Конспект урока физики Архимедова сила
план-конспект урока по физике (7 класс)

Архипова Ольга Валентиновна

Цели урока:       

 Выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах;

Показать зависимость силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sila_arhimeda.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике на тему: «Архимедова сила», 7 класс.

Учитель Архипова О.В.

Цели урока:        

 Выяснить причины возникновения выталкивающей силы в жидкостях и газах;

Показать зависимость силы Архимеда от объема тела и плотности жидкости.

Задачи урока:

Личностные:

 - продолжать формировать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

 -  продолжать воспитывать в учениках исследовательскую культуру (проведения эксперимента);

- воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих силах;

- продолжать формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- продолжать формировать ценностное отношение друг к другу, учителю и результату обучения.

Метапредметные:

- продолжать развивать мышление (учить анализировать, сравнивать и строить обобщение на основании эксперимента).

- продолжать развивать  навыки устной и письменной речи;

- развитие у школьников коммуникативной культуры (умение общаться в группах, монологическую и диалогическую речь);

- развитие у учащихся рефлексивной деятельности.

Предметные:

- вместе с учащимися убедиться, что на погруженные в жидкость тела действует Архимедова сила;

- дать определение силы Архимеда;

- дать характеристику силы Архимеда (точка приложение, направление);

- с помощью экспериментов выяснить, от каких физических величин зависит Архимедова сила;

- выразить математически Архимедову силу;

Ход урока.

 - Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы приступим к уроку, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на рабочий лад. Настроились? Прекрасно! А теперь давайте приступим к работе.

Человек издавна пытался увидеть невидимое, услышать неслышимое, объяснить необъяснимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.

Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями

В большинстве случаев вы можете предсказать, как закончатся явления.

Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

если положить в полный стакан ложку, то…;

если резиновый шар наполнить лёгким газом, то…;

если бумажный кораблик пустить по воде, то…

Скажите, пожалуйста, что вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Ребята, а достаточно ли нам только наблюдений и практического опыта, чтобы ответить на вопрос: Почему все так происходит?

Таким образом, мы приходим к мысли, о том, что нам необходимо физическое обоснование, того, что происходит.

Постановка проблемы. 

Демонстрационный опыт1.

 Учитель погружает легкий мячик в воду, налитую в сосуд с прозрачными стенками, и отпускает. Мячик всплывает.

Вопрос к классу. Почему мячик всплывает?

Совершенно верно, подействовала сила, которая вытолкнула мяч из воды. Эта сила называется выталкивающей. И тема нашего урока «Выталкивающая сила»

Демонстрационный опыт 2.

 Учитель опускает в воду камень. Камень тонет.

Вопрос к классу. Почему результат опыта другой?

Итак, определимся с целью: познакомиться с выталкивающей силой.

Какие задачи мы с вами поставим на урок?

  1. Узнать на все ли тела действует выталкивающая сила.
  2. Проверить от чего она зависит.
  3. Вывести формулу для расчета выталкивающей силы.

У вас на столах находятся: динамометр, тела на нитке, мензурка с жидкостью. Как можно  с помощью этих приборов определить действует ли на тела выталкивающая сила?

Проделываем эксперимент.

Вывод: на все тела, погруженные в жидкость, действует выталкивающая сила.

Можно ли сделать вывод о том, куда она направлена? Почему?

Обсуждаем, что причиной появления выталкивающей силы является разность давлений жидкости на тело на разных глубинах. (С глубиной давление увеличивается). Рисунок вычерчивается учителем

Делимся на группы

1 группа проверяет,  зависит ли выталкивающая сила от рода жидкости.

2 группа проверяет, зависит ли выталкивающая сила от массы тела

3 группа проверяет, зависит ли выталкивающая сила от объема тела.

4 группа проверяет, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения

5 группа определяет значение выталкивающей силы.

Существует легенда о том, как Архимед пришел к открытию.

Просмотр фрагмента

После выполнения заданий и проговаривания результатов учащимися,  учитель подводит учащихся к математической записи закона Архимеда:

Fa = ρж*g*Vп.ч..

Обсуждаем, что причиной появления Архимедовой силы является разность давлений жидкости на тело на разных глубинах. (С глубиной давление увеличивается). Рисунок вычерчивается учителем.

Эту силу можно определить по формуле, а можно проделать следующий эксперимент.

Опыт с ведерком Архимеда.

Запишем.

Сила, выталкивающая тело, целиком погруженное в жидкость, равна весу жидкости в объеме этого тела.

Заполняем листы рефлексии.

Домашнее задание пар 51. Упр 26 №3

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме:"Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Предложен вариант урока с использованием видеосюжетов "Школьный физический эксперимент"...

Конспект урока физики "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила"

Конспект урока изучения нового материала по физике "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила". Цели урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема. Архимедова сила. 7 класс

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть сча...

Урок физики "Архимедова сила"

Данная тема актуальна всегда для представителей разных профессий, развивает умение функционального применения знаний у подростков...