Рабочая программа элективного курса по физике "Решение нестандартных задач по физике"
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Фаизова Резеда Миндавлетовна

"Решение нестандартных задач по физике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_fizike.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Белоярская средняя общеобразовательная школа №1»

Программа элективного курса

по физике  для учащихся 9 классов

«Решение нестандартных задач по физике»

                                                                  Автор-составитель:

                                                                                              Фаизова Р.М.,

                                                                                              учитель  физики    

       

2010-2011 учебный год

п.г. Белый Яр

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по физике»

для 9 класса составлена на основе федерального компонента  государственного стандарта общего образования в соответствии с  Программой для  общеобразовательных учреждений, рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов,  

2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного   подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний,  позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.

Программа направлена на создание условий для организации  эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей  самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования,  профиля обучения.

Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции

профильного обучения в профильной школе вводятся элективные  предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В  рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению  физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ЕГЭ.

Целью программы является совершенствование познавательной сферы

обучающихся и обеспечение таких условий, где одаренный ребенок сможет

достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных

физических задач.

2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.

3. Выработать исследовательские умения.

4. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими

теориями и присущими им структурами, системой основополагающих

постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.

5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о

месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.

6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода

в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач

Отличительная особенность данной программы в максимальной

ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и

исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса.

Данный элективный курс «Решение нестандартных задач по физике» содержит как теоретическую часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала за курс средней школы и расширения программы. Большое внимание уделено курсу механики, поскольку без знания механики невозможно усвоение всего остального школьного курса  физики. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам механики.

Учащиеся при работе по курсу «Решение нестандартных задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с  тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи.

Технологии, используемые в организации занятий:

  • проблемное обучение,
  • проектная технология, которая помогает готовить учащихся к жизни в

условиях динамично меняющегося общества.

При проведении занятий предусмотрена реализация  дифференцированного и личностно-ориентированного подходов, которые позволят ученикам двигаться внутри курса по своей траектории и быть успешными.

Для организации занятий используются следующие формы:

  • лекционное изложение материала;
  • эвристические беседы;
  • практикумы по решению задач;
  • уроки-исследования;
  • работа в малых группах;
  • домашние шяяяяяяэксперименты.

Формами контроля при проведении данного курса являются:

  • Самостоятельная работа по решению задач;
  • Письменные отчёты по результатам проведённых исследовательских

работ;

  • Сообщения по результатам выполнения домашних экспериментальных

заданий;

Данный курс предполагает следующие результаты:

  • Овладение школьниками новыми методами и приемами решения

нестандартных физических задач.

  • Предпрофильная подготовка учащихся, позволяющая сделать

осознанный выбор в пользу предметов естественно-математического  цикла.

Программа рассчитана на обучающихся 9 классов.

Количество часов 17.

Содержание

Виды задач и их классификация.

Олимпиадные задачи и оценка их решения.

Экспериментальные задачи на смекалку. Разбор и решение нестандартных задач.

Избранные задачи по физике.

Задачи с сюжетом.

1001 задача по физике.

Занимательные задачи и их решения.

Раздвигая границы привычного.

Разбор и решение комбинированных задач.

Задачи-парадоксы и софизмы.

Календарно-тематическое планирование элективного курса

«Решение нестандартных задач по физике»

Тема

Количество часов

Дата проведения

По плану

фактически

1

Вводное занятие. Решение задач по различным разделам физики.

1

2

Равномерное и равнопеременное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени.

1

3

Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение.

1

4

Силы в природе.

1

5

Алгоритм решения задач по динамике.

1

6

Законы  Ньютона.

1

7

Гидростатическое давление.
Закон сообщающихся сосудов.

1

8

Сила Архимеда. Условия плавания тел.

1

9

Работа, мощность, энергия.

1

10

Закон сохранения полной механической энергии.

1

11

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

12

Расчет количества теплоты в различных тепловых процессах.

1

13

Уравнение теплового баланса.

1

14

Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона.

1

15

Закон Ома. Расчет сопротивления проводников.

1

16

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

1

17

Законы последовательного и параллельного соединения проводников.

1

Используемая литература

1. Программа общеобразовательных учреждений «Физика 9 класс».

2. Учебник физики Касьянова 10 класс.

3. «Самостоятельные и контрольные работы по физике 7-9 класс» КирикЛ.А.

4. «Физика. Механика.» учебное пособие для школ с углублённым изучением физики М.М.Балашов, А.И. Гомонова, А.Б. Долицкий.

5. «Сборник задач для 9-11 классов» Н.И.Гольдфарб. «1001 задача по физике» И.М. Гельфгат, Л.Э. Генденштейн, Л.А. Кирик

6. «Сборник задач по физике» под ред. С.М. Козела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса

Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Рабочая  программаЭЛЕКТИВНОГО КУРСАметоды решения физических задач...

\'Элективный курс «Методы решения нестандартных задач по физике» (10 класс)

курс для тех, кто участвует в олимпиадах по физике разного уровня. и для  поступающих в технические учебные заведения....

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные задачи по планиметрии"

Геометрическая линия является одной из центральных линий курса математики. Она предполагает систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представле...

Рабочая программа элективного курса "Методы решения химических задач"

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов ...

Рабочая программа элективного курса по алгебре "Решение задач с параметрами"

Материал содержит пояснительную записку, тематическое планирование и разработку уроков к курсу"Решение задач с параметрами"...

Рабочая программа дополнительного образования - кружок «Решение нестандартных задач по физике»

Рабочая программа кружка  «Решение нестандартных задач по физике», 2016/17 гг....