Урок – исследование «Архимедова сила»
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Колеганова Светлана Николаевна

Цель урока: доказать, что архимедова сила – одна из важнейших сил в механике.

Задачи:

Образовательные:

1) показать на практике проявление архимедовой силы;

2) доказать, что архимедова сила зависит от объема тела и от плотности жидкости, в которую погружено тело и не зависит от плотности вещества тела от глубины погружения;

3) вывести формулу для расчета архимедовой силы.

Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, обще­трудовых умений, овладению методами научного исследования (выполнять определенные практические действия, использовать их при  необходимых расчетах и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения; коммуникативных умений, дисциплинированности, эстетического воспитания.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_arhimedova_sila.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – исследование «Архимедова сила»

Цель урока: доказать, что архимедова сила – одна из важнейших сил в механике.

Задачи:

Образовательные:

1) показать на практике проявление архимедовой силы;

2) доказать, что архимедова сила зависит от объема тела и от плотности жидкости, в которую погружено тело и не зависит от плотности вещества тела от глубины погружения;

3) вывести формулу для расчета архимедовой силы.

Развивающие: продолжить работу по развитию мышления, познавательных, общетрудовых умений, овладению методами научного исследования (выполнять определенные практические действия, использовать их при  необходимых расчетах и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).

Воспитательные: продолжить работу по формированию у учащихся добросовестного отношения к учебному труду; положительных мотивов учения; коммуникативных умений, дисциплинированности, эстетического воспитания.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы обучения: беседа, рассказ, фронтальные лабораторные опыты, обсуждение     демонстраций.

Методы обучения: иллюстрационный (работа с отрывком из видеофильма), репродук-

тивный (проговаривают изучаемый материал), проблемный (ответы на проблемные вопросы учителя, выдвижение гипотезы), поисковый (выполнение практических экспериментальных задач), исследовательский метод (выяснение теоретических закономерностей при их проверке на практике)

Особенность занятия: оно строится на деятельностной основе.

Методический анализ изучаемой темы:

- основное содержание изучаемого материала задают учебная программа и обязательный минимум содержания по физике;

- глубина изучения материала определяется учебником В.А.Перышкина «Физика 8 класс» (Дрофа 2005 г);

- тема «Архимедова сила» рассматривается в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

На предыдущих уроках были рассмотрены основные понятия: давление твердых тел, закон Паскаля, атмосферное давление. Учащиеся научились решать качественные и количественные задачи, измерять атмосферное давление, артериальное давление, сделали несколько опытов и даже приборов, посетили местную котельную в целях ознакомления с работой манометров.

Учащиеся должны

 знать:

- что такое плотность жидкости и единицы ее измерения;

- направление и математическое выражение силы тяжести, точку приложения силы;

- направление и математическое выражение веса тела, точку приложения силы;

- единицы измерения силы;

- математическое выражение силы Архимеда;

- от чего зависит сила Архимеда.

уметь:

-   решать качественные и расчетные задачи;

- пользоваться лабораторным оборудованием;

- определять объем тела с помощью мензурки;

- взвешивать на рычажных весах с точностью до 1 г;

- находить погрешность измерения.

Оборудование: весы лабораторные; мензурки; тела одинаковой массы, но разного объема; тела одинакового объема, но разной массы; сосуды с двумя разнородными жидкостями: водой и бензином; динамометры; штатив; ведерко Архимеда; компьютер; диск «Физика – 7»; диск «Жизнь великих людей», инструктаж по ТБ, инструкции для выполнения работ, карточки – задания, стакан с водой, брусок, большой стеклянный сосуд, металлический отливной сосуд, корона, компьютерная презентация к уроку.

Используемая литература: 1) Перышкин, А.В. Физика 7 - М: Дрофа – 2007 .

                                                  2) Попков, Д.А. Архимедова сила/ Газета Первое сентября

                                                      Физика - № 2. – 2006.

«Егорушка …разбежался и полетел с полуторасаженной вышины.

описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не

достал; какая – то сила, холодная  и приятная на ощупь, подхватила

и понесла его обратно наверх».

                                                                                            А.П.Чехов

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

- учитель приветствует учащихся;

- проверка готовности к уроку;

- организация внимания

- учащиеся настраиваются на рабочий ритм урока

- обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию;

- воспитание внимательного отношения к окружающим, друг другу, учебной дисциплины;

- формирование потребности в том, чтобы рабочее место класса и учителя было полностью подготовлено к работе;

- создание необходимого делового и психологического контакта между учителем и учащимися

2.

Проверка домашнего задания

- выясняет все вопросы, связанные с выполнением домашней работы;

- разбирает те моменты, которые вызвали затруднения у учащихся дома

- активно обсуждают все положительные моменты в выполнении домашней работы;

- ликвидируют все пробелы, связанные с невыполнением того или иного задания, которые вызвали определенные трудности

- установление правильности осознанного выполнения домашнего задания всеми учащимися;

- выявление пробелов и их коррекция

3.

Подготовка к основному этапу занятия, актуализация знаний и умений учащихся

- опрос основных понятий темы;

- решение качественных задач;

- определение цели и задач урока

- показывают свои знания и умения по данной теме;

- принимают участие в постановке цели урока, а также определении задач урока

- используется словесно-иллюстративный метод

- метод синтезирующей беседы, нацеленной на систематизацию знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении проблем на межпредметной основе;

- мотивация к учебно-познавательной деятельности

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

- налаживает работу в группах;

- проводит инструктаж по ТБ;

- контролирует выполнение экспериментальных заданий;

- помогает учащимся делать выводы;

- контролирует ведение записей в тетрадях;

- проводит эксперименты

- внимательно читают инструктаж по выполнению работы в группах;

- повторяют правила ТБ;

- выполняют практические экспериментальные задания;

- делают выводы из увиденного;

- отвечают на вопросы учителя, активно участвуют в обсуждении;

- делают соответствующие записи в тетрадях

- наглядный метод иллюстраций во взаимосвязи со словесным и практическим методом обучения;

- исследовательские методы

5.

Первичная проверка понимания темы

- устанавливает правильность и осознанность усвоения нового учебного материала;

- выявляет пробелы и неверные представления по теме;

- проводит их корректировку

- отвечают устно на вопросы учителя;

- говорят о своем недопонимании некоторых сторон темы;

- репродуктивный метод

6.

Закрепление знаний и умений учащихся

- решает с учениками качественные задачи

- ученики разбираются в сути качественных задач

- отрабатывают практические навыки решения качественных задач

7.

Обобщение и систематизация знаний

- помогает определить место темы в повседневной жизни ребят

- убеждаются, что данная тема является частью целого;

- убеждаются в важности знаний по данной теме

- репродуктивный метод;

- практический метод (демонстрация)

8.

Подведение итогов урока

- дает анализ и оценку успешности достижения цели;

- намечает перспективу последующей работы

- подводят свои итоги и высказывают свое мнение о своей работе на уроке

- обсуждение идет в форме беседы

9.

Домашнее задание

- дает домашнее задание с учетом познавательных возможностей учеников;

- проводит инструктаж по выполнению домашней работы

- записывают домашнее задание;

- внимательно слушают учителя и запоминают все инструкции по его выполнению

- репродуктивный метод;

- беседа

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент (1 мин)

Мобилизует внимание учащихся

Учащиеся готовятся  психологически к продуктивной работе на уроке

2.

Проверка домашнего задания (2 мин)

разбирает совместно с детьми домашнее задание;

выявляет трудности;

помогает преодолеть трудности

Заполняют пробелы при выполнении домашнего задания

3.

Подготовка к основному этапу урока; актуализация знаний и умений учащихся (5 мин)

Учитель задает вопросы:

- скажите мне, какая сила действует на плавающий брусок в воде (стакан с водой, в нем плавает деревянный брусок);

- чему равна выталкивающая сила?

- куда направлена выталкивающая сила?

- работа с карточкой (в карточке 6 вопросов и 12 ответов, надо стрелками соединить вопросы с правильными ответами);

- приведите пример действия выталкивающей силы, в котором должна быть задействована ваша персона;

- обращает внимание на эпиграф урока;

- совместно с учащимися ставит цель урока: изучить силу Архимеда (не называет ее первоначально так).

- отвечают на вопросы учителя;

- работают с карточками;

- помогают определить цель урока.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий (20 мин)

- у меня в руках «золотая» корона. Именно с короной связана история открытия знаменитого закона (осуществляет просмотр отрывка из видеофильма о том, как Архимед открыл свой знаменитый закон). (Задача Архимеда стр. 120 задание 14).Давайте выясним, от чего же зависит выталкивающая сила, которая называется силой Архимеда.

- распределяет работу в группах, проводит инструктаж по ТБ;

- проводит совместно с учащимися следующие эксперименты: 1) возьмите два цилиндра на вашем столе и с помощью весов определите, равны ли они по массе (поставить на разные чаши весов, весы не уравновесятся, так как массы цилиндров разные);

- ответьте на вопрос: а плотности этих цилиндров одинаковые? (нет);

- измерьте объемы этих цилиндров с помощью мензурки, одинаковы ли они? (да);

- подвесьте по очереди каждый из этих цилиндров к динамометру, опустите в мензурку с водой, определите выталкивающую силу;

- сделайте предварительные выводы (выталкивающая сила одинаковая);

2) возьмите два тела разного объема;

- с помощью весов сравните их массы (массы одинаковы, весы находятся в равновесии);

- подвесьте каждое тело к динамометру, опустите в мензурку, определите выталкивающую силу;

- сделайте выводы (выталкивающая сила разная, на тело большего объема действует сила большая);

3) погрузите груз на динамометре в мензурку с водой, определите выталкивающую силу;

- погрузите тело на большую глубину;

- погрузите этот же груз на динамометре в мензурку с бензином, определите выталкивающую силу;

- погрузите тело на большую глубину;

- сделайте выводы (выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, не зависит от глубины погружения).

4) опыт с ведерком Архимеда для доказательства того, что выталкивающая сила равна весу жидкости в объеме погруженного тела.

Делают зарисовки сил.

Fупр = P = mg вес в воздухе

F упр = Р1= mg - FA вес тела, погруженного в жидкость

А сейчас общие выводы запишем в тетрадь: выталкивающая сила (сила Архимеда) зависит от объема тела, от плотности жидкости, не зависит от плотности тела, от его массы, от глубины погружения.

Опыт 4 показал, что архимедова сила равна весу жидкости в объеме тела, т.е. FA = Pж = g mж. Массу жидкости, вытесняемую телом, можно выразить через ее плотность  и объем тела, погруженного в жидкость (так как объем вытесненной телом жидкости равен объему тела, погруженного в жидкость). m ж =ρж* Vт. Тогда получаем:

FA =  жVт.

- просматривают видеоотрывок;

- изучают инструктаж;

- проводят эксперименты;

- делают выводы;

- записывают выводы в тетрадь.

5.

Первичная проверка понимания темы (6 мин)

- давайте попробуем решить первую часть задачи Архимеда: ответить на вопрос – корона состоит ли из чистого золота? Что для этого нужно знать?

Итак, нам дан вес короны в воздухе – 20 Н, а в воде 18,75 Н. Что можно найти по этим данным? Запишите формулу для вычисления архимедовой силы.

- Что найдем из этой формулы?

- А плотность золота по условию задачи равна 20 000 кг/ м3. Какие выводы можно сделать?

- Следующую часть задачи мы решим на следующем уроке.

- плотность золота и плотность короны; если они не совпадают, то значит, корона состоит не из чистого золота

- архимедову силу. Она равна 20 Н – 18,75 Н = 1,25 Н

- FA = gρжVт

- объем: Vт = FA/gρж.

Vт = 1,25 Н/ 10 Н/кг * 1000 кг/м3 = 0,000125 м3.

Из формулы веса тела найдем массу короны: m = P/g.

m = 20 Н / 10 Н/кг =2 кг

По формуле плотности найдем плотность короны:

Ρк = 2 кг/ 0,000125 м3 = 16000 кг/м3.

- Корона состоит не из чистого золота.

6.

Закрепление знаний и умений учащихся (5 мин)

Решение качественных задач:

1) К коромыслу весов подвешены два одинаковых алюминиевых цилиндра. Весы находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие весов, если цилиндры опустить в сосуды с водой?

2) К коромыслу весов подвешены два одинаковых стальных цилиндра. Весы находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие, если один цилиндр опустить в сосуд с водой, а другой – в сосуд со спиртом?

3) Мальчик поймал карпа объемом 500 см3. На сколько, вес карпа в воде меньше веса карпа в воздухе?

4)* Оборвется ли канат, выдерживающий вес мрамора массой 540 кг?

- решают задачи, ведут записи в тетради

7.

Обобщение и систематизация знаний (3 мин)

Кит – самое большое млекопитающее на нашей планете. На воздухе вес его тела настолько велик, что он раздавит сам себя. Но он живет в воде. Как вы думаете почему? (за счет архимедовой силы его вес уменьшается, кит может жить только в воде). А вот рыбы всплывают и уходят на глубину за счет изменения объема своего пузыря. Увеличивая объем, они всплывают наверх за счет увеличения архимедовой силы, а уменьшая объем – уходят на дно, так как архимедова сила становится меньше. Значит, архимедова сила играет большую роль в жизни всех морских жителей и даже растений.

- принимают участие в дискуссии

8.

Подведение итогов урока (1 мин)

- Выставляет оценки за урок;

- узнает настроение учащихся;

- на следующем уроке мы продолжим решать задачи, закончим решать задачу с короной.

- подают дневники на подписи;

- говорят о своем настроении;

- настраивают себя на следующий урок.

9.

Домашнее задание (2 мин)

§ 49 учебник Перышкин А.В. № 632  задачник Лукашик В.И.

Дополнительное задание: рассчитать архимедову силу, действующую на вас, когда вы купаетесь в ванне (плотность воды вы знаете, объем вашего тела мы уже с вами рассчитывали).

- записывают домашнее задание;

- внимательно слушают учителя и запоминают все инструкции по его выполнению

Приложение

Урок «Архимедова сила»

Карточка для проверки знаний

Соедините стрелками вопрос и правильный ответ

1. Формула давления твердого тела

В керосине больше

2. Обозначение плотности вещества

Р = ρgh

3. Формула давления жидкости на дно сосуда

h

4. Где больше давление на одинаковом уровне – в керосине или в воде, если плотность воды больше плотности керосина?

одинаково

5. Вес тела действует на …

Не изменилось

6. В сосуд с водой опустили деревянный брусок. Изменилось ли давление воды на дно сосуда?

100 Па

7. 1 кПа

Р = FS

8. Единицей измерения силы является…

P = ρgS

1000 Па

На тело

На опору или подвес

м 3

В воде больше

Увеличилось

Н

Р = F/ S

ρ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

1) Возьмите два цилиндра на вашем столе и с помощью весов определите, равны ли они по массе;

- ответьте на вопрос: а плотности этих цилиндров одинаковые?

- измерьте объемы этих цилиндров с помощью мензурки, одинаковы ли они?

- подвесьте по очереди каждый из этих цилиндров к динамометру, опустите в мензурку с водой, определите выталкивающую силу;

- сделайте предварительные выводы.

2) возьмите два тела разного объема;

- с помощью весов сравните их массы;

- подвесьте каждое тело к динамометру, опустите в мензурку, определите выталкивающую силу;

- сделайте выводы.

3) погрузите груз на динамометре в мензурку с водой, определите выталкивающую силу;

- погрузите тело на большую глубину;

- погрузите этот же груз на динамометре в мензурку с бензином, определите выталкивающую силу;

- погрузите тело на большую глубину;

- сделайте выводы.

ЗАДАЧИ

1) К коромыслу весов подвешены два одинаковых алюминиевых цилиндра. Весы находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие весов, если цилиндры опустить в сосуды с водой?

2) К коромыслу весов подвешены два одинаковых стальных цилиндра. Весы находятся в равновесии. Нарушится ли равновесие, если один цилиндр опустить в сосуд с водой, а другой – в сосуд со спиртом?

3) Мальчик поймал карпа объемом 500 см3. На сколько, вес карпа в воде меньше веса карпа в воздухе?

4)* Оборвется ли канат, выдерживающий вес мрамора массой 540 кг?

ИНСТРУКТАЖ ПО ТБ

1. Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой.

2. Приборами не размахивать, не кидать их.

3. Содержите рабочее место в порядке.

4. Выполняйте работу строго по инструкции и только с разрешения учителя.

5. При возникновении вопросов обратиться к учителю.

6. При обнаружении поломок приборов обратиться к учителю.

7. После выполнения работы убрать свое рабочее место.

Изображение сил при выполнении практической работы

                                                                                                                                                     

                                              Fупр                                                                             Fупр                                        

                                                                                                                                                               FA                         

                                                          m                                                      m                

                                                      mg                                                     mg

         

ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

«ДЕМОНСТРАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ АРХИМЕДОВОЙ СИЛЫ»

1. Сначала показывают, что емкость ведерка в точности соответствует объему груза в виде цилиндра. Для этого 1-2 раза вкладывают цилиндр в ведерко, обращая внимание на то, что между ними нет зазора и что цилиндр заполняет ведерко до его верхнего края. Далее к пружине динамометра, зажатого в лапку штатива, подвешивают за душку ведерко, а за ним на тонкой проволоке – груз, как показано на рис.1. Обращают внимание учащихся на величину растяжения пружины, т.е. на положение диска-указателя, к которому подводят передвижную стрелку.

2. Затем под груз подставляют банку с водой, уровень которой должен обеспечить полное погружение цилиндра. При этом указатель растяжения пружины переместиться вверх и расположится выше стрелки. Объясняют учащимся, что сила, выталкивающая цилиндр из жидкости, очевидно, будет равна весу такого добавочного груза, который возвратился бы диск – указатель на прежнее место, т.е. к стрелке (рис.2).

3. Для определения величины выталкивающей силы берут стакан с водой и медленно наливают ее в ведерко. Показывают, как благодаря весу воды пружина вновь растягивается и диск, медленно опускаясь вниз, приходит к указателю (рис. 3). Как только диск достигает стрелки, воду прекращают наливать. Объясняют, что в этом случае вес воды в ведерке равен силе давления, оказываемого жидкостью на груз снизу вверх.

Вывод: сила, выталкивающая погруженное в жидкость тело, равна весу жидкости в объеме этого тела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - исследование "Архимедова сила"

Урок - исследование "Архимедова сила" для 7 класса....

Урок-исследование "Изучение силы трения"

Урок ф физико-математическом 7 классе  с применением ИКТ....

Блок уроков-исследований «Механические силы»

Цель исследований: раскрыть суть трех основных механических сил: силы тяжести (тяготения), силы упругости (вес), силы трения.Задачи:Образовательные: ввести понятие силы, как причины изменения скорости...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема. Архимедова сила. 7 класс

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть сча...

Урок физики "Архимедова сила"

Данная тема актуальна всегда для представителей разных профессий, развивает умение функционального применения знаний у подростков...

Конспект урока физики Архимедова сила

Цели урока:        Выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах;Показать зависимость силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости....