План-конспект урока:"Закон Ома для участка цепи"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Вольская Тамара Сергеевна

План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи",8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_oma_dlya_uastka_tsepi_8_klass.docx61.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Закон Ома для участка цепи".

8-й класс.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Закон Ома для участка цепи».

Задачи:

  • в ходе эксперимента установить зависимость силы тока от напряжения (при R= const),силы тока от сопротивления (при U= const);
  • сформулировать закона Ома для участка цепи;
  • формирование навыков работы с электроизмерительными приборами;
  • воспитание чувства коллективизма.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма проведения: исследовательская работа.

Оборудование: 4 источника питания, 8 ползунковых резисторов, 4 ключа, соединительные провода, 4амперметра, 4 вольтметра.

I. Вводно-мотивационный момент.

     Ребята, сегодня у нас необычный урок. Наш урок пройдет в экспериментальной лаборатории, в которой мы проведем опыты и установим закономерности между тремя физическими величинами – напряжением, силой тока и сопротивлением. Немецкий ученый – философ И. Кант сказал так: “Все наше знание начинается с опыта”.

II. Актуализация знаний.

  1. Назовите три физические величины, с которыми мы имеем дело при сборке любой электрической цепи. (Сила тока, напряжение, сопротивление.)          
  2. Что называется электрическим током? (Упорядоченное движение заряженных частиц.)  
  3. Как выражается сила тока через заряд и время его прохождения?(I =q/t)
  4. Назовите основную единицу измерения силы тока? (Ампер.)
  5. Каким прибором измеряют силу тока в цепи? (Амперметр.)
  6. Способ включения амперметра в цепь? (Последовательно.)
  7. Что называют напряжением? (Напряжение – это физическая величина, которая характеризует работу электрического тока.)
  8. Назовите основную единицу измерения напряжения? (Вольт.)
  9. Каким прибором измеряют напряжение? (Вольтметр.)
  10. Что называют сопротивлением? (Сопротивление – это свойство проводника ограничивать силу тока в цепи.)
  11. Назовите основную единицу сопротивления? (Ом.)
  12. В чем причина сопротивления? (Причиной сопротивления является взаимодействие движущихся электронов с тонами кристаллической решетки.)
  13. Дана электрическая цепь. Назовите приборы, из которых составлена электрическая цепь. (Источник тока, ключ, амперметр, резистор, вольтметр, реостат.)
  14. Найдите ошибки. (Амперметр – включается в цепь последовательно, вольтметр параллельно резистору.)

img1
Рис. 1

III. Работа в группах.

          Класс делится на группы по 4 человека. Каждая группа получает индивидуальное задание. Результат выполненного задания оформляется группой на плакате. I и II группы устанавливают опытным путем зависимость силы тока от напряжения, при R= const; III и IV группы устанавливают зависимость между силой тока и сопротивлением, при U = const. Затем, каждая группа отчитывается у доски о проделанной работе (один ученик от каждой группы, остальные делают записи в тетрадях).

Индивидуальные задания.

I группа. (II группа)

Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока от напряжения при постоянном сопротивлении.

Оборудование:  источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, спираль проволочная, реостат, соединительные провода.

Ход работы:

1. Собрать схему.

img2
Рис. 2

2. Провести опыт, постепенно увеличивая напряжение. Заполните таблицу:

U,В

 

 

 

I,А

 

 

 

3. Проанализируйте результаты (при увеличении напряжения увеличивается или уменьшается сила тока?)

4. Постройте график зависимости I (U).

img3
Рис. 3

5. Сформулируйте вывод (сравнить полученный результат с результатом второй группы).

III группа. (IV группа)

Цель: Опытным путем установить зависимость силы тока и сопротивления при постоянном напряжении.

Оборудование: источник тока, амперметр, вольтметр, ключ, резисторы 1 Ом, 2Ом, 4Ом, реостат.

Ход работы:

1. Собрать схему.

img4
Рис. 4

2. U = const (установить 2В(1В) на вольтметре, с помощью реостата, постоянно поддерживайте его). Заполните таблицу:

R, Ом

 

 

 

I,А

 

 

 


3. Проанализируйте полученные результаты (при увеличении сопротивления увеличивается или уменьшается сила тока?)

4. Постройте график.

img5
Рис. 5

5. Сделайте вывод (полученные результаты сравните с результатами четвертой группы).

IV. Формулировка закона.

Подведение итогов работ: I и II группы получили результаты, проанализировали их и пришли к выводу: во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем, следовательно, сила тока в проводнике прямо пропорциональна напряжению на концах проводника, I ~ U. III и IV группы получили результаты, проанализировали их и пришли к выводу, что сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению проводника, I~1/ R. Обобщая результаты работы всех групп, делаем выводы: I~U/R, если I= 1А, U=1В, R= 1Ом, то получаем равенство:

img6

 Зависимость силы тока от напряжения на концах участка цепи и сопротивления этого участка называется законом Ома.

Формулировка закона Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

    Историческая справка (сообщение учащегося). Георг Симон Ом родился 16 марта 1789 года, в семье ремесленника - слесаря. Окончив гимназию, Ом поступил в университет, но скоро бросил учебу и стал школьным учителем математики, занимаясь в промежутках между уроками гальваническими опытами. В 1827 году в своей крохотной лаборатории в Кельне Ом соорудил установку, которая помогла ему прийти к выводу, что электрический ток ведет себя точно так же, как водный поток в наклонном русле: чем больше перепад уровней и свободнее путь, тем поток сильнее. Так же и с током: чем больше электровозбудительная сила батареи и меньше сопротивление току на его пути, тем сила тока больше. Местные физики очень благосклонно отнеслись к результатам работ Ома. Но ни в одной другой стране они известны не были.     Профессор прикладной физики Парижской школы искусств и ремесел Клад Серве Пулье в октябре 1831 года сообщил Парижской академии, что открыл количественное соотношение между “электровозбудительной силой”, током и сопротивлением. При этом он не упомянул имени Ома. Но затем вынужден был признать, что читал сочинения Георга Ома. Сам же первооткрыватель закона продолжал оставаться скромным учителем. Лишь в 1833 году он получает место профессора физики в Политехнической школе г. Нюрнберга. В 1849 году, когда Ому уже исполнилось шестьдесят два года, его пригласили, наконец, в Мюнхенский университет на должность эксординарного профессора. И лишь за два года до смерти произвели в ординарные профессоры. Ом был всю жизнь великим тружеником. Через двадцать семь лет после смерти Ома его именем назвали общепринятую единицу сопротивления. Тогда в Мюнхене “дорогому соотечественнику” воздвигли памятник.

V. Устная работа.

Вычислить, применив закон Ома:

U= 20В, R = 10 Ом, I =?

I = 10 А, R = 5 Ом, U =?

I = 5 А , U= 15 В, R =?

VI. Решение вычислительных задач по вариантам.

Решить самостоятельно по вариантам (на листочках).

I в.

II в.

III в.

IV в.

U= 220 В

I = 30 А

U = 3,5 В

U= 220  В

R = 50 Ом

R = 0,25 Ом

I = 0,28 А

R = 48,4 Ом

I =? А

U=? В

R =? Ом

I =? А.

(Листочки с решением сдаются учителю на проверку, затем решение проверяется.)

VII. Подведение итогов.

  • Каждая группа подводит итоги своей работы.
  • Выставляются оценки.
  • Подводятся итоги урока.

۩ VIII. Домашнее задание: 1 группа [11],№ 777.

                                                  2 группа[11], №782.

 IX. Рефлексия.

Ученики ставят оценку уроку на листах, в которых они делали вычисления:

  • «5» – очень понравилось;
  • «4» – я много успел;
  • «3» – я успел решить немного задач;
  • «2» – все равно я ничего не сумел решить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Урок на тему «Закон Ома для участка цепи» проводился на втором курсе. Знание этого закона необходимы в повседневной жизни. На уроке применяются репродуктивно-иллюстративный метод и частично-поис...

План-конспект урока "Закон Ома для участка цепи".

План-конспект  урока физики  с использованием ЭОР. Базовый учебник Н.М.Шахмаев, А.В.Бунчук.Физика 8 класс....

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"

презентация урока "Закон Ома для участка цепи"  8 класс тип урока : урок изучения новой темы...

Урок "Закон Ома для участка цепи"

Урок фикики в 8 классе. Урок с использованием ЭОР....

Конспект урока "Закон Ома для участка цепи"

Конспект урока "Закон ома для участка цепи"...