ТРИЗ-педагогика
статья по физике на тему

Смирнова Ольга Аркадьевна

Материалы научно-практического семинара

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.pptx2.11 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О.А. Смирнова, учитель физики и математики МБОУ «СШ № 25»

Слайд 2

Генрих Саулович Альтшуллер автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель. В 1946-48 годах главной целью жизни стала разработка ТРИЗ 2

Слайд 3

Главная идея техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления 3

Слайд 4

ТРИЗ - педагогика Анатолий АлександровичГин Приемы педагогической техники 4

Слайд 5

ТРИЗ - педагогика Алла Александровна Нестеренко Мастерская знаний 5

Слайд 6

Основное средство педагогический поиск – ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно 6

Слайд 7

Исходный принцип – принцип природосообразности обучения Концепция ТРИЗ целиком построена на положении Л.С . Выготского о том, что ребенок принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной 7

Слайд 8

Главная цель формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности 8

Слайд 9

Задачи ТРИЗ-педагогики Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой Формирование системного диалектического мышления, основанного на законах развития Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения Воспитание определённых качеств личности Развитие воображения, фантазии и творческих способностей 9

Слайд 10

Форма обучения учебный диалог на основе субъект-субъектных отношений Поскольку в результате обучения приемам ТРИЗ требуется активная позиция и ученика и учителя, то в основе взаимодействия между ними возможна только педагогика сотрудничества 10

Слайд 11

Системное и ассоциативно-образное мышление применять знания о системах, их свойствах и функциях для описания различных объектов использовать знания о свойствах и функциях систем для решения простых изобретательских задач устанавливать взаимосвязи между различными системами выявлять различные свойства систем в различных взаимодействиях и надсистемах прогнозировать изменения систем во времени (линия прошлое - настоящее - будущее ) определять , что и как можно узнать о системе работать с различными видами информации 11

Слайд 12

Развитие воображения использовать различные методы для сочинения сказок получать фантастические идеи различными способами изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач 12

Слайд 13

Методика решения задач выделять и формулировать противоречия выделять противоречивые свойства находить часть системы, в которой возникло противоречие выделять взаимосвязи и взаимодействия, вызывающие противоречие формулировать идеальное решение мобилизовать ресурсы прогнозировать последствия предлагаемых изменений решать простые изобретательские задачи по схеме подбирать информацию для учебных задач формулировать задачи объяснять различные явления 13

Слайд 14

Принципы занятия по ТРИЗ Максимально серьезная подготовка к занятию Создание атмосферы свободной беседы Создание обстановки исключительности или таинственности Решение проблемы (задачи) должны найти дети самостоятельно Высокий темп занятия Включение « разрядочных » вставок Здоровьесбережение 14

Слайд 15

Принципы ТРИЗ-педагогики Свободы выбора Открытости Деятельности Обратной связи Идеальности (высокого КПД) 15

Слайд 16

Приемы ТРИЗ-педагогики Мозговой штурм Синектика ( личностная аналогия ) Морфологический анализ Метод каталога Метод маленьких человечков Светофор Отсроченная отметка Решение открытых задач 16

Слайд 17

Приемы ТРИЗ-педагогики Базовый лист контроля Щадящий опрос Опрос по цепочке «Найти и обезвредить» «Шифровка в центр» «Веришь – не веришь» Игра «Логическая цепочка» Придумайте свое (вопросы, задачу, шпаргалку, опорную схему...) 17

Слайд 18

Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами. Творчески научить может только творческий человек Я.А. Коменский 18

Слайд 19

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность Б. Шоу 19

Слайд 20

Мои координаты: +7 (905) 698 00 66 olgasmirnoff@mail.ru Спасибо за внимание 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование элементов ТРИЗ- педагогики в обучении школьников математике"

В методическом пособии описана методика использования методов технического творчества в преподавании математики, применения анаграмм для развития комбинаторных способностей, создания ментальных карт к...

Элементы ТРИЗ-педагогики на уроке информатики

В статье содержится практический опыт применения элементов ТРИЗ на уроке информатики....

Эйдетика. ТРИЗ-педагогика.

В XXI веке поток информации настолько велик, что переработать и запомнить его может только человек, обладающий экстраординарными способностями. В этой связи, одна из наиболее ярких актуальных проблем ...

ТРИЗ-педагогика на уроках истории и обществознания

Материал для выступления на школьном методическом объединении учителей истории и обществознания...

Что такое ТРИЗ педагогика

Публикация по теме применение ТРИЗ технологий в современной педагогике...

Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»

Приёмы и методы ТРИЗ – педагогики на уроках истории»...