Плавание тел. Исследование условий плавания тел.
план-конспект урока по физике (7 класс) по теме

 Урок - лабораторная работа. Изучение условий плавание тел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie_tel..doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.

7-й класс.

Цель: - Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать умения объяснять поведение

тел в жидкости. Учить использованию знаний закона «Сила Архимеда» в измененной   ситуации на практике.

            -Развивать умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты

            -Воспитание умения отстаивать свою собственную точку зрения.

Оборудование: учебник, ручка, дневник, тетрадь, оборудование, необходимое для выполнения    лабораторных работ.

Ход урока: Организационный момент.

- Добрый день всем! Дорогие ребята, сегодня у нас с вами немного необычный урок. В классе присутствуют гости. Во всём же остальном всё,  как всегда. Поэтому глубоко вздохнули! Расправили плечи! Прошу садиться!

- Мы продолжаем изучение темы «Давление жидкости и газа» и сейчас я предлагаю немного вспомнить пройденное.

   Повторение: 

Вашему вниманию тест  «Я утверждаю…», а вы, как всегда, соглашаетесь со мной или нет. Перед вами на столах лежат листочки. Подпишите их. И если соглашаетесь с моим утверждением, то  против номера вопроса ставите «Да», если не соглашаетесь – ставите «Нет».  Итак, ВНИМАНИЕ!  

  1. Я утверждаю что, давление, производимое на жидкость, передается по всем направлениям без изменения.   ( Да)
  2. Я утверждаю что, давление жидкости, на которую действует сила тяжести, зависит от высоты столба жидкости и ее плотности. (Да)
  3. Я утверждаю что, уровень в чайнике ниже уровня воды в его носике. (Нет)
  4. Я утверждаю что, на тело, погруженное в жидкость, действует только одна сила, это сила тяжести. (Нет)
  5. Я утверждаю что, силу, выталкивающую погруженное в жидкость тело, называют архимедовой силой. (Да)

Проверим…

(Проверка ответов по слайду).

         

Основная часть.

Теперь перейдем к основной части нашего урока, но сначала я покажу опыт.

У меня на столе  сосуд с водой, в нем плавает лодка из пластилина. А если ее смять в шарик - он тонет. Как вы думаете почему?  Что происходит?

( Все ответы записываются на доске)

          Чтобы правильно, ответить на этот вопрос, мы с вами узнаем сегодня, при каких условиях тела плавают, а при каких тонут… Почему огромные корабли остаются на поверхности воды, а маленький гвоздик идёт на дно… Как может подводная лодка погружаться,  плавать на определенной глубине, а затем всплывать. Итак, открыли тетради, записали дату и тему сегодняшнего урока «Плавание тел». Ответы на поставленные вопросы мы сможем получить через проведения лабораторного исследования

Лабораторная работа

Перед вами  лежат  карточки с ходом лабораторных работ и  необходимое оборудование для их выполнения.  Сейчас каждая из групп выполнит предложенную работу и сделает свои выводы по эксперименту.

 (Объяснение заданий на слайде )

       Первая группа. Провести наблюдение, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде.  Сравнить соответствующие плотности  воды и тел. Результаты оформить в виде таблицы. Сделать выводы.

Дерево – 700 кг/м3, алюминий – 2700 кг/м3, парафин – 900 кг/м3, сталь – 7800 кг/м3, вода – 1000 кг/м3.

Плотность жидкости

Плотность тел

Тонет или нет

1.

2.

       Вторая группа.   Сравнить глубину погружения в воду деревянного и пенопластового  кубиков одинакового объема, выяснить, отличается ли глубина погружения кубиков в жидкости разной плотности. Результат опыта представить в виде рисунка. Сделать выводы.

Плотность воды 1000 кг/м3, плотность масла 900 кг/м3, плотность дерева 700 кг/м3, плотность пенопласта 200 кг/м3.

        Третья группа.   Выяснить изменяется ли погружение пробирки в воду, если:

а) пластилин положить внутрь пробирки;

б) прикрепить пластилин к дну пробирки снаружи.

Вывод записать текстом.

(лабораторная работа)

Все опыты произведены, а теперь я прошу вас предоставить свои отчёты.

(Все выводы в виде слайдов появляются на доске.  Дети делают записи в тетрадях)

 1) Тела плавают, если…  плотность тела меньше плотности жидкости.    

       2) Глубина погружения  тем больше, чем…  больше плотность тела, по сравнению с плотностью жидкости.

       3) Плавание тел зависит от… объема тела и силы тяжести, действующей на это  тело.

Из этого, делаем вывод:

Плавание тел зависит от двух сил: силы тяжести и силы Архимеда.

                                                FT= mg и FAжgVт

          Итак, вернемся к опыту, проведенному в начале урока. Теперь, я думаю, вы сможете мне ответить на вопрос: почему лодка плавает, а шарик тонет. И какие ваши предположения в начале урока были ближе к научному объяснению этого физического явления.

(Внимание на записи на доске)

  А сейчас нам предстоит выяснить, при каких условиях тела плавают, а при каких тонут.

Вашему вниманию предложено 3 рисунка. В первом случае тело держится на поверхности воды. Во втором – тонет. И в третьем плавает на определённой глубине. Давайте вместе с вами выведем формулы зависимости положения тела в жидкости от сил Архимеда и тяжести.

(Обратить внимание на рисунок на экране)

     

                FА > FТ                        FА < FТ                      FА= FТ   

(Выводы учащихся.  Зарисовать и записать в тетрадь)

            Я  хочу познакомить вас с прибором, который называется ареометр. Он используется для измерения плотности жидкости (демонстрация прибора). 

           Ареометр состоит из стеклянной колбочки, дно которой утяжелено. Сверху колба переходит в тоненький трубчатый стержень с градуированной шкалой плотности. Когда ареометр опускают в жидкость, его стеклянная колбочка погружается на определенную глубину до тех пор, пока архимедова сила не уравновесит силу тяжести. И по шкале определяют плотность жидкости.

     

Итог урока. 

              В ваших учебниках материал по нашей теме изложен в § 56, 57. Это домашнее задание, прочитать и выучить определения.

              Так что вы сегодня узнали на уроке, чему научились? Ответить на эти вопросы я предлагаю вам, отгадав следующие загадки:

               

         ٭٭٭

Если взять два разных тела,

В жидкость опустить одну

Видно, что одно всплывает,

А другое – в миг ко дну.

Жидкость та же, сомненья нет,

Ну, а в чем же тут секрет?

               ٭٭٭

Если тело в жидкость опустить,

Будет жидкость снизу на него давить

Почему же тело погружается?

Может быть, здесь физика кончается?

         

             ٭٭٭

Если тело в воду бросить.

Или просто опустить

Будет сила Архимеда

Снизу на него давить.

Если вес воды в объеме

Погруженной части знать,

Можно силу Архимеда

Очень просто рассчитать. Как?

РЕФЛЕКСИЯ  (Выставление оценок за работу на уроке)

И всё–таки, почему огромные корабли плавают?

(Просмотр слайд фильм «Плавание тел»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по физике в 7 классе Тема: «Условия плавания тел»

Урок - исследование по физике в 7 классе. Тема "Условия плавания тел"...

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе. Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.

Конспект урока по физике с применением сингапурской методики обучения в 7 классе.Тема: Плавание тел. Исследование условий плавания тел.Цель:Познакомить учащихся с условиями плавания тел, формировать у...

урок-исследование " Условия плавания тел" для 7 класса

Урок по физике для 7 класса с элементами исследования по теме" Условия плавания тел"....

Урок исследования: "Условия плавание тел и и х применение"

Цели урока:Образовательная: ознакомить школьников с явлением  плавания тел в жидкости; изучить условия плавания тел; формировать умение объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает) сравнен...

Урок – исследование: «Условие плавания тел»

Методический анализ изучаемой темы:- основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике;- глубина изучения материала определяется учебником В...

Урок физики 7 класс: « Плавание тел. Экспериментальное исследование условий плавания тел»

Урок  физики  был проведён в 7 классе, базовый учебник  А.В.  Перышкин .Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Плавание тел», раздел «Давление...