Урок в 9 классе на тему "Реактивное движение"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Дюкова Ирина Владимировна

На уроке вводится понятие реактивного движения; учащиеся знакомятся с примерами реактивного движения в живой природе и возможностями использования реактивных двигателей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике .

Тема: «Реактивное движение».

Цели урока:

Обучающая: ввести понятие реактивного движения; познакомить учащихся с примерами реактивного движения в живой природе и возможностями использования реактивных двигателей.

Развивающая: развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету и обучению в целом, развивать мышление учеников путём самостоятельной работы с книгой, дополнительной литературой.

Воспитательная: содействовать патриотическому воспитанию школьников, воспитание внимательности.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Форма проведения урока: урок проводится в форме деловой игры «Научно-практическая конференция».

Основная идея урока: учащиеся предварительно выбирают себе роль.

  • экспериментатор;
  • историк;
  • механик;
  • биолог.

Каждый получает инструктивную карточку, содержащую план задание для самостоятельной подготовки. На уроке проходит публичная защита  выполненного задания. Так же учащиеся должны подготовить краткий  отчёт в форме сообщения по теме, над которой они работали самостоятельно.

Ход урока:

1.  «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство».

-Ребята, как вы думаете, почему я начала урок со слов нашего  великого ученого  

К.Э Циолковского?

-А вы хотите познакомиться с особым видом движения, основанным на законе сохранения импульса,   с примерами реактивного движения и устройством ракет?

Подготовка к основной работе.  

-Известна старинная легенда о богаче с мешком золотых, который, оказавшись на абсолютно гладком льду озера, замерз, но не пожелал расстаться с богатством. А ведь он мог спастись, если бы не был так жаден! А вы как поступили бы ?  (Ответ: Достаточно было оттолкнуть от себя мешок с золотом, и богач сам заскользил бы по льду в противоположную сторону по закону сохранения импульса).

Прежде, чем перейти к основной деятельности на уроке, необходимо проверить ваше домашнее задание, проведём физический диктант. Перед вами листочки, в которых вы должны заполнить пропуски.

Физический диктант по теме «Импульс. Закон сохранения импульса».

  1. Импульсом тела называется                                                                                                                                                                                
  2. Импульс измеряется в                                                                                 
  3. Формула для расчёта импульса тела:                                                        
  4. Импульс- величина векторная или скалярная(подчеркнуть)
  5. Единица измерения ускорения тела                                                
  6. Система взаимодействующих тел называется замкнутой системой, если                                                                                                                                                                                                                        
  7. Формула закона сохранения импульса :                                                _____
  8. Найти импульс грузового автомобиля массой 10т, движущегося со скорость______

После выполнения физический диктант подвергается взаимопроверке. Оценки учащиеся ставят друг другу, учитель контролирует правильность выставления оценок.

-Наш урок пройдет не совсем обычно. Мы проведём деловую игру «Научно-практическая конференция».Итак, мы начинаем нашу конференцию. Её тема «Реактивное движение». На нашей конференции присутствуют: экспериментатор, механик, историк, биолог.

2. Выступление  учащихся.  

 Инструктивная карточка для  экспериментатора.

  1. Надуть детский воздушный шарик и, не завязывая, отпустить его.
  2. Пронаблюдать за движением шарика.

3.Прикрепить шарик к машинке и заставить ее двигаться.

а) Что происходит с воздухом, находящимся в шарике, во время его движения?

б) Как движется шарик по отношению к направлению истекания воздуха из него?

в) В какой момент прекращается движение шарика?

4. Прочтите в учебнике физики тему «Реактивное движение»

5. Ответьте на вопросы:

а) Как называется движение, которое вы наблюдали с воздушным шариком?

б) В чём заключается данное движение?

6.Реактивное движение может ли оказывать струя жидкости?

7. Продемонстрируйте это с помощью данного оборудования и сделайте вывод.

Инструктивная карточка для  механика.

  1. Прочитайте в учебнике информацию и найдите дополнительную литературу  об устройствах ракет.
  2. Перечислите основные части космической ракеты .
  3. От чего зависит скорость ракеты?

4. В чем заключается преимущество многоступенчатых ракет?

5. Как осуществляется посадка космического корабля?

Инструктивная карточка для  биолога.

  1. Посмотрите презентацию «Реактивное движение в природе» .
  2. Запишите  информацию о движении , встречающемся в животном мире.
  3. Какие живые существа движутся по принципу реактивного движения?.
  4. Встречается ли реактивное движение в растительном мире?
  5.  Приведите пример.

Инструктивная карточка для историка.

  1. Посмотрите презентацию «Освоение космоса»
  2. Подготовьте информацию о Н.И.Кибальчиче.
  3. Подготовьте информацию о К. Э. Циолковском .
  4. Подготовьте устное сообщение о С.П.Королеве и Ю.А.Гагарине.
  5. Приведите основные исторические факты о полете в космос.

     

 

3.Закрепление темы:1)рисунок схемы ракеты в тетради

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу раскраска ракеты схема устройства 

2)  Тест . Реактивное движение.

1. В основе реактивного движения лежит

1) закон всемирного тяготения 2) закон сохранения импульса
3) закон сохранения энергии

2. Благодаря реактивному движению перемещаются

1) только осьминоги  2) только ракеты 3) осьминоги, кальмары, ракеты

3.  Реактивное движение происходит за счет того, что

1) от тела отделяется и движется какая-то его часть
2)тело движется в безвоздушном пространстве
3) сообщают ракете первую космическую скорость

4. Впервые разработал теорию движения ракет

1) К.Э. Циолковский   2) С.П. Королев   3) Ю.А. Гагарин

5. Конструктор космических кораблей-

1) К.Э. Циолковский   2) С.П. Королев   3) Ю.А. Гагарин

А вы знаете, что…

-С момента становления ракетно-космической отрасли в России Воронежский механический завод является изготовителем ракетных двигателей для большинства  космических программ. С участием ВМЗ создавались ракеты-носители «Восток», «Союз», «Прогресс», «Протон», «Энергия-Буран». Двигатели ВМЗ , преодолевая земное притяжение, доставляли межпланетные космические корабли на Марс, Венеру, к комете Галлея.

ВМЗ является лидером в области производства ракетных двигателей различного назначения. Их серийно выпускают с 1957 года.

ВМЗ участвовал в освоении производства двигателя для 3 ступени ракеты-носителя «Восток», обеспечившей полет Гагарина 12 апреля 1961 года.

-История Воронежского авиационного техникума берет свое начало от восьмиклассного училища имени Петра Первого, которое было основано в 1908 году

Контакты колледжа

Адрес техникума:

394004, Воронежская область, Воронеж, ул. Ленинградская, дом 33

Официальный сайт:

www.vatvrn.ru

https://www.vsekolledzhi.ru/design/img/empty.gif

Специальности колледжа

Автоматизация технологических процессов и производств

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев.

Компьютерные сети

▪ Техник по компьютерным сетям, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев.

Производство летательных аппаратов

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев.

Слесарь по ремонту строительных машин

▪ Слесарь по ремонту строительных машин, очно, на базе 9 классов, 2 года 5 месяцев.

Технология машиностроения

▪ Техник, очно, на базе 9 классов, 3 года 10 месяцев.

  1. Заключительная часть. 

-Наша конференция подошла к концу. Надеюсь, информация была для вас полезной и интересной.

Подведение промежуточных результатов , выставление оценок .

Рефлексия.  Анкета.

  1. Какие чувства возникли у вас к концу урока:
  • Внутренний протест;
  • Безразличие;
  • Интерес к теме;
  • Желание познакомиться с дополнительным материалом по этой теме.
  1. Какую оценку вы бы поставили себе сами за работу на уроке?

Домашнее задание: §22, упр. 21 № 1, биография ученых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"

Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока "Баскетбол. Ведение мяча в движении с изменением направления движения и высоты отскока мяча"

ПрезентацияЦель урока: Освоение основ техники ведения  в баскетболе.Задача: Закрепить технику ведения мяча без зрительного контроля в движении.Продолжить разучивание основ техники движения  ...

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"

Цели: 1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения; 2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге; 3) развивать у детей умение находить наиболее безопасны...

Открытый урок физики в 9 классе. Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

Открытый урок физики в 9 классе.                Тема урока: ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ИМПУЛЬСА. РЕАКТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ....

Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"

Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...

Урок истории в 8 классе по теме "Движение декабристов" (технологическая карта урока)

Данный урок знакомит учащихся с событиями 1825 г. Обучающиеся узнают о восстании на Сенатской площади, рассмотрят причины поражения восстания и его значение, а также узнают о судьбе декабристов в Сиби...