Конспект урока по физике в 7 классе "Давление. Единицы давления"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Соловьёва Наталья Ивановна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физике в 7 классе

Тема: Давление. Единицы давления

Учитель: Соловьёва Наталья Ивановна

Тип урока: урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • ввести понятие давления, расширить и углубить знания по данной теме,
  • дать представление учащимся о зависимости давления от силы, действующей на поверхность и площади этой поверхности
  • применить знание давления к решению задач.

Развивающие:

  • развитие умения наблюдать и выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов
  • развитие логического мышления учащихся, развитие памяти, внимания, монологической речи, умения рассуждать, выделять главное, самостоятельно приобретать знания, навыки и применять их на практике,
  • развитие умения давать объективную самооценку,
  • научить применять знакомые формулы в измененных условиях,

Воспитательные:

  • воспитание уважительного отношения к одноклассникам,
  • формирование самостоятельности,
  • развитие аккуратности, внимательности учащихся
  • воспитание интереса к физике.

Оборудование:

  • презентация «Давление»,
  • кроссворд «Давление»
  • бруски, дощечка с гвоздями,
  • кювета с песком

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Целеполагание

  1. Актуализация опорных знаний
  2. Изучение нового материала
  3. Закрепление изученного материала
  4. Фронтальный эксперимент
  5. Домашнее задание
  6. Итог урока. Рефлексия

Ход урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу. Мотивировать обучающихся к изучению темы. «Все готовы к уроку? Мы закончили изучать виды сил. Подвели итог. Сегодня будем продолжать изучать физические явления и отвечать на вопросы – Почему? (слайд)

  1. Мотивация. (3 мин)

Проблемные вопросы:

Как вы думаете, почему рельсы не кладут прямо на землю? (слайд)

Почему легковая машина в песке сильнее проваливается, чем такой тяжёлый  экскаватор? (слайд)

Выслушать все ответы. На эти вопросы мы попробуем ответить ещё раз в конце урока.

3. этап.  Целеполагание. (3 мин)

А сейчас давайте представим что:

1.Папа с сыном идут по рыхлому снегу. Кому и почему идти труднее? Как называется сила, с которой папа и сын действуют на снег? (слайд)

2.Теперь представьте, что папа встал на лыжи, а сын продолжает идти в сапогах. Кому и почему теперь идти труднее?  (сдайд)

3. А почему папе стало легче, то изменилось у папы?

Отвечают на вопросы учителя.

1.Папе идти труднее, так как папа проваливается глубже, т.к. папа тяжелее.

2. Теперь папе идти легче, т.к. он не будет проваливаться в снег.

3. У папы изменилась площадь опоры. (площадь лыж больше площади сапог)

Вывод: Существует физическая  величина, которая зависит не только от действующей силы, но и от площади поверхности, на которую она действует. Как называется эта величина, вы узнаете, разгадав кроссворд.

4 этап. Актуализация знаний (5 мин)

Вопросы кроссворда: (слайды кроссворда)

1. Изменение формы и размера тела. (Деформация)

2. Физическая величина, мера инертности. (Масса)

3. Сила, с которой тело действует на опору или подвес. (Вес)

4. Мера взаимодействия тел. (Сила)

5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)

6. Единица измерения силы. (Ньютон)

7. Прибор для измерения силы. (Динамометр)

8. Сила, с которой Земля притягивает все тела. (Тяжести)

И так тема нашего урока “Давление. Единицы давления” (слайд №13). Записываем в тетрадь.

5. этап. Изучение нового материала. (15 мин)

Чтобы ответить на вопрос - что такое давление, и от чего оно зависит, посмотрим опыт.

Опыт с гвоздями, входящими в песок.

  1.  В каком случае на песок действует большая сила?
  2.  Почему, действуя на песок с той же силой, гвозди, стоящие на шляпках, проваливаются меньше?

Вывод:  Вес тела распределяется на всю площадь шляпок, соприкасающихся с песком. Сила, приходящаяся на единицу площади, меньше, чем в первом случае.

Сила, приходящаяся на единицу площади, это и есть давление.

Таким образом, с точки зрения физики:

Давление – это физическая величина, которая показывает силу, действующую  на единицу площади  (записать в тетрадь). (слайд)

Ввести обозначение давления.

Пользуясь результатами опыта попробуем сформулировать вывод – от чего и как зависит давление.

С увеличением силы, действующей перпендикулярно поверхности, увеличивается давление (прямая пропорциональность)

p ~ F,   F – сила давления

C увеличением площади поверхности, на которую действует сила, давление уменьшается. (обратная пропорциональность).

p ~

Формула давления:         (записать в тетрадь)  (слайд)

Единица измерения давления названа в честь французского учёного Блеза Паскаля. (слайд)

   (записать в тетрадь)  (слайд)

Наряду с Па для измерения давления используются и другие единицы измерения:  (записать в тетрадь)

1 кПа = 1000 Па             1 Па = 0,001 кПа        (слайд)

1 МПа = 1000000 Па       1 Па = 0,000001 МПа

1 гПа = 100 Па               1 Па = 0,01 гПа

1 Па = 1000 мПа             1 мПа = 0,001 Па           

Вернуться к вопросам, которые были поставлены в начале урока. (слайды)

- Под рельсы подкладывают шпалы, чтобы уменьшить давление на землю.

- У экскаватора колёса имеют большую площадь опоры, уменьшая давление на почву.

6. Закрепление изученного материала. (14 мин)

Решение задачи  упр. 12 №2,  №4.  (слайды)       

7. Фронтальный эксперимент

“Определение давления твёрдых тел”.

Цель: усвоение способа практического расчета давления твёрдых тел.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Метод по характеру познавательной деятельности: исследовательский.

Определите давление бруска  на стол. (широкой части и  узкой).

  1. Определите площадь опоры бруска, измерив длину и ширину основания бруска при помощи линейки.
  2. Определите вес бруска при помощи динамометра.
  3. Рассчитайте давление.
  4. Сравните давления на широкое основание и узкое.

Отчего зависит давление?  Ответы ребят.

Вывод записать в тетрадь.

Давление зависит:

  • от площади поверхности, на которую действует сила;
  • величины силы.

8.  Домашнее задние (1 мин)

П. 33,34, упражнение 12.№ № 1, 3

9.  Итог урока. Рефлексия. (3 мин)

- С какой физической величиной мы  познакомились на уроке?

- В каких единицах измеряется эта величина?

- От чего зависит давление?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему? Почему? Почему?

Слайд 2

Почему рельсы не кладут прямо на землю?

Слайд 3

Почему легковая машина в песке проваливается сильнее чем экскаватор?

Слайд 5

кроссворд 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Изменение формы и размера тела.

Слайд 6

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 3 4 5 6 7 8 2. Физическая величина, мера инертности тела.

Слайд 7

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 4 5 6 7 8 3.Сила, с которой тело действует на опору или подвес.

Слайд 8

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 5 6 7 8 4. Мера взаимодействия тел.

Слайд 9

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 6 7 8 5. Явление, возникающее при соприкосновении тел и препятствующее их относительному движению.

Слайд 10

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 7 8 6. Единица измерения силы.

Слайд 11

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 н ь ю т о н 7 8 7.Прибор для измерения силы.

Слайд 12

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 н ь ю т о н 7 д и н а м о м е т р 8 8.Сила, с которой Земля притягивает все тела.

Слайд 13

кроссворд 1 д е ф о р м а ц и я 2 м а с с а 3 в е с 4 с и л а 5 т р е н и е 6 н ь ю т о н 7 д и н а м о м е т р 8 т я ж е с т и

Слайд 14

Тема урока: Давление. Единицы давления.

Слайд 15

Давление – физическая величина, которая показывает силу, действующую на единицу площади поверхности, перпендикулярно этой поверхности.

Слайд 16

Единицы измерения давления 1 гПа = 1 кПа = 1 МПа = 1 мПа = 1 Па = 1 Па = 1 Па = 1 Па =

Слайд 18

Единицы измерения давления 1 гПа = 1 кПа = 1 МПа = 1 мПа = 1 Па = 1 Па = 1 Па = 1 Па =

Слайд 19

Упр. 14 №2 Дано: _________ Решение: Ответ: Решение задач

Слайд 20

Упр. 14 №4 Дано: _________ Решение: Ответ: СИ Решение задач

Слайд 21

Домашнее задание: 35, 36; упр. 14 №№ 1, 3; задание к 35

Слайд 22

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления"

конспект урока по физике в 7 классе на тему "Давление. Единицы давления", работающих по УМК Перышкин А.В....

Конспект урока по физике. 7 класс. .тема урока: Механическая работа. Единицы измерения.

Тип урока: изучение нового материала.Предоставить новый материал в необычной , нестандартной форме . Изучить физические понятия, применяя литературные произведения. Проделать физические опыты, привлек...

Конспект урока по физике в 7 классе на тему: "Давление, единицы давления"

Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление»; определить способ его нахождения; показать учащимся значение, которое имеет давление одного тела на другое в природе, быту и технике; обосновыв...

План- конспект урока в 7 классе по теме "Давление.Единицы давления" с использованием ЭОР

Урок по теме "Давление .Единицы давления" в 7 классе разработан с использованием ЭОР, что позволяет познакомить учащихся с физической величиной- давление, а также с ее единицей измерения....

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс тема «Давление. Единицы давления»

Технологическая карта урока ФГОС. Физика 7 класс  тема «Давление. Единицы давления»...

Конспект урока по физике по теме "Электрическое напряжение. Единицы напряжения"

Конспект урока представлен в виде обучающего модуля. Такой урок позволяет осуществлять самообучение, регулировать темп работы, содержание учебного материала....

Конспект урока по физике по теме "Атмосферное давление" (7 класс)

Конспект урока по физике по теме "Атмосферное давление" (7 класс)...