А-амперметр, Б-реостат, В-вольтметр, Г-вольтметра и амперметра

3) Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха?

А-пух, Б-железо, В-равны

4) Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры жидкости? А-понижение, Б-конденсация, В-парообразование, Г- кристаллизация

5) За счет какой энергии летит камушек при стрельбе с помощью резинки?

А-потенциальной, Б-кинетической, В-внутренней, Г-потенциальной и кинетической

II. 1) Какой прибор дает возможность узнать атмосферное давление?

А- манометр, Б-барометр, В-термометр, Г-динамометр.

2) С каким прибором можно определить силу тока? А-барометр, Б-манометр, В-амперметр,Г-вольтметр.

3) Способ передачи тепла, связанный с переносом вещества

А-конвекция, Б-теплопроводность, В-испарение, Г-парообразование.

4) Какая буханка хлеба тяжелее:

А-горячая, Б-холодная, В-одинаково

5) Переход вещества из жидкого состояния в твердое

А-испарение, В-отвертывание, Б-парообразование, Г-кристаллизация

III. 1) Прибор для определения объема тела неправильной формы

А-барометр, Б-динамометр, В- мензурка с водой, Г-термометр

2) С помощью каких приборов можно определить сопротивление электрической цепи?

А- реостат, Б-амперметр, В-Вольтметр, Г-вольтметр и амперметр.

3) Почему нельзя сварить мясо высоко в горах

А- из-за низкого атмосферного давления,

Б- из-за высокой температуры,

В-из-за низкой температуры,

Г- из-за низкой плотности измерения веса железа

4) Почему во время снегопада теплеет. Так как происходит:

А-испарение, Б- кристаллизация, В-парообразование, Г- конденсация.

IV. 1) Прибор для определения напряжения

А- амперметр, Б-вольтметр, В-реостат, Г-резистор.

2) С помощью каких приборов можно найти мощность электрического тока?

А- амперметр, Б.-вольтметр, В-реостат, Г- амперметр и вольтметр.

3) Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?

А- летом, Б-зимой, В-одинаково.

4) В каких единицах измеряется плотность пуха ( в СИ)

А- 1 кг  , Б- 1Н, В- 1 кг, Г- 1 кг

        м                                      м

5) Переход вещества из твердого состояния в жидкое

А- испарение, Б-плавание, В- кристаллизация, Г-парообразование

3. Таинственный ящик

Надо знать, что лежит в ящиках

1)    Всем поведает    

 Хоть без языка

 Когда будет ясно,

 А когда – облака.       ( Барометр)

2)  Им силу тока изменяют,

     Если что-то в нем сдвигают    ( реостат)

3)  Две сестры качались,

    Правды добивались,

    А когда добились,

    То остановились.    ( Весы)

4)  Привела я солнце

     За свое оконце.

    К потолку повесила,

    Стало дома весело.          ( электрическая лампочка)

4.  Физика в поэзии

1) Из романа “Евгений Онегин”

   Татьяна перед окном стояла,

   На стекла холодные дыша

   Задумавшись моя душа

   Прелестным пальчиком писала

   На отуманенном стекле

   Заветный вензель О да Е

    Какое физическое явление происходило, когда Татьяна дышала “ на стекла холодные”? Почему стекло стало “отуманенным”?

2) Из сказки о царе Солтане:

1. Я под пышкой посижу,  

    Ветер по морю гуляет
   И кораблик подгоняет.

    Он бежит себе в волнах      

    На раздутых парусах.

   Какая энергия ветра гонит кораблик по морю? Зачем с точки зрения физики ставят паруса?

3)  “Евгений Онегин”

  Смеркалось, на столе, блистая,

  Шипел вечерний самовар,

  Китайский чайник нагревая,

  Под ним клубился легкий пар,

  Но чай несут: девицы чинно

  Едва за блюдечка взялись...

О каких тепловых явлениях идет речь?

Почему девицы намеривались пить горячий чай из блюдечек, а не из чашек?

4) “Механические явления” А.С. Пушкин

     Опрятней модного паркета

     Блистает речка, льдом одета

     Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лед,

    На красных лапках гусь тяжелый,

    Задумав плыть по лону вод,

    Ступает бережно на лед,

    Скользит и падает, веселый

    Мелькает, вьется первый снег,

   Звездами падая на брег.

Почему гусь скользит на льду?

Почему снежинки падали на “брег”

Почему коньки режут лед?

 

5. Конкурс артистический

Пантомима

  1. III закон Ньютона
  2. Явление резонанса
  3. Электрический ток
  4. Броуновское движение

6. Жизнь формул. Из каждой команды по одному ученику пишут формулы.

7. Физики-волшебники

1) Колебание маятника, изготовленного из фольги между обкладками конденсатора, который соединен к преобразователю “Разряд”

Объясните это явление.

2) Зажигание свечи при помощи газового разряда

3) Зажигание лампочки, соединенной обмотке, когда обмотка приближается сердечнику трансформатора с одной обмоткой

4) Вращение линейки при помощи заряженной палочки.

8. Загадки с  подсказками

I.  1) Самый ученый рыцарь

Именно этот английский ученый, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил  сподвижнику Петра 1, крупному военачальнику Александру Даниловичу  Меньшикову, извещение о том, что избран членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс состоял в том, что Меньшиков был неграмотным.

2. В 1965 г. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года-директора, ему была поручена чеканка  всех монет страны.

3. Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Дниле. Тем не менее богу по словам Ф.Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.

4. Этот ученый-физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.

5.Философ Г.Гегель шутил: три яблока сгубили  мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко ( Ньютон)

II. Самый математический физик.

  1. Этот ученый в детстве учился плохо, особенно по арифметике, но когда началось изучение геометрии, быстро стал лучшим учеником своей школы.

2. “Самый математический физик”, - так его называли современники. Он между делом осуществил первую в мире цветную фотографию и разработал способ радикального выведения жировых пятен и одежды, но всемирную известность ему принесло совсем не это.

3. Свои работы он подписывал псевдонимом  d p I d t

4. Его труды относятся почти ко всем разделам физики, но главное – к молекулярной физике и электродинамике.

5. По словам Генриха Герца “Формулы этого физика живут собственной жизнью, обладают собственным разумом – кажется, что эти формулы... умнее даже самого автора “Система его взглядов выражена его уравнениями: это- основа теории электромагнитного поля. (Максвелл)

III. Ученый чудак.

1. Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтиком, был неуклюж и неловок.

2. Он славился рассеянностью. Про него рассказывали, что  однажды сосредоточенным видом он варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.

3. Он был малоизвестен при жизни. Имя же его сына-поэта знал чуть ли не каждый.

4.Кроме физики он занимался математикой, ботаникой, химией и даже был членом комиссии по изданию классиков литературы.

5. Этот ученый сделал ряд важнейших открытий, известных теперь почти каждому, он по праву считается одним из создателей электродинамики, ввел в физику термин “Электрический ток” ( Ампер)

1. Этот будущий физик родился на свет очень слабым ребенком: врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете.Умер он в 37 лет от заряжения крови.

2. Ко всем делам, за которые брался этот человек, он проявлял огромные способности. Его наставник по токарному делу, узнав, что ученик стал ученым, заметил: “Жаль. Из него мог бы получиться отличный токарь”. А известный руководитель, назвал нашего героя “баловнем богов”.

3.Именно он экспериментально обнаружил э/м волны, предсказанные великим Максвеллом и наблюдал их отражение, преломление, интерференцию, поляризацию.

4. Имя и фамилия этого ученого составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С.Поповым.

9. Физика в анекдотах.

1). – Мой дядя проплыл 3 км за 50 мин, а назад за 5 мин

- чем же это объясняется?

- он заметил: какой-то бродяга схватил его вещи на берегу

   С какой скоростью плыл дядя в ту и другую стороны?

2). – Скажи, Петров, почему ты опоздал в школу на целых полтора часа?

- Простите, но со мной произошла пренеприятная история: я выпал из окна.

- И с какого же этажа?

- С шестого.

- Так, так! И это у тебя заняло полтора часа?

Сколько примерно времени могло длиться падение Петрова с шестого этажа?

3). Сюзанна под руководством мужа учится водить машину. Внезапно бросив руль, она кричит: “Ради Бога, Жерар, нажми там на какую-то педаль!”

На нас надвигается вон то огромное дерево!

Чем с точки зрения физики, можно объяснить слова Сюзанны: “На нас надвигается вон то огромное дерево”?

4). Учитель спрашивает мальчика:

  • Скажи, ты знаешь разницу между молнией и электричеством?
  • Да, мосье, молния  это бесплатное электричество.

  Оцените, сколько может “стоить”  молния ( ее энергию считайте равной 10   (Дж)).

10. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "с физикой- и в шутку ,и всерьёз!"

Эту игру  я провожу в рамках предметной недели.Игра дает положительные резуль­таты: она актуализирует знания, поднимает интерес, вызывает массу чувств (ведь заня­тие проходит с высоким эмоциональ...

Игра-конкурс "С физикой в шутку и в серьёз" (7 класс)

Данная разработка предназначена для учащихся 7 класса и может быть использована на уроке и  во внеурочной деятельности....

ИГРА-КОНКУРС «Нам физика - думать и жить помогает»

Данное внеурочное мероприятие позволяет расширить и углубить знания учащихся, полученных на уроках. Форма проведения повышает любознательность и интерес к предмету, стимулирует работоспособность ...

ПРОЕКТ Оформление стенда "О физике и в шутку и всерьёз"

Паспорт проекта.Название проекта: оформление стенда под названием “О физике и в шутку и всерьёз”.Руководитель проекта - учитель физики Тиханова Л.В.Учебный предмет – физика.Возраст:12-1...

Интеллектуальная игра "Физика и в шутку и всерьёз"

Внеклассное мероприятие в рамках недели физики и математики....

презентация к КВН "Физика: и в шутку, и всерьёз"

презентация к внеклассному мероприятию по физике "Физика: и в шутку, и всерьёз"...