Дидактический материал по физике 9 класса
учебно-методический материал по физике (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Закон всемирного тяготения

Карточка № 1

1. На рисунке показаны две пары шаров разной массы. Расстояния между центрами шаров одинаковы. Найти отношение модулей сил взаимного притяжения шаров.

 

2. Если расстояние между телами увеличить в 3 раза, то сила их взаимного притяжения _______в ____раз.

Карточка № 2

1. На рисунке показаны две пары шаров разной массы. Расстояния между центрами шаров одинаковы. Найти отношение модулей сил взаимного притяжения шаров.

2. Для того чтобы сила взаимного притяжения тел увеличилась в 4 раза, расстояние между ними надо _______в ______раза.

Карточка № 3

1. На рисунке показаны две пары шаров разной массы. Расстояния между центрами шаров одинаковы. Найти отношение модулей сил взаимного притяжения тел.

  1. Если расстояние между телами уменьшить в 2 раза, то сила их взаимного притяжения ________в ______раза.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Карточка № 1

1.  Сравните силу тяжести одного и того же тела на полюсе и экваторе. Вывод объясните.

2.  На какой высоте ускорение свободного падения уменьшится в 2 раза?

Карточка № 2

1.  Почему наиболее выгодно запускать ракеты в плоскости экватора?

2. Каково ускорение свободного падения на высоте, равной половине радиуса Земли?



Предварительный просмотр:

Закон сохранения механической энергии

Карточка № 52

1.  Свободно падающее тело достигает поверхности Земли со скоростью 40 м/с. С какой высоты оно падало? (80 м.)

2. Тело свободно падает с высоты h. Сравните кинетические Ек и потенциальные Ер энергии тела в положениях 1 и 2 (см. рис.).

А. Ек1 ___Ек2      В. Ек1___ Ер1 

C. Eр1____ Eр2      Д. Ек2____  Ер2 

Карточка № 53

1.  С какой скоростью упадет на землю тело, брошенное вертикально вниз со скоростью 10 м/с, с высоты 30 м? (26 м/с.)

2.  Тело свободна падает с высоты h = 20 см. Сравните кинетические и потенциальные энергии тела в положениях 1 и 2 (см. рис.).

А. Ек1 ___Ек2      В. Ек1___ Ер1 

C. Eр1____ Eр2      Д. Ек2____  Ер2 

Карточка № 54

1. Тело свободно падает с высоты 15 м над землей. Какую скорость будет оно иметь в тот момент когда его кинетическая энергия равна потенциальной? (12 м/с.)

2.  Тело свободно падает с высоты h. Сравните кинетические Ек и потенциальные Ер энергии тела в положениях 1 и 2 (см. рис.).

 А. Ек1 ___Ек2      В. Ек1___ Ер1 

C. Eр1____ Eр2      Д. Ек2____  Ер2 



Предварительный просмотр:

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Карточка № 1

1. Найти модуль импульса Р каждой тележки, а также проекцию импульса на ось х:

Р1=                   P2=          

Р1x=                  P2x=

2. Скорость легкового автомобиля в 2 раза больше скорости грузового, а масса - в 4 раза меньше грузового автомобиля. Сравните модули импульсов автомобилей.

Карточка № 2

1. Найдите модуль и проекцию импульса каждой тележки на ось х:

Р1=                   P2=          

Р1x=                  P2x=

2.  С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы ее импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 700 м/с?

Карточка № 3

1. Найдите модуль и проекцию на ось х импульса каждой тележки.

Р1=                   P2=          

Р1x=                  P2x

2.  Масса грузового автомобиля в 6 раз больше массы легкового автомобиля. Скорость легкового автомобиля в 2 раза выше, чем грузового. Сравните модули импульсов автомобилей.



Предварительный просмотр:

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Карточка № 1

1.  По горизонтальной прямолинейной дороге равномерно движется автомобиль с работающим двигателем. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?

2.  Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?

Карточка № 2

1. С железнодорожным составом связана система отсчета. В каких случаях она будет инерциальной: а) поезд стоит на станции; б) поезд отходит от станции; в) поезд подходит к станции; г) поезд движется равномерно на прямолинейном участке дороги?

2.  Почему автомобилю трудно тронуться с места на обледенелой дороге?

Второй закон Ньютона

Карточка № 1

1.  Найти массу тела, которому сила 2 кН сообщает ускорение 10 м/с2?

2.  К телу приложены две силы: F1 = 0,5 Н, F2 = 2Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения.

Карточка № 2

1.  С каким ускорением будет двигаться тело массой 200 г под действием силы 1Н?

2.   К телу приложены две силы: F1 = 4Н, F2 = 1Н. При этом тело движется с ускорением 2 м/с2. Показать направление вектора ускорения. Найти массу тела.

Карточка № 3

1. Под действием какой силы тело массой 200 г будет двигаться с ускорением 2 м/с2?

2.   К телу приложены две силы: F1 = ЗН, F2 = 1Н. Показать направление вектора ускорения. Найти модуль ускорения. 

Решение задач

НА ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНОВ НЬЮТОНА

Карточка № 1

1.  На некотором расстоянии друг от друга находятся два одноименно заряженных шарика. Показать векторы сил F1 и F2 , действующих на шарики, и векторы их ускорений a1, и a2 . Сравнить

модули сил и ускорений при условии, что масса второго шарика больше первого.

2. Как объяснить явление отдачи при выстреле?

Карточка № 2

1.  Мяч ударяет в оконное стекло. На какое из тел (мяч или стекло) действует при ударе большая сила?

2. На некотором расстоянии друг от друга находятся два магнита. Показать векторы сил F1   и F2, действующих на магниты, и

векторы их ускорений a1  и a2 . Сравнить модули сил и ускорений

при условии, что масса второго магнита меньше.



Предварительный просмотр:

Определение координат движущего тела

Карточка № 1

Определите проекции векторов S1 и S2 на оси координат и их модули.

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

Карточка № 1

1.  Если при равномерном прямолинейном движении тело за 5 с перемещается на 25 м, то какое расстояние тело пройдет за 0,5 часа?

2.  Напишите уравнение координаты в общем виде для следующих тел:

Определите их координаты через 2 с и постройте вектор перемещения для каждого тела.

Карточка №2

1.  Если при равномерном прямолинейном движении тело за 2 часа перемещается на 120 км, то какое расстояние тело пройдет за 15 мин?

2. Напишите уравнение координаты для двух тел (см. рис.). Определите их координаты через 3 с, постройте вектор перемещения.



Предварительный просмотр:

Период и частота равномерного движения тела ПО окружности

Карточка № 1

1. Диск вращается с постоянной частотой. Найти отношение модулей скоростей и ускорений точек А и В, если О А = 0,1 м, АВ = 0,2 м.

2. Определите период вращения вала токарного станка, если его частота вращения 125 с-1   (0,008 с).

Карточка № 2

1. Диск вращается с постоянной частотой. Найти отношение модулей скоростей и ускорений точек А и В, если ОВ = 1 м, АВ = 3 м.

2. Шкив диаметром 16 см делает 300 оборотов за 3 мин. Какова частота вращения шкива и какова скорость равномерного движения точек обода этого шкива?  

(1,7 с-1; 0,84м/с.)

Карточка № 3

1. Диск вращается с постоянной частотой. Найти отношение модулей скоростей и ускорений точек А и В, если ОВ = 10 см,

АВ = 20 см , 

2. Найти радиус равномерно вращающегося колеса, если скорость точек обода колеса равна 10 м/с, а частота вращения колеса -4с-1(0,4 м).

Карточка № 4

1. Какую скорость необходимо сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником Земли?

2.  Рассчитайте первую космическую скорость вблизи поверхности Марса, если масса Марса 6,4*1023кг, а его радиус 3400 км (3,5 км/с).

Карточка № 5

1.  Какова первая космическая скорость для планеты, масса и радиус которой в 2 раза больше, чем у Земли?

2.  На поверхности планеты ускорение свободного падения равно 1,6 м/с2 , а ее первая космическая скорость 2,56 км/с. Определите радиус этой планеты. ( 4100 км.)



Предварительный просмотр:

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

Карточка № 1

1.  При равноускоренном движении скорость тела за 5 с увеличилась на 4 м/с. Найдите ускорение тела.

2.  Если при равноускоренном движении скорость тела за 2 с изменилась на 4 м/с, то за последующие 3 с она изменится на ____.

Карточка № 2

1. Если при равноускоренном движении скорость тела за 3 с изменилась на 6 м/с, то изменение скорости на 4 м/с произойдет за ____.

2.  За 5 с до финиша скорость велосипедиста равнялась 18 км/ч, а на финише 25,2 км/ч. Определите ускорение, с которым финишировал велосипедист.

Карточка №3

1.  При подходе к станции поезд уменьшил скорость от 90 км/ч в течение 25 с. Определите ускорение поезда.

2. Если при равноускоренном движении скорость тела за 4 с изменилась на 8 м/с, то за следующую секунду она изменится на ____.

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Карточка 1

1.  Тело, двигаясь без начальной скорости, прошло за первую секунду 1 м, за вторую - 2 м, за третью - 3 м, за четвертую - 4 м и т. д. Является ли такое движение равноускоренным?

2.  Автомобиль трогается с места с ускорением 2 м/с2. Каково его перемещение за 5 с? Какую скорость он наберет за это время?

Карточка № 2

1. Стартующая ракета за 10 с набрала скорость 100 м/с. С каким ускорением двигалась ракета? Каково ее перемещение за это время?

2. При равноускоренном движении из состояния покоя тело проходит за пятую секунду 90 см. Определите путь тела за седьмую секунду.



Предварительный просмотр:

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение

Карточка № 1

1. Тело движется по криволинейной траектории с постоянной по модулю скоростью.

A.   Показать направления векторов a и ύ в точках 1, 2, 3.

B.  Сравнить модули векторов ускорений в этих точках   a1 □ a2; a2 □ a3; a1 □ a3

2. Точкам движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Найти радиус окружности.

 

Карточка № 2

1.  Тело движется по криволинейной траектории с постоянной по модулю скоростью.

A.  Показать направления векторов a и ύ в точках 1, 2, 3.

B.    Сравнить   модули   векторов ускорений в этих точках.

 a1 □ a2; a2 □ a3; a1 □ a3

2.   Точка A движется по окружности радиусом r = 20 см с постоянной по модулю скоростью. Найти модуль ускорения.

Карточка № 3

1. Тело движется по криволинейной траектории с постоянной по модулю скоростью.

A. Показать направление векторов a и ύ . В точках 1, 2, 3.

B. Сравнить модули векторов ускорений в этих точках

 a1 □ a2; a2 □ a3; a1 □ a3

2. Точка A движется по окружности с постоянной по модулю скоростью. Найти   радиус окружности. 



Предварительный просмотр:

Реактивное движение. Ракеты

Карточка № 1

1. Почему происходит отдача при выстреле из ружья?

2.  Неподвижная лодка вместе с находящимся в ней охотником имеет массу 200 кг. Какую скорость получит лодка, если охотник выстрелит в горизонтальном направлении? Масса пули 0,01 кг, а ее скорость 800 м/с. (0,04м/с.)

Карточка 2

1.  Человек массой 60 кг, бегущий со скоростью 5 м/с, догоняет тележку массой 40 кг, движущуюся со скоростью 2 м/с, и вскакивает на нее. С какой скоростью они продолжат движение? (3,8 м/с.)

2.  С какой скоростью должен лететь футбольный мяч массой 320 г, чтобы его импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 640 м/с?

Механическая работа и мощность

Карточка № 1

1. Под действием постоянной силы F = 1 Н тело движется с постоянной скоростью ύ = 2 м/с. Найдите работу этой силы за 3 с.

2. Сила тяги, развиваемая тепловозом, равна 100 кН. Определите его мощность, если при равномерном прямолинейном движении он   прошел за минуту 600 м.

Карточка № 2

1. Под действием постоянной силы F = 3 H тело движется с постоянной скоростью ύ = 1 м/с. Найдите работу этой силы за 1 с.

2. Тепловоз, развивая мощность 800 кВт, проходит 300 м за 20 с, двигаясь равномерно. Определите силу тяги тепловоза.

Карточка № 3

1. Под действием постоянной силы F = 2 Н тело движется с постоянной скоростью   ύ= 2 м / с. Найдите работу этой силы за 3 с.

2. Подъемный кран с двигателем мощностью 5 кВт равномерно поднимает груз со скоростью 0,1 м/с. Какова масса груза?



Предварительный просмотр:

Свободное падение тел

Карточка 1

1. Тело свободно падает с высоты h0 = 15 м. На какой высоте оно будет через t = 1 с?

2. С какой скоростью тело упадет на землю, если оно свободно падало 10 с?

Карточка 2

1.Тело свободно падает с высоты h0 = 25 м. На какой высоте оно будет через время t = 2 с?

2. Сколько времени тело находилось в свободном падении, если на землю оно упало со скоростью 10 м/с?

Карточка № 3

1.  Тело свободно падает с высоты h0 = 20 м. На какой высоте оно будет через время t = 2 с?

2.  С какой скоростью тело упадет на землю, если оно свободно падало 5 с?

Движение тела, брошенного вертикально вверх

Карточка № 1

 Камень из катапульты брошен вверх с начальной скоростью

Do = 45 м/с.

1) Найдите наибольшую высоту подъема.

2) Сколько времени будет камень в полете?

Карточка № 2

С обрывистого берега реки бросили вертикально вверх камень с начальной скоростью 20 м/с. На какой высоте он окажется через 4 с от начала движения? Какой путь он при этом пройдет?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по физике на основе сказок, мифов для 7 – 8 классов.

Дидактический материал по физике на основе сказок, мифов для 7 – 8  классов....

Дидактический материал по физике 9 класса

Дидактический материал по теме "Маханические колебания и волны. Звук"...

Дидактический материал по физике 9 класса

Дидактический материал по физике в 9 классе по теме "Электромагнитное поле"...

Дидактический материал по физике 9 класса

Дидактический материал по физике по теме "Строение атома и атомного ядра"...

Дидактический материал по физике 7 класс

Диктанты, которые способствуют развитию ассоциативного мышления и лучшему усвоению учебного материала.Кроссворд «Физические величины»...