Методическая разработка раздела «Тепловые двигатели» в рамках системы оценивания планируемых результатов обучающихся
методическая разработка по физике (8 класс) на тему

Существенная проблема - оценивание знаний учащихся. Поэтому я провела эксперимент, который заключался в оценивании любого вида деятельности ученика, и в последующем накоплении баллов – для выставления итоговой отметки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teplovye_yavleniya.docx34.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела

 «Тепловые двигатели»

 в рамках системы оценивания планируемых результатов обучающихся

Столкнувшись с проблемой понижения качества знаний учащихся, я задумалась, каким образом можно повысить его. В результате своей работы пришла к выводу, что учащийся сможет понять учебный материал, если самостоятельно его переработает, переосмыслит или представит в другом виде. Поэтому на своих уроках я уделяю большое внимание самостоятельной деятельности учащихся. Этот вид деятельности я стараюсь реализовывать на разных этапах урока: актуализация знаний, изучение нового материала, повторение и закрепление. На уроках по изучению нового материала дети самостоятельно перерабатывают учебный материал, но в подсказках у них есть или зашифрованный план, или схема опыта, или кластер. На этапе повторения материала по этим планам дети рассказывают материал или отвечают на вопросы учителя. А на следующем уроке, используя ранее сделанные планы или кластеры, учащиеся выполняют самостоятельные работы (индивидуальные работы по карточкам), с целью проверки усвоения учебного материала.

Также существенная проблема - оценивание знаний учащихся. Поэтому я провела эксперимент, который заключался в оценивании любого вида деятельности ученика, и в последующем накоплении баллов – для выставления итоговой отметки.

В связи с этим в рамках системы оценивания деятельности учащихся,  я разработала методические рекомендации по изучению раздела «Тепловые двигатели». Данный раздел состоит из трех уроков: «Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания», «Виды тепловых двигателей», «КПД теплового двигателя. Решение задач». На каждом уроке учащиеся могут зарабатывать баллы, которые в конце каждого занятия или в конце третьего (по желанию) перейдут в отметку.

В начале первого урока я объясняю ученикам критерии оценивания каждого вида деятельности. Баллы учащиеся выставляют в лист-самоконтроля. За устные ответы при проверки домашнего задания учащиеся набирают 1-0,5 баллов (полный ответ или ответ с дополнением), при изучении нового материала – 1,5 – 1 балла (полный ответ или ответ с дополнением), при закреплении нового материала 2,5 – 0,5 баллов, индивидуальная работа по карточкам – 2 балла, решение задач – 2 – 1 балла.  За работу в группах группа набирает 20 баллов (баллы делятся между учащимися, в зависимости от их выполненной работы).

Учащиеся, не набравшие необходимого количества баллов или не желавшие получить отметку «3» за урок, продолжают работать на следующих занятиях и накапливать баллы. Все баллы фиксировались в листке-самоконтроля, который хранится у учителя.


Методическая разработка урока

Класс: 8

Автор УМК: А.В. Перышкин

Тема: «Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания».

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

-познакомить с устройством и принципом действия простейшего теплового двигателя;

- познакомить с видами тепловых двигателей;

- познакомить с историей создания, устройством и принципом действия двигателя внутреннего сгорания.

Планируемые результаты:

- объясняет, почему при сгорании топлива выделяется энергия;

- объясняет устройство и принцип действия теплового двигателя;

- знает виды тепловых двигателей;

- умеет объяснять устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, называет и описывает такты работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Достигаемые образовательные результаты:

Личностные: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; отношение к физике как элементу общественной культуры;

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Предметные: понимание физических основ и принципов работы машин и механизмов (теплового двигателя, двигателя внутреннего сгорания).

Ресурсы урока:

1. Учебник § 21-22; «Сборник вопросов и задач по физике 7-8» Г.Н. Степанова.

2. Демонстрационное оборудование: - эксперимент: пробирка с водой, плотно закрытая пробкой, электрическая плитка, штатив с лапкой;

- медиаобъекты «Принцип работы простейшего теплового двигателя».

- устройство двигателя внутреннего сгорания: модель четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Домашнее задание: Учебник § 21-22, ответить на вопросы в конце параграфов (устно). Дополнительно  (по желанию): задания на доске.


Рекомендации к проведению урока:

1. На этапе актуализации знаний, необходимо повторить теоретический материал по темам: «Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива», «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах».

Вопросы по данным темам:

1. Дайте определение количества теплоты? В каких единицах измеряется количество теплоты?

2. Что такое удельная теплота сгорания топлива?

3. Как вычислить количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?

4. Приведите примеры ситуаций, когда механическая энергия переходит во внутреннюю и, наоборот, внутренняя энергия переходит в механическую.

2. При изучении нового материала обращаю внимание учащихся на параграфы в учебнике, а также на доску где записан план, изучения нового материала.  

План на доске:

1. Энергия топлива.

2. Простейший тепловой двигатель.

3. Двигатель внутреннего сгорания. Устройство ДВС.

4. Такты работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

При изучении принципа действия теплового двигателя необходимо продемонстрировать учащимся  эксперимент, доказывающий, что внутренняя энергия пара может переходить в кинетическую энергию некоторого тела (при нагревании воды в пробирке, плотно закрытой пробкой, спустя некоторое время пробка вылетает). После эксперимента учащиеся делают вывод и записывают его в тетрадь.

Далее учащиеся самостоятельно изучают материал, согласно плана. Каждый пункт плана обсуждается, а также демонстрируются медиаобъекты, для наиболее полного понимания материала.

3. Для закрепления материала, изученного на уроке, выполняются с учащимися задания из «Сборника вопросов и задач» Г.Н. Степановой: № 1223- 1228.

4. При подведении итогов урока обобщается изученный материал и оценивается работа учащихся.

Вопросы для обобщения:

1. Что такое тепловой двигатель?

2. Что такое двигатель внутреннего сгорания?

3. Как устроен двигатель внутреннего сгорания и как он работает?

3. Из каких тактов состоит двигатель внутреннего сгорания?

 Баллы переводим в отметку. За урок можно заработать 5 баллов.

«5» - 5 – 4,5 баллов

«4» - 4- 3,5 баллов

«3» - 3 – 2,5 баллов

Технологическая карта

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность

учителя

ученика

Актуализация знаний (учебник§10-11)

Повторение материала, необходимого для изучения темы.

Задает вопросы ученикам, контролирует правильность ответов.

Отвечает на вопросы учителя, слушает ответы одноклассников.

1-0,5 б.

Изучение нового материала (учебник, ЭП, демонстрационное оборудование)

Изучение нового материала, демонстрация медиаобъектов и эксперимента.

Организует работу учеников, согласно плану на доске.
Задает вопросы и помогает формулировать выводы. Делает записи на доске, демонстрирует медиаобъекты, проводит эксперимент.

Изучает материал учебника и медиаобъекты, записывает необходимый материал в тетрадь, отвечает на вопросы учителя, слушает и дополняет ответы одноклассников. Формулирует и записывает выводы в тетрадь.

1,5-1 б.

Закрепление нового материала

Выполнение заданий

№ 1223- 1228

Руководит выполнением заданий

Отвечает на вопрос задачи, слушает и дополняет ответы одноклассников.

2,5 – 0,5  б.

Подведение итогов урока

Обобщение изученного материала, оценка работы учащихся.

Подводит итоги, задает домашнее задание.

Слушает учителя, записывает домашнее задание. Оценивает свою работу на уроке, подсчитывает баллы, заработанные на уроке, выставляет их в лист-самоконтроля.


Методическая разработка урока

Класс: 8

Автор УМК: А.В. Перышкин

Тема: «Виды тепловых двигателей»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи урока:

- познакомить с устройством и принципом действия тепловых двигателей различных видов: двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина, газовая турбина, реактивный двигатель и холодильная машина;

- познакомить с экологическими проблемами, возникающими при использовании тепловых машин, и возможными путями их решения.

Планируемые результаты:

- знает область применения, объясняет устройство и принцип действия тепловых двигателей различных видов;

- знает основные проблемы, связанные  с использованием тепловых двигателей, дает их краткую характеристику и определяет возможные пути решения.

Достигаемые образовательные результаты:

Личностные: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; отношение к физике как элементу общественной культуры; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых технологий для решения познавательных задач.

Предметные: понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; формирование представлений об экологических последствиях выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Ресурсы урока:

1. Учебник § 22-23, дополнительный материал (из учебника В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев «Физика -8»).

2. Демонстрационное оборудование:

- устройство паровой турбины: модель паровой турбины.

- медиаобъекты.

Домашнее задание: Учебник § 23, составить вопросы по конспекту.

Технологическая карта

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность

учителя

ученика

Проверка домашнего задания

Беседа по результатам выполнения домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

Задает вопросы, контролирует правильность ответов, оценивает выполнение домашнего задания.

Отвечает на вопросы учителя, слушает и дополняет ответы одноклассников.

2,5  - 0,5 б.

+ бонус

Изучение нового материала (учебник, дополнительный материал, демонстрационное оборудование)

Изучение нового материала в малых группах в форме обучения в сотрудничестве, беседа о влиянии тепловых двигателей на экологию.

Организует работу учеников, слушает и оценивает выступления групп, задает вопросы и помогает ученикам формулировать выводы.

Изучает материал, выступает с докладом, слушает ответы других групп и конспектирует, отвечает на вопросы учителя.

20 баллов (на группу)

Подведение итогов урока

Обобщение изученного материала.

Подводит итоги урока. Оценивает   работу учащихся. Задает домашнее задание.

Слушает учителя, отвечает на вопросы учителя. Записывает домашнее задание.

Проводит самооценку.

2,5 – 0,5 б.

Рекомендации к проведению урока:

1. На этапе повторения домашнего задания учитель задает вопросы:

1. Что такое тепловой двигатель?

2. Что такое двигатель внутреннего сгорания?

3. Как устроен двигатель внутреннего сгорания и как он работает?

3. Из каких тактов состоит двигатель внутреннего сгорания?

Несколько учащихся выполняют индивидуальные работы по карточкам.

2. На этапе изучения нового материала: класс делится на малые группы по 3-4 человека, каждая из которых получает задание – изучить устройство, принцип действия и область применения одного из видов тепловых двигателей, а также влияние тепловых двигателей на экологию. На подготовку группе отводится 15-20 мин. Ученики используют заранее распечатанный материал из учебника В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев «Физика -8».

Затем группа выступает с кратким докладом, для более полного объяснения материала учитель помогает с медиаобъектами (также заранее подготовленными).

3. На этапе подведения итогов урока учитель комментирует выступления учащихся, задает домашнее задание и выставляет отметки.

Вопросы для проверки:

1. Какие тепловые двигатели называют паровыми турбинами?

2. Каковы основные части турбины?

3. Как устроены газовые турбины?

4. В чем заключается сходство, а в чем различия в работе паровой и газовой турбины?

5. Что собой представляет и как работает реактивный двигатель.

6. На чем основан принцип работы холодильников. Каковы основные части холодильной установки.

7. Какое отрицательное воздействие оказывают тепловые машины на экологию?

8. Каковы способы уменьшения отрицательного влияния тепловых машин на экологию?

5. Баллы переводим в отметку. За урок можно заработать 10 баллов.

«5» - 8,5 – 10 баллов

«4» - 7- 8,5 баллов

«3» - 5,5 – 7 баллов


Методическая разработка урока

Класс: 8

Автор УМК: А.В. Перышкин

Тема: «КПД теплового двигателя. Решение задач»

Тип урока: Комбинированный урок.

Задачи урока:

-научить определять коэффициент полезного действия теплового двигателя;

- закрепить умения вычислять количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива;

- научить узнавать и выдавать объяснение физическим процессам, протекающим в тепловых двигателях различных видов.

Планируемые результаты:

- умеет вычислять количество теплоты, выделившееся при сгорании топлива;

- умеет определять коэффициент полезного действия теплового двигателя;

-дает объяснение физическим процессам, протекающим в тепловых двигателях различных видов.

Достигаемые образовательные результаты:

Личностные: убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Предметные: понимание физических основ и принципов работы машин и механизмов, средств передвижения, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф.

Ресурсы урока:

1. Учебник § 24, «Сборник вопросов и задач по физике 7-8» Г.Н. Степанова.

Домашнее задание: Учебник § 24, № 1238, № 1244.

Технологическая карта

Этапы урока

Содержание этапа

Деятельность

учителя

ученика

Проверка домашнего задания

Беседа по результатам выполнения домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

Задает вопросы, контролирует правильность ответов, оценивает выполнение домашнего задания.

Задает свои вопросы по изученному материалу. Отвечает на вопросы одноклассников и учителя, слушает и дополняет ответы одноклассников.

2,5  - 0,5 б.

+ бонус

Изучение нового материала

Работа учеников с учебником, обсуждение изученного материала.

Организует самостоятельную работу учеников с учебником, демонстрирует медиаобъекты, руководит обсуждением.

Самостоятельно работает с учебником, наблюдает за демонстрациями, объясняет результаты наблюдений.

1,5 – 1 б.

+ бонус

Решение задач (учебник, сборник задач)

Решение задач по темам «Тепловые двигатели», «Топливо. Удельная теплота сгорания топлива».

Организует решение задач, при необходимости оказывает помощь ученикам.

Решает задачу у доски и в тетради

2 – 1 б.

+ бонус

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.

Подводит итоги и оценивает работу учеников на уроке, задает домашнее задание.

Слушает и отвечает на вопросы учителя, записывает домашнее задание.

Проводит самооценку.


Рекомендации к проведению урока:

1. На этапе проверки домашнего задания, учащиеся задают друг другу заранее подготовленные вопросы по изученному материалу.

2. При изучении новой темы необходимо обратить внимание учеников на физический смысл используемых понятий, а также повторить определения понятий работы и мощности, удельная теплота сгорания топлива, количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива.

3. Решение задач № 1241 – 1243

4. При подведении итогов необходимо дать пояснения к домашнему заданию.

Проконтролировать самооценку учащихся, перевести баллы в отметку:

«5» - 8,5 – 10 баллов

«4» - 7- 8,5 баллов

«3» - 5,5 – 7 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания планируемых результатов при реализации ФГОС

Система оценивания планируемых результатов...

Система оценивания планируемых результатов по немецкому языку в 5 классе

Система оценивания планируемых результатов складывается из мониторинга УУД (в течении учебного года) и итогового контроля планируемых результатов по предмету....

Система оценивания планируемых результатов по немецкому языку в 5 классе

Система оценивания планируемых результатов складывается из мониторинга УУД (в течении учебного года) и итогового контроля планируемых результатов по предмету...

Структура системы оценивания планируемых результатов по предмету "Иностранный язык" (английский)

Здесь представлена структура системы оценивания работ уащихся по предмету "Иностранный язык" (английский)...

«Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике»

Орлова С.Л. Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике...

Система оценивания планируемых результатов на уроках физики

Система оценивания планируемых результатов на уроках физики...

Система оценивания планируемых результатов

Система оценивания планируемых результатов...