Главные вкладки

    Брейн-ринг "Юные знатоки физики"
    план-конспект занятия по физике (7 класс) на тему

    Майлубаева Румяна Хабибуллаевна

    Внеклассное мероприятие по физике для 7 класса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №2»

    физика-7

    Брейн-ринг

    "Юные знатоки физики"

    Сценарий разработала: учитель физики и математики

    Майлубаева Р.Х.

    с.Иргаклы, 2017 г.

    Цели:

    Воспитательные:

    • Привитие навыков культурного общения.
    • Выявление способностей детей.

    Развивающие:

    • Формирование умений делать опыты и пользоваться измерительными приборами;
    • Развивать умения творчески подходить к решению задач
    • Развитие коммуникативных способностей детей.
    • Развитие умений выступления перед аудиторией.

    Обучающие:

    • Выработка предметных компетенций.
    • Привитие интереса к предмету.
    • Обобщение ранее изученного материала по темам: строение вещества, Движение и взаимодействие тел.
    • Демонстрация применимости в жизни знаний, получаемых на различных уроках.

    Оборудование:

    • мультимедиа;
    • презентация PowerPoint ;
    • тарелка;
    • мыло;
    • бутылка;
    • монета;
    • линейка;
    • на каждую команду разновесы и весы;
    • пластилиновая фигурка неправильной формы;
    • электромагниты.

    План.

    I. Вступление. Здравствуйте, уважаемые знатоки физики! Хотя вы начали изучать физику совсем недавно, я уверена, что это звание вы уже вполне заслужили. А начнем мы наш конкурс на звание лучшего знатока с выступления учеников 11 класса. Оно поможет вам кое-что вспомнить, а кое-что вы узнаете впервые. Итак…

    II. Сказка о трех силах.

    Трон, на троне король, три его дочери сидят рядом, каждая занята своим делом.

    Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. Имя у него было довольно редкое и необычное - Гравитон! И было у него три дочери: Сила Тяжести, Сила Упругости и Сила Трения. Любимым занятием Силы Тяжести было наблюдать за свободным падением тел. Ещё бы! Ведь только она была его причиной. (Сила Тяжести подбрасывает мяч).

    Сила Упругости любила деформировать пружины. Особенно приятно ей было, когда от неожиданной деформации пружины дверь нашей школы резко закрывалась и била кого-нибудь по лбу (Сила Упругости наблюдает за деформацией пружины).

    Сила Трения любила наблюдать за тем, Как стираются покрышки на велосипедах и добывать огонь (Сила Трения зажигает спички и бенгальские огни).

    Гравитон: Дочери вы мои милые, дочери вы мои красивые! Никогда мы с вами не расставались. Да вот беда, стар я стал, болен, нужно мне дефицитное лекарство, которое есть у вашей несравненной тетушки Инерции, а идти далеко - в другое королевство. Три дня потребуется. Кого из вас послать, даже не знаю, боюсь, отсутствие хоть одной из вас нанесет непоправимый вред моему королевству.

    Сила Тяжести: Батюшка, я придумала! Мы с сестрицами по очереди прекратим свое действие минут на пять.

    Сила Упругости: И та, отсутствие которой будет менее заметно, отправится за лекарством.

    Сила Трения: Да-да, батюшка, не волнуйся, это самый лучший вариант. Прямо сейчас и начнем. Зачем откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?

    Сила Тяжести: Батюшка, я говорю заклинание.

    Гравитон: Говори, говори, деточка, ситуация-то безвыходная!

    Сила Тяжести: Крибле-крабле-бумс!!!

    Ведущий: С этого момента действие силы тяжести прекратилось. И что тут началось! От возмущенных посетителей не было отбоя. Ваше Величество, к вам Карлсон!

    Карлсон: Я самый симпатичный, самый умный, самый красивый, в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Но самое главное, чем я отличался от других и чем я страшно гордился, - я умел летать. Я умел, а никто больше не умел. А теперь что? На кого не посмотришь – все летают, даже без пропеллера и без кнопочки. Я так не играю! Если не вернете назад силу тяжести, я объявляю голодовку! Я не позволю растоптать свою индивидуальность!

    Ведущий: Ваше Величество, к вам Баба Яга пожаловала!

    Баба Яга: Это что за безобразие! Я ступу свою винила, которая мне 100 лет верой и правдой служила, а это, оказывается сила тяжести разленилась! Я из-за этого Аленку с ее братцем так и не поймала, потому, что ступа моя вниз не опускалась. Тебе, Гравитон, все сказки переделывать – я не привыкла отступать от сценария.

    Ведущий: Ваше Величество, королевский повар пожаловал, разъяренный очень, берегитесь!

    Повар: Это что же такое! Я абсолютно ничего не могу сделать на кухне! Еще несколько минут таких мучений, и Вы, Ваше Величество, останетесь без обеда. Я не могу набрать воды в кастрюлю! Открываю кран, а вместо привычной струи образуется огромная капля в виде шара, которая растет с ужасающей быстротой, и ее невозможно затолкать в кастрюлю! Кастрюля же оказывается окутанной толстым слоем воды! Только после того, как я смазал снаружи кастрюлю жиром, кое-как удалось удержать воду внутри. А как вскипятить воду в отсутствии силы тяжести? Ведь в этих условиях, ребята из восьмого класса не дадут соврать, конвекция, т.е. циркуляция воздуха невозможна! Теплые слои не поднимаются вверх и не перемешиваются с холодными, а теплопроводность воды чрезвычайно плохая и прогревается она невероятно долго. А этот бездельник газовщик! Он никак не может наладить работу печи, пламя постоянно гаснет!

    Газовщик: Но я здесь ни при чем! Пламя и не будет гореть! Отсутствует сила тяжести! При горении образуется углекислый газ, который улетает наверх, потому, что теплый, а значит более легкий. Но сейчас силы тяжести нет, и этот газ остается на месте, окружает пламя, закрывая доступ кислороду, необходимому для поддержания горения. Поэтому пламя и гаснет!

    Ведущий: Ваше Величество, к вам существо какое-то странное! На слона похоже, но не слон!

    Человек в противогазе: Гравитон, что происходит? Молекулы воздуха, вследствие своего движения, покидают Землю и рассеиваются по всему космическому пространству! Ведь их на Земле уже ничего не держит, силы тяжести нет! Атмосфера исчезает! Я вот кое-как приспособился, но это ведь не на долго! Катастрофа! Мы погибли!

    Министр связи: Тут телеграммы пришли, разрешите прочитать?! Гидроэлектростанция остановилась тчк течение рек исчезло тчк дожди прекратились тчк сосульки не растут тчк. Сплошные бедствия!

    Гравитон: Судя по всему, нельзя тебе отлучаться, Сила Тяжести, опасно это. Сила Трения, может ты попробуешь? (Сила Трения: читает заклинание).

    Ведущий: Ваше Величество, врача не вызывали?

    Врач: Ваше Величество, вы в ответе за все несчастные случаи, которые стали происходить с того момента, как исчезла сила трения! Около 1400 человек поступили в больницу с переломами рук и ног. Люди словно ходить разучились, такое впечатление, что на улице гололед.

    Автотранспортным происшествиям числа нет!

    Ведущий: Ваше Величество, к вам суперпуперфотомодель пожаловала. Можно автограф?

    Фотомодель: Что за ужас! Работать невозможно! Я так люблю украшения! Но сейчас мой клипсы сползают с ушей, а браслеты с рук!. Одежда расползается на нитки! Я даже накраситься не могу, все выпадает из рук!!!

    Плотник: Ваше Величество, король Гравитон! Ваш трон распадается, ведь все гвозди и винты выскакивают из него! Сила Трения то их не держит больше!

    Гравитон: Что же делать? Что за король без трона? Выходит, и тебе, Сила Трения, отлучаться нельзя! Теперь твоя очередь, Сила Упругости.

    Сила Упругости читает заклинание.

    Ведущий: Действие силы упругости прекратилось и началась настоящая кутерьма. Ваше Величество, к вам целая делегация.

    Акробат: Я очень люблю прыгать на батуте, это так здорово! Батут подбрасывает тебя вверх, и на несколько секунд ты испытываешь состояние невесомости. Но без Силы Упругости все это стало невозможным!

    Боксер: Я увлекаюсь боксом, но без тренировочной груши не могу поддерживать свою спортивную форму. Эта груша возвращается в исходное положение благодаря Силе Упругости, так что без этой силы я тренироваться не могу!

    Игрок в бадминтон: А я люблю играть в бадминтон! Сила Упругости заставляет волан возвращаться назад после удара о ракетку. Без Силы Упругости занятия моим любимым спортом стали невозможны.

    Баскетболист: А я в баскетбол играть не могу! Без Силы Упругости мячик от земли не отскакивает, так что вся моя команда теперь без дела. Мы требуем, Гравитон, вернуть нам силу упругости!

    Гитарист: Я недавно научился играть на гитаре. Ее струны звучали, потому что колебались под действием Силы Упругости. Без нее мой инструмент не звучит.

    Дворник: Беда! Беда! Дворец под землю проваливается! Он на земле стоял только благодаря Силе Упругости! А упругость-то исчезла! Караул!

    Гравитон: Что же делать ни одной из моих дочерей нельзя отлучаться. Я и не думал, что их отсутствие может привести к таким последствиям. Пошлю-ка я сестрице Инерции телеграмму, пусть она сама меня навестит. А дочерям моим Силе Тяжести, Силе Трения и Силе Упругости – приказываю, отныне и во веки веков никогда не прекращать своего действия!.

    11 класс поет песню на мотив «Восьмиклассница».

    Узнаешь не один закон,
    Узнаешь кто такой Ньютон,
    А мы уж это все прошли давно!
    Упругость, сила трения
    И где найти терпение,
    Что б это все понять и полюбить!!!
    О – о – о – о, надо лишь учить!
    О – о – о – о, чтобы просто жить!!!
    Ты говоришь, что у тебя
    По физике стоит трояк,
    Ты знаешь, я могу тебя понять.
    Ты говоришь из-за тебя 
    Там кто-то получил синяк.
    Учись, ведь это физики закон опять.
    О – о – о – о, надо лишь учить!
    О – о – о – о, чтобы просто жить!!!

    III. Брейн – ринг.

    1. Категория «Явления».

    1) Выберите из списка физические явления:

    1. запотевание стекол очков;
    2. скисание молока;
    3. плавление парафина;
    4. молния;
    5. переваривание пищи в желудке;
    6. превращение воды в пар;
    7. подгорание пищи;
    8. горение газа в плите;
    9. нагревание электрической плиты.

    (1,3,4,6,9).

    2) Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться?

    (Инерция).

    3) «В гостях у сказки» Барон Мюнхаузен рассказывал однажды такую историю: он разбежался и прыгнул через небольшое болото. Во время прыжка он заметил, что не допрыгнет до противоположного берега. Тогда в воздухе он повернул обратно и вернулся на тот же берег с которого прыгал. Почему это невозможно? (Скорость тел меняется только при взаимодействии).

    4) «Как с гуся вода», «Отрезанный ломоть обратно к хлебу не приставишь». У этих пословиц одно и то же физическое объяснение. Какое? (Молекулы жира и воды, а так же двух ломтей не взаимодействуют).

    5) Как можно пронести воду в решете? (Заморозить воду).

    2. Категория «Физические величины».

    1) Скорость, молекула, инерция, плотность, весы, диффузия, объем, килограмм. Какие из перечисленных терминов являются физическими величинами? (Скорость, плотность, объем).

    2) Отгадайте загадку, с каким измерительным прибором мы сейчас будем работать? Какую физическую величину он измеряет? Какова ее основная единица измерения?

    Весь век идет Еремушка
    Ни сна ему, ни дремушки.
    Шагам он точный счет ведет,
    А с места все же не сойдет.

    (Часы, время, секунда).

    3) Каждая физическая величина является количественной мерой какого-либо свойства или явления. Мерой чего является масса. (Масса – мера инертности).

    4) Отгадайте загадку, с каким измерительным прибором мы сейчас будем работать? Какую физическую величину он измеряет? Какова ее основная единица измерения?

    Я под мышкой посижу
    И что делать укажу:
    Или разрешу гулять,
    Или уложу в кровать.

    (Медицинский термометр, градусник, температура, градус Цельсия).

    5) Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа? Какие физические величины мы сравниваем? (Спрашивая, что легче, мы сравниваем массы, а они одинаковые. А вот объемы этих тел сильно отличаются, т.к. отличаются плотности).

    3. Категория «Имена».

    1) Угадай имя ученого по подсказкам:

    1. К нему обращались «сер».
    2. Его называют отцом классической механики.
    3. Он автор закона всемирного тяготения.
    4. В его честь названа единица измерения силы. (Исаак Ньютон).

    2) Требуется угадать ученого по его портрету. (Галилео Галилей) Чем он знаменит?

    3) Кого Пушкин называл «Первым русским университетом»? (М.В. Ломоносова).

    4) Архимед, Курчатов, Лобачевский, Ньютон, Лебедев, Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли.

    Кто из этих ученых физики? (Архимед, Курчатов, Ньютон, Лебедев, Ломоносов, Завойский, Паскаль, Торричелли).

    5) Чьими именами названы улицы? (Курчатов, Лобачевский, Ломоносов, Завойский).

    4. Категория «Эксперимент».

    1) Возьмите тарелку, налейте в нее воды и сразу слейте. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, поверните несколько раз и поднимите вверх. При этом с мылом поднимается и тарелка. Почему? (подъем тарелки с мылом объясняется взаимодействием молекул тарелки и мыла).

    2) Имеется бутылка с широким горлышком, прикрытым бумагой. Сверху кладут монетку. Если резко дернуть лист, то монетка падает точно в горлышко бутылки. Почему? (По инерции. Монетка сохраняет свою нулевую скорость).

    3) Определить плотность пластилиновой фигурки. (Для этого надо вылепить из нее параллелепипед, измерить его V и разделить на него массу. Масса 20,5г, объем 15 см3, плотность 1,4 г/см3).

    4) На рояль я не похожий,
    Но педаль имею тоже.
    Кто не трус и не трусиха,
    Прокачу того я лихо.
    У меня мотора нет.
    Я зовусь…
    (Велосипед).

    Каковы траектории движения точек, расположенных на ободе колеса и на раме, относительно земли?

    5) Определите диаметр проволоки из которой изготовлен электромагнит. (Размеры малых тел определяется методом рядов).

    5. Категория «Задачи».

    1) Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети в авоське за окном? (на этот килограмм, как и на всякое другое висящее за окошком тело массой в один килограмм, действует сила тяжести, равная 9,8 ньютонов)

     

    2) Лютый враг нежно прижался щекой к прикладу и нажал курок. Пуля массой 10 г выскочила из винтовки и понеслась искать невинную жертву со скоростью 800 м/с. А винтовка в результате отдачи со скоростью 2 м/с послала врага в нокаут. Вычисли массу, сбившую с ног врага.

    (врага нокаутировало его собственное оружие массой в 4 кг. Кто к нам с чем придет - от того и упадет).

    3) Определите по графикам скорость тела и путь, пройденный им за 10с. Приложение. (I: v=3м/с, S= 30м. II: v=0,2м/с, S= 5м).

    4) После того как трое мышей на дне рождения мышки Мушки угостились одним крупным куском хозяйственного мыла, их общая масса увеличилась на 540 г. Мыло до того, как мыши его съели, имело размеры 10см, 12см, 3см. Определите плотность уже не существующего мыла.

    (1,5 г/см3 - вот она плотность бывшего мыла)

    5) Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 н, бабка до 100 н, внучка до 50 н, жучка до 30 н, кошка до 10 н и мышка до 2 н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 н?

    (Модуль равнодействующей силы будет равен 792 н. Вклад мускулистой мышки в этот могучий порыв равен 2н. Без мышкиных ньютонов дело не пойдет).

    6. Категория «Ребусы».

    IV. Подведение итогов, награждение победителей медалями.  

    Вы, ребята, молодцы!

    Изучайте физику.
    Ведь физика – для нас не просто звук, 
    Физика – основа и опора
    Всех без исключения наук!

    Музыка.  Всем учащимся 7-ых классов  вручаются медальки “Юный физик”.

    Спасибо за участие.

    До новых встреч!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка брейн - ринга: "Юные знатоки физики".

    Сценарий брейн - ринга: "Юные знатоки физики"....

    Конкурс "Юные знатоки физики" для учащихся 8-х классов. Составитель Л.Г.Ануфриева, Кизел

    Конкурс включает в себя серию тестовых, расчетных, творческих заданий, ориентированных на проверку знаний учащихся материала курса  физики 7-8 классов...

    Итоговая игра по физике "Знатоки физики"

    Итоговая игра по физике для учащихся 11 класса, изучающих физику на базовом уровне. Содержит пять заданий на проверкй знаний физических величин, их единиц. физических приборов, физических явлений и вы...

    Игра по физике "Знатоки физики"

    Игра по физике для учащихся 11 классов, изучающих физику на базовом уровне, проводится на заключительных уроках физики. Содержит пять заданий на проверку физических величин, их единиц, физических приб...

    Тест-игра по физике "Знатоки физики-8"

    Итоговая тест-игра на повторение курса физики 8 класса. Содержит 4 задания. Выполняется в группах-командах. Содержит критерии самооценки....

    Рабочая программа по физике ФГОС 8 класс + внеурочная деятельность "Знатоки физики"

    Рабочая  программа реализуется в учебнике А.В.Пёрышкина «Физика» для  8 классов  системы «Вертикаль» (М.:Дрофа, 2014) и ориентирована на учащихся 8 классов....

    Физико-математическая игра « Знатоки физики и математики». 7-8 кл.

    Цели игры:  расширить знания учащихся, развивать познавательный интерес, интеллект, воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний; формировать дружеские, товарищеские отнош...