«Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике»
учебно-методический материал (10, 11 класс)

Мехадюк Татьяна Алексеевна

Орлова С.Л. Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценивания планируемых результатов освоения учебных программ по физике, Часть 2 Орлова Светлана Леонидовна, доцент кафедры физико-математического образования БОУ ДПО «ИРООО» г.Омск

Слайд 2

Структура системы оценки достижения планируемых результатов Оценивание Текущее оценивание Промежуточное оценивание Итоговое оценивание (виды оценивания) Личностные планируемые результаты Цель Объекты Процедуры, технологии Инструментарий (КИМ, шкалы, критерии, оценочный лист, дневник и др.) Метапредметные планируемые результаты Цель Объекты Процедуры, технологии Инструментарий Предметные планируемые результаты Цель Объекты Процедуры, технологии Инструментарий 2

Слайд 3

Оценка предметных результатов: текущее и промежуточное оценивание 3

Слайд 4

Система оценки достижения планируемых результатов Предметные планируемые результаты Оценивание Текущее Промежуточное Итоговое Цель Оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам Объекты Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. на уровне «выпускник научится» Процедуры, технологии Совместная оценочная деятельности педагогов и обучающихся стартовая диагностика; • тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам; • творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты. Итоговые проверочные работы по всем учебным предметам; ГИА 4

Слайд 5

Система оценки достижения планируемых результатов Предметные планируемые результаты Оценивание Текущее Промежуточное Итоговое Цель Оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам Инструментарий (КИМ, шкалы, критерии, оценочный лист, дневник и др.) критерии, оценочный лист, типовые задания на оценку сформированности УД. КИМ. КИМ, Критерии КИМ 5

Слайд 6

6 Цель оценивания: оценка достижения планируемых результатов по предметам

Слайд 7

Текущая и тематическая оценка Цель Оценка достижения планируемых результатов по физике Планируемые результаты обучения физике 7-9 класс Курс физики основной школы Выпускник научится: Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов; Ставить эксперименты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; … Проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон; ….. Проводить исследование зависимостей физических величин с использований прямых измерений: конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования. 7

Слайд 8

Текущая и тематическая оценка Цель Оценка достижения планируемых результатов по физике Планируемые результаты обучения физике 7-9 класс Курс физики основной школы Выпускник научится: Анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения. Понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств; условия их безопасного использования в повседневной жизни. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы . Получит возможность научиться: Понимать роль эксперимента в получении научной информации Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни. Использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов. …………………………………………………….. 8

Слайд 9

Текущая и тематическая оценка Цель Оценка достижения планируемых результатов по физике Планируемые результаты обучения физике 7-9 класс Курс физики основной школы Раздел «Тепловые явления» Выпускник научится: Распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объемы тел при нагревании (охлаждение), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавание, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплообмена. Описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с др. величинами, вычислять значение физической величины. 9

Слайд 10

Текущая и тематическая оценка Цель Оценка достижения планируемых результатов по физике Планируемые результаты обучения физике 7-9 класс Курс физики основной школы Раздел «Тепловые явления» Выпускник научится: Анализировать свойства тел, тепловые явления и про­цессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии. Различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел. Решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины. 10

Слайд 11

Текущая и тематическая оценка Цель Оценка достижения планируемых результатов по физике Планируемые результаты обучения физике 7-9 класс Курс физики основной школы Раздел «Тепловые явления» Выпускник получит возможность научиться: Использовать знания о тепловых явлениях в повсе­дневной жизни для обеспечения безопасности при обраще­нии с приборами и техническими устройствами, для сохра­нения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических по­следствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций Приводить примеры практического использования фи­зических знаний о тепловых явлениях Различать границы применимости физических зако­нов, понимать всеобщий характер фундаментальных фи­зических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных за­конов. Использовать приёмы поиска и формулировки доказа­тельств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов. Находить адекватную предложенной задаче физиче­скую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математиче­ского аппарата, так и при помощи методов оценки. 11

Слайд 12

Система оценки достижения планируемых результатов Предметные планируемые результаты Оценивание Текущее Промежуточное Итоговое Цель Оценка достижения планируемых результатов по отдельным предметам Объекты Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. на уровне «выпускник научится» Процедуры, технологии Совместная оценочная деятельности педагогов и обучающихся стартовая диагностика; • тематические и итоговые проверочные работы по всем учебным предметам; • творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты. Итоговые проверочные работы по всем учебным предметам; ГИА 12

Слайд 13

Система оценки достижения планируемых результатов обучения математике Оценивание Текущее, тематическое, итоговое Цель Оценка достижения планируемых результатов по математике Объекты Распознавание изученных физических явлений и их основные свойства Описание явлений и анализ их свойств с использованием физических моделей, понятий, величин и законов Использование изученных физических величин и законов при решении задач. Освоение методов научного познания и формирование экспериментальных умений (прямые и косвенные измерения физических величин, исследование зависимости одной физической величины от другой); Применение знаний для объяснения физических явлений в ситуациях практико-ориентированного характера и принципа действия технических устройств; Использование информации физического содержания. 13

Слайд 14

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов обучения физике 7-9 класс 14

Слайд 15

Планируемые результаты, достижение которых обеспечивается курсом физики в целом Планируемый результат: распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов. Умения, характеризующие достижение этого результата: распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований: — проверяемую гипотезу; — порядок проведения наблюдения или опыта (в том числе назначение частей экспериментальной установки); — представление результатов; 3) интерпретировать результаты наблюдений или опытов 15

Слайд 16

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов. Задание 1 базового уровня Андрей и Руслан готовились к соревнованию радиоуправляемых моделей самолётов. Ребятам очень хотелось победить, и они сформулировали проблемы, которые необходимо было решить до соревнований. На какие из указанных ниже вопросов ребята смогут ответить, используя методы физики? Выберите все верные ответы. A. Какой вид топлива лучше использовать для достижения наибольшей дальности полёта? Б. В какой цвет покрасить крылья самолёта, чтобы он понравился членам жюри? B. Где разместить антенну приёмного устройства, чтобы обеспечить наилучшую управляемость модели с земли? Г. Как правильно оформить заявку на участие в соревнованиях Ответ: А, В Критерий достижения планируемого результата: выбраны оба верных ответа 16

Слайд 17

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов. Задание 2 повышенного уровня Антон живёт с родителями в деревянном доме. В прошедшую холодную зиму семье Антона пришлось сильно увеличить расходы на отопление, поэтому летом было решено заняться утеплением дома. В строительном магазине предлагались различные теплоизоляционные материалы: — для утепления стен с внутри дома; ―для утепления чердачных помещений; ―для утепления полов; ―окна со стеклопакетами, обеспечивающими хорошую теплоизоляцию. Но финансовые возможности семьи позволяли выбрать лишь один из возможных способов утепления дома. На какие вопросы должен найти ответы Антон, чтобы наиболее эффективно решить проблему утепления дома? Сформулируйте один вопрос, связанный с проблемой те­плоизоляции дома, для ответа на который можно провести исследование с использованием методов физики. 17

Слайд 18

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов. Задание 2 повышенного уровня Описание правильного ответа Примеры вопросов: ―Каким образом (через окна, стены, пол или потолок) теряется наибольшее количество тепла? ―В каком случае теряется меньше тепла: когда стены утеплены с фасада дома или изнутри? Критерий достижения планируемого результата: сформулирован вопрос, связанный с проблемой теплоизоляции и указывающий на исследование потерь тепла или сравнительных теплоизоляционных свойств материалов, — 1 балл; другие ответы или отсутствие ответа — 0 баллов. Неверными считаются вопросы, связанные с определением финансовых затрат на различные способы утепления. 18

Слайд 19

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: анализировать отдельные этапы проведения исследований: — проверяемую гипотезу. Задание 3 базового уровня В процессе проведения опыта с одинаковой высоты над столом отпускали три алюминиевых тела: диск, шарик и тело каплевидной формы (см. рисунок). Все тела имели массу по 230 г. При помощи электронного секундомера фиксировали время падения тел на стол. Какое предположение проверялось в этом опыте? Как меняется скорость тела в процессе его падения. Как зависит скорость падения тела от высоты, с которой оно начинает падение. Как зависит сопротивление воздуха от площади поперечного сечения тела. Как зависит сопротивление воздуха от формы падающего тела. Правильный ответ: 4 Критерий достижения планируемого результата: Выбран верный ответ. 19

Слайд 20

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: анализировать отдельные этапы проведения исследований: — проверяемую гипотезу. Задание 4 повышенного уровня Во время практической работы Татьяна налила в мензурку воды и добавила в воду 3 г сахара. Измерив объём раствора и его массу, она определила плотность раствора. Затем добавила в раствор ещё 3 г сахара и снова, измерив массу и объём, нашла плотность раствора. Такую процедуру она проделала ещё три раза, каждый раз добавляя в раствор одинаковую массу сахара. Что исследовала Татьяна в этом опыте? Образец возможного ответах исследовала, как меняется плотность раствора с увеличением концентрации сахара в воде. Критерий достижения планируемого результата: сформулирована гипотеза опыта, в которой указаны две зависимые величины: плотность раствора и концентрация сахара в растворе (или масса сахара в растворе), — 1 балл; другие ответы или отсутствие ответа — О баллов 20

Слайд 21

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: анализировать отдельные этапы проведения исследований: — порядок проведения наблюдения или опыта (в том числе назначение частей экспериментальной установки). Задание 5 базового уровня Необходимо экспериментально обнаружить зависимость электрического сопротивления круглого проводящего стержня от площади его поперечного сечения. Имеются четыре стерж­ня, сделанные из меди и алюминия (см. рисунок). Какую из указанных пар стержней можно использовать для этой цели? Правильный ответ: 2 Критерий достижения планируемого результата: Выбран верный ответ. 21

Слайд 22

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Примеры заданий Умение: анализировать отдельные этапы проведения исследований: — порядок проведения наблюдения или опыта (в том числе назначение частей экспериментальной установки). Задание 6 повышенного уровня Сергей предположил, что масса тела увеличивается пропорционально увеличению его объёма. Для проверки этой гипотезы он взял 6 брусков разного размера из алюминия, пластмассы и стекла. Результаты измерений объёмов брусков и их масс Сергей отметил точками на графике (см. рисунок). Какую ошибку допустил Сергей при постановке этого эксперимента? Образец возможного ответа: Он взял бруски из разных материалов, а нужно было из одного и того же материала. Критерий достижения планируемого результата: в ответе указана ошибка в проведении опыта: разный материал брусков — 1 балл; другие ответы или отсутствие ответа -- 0 баллов. 22

Слайд 23

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Умение: анализировать отдельные этапы проведения исследований: —представление результатов. Задание 7 базового уровня На четырёх графиках точками отмечены результаты из мерений силы тока в медном проводнике в зависимости от напряжения на его концах (см. рисунок). Погрешность изме рений силы тока 2 мА, напряжения 1 В. Какой из графиков построен правильно с учётом всех результатов измерений и их погрешностей? Правильный ответ: IV. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. 23

Слайд 24

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Умение: анализировать отдельные этапы проведения исследований: —представление результатов. Задание 8 повышенного уровня Ирине необходимо определить плотность вещества, из которого сделан металлический брусок. Она опустила брусок в мерный цилиндр с ценой деления 2 мл и измерила объём бруска, который оказался равным 24 мл. Затем Ирина вынула брусок из воды и поставила на чашу электронных весов. Весы позволяют определить массу тела с погрешностью 10 мг. Масса бруска оказалась равной 58 г 228 мг. Какие изменения можно внести в постановку опыта, чтобы уменьшить погрешность измерения плотности вещества? В ответе укажите два изменения, которые необходимо внести в ход опыта или оборудование. Образец возможного ответа: Лучше сначала определять массу, а затем объём, чтобы не вносить дополнительные погрешности за счёт того, что на бруске могла остаться вода. Необходимо взять мензурку с меньшей ценой деления для уменьшения погрешности измерения объёма. (В описанном опыте масса измеряется с более высокой точностью, чем объём.) Критерии достижения планируемого результата: верно указан один из элементов ответа — 1 балл; приведены оба элемента ответа — 2 балла; другие ответы или отсутствие ответа —0 баллов. 24

Слайд 25

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Умение: интерпретировать результаты наблюдений или опытов. Задание 9 базового уровня В ходе опыта исследовалась зависимость силы трения скольжения бруска по горизонтальной поверхности F трения от силы нормального давления N. В таблице представлены результаты проведённых измерений. В каком диапазоне значений силы нормального давлен выполняется закономерность F Tpe ния / N = const ? 1) от 0,5 до 4,5 Н только от 0,5 до 2,5 Н только от 0,5 до 3 Н только от 2,7 до 4,5 Н Правильный ответ: 3. Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ. 25

Слайд 26

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Умение: интерпретировать результаты наблюдений или опытов. Задание 10 повышенного уровня Карина и Виталий измеряли сопротивления различных проводников. В их распоряжении оказались пять проволочных проводников из железа и никелина. В таблице приведены результаты измерений, выполненных ребятами. На основании проведённых измерений можно сделать вывод о том, от каких характеристик проводника зависит его электрическое сопротивление. Запишите, какой вывод можно сделать на основании данных таблицы. Обоснуйте свой ответ, указав, какие данные из таблицы вы использовали. 26

Слайд 27

Измерительные материалы для оценки планируемых результатов Умение: интерпретировать результаты наблюдений или опытов. Задание 10 повышенного уровня Образец возможного ответа: Вывод: сопротивление зависит от материала проводника и от длины проводника. Обоснование вывода: 1) Для обоснования зависимости сопротивления от материала проводника использованы данные о проводниках № 1 и № 4, так как они имеют одинаковые длины и сечения, но разные материалы, при этом сопротивления также различны. 2) Для обоснования зависимости сопротивления от длины использованы данные о проводниках № 1 и № 3, так как они оба сделаны из железа и имеют одинаковое сечение, но разную длину. При этом сопротивления также различны. Критерии достижения планируемого результата: приведен один из элементов вывода и корректное основание к нему. При этом другие величины в выводе не указаны — 1 балл; приведены оба элемента вывода и корректные обоснования для обоих элементов — 2 балла; другие ответы или отсутствие ответа О баллов. 27

Слайд 28

Разработка тематического планирования Модель тематического плана № п/п Тема Планируемые результаты Оценка предметные личностные метапредметные Самооценка Оценка учителя 1 2 3 4 5 7 8 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планируемые результаты освоения учебной программы.

Планируемые результаты освоения учебной программы....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре...

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения учебной программы по физической культуре учителя физической культуры и ОБЖ Федотова А.Г. во 2 классе.

Система оценки по физической культуре имеет комплексный  подход к оценке результатов  образования, позволяющий вести  оценку достижения обучающимися всех  трёх групп  результа...

Планируемые результаты освоения учебных программ.

Планируемые результаты освоения учебных программ (английский язык)....

Диагностика планируемых результатов освоения учебных программ

Материал для контрольно-оценочной деятельности...