Технологическая карта урока физики "Архимедова сила"
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Галина Юльевна Шадрина

Урок по физике (7 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka.docx27.6 КБ

Предварительный просмотр:

Класс  7 «Б»

Ф.И.О. учителя  Шадрина Галина Юльевна

Дата проведения урока 13.02.2016 г.

Тема урока «Архимедова сила»

Технологическая карта урока физики

  1. Форма учебного занятия: Урок-исследование.
  2. Цели занятия:
  1. Личностные:

Развитие  навыка самостоятельной работы, трудолюбия, аккуратности.

Развивать  мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества, интерес к физике.

  1. Метапредметные:

Формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся.

Развитие  познавательного интереса учащихся в процессе проводимых исследований.

  1. Предметные:

Формирование умения проводить научные наблюдения, делать выводы.

Формирование умения работать с лабораторным оборудованием.

  1. Задачи занятия:
  1. Личностные:

Обеспечить познавательную мотивацию учащихся при изучении нового материала, провести рефлексию деятельности после исследовательской работы.

  1. Метапредметные:

Организация работы в парах при решении учебных исследовательских задач, инициирование устных ответов учащихся.

  1. Предметные:

Учебная исследовательская задача: опытным путем определить, от чего зависит архимедова сила.

  1. Планируемые результаты:

4.1        Личностные:

Самоопределение:  рефлексивная самооценка учебной деятельности.

Смыслообразование:  мотивация образовательной деятельности на основе демонстрации презентации и проблемных ситуаций; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Нравственно-этическое оценивание: воспитывать уважение к физике, умение видеть физические явления в окружающем нас мире.

4.2       Метапредметные:

Коммуникативные:  

Формирование умений работать в паре с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и выслушивать собеседника, воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений;

Познавательные:

 Приобретение опыта самостоятельного поиска и анализа информации путем практических действий, развитие мышления и внимания учащихся;

Регулятивные:

 Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результата своей деятельности.

4.3       Предметные:

      Получение формулы для расчета силы Архимеда.

      Сформулировать выводы.

  1.  Ресурсы:

5.1. Презентация к уроку в программе Power Point.

5.2. Видеофрагмент мультипликационного фильма "Легенда о короне царя Гиерона"

 5.2. Набор тел на нитях.

 5.3  Динамометр.

 5.4. Стаканы с пресной водой и насыщенным раствором соли.

6. Технические средства обучения:

     6.1. Компьютер

     6.2. Мультимедийный проектор.

     6.3. Экран.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Сегодня мы опытным путем определим: от чего зависит сила Архимеда (слайд 1)

Включаются в деловой ритм занятия.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Рассказ учителя (слайд 2-7): Архимед – древнегреческий ученый, великий математик и изобретатель родился в 287 году до н.э. в Сиракузах на острове Сицилия, некоторое время учился в Египте, в Александрии. Архимед вернулся в Сицилию зрелым математиком, однако первые его труды были посвящены механике. Еще во время обучения в Александрии Архимед изобрел устройство для подъема воды из колодца, названное потомками «Архимедовым винтом». Такие простые механизмы как баллисты и катапульты, изобретенные Архимедом, использовались в военных целях для метания копий и дротиков, для поднятия и потопления кораблей. Под руководством Архимеда сиракузяне построили множество машин разного назначения. Сконструированные им аппараты и машины воспринимались современниками как чудеса техники. 
Благодаря изобретениям Архимеда, Сиракузы долгое время успешно выдерживали осаду римских воинов. ...Кроме математики и механики, Архимед занимался оптикой и астрономией. Сохранилась легенда о том, что Архимед использовал в борьбе с римским флотом вогнутые зеркала, поджигая корабли противника сфокусированными солнечными лучами. Архимед был настолько околдован наукой, что он забывал о еде, иногда, приведенный в баню, он чертил пальцем на золе очага геометрические фигуры, или проводил линии на умащенном маслом своем теле. 
Архимед погиб во время одного из боев. Среди дикого смятения, под крики и топот озверевших солдат, Архимед спокойно размышлял, рассматривая начерченные на песке фигуры, и какой-то грабитель заколол его мечом, даже не подозревая, кто это.
Автор прекрасных открытий, он просил своих родственников поставить на его могиле цилиндр, включающий в себя конус и шар, и подписать отношение их объемов (3 : 2 : 1). И в память об этом гении древности потомки Архимеда через века пронесут его радостный возглас, боевой клич науки: «Эврика!» – «Я нашел!».

Слушают новый материал.

Личностные:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний.

3. Поисково – исследовательский этап

Организовать осмысленное восприятие информации

А что мы не знаем о силе Архимеда?  Ваши гипотезы.

Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит:
– от формы тела;
– от объема погруженного тела;
– от плотности тела;
– от плотности жидкости
 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Практический этап

Физкультминутка

Практический этап (продолжение)

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Снять утомление у учащихся; повысить умственную работоспособность учащихся

Опыт № 1. Исследование зависимости выталкивающей силы от формы тела.

Опыт № 2. Исследование выталкивающей силы от объема тела.

Учитель начинает говорить слова и показывает упражнения:

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня астронавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Будет вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись!

(Здоровьесберегающая технология)

Опыт № 3. Исследование

выталкивающей силы от плотности тела.

Опыт № 4. Исследование выталкивающей силы от плотности жидкости.

Давайте сравним результаты

(слайд 8-10)

Ребята, вы  замечательно поработали исследователями. Но, как же мы рассчитаем силу Архимеда? Может вас наведет на мысль легенда о Архимеде?

(фрагмент "Легенды о короне царя Гиерона")

Молодцы, у вас получилось. И что же мы видим? Данная формула подтверждает выводы, полученные в результате исследовательской работы.

Выполняют задания, сообщают о результатах.

Показывают результаты  своих исследований .

Делают выводы.

По итогам работы учащиеся формируют "кейс"

Предлагают вывести формулу для расчета силы Архимеда для тела в форме прямоугольного параллелепипеда, полностью погруженного в жидкость.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Контроль, оценка.

Познавательные: умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: вступать в диалог с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5. Рефлексивно – оценочный этап

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Надеюсь, что данным видом работы увлекла всех я вас.

Предлагает  учащимся высказать свое мнение в виде синквейна.

Спасибо за работу на уроке.

Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

6. Домашнее задание

Изучить параграф 51, желающим написать творческую работу "Как помогает сила Архимеда в жизни"

Заместитель руководителя МБОУ Школы № 58 г.о.Самара                                                / Красавцева И.Н./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тяжести.", 7 класс

Технологическая карта урока по физике. Тема: "Сила тяготения. Сила тятяжести.". 7 класс. УМК: Пёрышкин А.В....

Технологическая карта урока физики «Сила Архимеда».

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая труктурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его це...

Технологическая карта урока "Архимедова сила"

Технологическая карта урока "Архимедова сила" 7 класс....

Технологическая карта урока физики «Сила трения», 7 класс

Методическая разработка «Технологическая карта урока физики «Сила трения» - это попытка осмыслить свой опыт работы в действующем стандарте и наметить переходные моменты к реализации нового стандарта, ...

Технологическая карта урока «Момент силы. Рычаги в быту, в технике, природе»

Технологическая карта урока «Момент силы. Рычаги в быту, в технике, природе»Учитель физики Павлова Татьяна АлександровнаУчебный предмет: физикаКласс: 7 дАвтор УМК: А.В. Перышкин Физика 7 к...

Технологическая карта урока "Исследование силы трения"

Технологическая карта  урока "Исследование силы трения"...