Урок физики 7 класс: « Плавание тел. Экспериментальное исследование условий плавания тел»
план-конспект урока по физике (7 класс)

Черванева Елена

Урок  физики  был проведён в 7 классе, базовый учебник  А.В.  Перышкин .

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Плавание тел», раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Цель урока:

- выяснение условий и особенностей плавания тел, проверить их на опытах;

- дать возможность ученикам на практике понять и своими выводами подтвердить условия  плавания тел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – проект

Предмет: физика

Класс: 7

Базовый учебник: А.В. Перышкин. Физика – 7 класс

Учитель: МКОУ «Борщенская СОШ»  Черванева Е. Н.

              « Плавание тел. Экспериментальное исследование

условий плавания тел»

Цель: 

- выяснение условий и особенностей плавания тел, проверить их на опытах;

- дать возможность ученикам на практике понять и своими выводами подтвердить условия  плавания тел.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение самостоятельно проводить эксперимент и наблюдения, выдвигать гипотезу и делать выводы, подтверждающие эту гипотезу.

- Способствовать прочному усвоению материала.

Воспитательные:

- Способствовать самостоятельному мышлению и умению самостоятельно делать логические выводы.

- Способствовать целеустремленности и готовности к действию.

Развивающие:

- Формировать способность без посторонней помощи продумать и сформулировать цель экспериментальной задачи.

- Формирование способности делать индуктивные и субъективные выводы.

- Формирование умение концентрировать внимание, вести диалог, аргументировано отстаивать свое мнение.

Методы: Словесные, наглядные, проблемно-поисковые.

Формы работы: Групповая, индивидуальная.

Оборудование: сосуды с водой, спиртом, маслом, свеча парафиновая, пробка, железный предмет, картофелина, пластилин, ракушки, рыбки, кораблик, рабочий лист, презентация, проектор, компьютер.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

-проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- готовность к равноправному сотрудничеству;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

- убежденность в возможности познания природы;

- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные:

- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и  символы для представления результата

Предметные умения

-умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости;

- умение составлять план эксперимента и делать вывод;

- умение работать с текстом учебника

Этапы

 урока-проекта 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1. Оформление замысла проекта. Постановка цели.

Обсуждают идею проекта, формулируют цель.

Предлагает объект исследования: русская народная поговорка «Что в воду упало, то пропало?».

Участвует в формулировке цели.

2. Планирование способа реализации идеи проекта для достижения цели.

Планируют способ выполнения проекта.

Распределяют между собой виды деятельности,

Консультирует учеников, оказывает помощь в распределении совместной работы в группе.

3. Выполнение проекта

Выполняют задания проекта предложенные на карточках.

 Корректирует деятельность учеников,

4. Проверка и оценка результатов проектной деятельности.

Оценивают вклад каждого члена группы в общую работу по созданию проекта.

Предлагает способ оценки по критериям: очередность выполнения, правильность расчета, оригинальность решения задачи.

5. Рефлексия

Осуществляют рефлексию по карте рефлексии.

Предлагает ученикам карту рефлексии.

                                                 

 Сценарий урока.

1.Организационный момент

Учитель:  Сегодня на уроке нам  предстоит выполнить интересную работу – создать проект. Превратим наш класс в маленькую исследовательскую лабораторию. Поможем друг другу, работая в группе. Вам предстоит пройти путь юного исследователя.  Мы попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку мы возьмем  высказывание известного философа И.Канта:

« Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта»

- Для изучения любого физического явления применяется последовательность шагов, посмотрите на доску и запишите правильный  алгоритм. Именно эту последовательность мы будем применять при работе на уроке.

2. Определение темы проекта. Целеполагание

Учитель: Чтобы определить тему проекта, предлагаю вам обратить внимание на слайд презентации.

- Что общего в представленных картинках?  Попытайтесь угадать,  о чем мы сегодня будем говорить?

- И так, какова же тема нашего исследования?

Дети: плавание тел.

Учитель: Верно! А объектом нашего исследования будет русская народная поговорка «Что в воду упало, то пропало? Вы согласны с поговоркой?

Дети: соглашаются или опровергают поговорку.

Учитель: Мы с вами сотрудники лаборатории и наша задача путем экспериментов, опытов и наблюдений  согласиться или нет с этой поговоркой. Для этого нам нужно выяснить условия плавания тел. Результатом нашего исследования будет таблица – памятка «Условия плавания тел».

- Для успешной совместной работы я предлагаю распределить обязанности в группе следующим образом:

Лаборант выбирает нужное оборудование;

Экспериментатор ставит эксперимент с помощью лаборанта;

Теоретик предлагает выводы по эксперименту;

Все трое во главе с теоретиком вместе продумывают проведение эксперимента.

- Я, буду выполнять роль консультанта в нашей работе.

- Этапы научного метода познания (повторить).

3. Выполнение исследовательской работы.

 Эксперимент 1.

Учитель: У меня есть три разных тела: гвоздь, свеча, пробка. Коллеги, как вы думаете, на эти тела действует сила тяжести?

Дети: Да.

Учитель: А почему?

Дети: Если их выпустить из рук они упадут.

Учитель: А в воде действует?

Дети: Действует.

Учитель: Проверим  (вызываю на каждое тело ученика).

1– й  ученик бросает в воду гвоздь – тонет;

2 – й ученик бросает свечу – плавает;

3 – й ученик бросает пробку – выскакивает из воды.

Вывод: поговорка частично подтверждена (только для гвоздя).

Учитель: Почему же гвоздь утонул, а два других тела нет?

Дети: Кроме силы тяжести в воде действует сила Архимеда.

Учитель: Что это за сила?

Дети: Выталкивающая сила, действующая в жидкости и газе.

Учитель: А гвоздь утонул, на него действует сила Архимеда?

Дети: Да, на все тела в жидкости и газе действует сила Архимеда.

Учитель: Значит,  сколько сил действует в воде?

Дети: Две:  сила тяжести и архимедова сила.

Учитель: Как направлены эти силы?

Дети: Сила тяжести вниз, а архимедова вверх.

Учитель:  Так почему же гвоздь утонут?

Дети: Сила тяжести больше архимедовой силы.

Учитель: А свеча плавает в воде?

Дети: Сила тяжести равна архимедовой силе.

Учитель: А пробка всплывает и находится на поверхности воды?

Дети: Сила тяжести меньше архимедовой силы.

Учитель: И так, подведем итог.

Коллеги, у вас на столе есть рабочий лист, давайте запишем свои наблюдения.  

(Учащиеся записывают условия плавания тел, а учитель комментирует запись).

Тело тонет    Тело плавает   Тело всплывает

Fтяж. > FА     Fтяж. = FА          Fтяж. А

Учитель: Продолжаем нашу экспериментальную работу по заданиям рабочего листа.

Эксперимент 2.  Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде. Результаты оформите в виде таблицы.

- Теоретик зачитывает вывод из рабочего листа.

- Поговорка верна или нет?

Учитель: Можно ли тело, которое в обычных условиях тонет в воде, заставить плавать. Например,  картофель.

Эксперимент 3. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде? Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

-Теоретик зачитывает вывод, а экспериментатор  делает рисунки.

Учитель:  Делаем вывод: поговорка опровергнута. Плотность человека несколько больше, чем воды, поэтому в пресной воде человек  не умеющий плавать тонет. У соленой воды плотность выше.  Из – за высокой плотности мертвого моря, человек не утонет, можно лечь на воду и читать книгу. (Слайд  ).

( Небольшой рассказ о мертвом море.)

-Динамическая пауза.  Я, называю тела, а вы, если они не  тонут в воде встаете, а если тонут , то садитесь.

Например: - лед (встаем), железо (садимся), парафин (встаем) и т. д.

Эксперимент 4.

Учитель: имеются два стакана с жидкостями. Бросаю в 1-й стакан парафиновую свечу – плавает. Вынимаю. Бросаю во 2-й стакан – утонула.

Учитель: как вы думаете, коллеги, почему?

Дети: В другом стакане другая жидкость.

Учитель: Какая?

Дети: У которой плотность меньше плотности парафина.

Учитель: Давайте откроем справочное пособие (учебник), на странице 50 и посмотрим, какая это жидкость.

Дети: Спирт (pс

Вывод: поговорка опровергнута.

Учитель: Ребята, если плотность жидкости равна плотности тела, то..?

Дети: Тело плавает внутри жидкости.

Учитель: Посмотрите по справочному пособию, в какой жидкости будет плавать парафиновая свеча?

Дети: Свеча будет плавать в подсолнечном масле.

Учитель: Давайте проверим (вызывается ученик  проделать этот опыт).

Учитель: Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?

Эксперимент5.

Учитель: Понаблюдаем еще за одним опытом: стакан с водой ставлю на блюдце, наливаю в стакан подсолнечное масло. Масло наверху. Почему?

Дети: Плотность масла меньше плотности воды.

Задание: как можно собрать масло в блюдце, не наклоняя стакана?

Дети: Доливать воду в стакан до тех пор, пока масло не выльется в блюдце.

Вывод: Поговорка опровергнута.

Учитель: Этот способ используется  при добыче нефти: в скважину наливают воду и нефть всплывает.

Учитель:

. И так, каков наш вывод?  « Что в воду упало, то пропало?»

Заключительный вывод: Поговорка частично подтверждена

Учитель: общий вывод представим в виде таблицы (учащиеся заполняют таблицу)

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения  между силами

Соотношения  между плотностями

Словесная запись

FT ? FA

Словесная запись

ρТ  ?  ρж

Тело тонет,
если...

 

FT      FA

 

ρТ      ρж

Тело плавает, если...

 

FT    FA

 

ρТ     ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

 

FT    FA

 

ρТ    ρж

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения  между силами

Соотношения  между плотностями

Словесная запись

FT ? FA

Словесная запись

ρТ  ?  ρж

Тело тонет,
если...

Сила тяжести больше архимедовой силы.

FT    > FA

Плотность тела больше плотности жидкости

ρТ >    ρж

Тело плавает, если...

Сила тяжести меньше архимедовой силы.

FT  < FA

Плотность тела меньше плотности жидкости

ρТ  <  ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

Сила тяжести равна архимедовой силе.

FT  = FA

Плотность тела равна плотности жидкости

ρТ  = ρж

4. Первичное закрепление.

Индивидуальная работа

На ваших столах находятся лист с тремя таблицами:

«Вода», «Молоко» и «Ртуть».

Заполнить последнюю колонку в каждой таблице (Тонет или нет), сравнив перед этим плотности веществ.

«Вода»

Плотность жидкости.

ρТ  ?  ρж

Плотность вещества.

Тонет или нет.

Вода

1000 кг/м3

Резина

1200 кг/м3

Вода

1000 кг/м3

Кирпич

1800 кг/м3

Вода

1000 кг/м3

Стеарин

870 кг/м3

Вода

1000 кг/м3

Лед

900 кг/м3

Вода

1000 кг/м3

Воск

710 кг/м3

        

        

                                                            «Молоко».

Плотность жидкости.

ρТ  ?  ρж

Плотность вещества.

Тонет или нет.

Молоко

1030 кг/м3

Резина

1200 кг/м3

Молоко

1030 кг/м3

Кирпич

1800 кг/м3

Молоко

1030 кг/м3

Стеарин

870 кг/м3

Молоко

1030 кг/м3

Лед

900 кг/м3

Молоко

1030 кг/м3

Воск

710 кг/м3

«Ртуть»

Плотность жидкости.

ρТ  ?  ρж

Плотность вещества.

Тонет или нет.

Ртуть

13600 кг/м3

Резина

1200 кг/м3

Ртуть

13600 кг/м3

Кирпич

1800 кг/м3

Ртуть

13600 кг/м3

Стеарин

870 кг/м3

Ртуть

13600 кг/м3

Лед

900 кг/м3

Ртуть

13600 кг/м3

Воск

710 кг/м3

5. Этап информации о домашнем задании        

Домашнее задание:  §  52  .

6. Этап подведения итогов занятия

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

7. Этап рефлексии

Оцените степень своего погружения в тему «Плавание тел». Рефлексия (карточка у каждого ученика). Как я себя чувствовал на уроке? Нарисуйте смайлик и прикрепите  на той глубине, которая соответствовала бы глубине вашего погружения в сегодняшний урок.

Приложение.

                         

                                          Рабочий лист

Тема проекта: « Плавание тел. Экспериментальное исследование

условий плавания тел».

Цель проекта: выяснение условий и особенностей плавания тел, проверить их на опытах.

Продукт проекта: таблица – памятка «Условия плавания тел»

Эксперимент 1.

Вывод:

Тело тонет                                  тело плавает                                тело всплывает

Fтяж.    FА                                  Fтяж.    FА                                   Fтяж.    FА

Эксперимент 2.

1. Пронаблюдайте, какие из предложенных тел тонут, и какие плавают в воде.

2. Найдите в таблице учебника плотности, соответствующих веществ и сравните с плотностью воды.

3. Результаты оформите в виде таблицы.

Оборудование: сосуд с водой и набор тел: тела равного объема (парафиновое, деревянное, алюминиевое и стальное).

Вещество

Плотность вещества

жидкость

Плотность жидкости

Тонет или  нет

Сталь

ρ=              кг/

вода

ρ = 1000 кг/

Сосна

ρ=              кг/

вода

ρ = 1000 кг/

Алюминий

ρ=              кг/

вода

ρ = 1000 кг/

Парафин

ρ=              кг/

вода

ρ = 1000 кг/

Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то              тело___________________

если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело___________________

 если плотность жидкости равно плотности вещества, то тело ___________________.

Эксперимент 3.

  1. «Можно ли «заставить» картофелину плавать в воде?
  2. Объясните результаты опыта. Оформите их в виде рисунков.

     Без соли                         добавили                высыпали

                                        половину соли             всю соль

Оборудование: сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Вывод: 

в простой воде картофелина_______________

в соленой воде картофелина  ________________.

Эксперимент 4. Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду.

Оборудование: сосуды с маслом, водой.

На основе проделанного опыта сделайте вывод.

Вывод____________________________________________________________

 Дополнительное задание        

  1. Добейтесь, чтобы кусок пластилина плавал в воде.
  2. Добейтесь, чтобы кусок фольги плавал в воде.
  3. Поясните результаты опыта.

Оборудование: сосуд с водой; кусок пластилина и кусочек фольги.

   

Вывод:______________________________________________________________________

Карта рефлексии:

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)
2. Материал урока мне был (полезен / бесполезен
                                                 интересен / скучен)
3. Какой стиль общения преобладал в работе вашей группы (ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания)
4. Где  вам в жизни пригодятся полученные сегодня знания и умения?
5. Какие новые умения приобретены Вами?

                         

Дополнительный материал к уроку.

Памятка «Правила работы в группах»

  • Говорите по –очереди,  не перебивая  друг    друга.
  • Будь добросовестным по отношению к   товарищам,  работай в полную меру своих сил.
  • Поддерживайте друг друга, несмотря на разногласия.
  • Соблюдайте правила техники безопасности при выполнении работы.

 

___________________________________________________________________________

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения  между силами

Соотношения  между плотностями

Словесная запись

FT ? FA

Словесная запись

ρТ  ?  ρж

Тело тонет,
если...

 

FT      FA

 

ρТ      ρж

Тело плавает, если...

 

FT    FA

 

ρТ     ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

 

FT    FA

 

ρТ    ρж

 

Условия плавания тел

Поведение тела

Соотношения  между силами

Соотношения  между плотностями

Словесная запись

FT ? FA

Словесная запись

ρТ  ?  ρж

Тело тонет,
если...

 

FT      FA

 

ρТ      ρж

Тело плавает, если...

 

FT    FA

 

ρТ     ρж

Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если...

 

FT    FA

 

ρТ    ρж


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

ПЛАВАНИЕ ТЕЛ Объект исследования русская народная поговорка «Что в воду упало, то пропало?» Цель: выяснить условия и особенности плавания тел, проверить их на опытах. Результат исследования : таблица – памятка по теме: «Условия плавания тел».

Слайд 6

Если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело будет опускаться на дно, тонуть. Если сила тяжести равна архимедовой силе, то тело может находиться в равновесии в любом месте жидкости. Если сила тяжести меньше архимедовой силы, то тело будет подниматься из жидкости, всплывать. Эксперимент 1.

Слайд 7

Эксперимент 2. Вывод: если плотность жидкости больше плотности вещества, то тело ___________ если плотность жидкости меньше плотности вещества, то тело ______________ если плотность жидкости равна плотности вещества, то тело _____________.

Слайд 8

Эксперимент 3. без соли добавили половину соли высыпали всю соль

Слайд 9

МЁРТВОЕ МОРЕ

Слайд 10

Условия плавания тел Поведение тела Соотношения между силами Соотношения между плотностями Словесная запись F T ? F A Словесная запись ρ Т ? ρ ж Тело тонет, если... F T F A ρ Т ρ ж Тело плавает, если... F T F A ρ Т ρ ж Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... F T F A ρ Т ρ ж

Слайд 11

Условия плавания тел Поведение тела Соотношения между силами Соотношения между плотностями Словесная запись F T ? F A Словесная запись ρ Т ? ρ ж Тело тонет, если... Сила тяжести больше архимедовой силы. F T > F A Плотность тела больше плотности жидкости ρ Т > ρ ж Тело плавает, если... Сила тяжести меньше архимедовой силы. F T < F A Плотность тела меньше плотности жидкости ρ Т < ρ ж Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... Сила тяжести равна архимедовой силе. F T = F A Плотность тела равна плотности жидкости ρ Т = ρ ж

Слайд 12

Бензин Масло машинное Мёд

Слайд 13

Мёд Масло машинное Бензин

Слайд 14

Домашнее задание По учебнику: § 52 Подготовить сообщения: «Плавание судов», «Воздухоплавание», «Плавание живых организмов».

Слайд 15

Карта рефлексии: Своей работой на уроке я (доволен / не доволен) 2. Материал урока мне был (полезен / бесполезен интересен / скучен) 3. Какой стиль общения преобладал в работе вашей группы (ориентированный на человека; ориентированный на выполнение задания) 4. Где вам в жизни пригодятся полученные сегодня знания и умения? 5. Какие новые умения приобретены Вами?

Слайд 16

Глубина погружения в рассмотренный материал. Спасибо за работу на уроке!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе. Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.

Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе.Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.Цель:Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать у...

Урок физики по теме: "Плавание тел. Условия плавания тел".

Изучения темы "Плавание тел. Условия плавания тел. " на уроках физики в 7 классе по программе и учебнику А.В. Пёрышкина, Е.М. Гутник. Учебная деятельность учащихся на уроках по данной теме организован...

План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего". 9 класс

План- конспект урока по плаванию по теме: "Прикладное плавание. Транспортировка пострадавшего"...

Мастер-класс. Формирование УУД на уроке физики при изучении темы " Плавание тел. Условия плавания тел."

В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди,  которые могут самостоятельно принимать решения. «Человек образованный ...