Урок обмен опытом: «Зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от параметров колебательной системы».
методическая разработка по физике (9 класс) на тему

Белинская Елена Сергеевна

Работа в группах.

1. Исследуется зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от:

1. 1 Длины нити

1. 2. Амплитуды

1. 3. Массы

1. 4. Среды

2. Работа с текстом, картой и решение задачи.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4_zavisimost_perioda_kolebaniy.doc367 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обмен опытом: «Зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от параметров колебательной системы». 9класс.

Дидактические цели:

1. Изучение нового материала по теме механические колебания.

 2. Развитие логического мышления и исследовательских навыков.

 3. Формирование  умений  работать самостоятельно, предоставлять результаты своей работы.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

изучить зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от длины, амплитуды, массы, среды. Вывод формулы

  1. Воспитательные:

продолжить формирование познавательного интереса у учащихся, воспитание культуры учебного труда.

  1. Развивающие:

способствовать развитию у учащихся  логического мышления, речи;

выработать практические навыки в понимании законов физики через использование элементов  проблемно-поискового метода.

Подготовка к уроку:

   На уроке используются технические средства обучения: компьютер, проектор, лаборатория L-микро «Механика», презентация к уроку.

Учитель  приветствует учеников и предлагает  выбрать раздаточный материал напечатанный на листах разного цвета (выбирают цвет который нравится, садятся за парты согласно выбранному цвету, в последствии работают в группах).

Вступительное слово учителя:

В интерактивной беседе обучающиеся  и учитель повторяют: что называется  свободными  колебаниями, виды колебаний и условия возникновения свободных колебаний, основные характеристики амплитуда, период, частота, формулы расчёта периода и частоты  (беседа сопровождается показом слайдов), тем самым учитель выводит обучающихся  к постановке целей  и задач урока.

На слайд выводится таблица, которую и должны заполнить обучающиеся в конце урока, учитель выводит обучающихся  к постановке целей  и проведению экспериментов в каждой группе.

Зависимость периода и частоты от длины нити

Зависимость периода и частоты от амплитуды

Зависимость периода и частоты от массы

Зависимость периода и частоты от среды

Зависимость периода и частоты от ускорения свободного падения

Ученики 9 а класса ГБОУ № 495

Группа №1.

Цель: Исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити.

Учащимся предлагается выдвинуть гипотезу о  зависимости периода и частоты колебаний от длины нити (например: чем больше длина нити маятника, тем больше период колебаний и меньше частота). Собрать установку, продумать оформление результатов в таблице, заполнить таблицу, сравнить отношения Т2/Т1 и L2/L1; Т4/Т3 и L4/L3 .Сделать вывод.

Группа №2.

Цель: Исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от амплитуды.

Учащимся предлагается выдвинуть гипотезу о  зависимости периода колебаний от амплитуды (например: чем больше амплитуда колебаний маятника, тем больше период колебаний и меньше частота). Собрать установку, продумать оформление результатов в таблице, оформить таблицу. Сделать вывод.

Группа №3.

Цель: Исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от массы груза.

Учащимся предлагается выдвинуть гипотезу о  зависимости периода колебаний от массы груза (например: чем больше масса груза, тем больше период колебаний и меньше частота). Собрать установку, продумать оформление результатов в таблице, заполнить таблицу. Провести эксперимент. Сделать вывод.

Группа № 4.

Цель: Исследовать зависимость периода и частоты колебаний математического маятника от среды.

Учащимся предлагается выдвинуть гипотезу о  зависимости периода  колебаний от среды  (например: при прочих равных условиях период колебания математического маятника в воде меньше чем воздухе). Собрать установку, продумать оформление результатов в таблице. Заполнить таблицу. Провести эксперимент. Сделать вывод.

Группа №5.

Работа с текстом и картой, решение задачи.

Зависимость периода колебаний нитяного маятника от значения ускорения свободного падения используется на практике. Измеряя период колебаний можно точно определить ускорение свободного падения. Ускорение свободного падения, как и сила тяжести, зависит от высоты над поверхностью Земли, от формы Земли (Земля сплюснута с полюсов, поэтому полярный радиус меньше экваториального, а ускорение свободного падения на полюсе больше, чем на экваторе: gп=9,832 м/с2, gэ=9,780 м/с2). Ускорение свободного падения  как нам известно, меняется с географической широтой. Но и на одной широте оно не везде одинаково. В районах, где залегают плотные породы, ускорение свободного падения несколько больше. Этим пользуются при поисках полезных ископаемых, например, железных руд, которые обладают повышенной плотностью по сравнению с обычными.

Гравиразведка — метод разведочной геофизики, основанный на изучении строения Земли при помощи измерения ускорения свободного падения. Ускорение свободного падения определяется параметрами как Земли в целом, так и скоплениями горных пород аномальной плотности непосредственно в точке наблюдения. Гравиразведка применяется при поисках тяжелых руд, картирования земной коры и верхней части мантии, выделению глубинных разломов и глобальных тектонических структур.

Задача.

Недалеко от нашего города,  в Ленинградской области профессор Иванов Иван Иванович проводил серии простых экспериментов. С помощью математического маятника открыл неисчерпаемые залежи тяжёлых металлов в . Как ему это удалось сделать исходя только из того, что в посёлке     за 1 мин. маятник длиной 1 м. совершил 120 колебаний.

Проведя эксперименты каждая группа отчитывается о проделанной работе и заполняют общую таблицу, совместно с учителем выводят формулу Галилея.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника» 9 класс

План- конспект урока  Физика 9 класс. Тема урока: «Зависимость периода и частоты свободных колебаний от длины маятника. Гармонические колебания пружинного математического маятника»  с исполь...

План - конспект урока Лабораторная работа «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины»

ФИО (полностью)       Виноградова Вера ВасильевнаМесто работы               МКОУ «Денисовская ...

Лабораторная работа « Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Разработка урока физики в 9 классе по теме "Лабораторная работа "Зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от длины нити"...

Лабораторная работа №3 9 класс Исследование зависимости частоты и периода колебаний математического маятника от его длины

Лобораторная работа разработана  используя технологию Способа Диалектического Обучения карты для ребят + презентация + карты для оцениваниякарта для оценивания заполняется вместе с ребятами ...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 9 классе «Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений учащихся.Форма проведения: лабораторная работа. Цель урока: демонстрация практического значения характеристик механических колебаний - пери...

Лабораторная работа «Исследование зависимости периода колебаний маятника от параметров колебательной системы».

Открытый урок "Лабораторная работа «Исследование зависимости периода колебаний маятника от параметров колебательной системы»." Лабораторная работа взята из Каталога цифрового обр...