Урок исследования: "Условия плавание тел и и х применение"
материал по физике (7 класс) на тему

Хайруллина Руфия Талгатовна

Цели урока:

Образовательная: ознакомить школьников с явлением  плавания тел в жидкости; изучить условия плавания тел; формировать умение объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает) сравнением силы  тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости  и плотности тела.

Развивающая: развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, подготовки сообщений и объяснений интересных фактов, развить навыки самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_usloviya_plavaniya_tel_i_ih_primenenie.doc902.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №124 Советского района

 г. Казани

План-конспект урока физики в 7 классе на тему:

«Условия плавания тел  и их применение»

Учитель физики  и информатики: Хайруллина Руфия Талгатовна.

Казань

2011 год

«Условия плавания тел  и их применение»

Цели урока: 

Образовательная: ознакомить школьников с явлением  плавания тел в жидкости; изучить условия плавания тел; формировать умение объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает) сравнением силы  тяжести и силы Архимеда; плотности жидкости  и плотности тела.

Развивающая: развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, подготовки сообщений и объяснений интересных фактов, развить навыки самостоятельной работы.

Оборудование:  отливные сосуды, калориметрические тела, стакан с водой, соленый раствор, яйцо, кусочки картофеля, бруски из пенопласта, дерева, компьютер (презентация), проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент.

     Здравствуйте, дети. Сегодня наш урок необычный, у нас присутствуют гости. Когда  в дом приходят гости, всем ещё веселее. Давайте улыбнемся друг другу. Ведь не зря говорится, что дружба  начинается с улыбки. Ваши улыбки озаряют день и всех вас.        

2. Актуализация знаний.

    На прошлом уроке была лабораторная работа на определение выталкивающей силы, силы Архимеда.

  1. Какой вывод вы сделали после выполнения работы?
  2. Какую силу называют архимедовой? (Силу, выталкивающую тело из жидкости или газа).
  3. Как направлена эта сила?
  4. От чего зависит величина этой силы?

3. Изучение нового материала

  Дорогие ученики, сегодня мы все физики – экспериментаторы, исследователи, девиз нашего урока « Без  сомнения, всё  наше знание начинается с опыта». 

                                                         Кант Эммануил  (немецкий философ).

 Опыт 1. На воду опускаются 3 тела, железное, деревянное, из пенопласта.  Почему тела, помещенные на поверхности, ведут себя по-разному: одни погружаются глубоко, другие незначительно, третьи тонут. На каждое ли тело действует сила Архимеда? Почему разный результат?

Опыт 2. Яйцо опускается сначала на чистую воду, потом на соленый раствор. Яйцо плавает на соленом растворе.

 Как все это объяснить?

              Давайте начнем делать эксперименты.

Ученикам раздается оборудование: 3 тела, отливной сосуд, стакан  с водой, стакан с соленым раствором, кусочек картофеля.

  1. С помощью динамометра определяем силу тяжести.
  2. Используя мензурку, находим объем тела.
  3. Используя закон Архимеда, вычисляем выталкивающую силу.
  4. Полученные результаты заносим в таблицу.

п/п

Поведение тела

   F

тяж.

Объем

тела

    FА

Сравнение

    сил

1.

2.

3.

Тонет

Плавает

Всплывает

5.Кусочек картофеля опускаем на чистую воду, потом на соленую.

6.Выводы.

1) тело тонет, если сила тяжести больше силы Архимеда;

2) тело плавает, если сила тяжести равна силе Архимеда;

3) тело всплывает, если сила тяжести меньше силы Архимеда.

        Учитель демонстрирует опыт.

                             

       Наш великий соотечественник М.В. Ломоносов говорил, «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением?».

       На тело, находящееся в воздухе, также действует выталкивающая сила. Именно благодаря ее действию поднимаются вверх детские шарики, шары – зонды, дирижабли, накопленные газом, плотность которого меньше плотности воздуха.

      Суда, плавающие по морям и океанам, построены из разных материалов с различной плотностью. Корпус судов обычно делают из стальных листов. Вес воды, вытесняемой под водой частью судна, равен весу судна с грузом в воздухе.

    С давних времен люди мечтали о возможности летать над облаками, плавать в воздушном океане. Для воздухоплавания используют воздушные шары.

3. Выступления учащихся.    

Ученики готовили сообщения. Давайте, сейчас мы их выслушиваем.

  1. Плавательный пузырь.

  1. Судна из пластмассы.
  2. Воздушные шары.
  • 1. Изоляционный слой.
  • 2. Камера с гелием .
  • 3. Оболочка, под которой находится нагреваемый воздух.
  • 4. Огнестойкий слой
  • 5. Герметичная гондола .

  1. Современный аэростат.
  • 1. Клапан для выпуска газа
  • 2. Отросток.
  • 3. Сеть из шнура.
  • 4. Отдельные спуски.
  • 5. Подвесное кольцо.
  • 6. Стропы.
  • 7. Гондолы.
  • 8. Якорь.
  • 9. Балластный канат.
  • 10. Шнур.
  • 11. Шнур от полотнища.
  • 12. Оболочка шара.

  1. От надувного шара.

     Гимнастика для глаз. (Музыка)

4.  Ученики демонстрируют свои самодельные приборы.

 5. Тестирование на компьютере.

6.  Итог урока.

     Домашнее задание: читать п.50, упражнение 25(3,5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плавание тел. Исследование условий плавания тел.

Урок - лабораторная работа. Изучение условий плавание тел....

Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе. Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.

Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе.Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.Цель:Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать у...

Урок-исследование "Условия прорастания семян"

Урок-исследование "Условия прорастания семян", для 6 класса общеобразовательных учреждений, разработан учителем МКУ СОШ№3 г. АлзамаяНижнеудинского района Иркутской области Коноваловой Натальей Вл...

урок-исследование " Условия плавания тел" для 7 класса

Урок по физике для 7 класса с элементами исследования по теме" Условия плавания тел"....

Урок – исследование: «Условие плавания тел»

Методический анализ изучаемой темы:- основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике;- глубина изучения материала определяется учебником В...

Урок физики 7 класс: « Плавание тел. Экспериментальное исследование условий плавания тел»

Урок  физики  был проведён в 7 классе, базовый учебник  А.В.  Перышкин .Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Плавание тел», раздел «Давление...