Конспект урока по физике в 7 классе "Давление. Единицы давления"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Соловьёва Наталья Ивановна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физике в 7 классе

Тема: Давление. Единицы давления

Учитель: Соловьёва Наталья Ивановна

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме,
  • дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности
  • применить знание давления к решению задач.

Развивающие:

  • развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов
  • развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,
  • развитие умения давать объективную самооценку,
  • научить применять знакомые формулы в измененных условиях,

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
  • формирование самостоятельности,
  • развитие аккуратности, внимательности учащихся
  • воспитание интереса к физике.

Оборудование:

  • презентация «Давление»,
  • кроссворд «Давление»
  • бруски, дощечка с гвоздями,
  • кювета с песком

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Целеполагание

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление изученного материала
  4. Фронтальный эксперимент
  5. Домашнее задание
  6. Итог урока. Рефлексия

Ход урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Мотивировать обучающихся к изучению темы. «Все готовы к уроку? Мы закончили изучать виды сил. Подвели итог. Сегодня будем продолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы – Почему? (слайд)

  1. Мотивация. (3 мин)

Проблемные вопросы:

Как вы думаете, почему рельсы не кладут прямо на землю? (слайд)

Почему легковая машина в песке сильнее проваливается, чем такой тяжёлый  экскаватор? (слайд)

Выслушать все ответы. На эти вопросы мы попробуем ответить ещё раз в конце урока.

3. этап.  Целеполагание. (3 мин)

А сейчас давайте представим что:

1.Папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? Как называется сила, с которой папа и сын действуют на снег? (слайд)

2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее?  (сдайд)

3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?

Отвечают на вопросы учителя.

1.Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.

2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.

3. У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)

Вывод: Существует физическая  величина, которая зависит не только от действующей силы, но и от площади поверхности, на которую она действует. Как называется эта величина, вы узнаете, разгадав кроссворд.

4 этап. Актуализация знаний (5 мин)

Вопросы кроссворда: (слайды кроссворда)

1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)

2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)

3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)

4. Мера взаимодействия тел. (Сила)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)

6. Единица измерения силы. (Ньютон)

7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.

5. этап. Изучение нового материала. (15 мин)

Чтобы ответить на вопрос - что такое давление, и от чего оно зависит, посмотрим опыт.

Опыт с гвоздями, входящими в песок.

  1.  В каком случае на песок действует большая сила?
  2.  Почему, действуя на песок с той же силой, гвозди, стоящие на шляпках, проваливаются меньше?

Вывод:  Вес тела распределяется на всю площадь шляпок, соприкасающихся с песком. Сила, приходящаяся на единицу площади, меньше, чем в первом случае.

Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.

Таким образом, с точки зрения физики:

Давление – это физическая величина, которая показывает силу, действующую  на единицу площади  (записать в тетрадь). (слайд)

Ввести обозначение давления.

Пользуясь результатами опыта попробуем сформулировать вывод – от чего и как зависит давление.

С увеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличивается давление (прямая пропорциональность)

p ~ F,   F – сила давления

C увеличением площади поверхности, на которую действует сила, давление уменьшается. (обратная пропорциональность).

p ~

Формула давления:         (записать в тетрадь)  (слайд)

Единица измерения давления названа в честь французского учёного Блеза Паскаля. (слайд)

   (записать в тетрадь)  (слайд)

Наряду с Па для измерения давления используются и другие единицы измерения:  (записать в тетрадь)

1 кПа = 1000 Па             1 Па = 0,001 кПа        (слайд)

1 МПа = 1000000 Па       1 Па = 0,000001 МПа

1 гПа = 100 Па               1 Па = 0,01 гПа

1 Па = 1000 мПа             1 мПа = 0,001 Па           

Вернуться к вопросам, которые были поставлены в начале урока. (слайды)

- Под рельсы подкладывают шпалы, чтобы уменьшить давление на землю.

- У экскаватора колёса имеют большую площадь опоры, уменьшая давление на почву.

6. Закрепление изученного материала. (14 мин)

Решение задачи  упр. 12 №2,  №4.  (слайды)       

7. Фронтальный эксперимент

“Определение давления твёрдых тел”.

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление бруска  на стол. (широкой части и  узкой).

  1. Определите площадь опоры бруска, измерив длину и ширину основания бруска при помощи линейки.
  2. Определите вес бруска при помощи динамометра.
  3. Рассчитайте давление.
  4. Сравните давления на широкое основание и узкое.

Отчего зависит давление?  Ответы ребят.

Вывод записать в тетрадь.

Давление зависит:

  • от площади поверхности, на которую действует сила;
  • величины силы.

8.  Домашнее задние (1 мин)

П. 33,34, упражнение 12.№ № 1, 3

9.  Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

- С какой физической величиной мы  познакомились на уроке?

- В каких единицах измеряется эта величина?

- От чего зависит давление?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему? Почему? Почему?

Слайд 2

Почему рельсы не кладут прямо на землю?

Слайд 3

Почему легковая машина в песке проваливается сильнее чем экскаватор?

Слайд 5

кроссворд 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Изменение формы и размера тела.

Слайд 6

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 3 4 5 6 7 8 2. Физическая величина, мера инертности тела.

Слайд 7

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 4 5 6 7 8 3.Сила, с которой тело действует на опору или подвес.

Слайд 8

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 5 6 7 8 4. Мера взаимодействия тел.

Слайд 9

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 6 7 8 5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению.

Слайд 10

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 7 8 6. Единица измерения силы.

Слайд 11

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 н ь ю т о н 7 8 7.Прибор для измерения силы.

Слайд 12

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 н ь ю т о н 7 д и н а м о м е т р 8 8.Сила, с которой Земля притягивает все тела.

Слайд 13

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 н ь ю т о н 7 д и н а м о м е т р 8 т я ж е с т и

Слайд 14

Тема урока: Давление. Единицы давления.

Слайд 15

Давление – физическая величина, которая показывает силу, действующую на единицу площади поверхности, перпендикулярно этой поверхности.

Слайд 16

Единицы измерения давления 1 гПа = 1 кПа = 1 МПа = 1 мПа = 1 Па = 1 Па = 1 Па = 1 Па =

Слайд 18

Единицы измерения давления 1 гПа = 1 кПа = 1 МПа = 1 мПа = 1 Па = 1 Па = 1 Па = 1 Па =

Слайд 19

Упр. 14 №2 Дано: _________ Решение: Ответ: Решение задач

Слайд 20

Упр. 14 №4 Дано: _________ Решение: Ответ: СИ Решение задач

Слайд 21

Домашнее задание: 35, 36; упр. 14 №№ 1, 3; задание к 35

Слайд 22

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления", работающих по УМК Перышкин А.В....

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике в 7 классе на тему: "Давление, единицы давления"

Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление»; определить способ его нахождения; показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике; обосновыв...

План- конспект урока в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления" с использованием ЭОР

Урок по теме "Давление .Единицы давления" в 7 классе разработан с использованием ЭОР, что позволяет познакомить учащихся с физической величиной- давление, а также с ее единицей измерения....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Конспект урока по физике по теме "Атмосферное давление" (7 класс)

Конспект урока по физике по теме "Атмосферное давление" (7 класс)...