Конспект урока. Решение задач по теме "Закон Ома"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему

Романова Ольга Васильевна

Урок на закрепление изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika.docx45.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок решения задач по теме «Закон Ома для участка цепи»

Класс: 8 «Б»

Дата: 07.02.2019 г

Цель урока: Закрепить изученный материал путем решения задач.

Задачи:

Образовательные:

  • Научить учащихся решать задачи на Закон Ома для участка цепи;
  • Научить разбираться в схемах учащихся электрических цепей;

Воспитательные:

  • Развить личные качества учащихся: аккуратность, внимание, усидчивость;
  • Воспитывать культуру общения при работе в парах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие навыков решения задач на данную тему;
  • Продолжить развитие умений анализировать условия задач и ответов, умений делать выводы, обобщения;
  • Продолжить развитие памяти, творческих способностей.

План урока

Оформление класса: Проектор с экраном, доска с мелом. Раздаточный материал.

I        Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Вижу полную готовность класса и желание узнать, что же вас ждет сегодня. Я предлагаю вам посмотреть на первый слайд нашей презентации. Как завораживает вид ночного города, когда он весь в огнях. Современные технологии, делают города ещё красивее. Предполагал ли Георг Ом, проводя свои научные исследования какой сокрушительной молнией окажется его теория, осветившая в прямом и переносном смысле комнату, погружённую во мрак. У каждого из нас тоже есть возможность сделать мир красивее, светлее. Что для этого нужно? Для этого нам необходимо разгадать тайны, которые помогут нам приоткрыть дверь в чудесный мир электрических явлений. Эти маленькие тайны – задачи на закон Ома.  

Тема нашего урока «Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи». Какой цели мы должны сегодня достичь по окончанию нашего урока?

Правильно наша цель: научиться решать задачи различных видов, используя закон Ома.

Вы уже знакомы с такими электрическими величинами, как сила тока, напряжение, сопротивление, с приборами для измерения силы тока и напряжения.  Сегодня мы:

  1. Повторим основные понятия.
  2. Повторим формулы, составные части электрической цепи.
  3. Будем составлять, и решать задачи.

        

II. Актуализация знаний.

Первый этап_Ребята, давайте вспомним, какие три величины связывает закон Ома?

Как формулируется закон Ома и как записывается формула закона Ома?

Какие приборы вы знаете для измерения силы тока и напряжения?

Второй этап_На слайде физический диктант. Учащимся выдается таблица для заполнения.

  1. Заполнить двенадцать ячеек таблицы на карточке:

Ученый

Физическая величина

Формула

Единица измерения

1

4

7

10

2

5

8

11

3

6

9

12

Выполнил __________________ Проверил ___________________ Оценка__________

 После заполнения таблиц учащиеся меняют карточками с соседом по парте, проверяют вместе с учителем и выставляют оценку:

Кол-во ошибок

1

2-3

4-6

7 и более

Оценка

5

4

3

2

Пока учащиеся заполняют таблицу, слабоуспевающие ученики выполняют подобное задание на соответствие.

Задача. Для начала решим устную задачу на запоминание закона Ома. 

a) U = 40 B, R=20 Om, I-?
б) I=30 A, R = 2 Om, U -?
в) I = 6 A,U=36B, R-?

Ответ: а) I = 2А; б) U= 60 В; в) R = 6 Ом.

III. Решение задач.

1. Определите силу тока I, U и R.

U, В

R, Ом

I, А

15

25

16

5

45

15

220

20

2,5

5

Сильные учащиеся: Составить и решить задачу по таблице.

2. Задача1 (Решает учитель с использованием презентации) Слайд 6.

Рассчитать силу тока, проходящую по медному проводу длиной 100м, площадью поперечного сечения 0,5мм2, если к концам провода приложено напряжение 6,8B.

Дано:

l=100м
S=0,5мм
2
U=6,8В

I-?

Решение:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568112/Image4366.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568112/Image4367.gif

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568112/Image4368.gif

Ответ: Сила тока равна 2А.

Вопросы: Что известно из условия задачи? Какую величину необходимо определить? По какому закону будем определять силу тока? Какие величины нам неизвестны для нахождения силы тока и как их найти? (http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568112/Image4369.gif – берется из таблицы). Теперь найдем и полученное значение подставим в формулу для нахождения силы тока. (Перевод S в м2 не нужно делать, т.к. в единицах измерения плотности тоже присутствуют тоже мм2).

Задача2 Условия задачи (Вопросы 1,2  решаются устно. 3,4 – два ученика).

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/568112/img3.gif

  1. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка А?
  2. Какому значению силы тока и напряжения соответствует точка В?
  3. Найдите сопротивление в точке А и в точке В.
  4. Найдите по графику силу тока в проводнике при напряжении 6 В и вычислите сопротивление в этом случае.

Ответ:

  1. Сила тока = 0,4 А, напряжение – 2В.
  2. Сила тока = 0,6 А, напряжение – 4В.
  3. Сопротивление в т.А – 5 Ом, в т.В – 6,7 Ом.
  4. Сила тока = 0,8А, сопротивление – 7,5 Ом.

IV. Самостоятельная работа  

На карточке с таблицей у каждого из вас набор заданий, те из вас кто недостаточно уверенно ещё чувствует себя при решении задач выбирают задачу из группы «Решаем вместе» и решают вместе с нами получая за каждую правильно решённую задачу по одному баллу, те, кто захочет самостоятельно решить задачу, подобную той, что решают у доски выбирает задачу из группы «Хочу проверить свои силы» и получает 2 балла, те, кто уверен в своих силах решают задачи из группы «Я всё смогу, я всё сумею» и получают 3 балла. За каждую правильно решённую задачу ставят соответствующий балл в оценочный лист.

«Решаем вместе»

«Хочу проверить свои силы»

«Я всё смогу, я всё сумею»

1

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим скатом 60 В. Установите какое значение имеет для него сила тока.

Сопротивление тела рыбы в среднем равно 180 Ом, напряжение, вырабатываемое электрическим сомом – 350 В. Установите какое значение для него имеет сила тока.

При напряжении 220 В сила тока в спирали лампы равна 0,3 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 10 В?

2

Кипятильник включен в сеть с напряжением 220В. Чему равна сила тока в спирали электрокипятильника, если она сделана из нихромовой проволоки длиной 5 м и площадью поперечного сечения 0,1 мм2.  (Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом*мм2).

Какова сила тока на участке цепи, состоящей из константановой проволоки длиной 10 м и сечением 1,2 мм2, если напряжение на концах этого участка равно 12В?

Из какого материала сделан провод длиной 100м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2, если при напряжении на его концах 6,8 В по нему проходи ток 2А?

3

Какое сопротивление имеет тело человека от ладони одной руки до ладони другой, если при напряжении 200 В по нему течет ток силой 2мА?

Определите длину широчайшей мышцы спины, если нервный импульс, проходящий через нее имеет напряжение 5 мВ, а сила тока 5 мА. Площадь поперечного сечения мышцы 3,14 см2, а удельное сопротивление 0,015 Ом·м.

Во сколько раз изменится сила тока в проводнике, если при неизменном напряжении увеличить длину проводника в 3 раза.

4

При напряжении на резисторе 110 В сила тока равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока стала равной 8 А?

При напряжении на резисторе 220 В сила тока равна 4 А. Какое напряжение следует подать на резистор, чтобы сила тока стала равной 2 А?

V. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Каждый из вас в чём-то проявил себя. Многие  получили оценку. Как вы думаете, достигли мы цели поставленной в начале нашего урока?

Хочется закончить урок словами А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним

 приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными     силами, собственным напряжением». Я желаю каждому как можно больше решить трудных интересных задач на уроках, и тогда физика сама откроет дверь в свой чудесный мир, и  каждый из вас сможет «осветить своей молнией комнаты, ещё погруженные во мрак».

Домашнее задание:

1. Составить и решить 5 задач по теме: «Закон Ома для участка цепи».

2. Решить задачи

1-При напряжении 110 В сила тока в спирали лампы равна 0,5 А. Какой будет сила тока, если напряжение уменьшится на 40 В?

2-Найти сопротивления провода из одного и того же материала, если при неизменной длине взять провод вдвое большего диаметра.

Рефлексия:

учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Решение задач по основам термодинамики"

Урок  предполагает закрепление знаний Iзакона термодинамики для изопроцессов путем решения задач; формирование у учащихся умение решать физические задачи, используя среду электронной таблицы; зак...

План-конспект урока. Решение задач по теме "Измерение информации"

План-конспект урока"Решение задач по теме \'Измерение информации\' ". На данном уроке используются цифровые и электронные образовательные ресурсы. Достоинство: учителю не нужно искать ЭОРы, конспект уро...

Конспект урока:"Решение задач на определение массовой доли химического элемента в веществе"8 класс

Цели урока: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению алгоритма решения задач на определение массовой доли химического элемента в веществе, развивать логическое мышление учащих...

конспект урока "Решение задач на определение скорости передачи данных"

Создание условий для формирования знаний по решению задач на определение скорости и времени передачи данных....

Конспект урока «Решение задач по теме "Площадь прямоугольника"», 5 класс

Конспект  урока был представлен на муниципальный конкурс «Современный урок – как основа эффективного и качественного образования школьников». По итогам конкурса было присуждено 2 место в номинаци...

Конспект урока "Решение задач (цилиндр)"

Конспект урока "Решение задач (цилиндр)"...