Экологическое воспитание при изучении звуковых колебаний.
статья по физике

Ягненкова Тамара Константиновна
Изыскивая пути экологического воспитания в процессе обучения физике, учитель должен руководствоваться прежде всего тем, чтобы методы и приемы использования материала, раскрывающего ту или иную сторону взаимодействия общества и природы, пробуждали активность учащихся, способствовали превращению получаемых знаний в убеждения. Это может быть, например, в том случае, когда элементы экологии и охраны окружающей среды служат на уроке основой постановки учебной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание при изучении звуковых колебаний.

Изыскивая     пути экологического воспитания в процессе обучения физике, учитель должен  руководствоваться прежде всего тем, чтобы методы и приемы использования материала, раскрывающего    ту или иную сторону взаимодействия общества и природы, пробуждали активность учащихся, способствовали превращению  получаемых знаний в убеждения. Это может быть, например, в том случае, когда элементы экологии и охраны окружающей среды служат на уроке основой постановки учебной проблемы.

Рассмотрим возможности создания проблемных ситуаций на базе экологического материала, знакомящего учащихся во время изучения звуковых колебаний с одним из «загрязнителей» среды — шумом. Важность такого знакомства для девятиклассников обусловлена еще и тем, что именно в этом возрасте молодым людям присуще особое увлечение чрезмерно громкой музыкой, а это нередко приводит к отрицательным последствиям для здоровья как их самих, так и окружающих людей.

Для создания исходной проблемной ситуации можно воспользоваться рассказом о случае, произошедшем в лаборатории электроакустики Морского научно-исследовательского центра в Марселе при испытании одного из генераторов инфразвука. Во время эксперимента исследователи вдруг почувствовали себя плохо. Все вибрировало у них внутри — желудок, сердце, легкие. Генератор выключили, но еще в течение нескольких часов люди чувствовали себя совершенно разбитыми

Рассказав учащимся об этом эпизоде, учитель ставит  проблему: «Как

можно объяснить происшедшее, если известно, что представляет собой инфразвук, к каким волнам он принадлежит сообщением о том, что шумовое загрязнение, по данным австрийских ученых, укорачивает жизнь жителей больших городов на 10—12 лет. Ведь в городах промышленность и транспорт, бытовые приборы, радио и телевидение создают сильную «шумовую атаку» на человека. Какое сильное воздействие на человеческий организм оказывают звуки, видно из следующего примера. В древнем Китае была придумана такая жестокая расправа с людьми, непочтительно относящимися к религии: «Кто поносит всевышнего, не должен быть повешен, но флейтисты, барабанщики и крикуны должны непрерывно играть перед ним днем и ночью, пока он не упадет замертво».

Какие же звуки для человека наиболее опасны? От каких параметров зависит их восприятие? Разобраться учащимся в этих вопросах поможет учебный материал. Можно только добавить, что вредное действие шума при одинаковой громкости и длительности зависит не только от частоты звука (в быту высокие звуки опаснее низких), но и от расстояния до его источника, причем «чистый» звук намного опаснее шума такой же громкости.

Для превращения полученных на уроке знаний в убеждения большое значение имеет создание благоприятных условий, при которых учащиеся смогли бы проявить свою инициативу и самостоятельность в выборе правильного решения и поисках средств для его утверждения. Полезными в этом плане могут быть уроки-диспуты, учебные дискуссии.

Для участия в них класс разбивается на две группы, каждая из которых должна быть готова защитить свою точку зрения и найти слабое место «противника». В зависимости от подготовки и компетентности участников дискуссии урок может быть построен по-разному. При этом от учителя требуется особое проявление такта. Ведь ребята иногда могут слишком эмоционально отстаивать свою точку зрения, в важно умение педагога вовремя остановить спор, подвести его итоги, объективно оценить подготовки учащихся к уроку и т. д.

Примером такого рода мероприятия, которое полезно провести при изучении звуковых колебаний, может быть учебная дискуссия на тему «Ультразвуки и инфразвуки — друзья или враги?».

Для развития у школьников умения обоснованно отстаивать свою точку зрения, в частности по проблемам, связанным с экологией, может служить предварительное ознакомление их с перечнем вопросов, ответы на которые они смогут найти при изучении предстоящей темы учебной программы. Такой перечень может быть вывешен в физическом кабинете. Это предоставляет школьникам возможность самостоятельно выяснить истину.

К числу вопросов,    которые могут быть обсуждены при изучении звуковых волн, относятся, в частности, такие:

  • Почему искусственный шум (на пример, шум работающих машин) оказывает отрицательное действие на живой организм, а природные звуки (шум дождя, шелест листьев) действуют на него благотворно?

(Ответ. Научные исследования показали, что во всех природных шумах определяющими являются одни и же частоты — порядка 1000 Гц. Они относятся к зоне наилучшего восприятия для слухового аппарата, этим объясняется вызываемое ими приятное чувство успокоения и равновесия.  Искусственные шумы,    как правило, связаны со звуками более высоких тонов, поэтому приводят живой организм в угнетенное состояние.)

  • Шум — только враг или он может приносить и пользу?

(Ответ. Известно, что звуковые волны «шумового» типа способны рассеивать и осаждать пыль. Это свойство используется, в частности, для очистки воздуха в заводских цехах.)

Что можете сделать вы для решения проблемы ослабления городского шума?

(Ответ. Многое. Например: следить за тем, чтобы дома не звучали излишне громко радиоприемники, телевизоры, проигрыватели и т. д.; разваривать дома, в школе, на улице, в транспорте тихо, не повышая голоса; сажать деревья и кустарники. Ведь правильно посаженные зеленые насаждения могут значительно снизить городской шум; летом его «рассеивают» и «поглощают» листья, а зимой — снег на ветках и др.)

На мой взгляд, предложенные способы использования экологического материала способствуют не только углублению знаний учащихся по физике, но и выработке у них природоохранительных убеждений, необходимых всем гражданам нашей страны.

Литература:

  1. Розенберг Л. Д. Рассказ о неслышимом звуке.—М.: Изд во АН СССР, 1961.
  2. Рыдннк В. И. О современной акустике,— М,: Просвещение, 1979.
  3. Михаилов И. Г. Ультразвук и его при-' менение.— Л.: Знание, 1968.
  4. Расторгуев Б. Окно в мир звука,—М.: Знание, 1978,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

Урок изучения и закрепления нового материала (2 ч). Задача учителя - вместе с учениками отчетить на вопрос: что является источником звука; познакомить учащихся с характеристиками звука и с помощью вит...

"Источники звука. Звуковые колебания и волны"

Цели: образовательная: сформировать понятие звука с точки зрения физики; изучить механизм передачи и восприятия звука живыми организмами;развивающая: продолжать расширять кругозор учащихся на ос...

Урок.9кл.Звуковые колебания.Звуковые волны

Рассмотрена физическая основа возникновения звуков, звуковых волн....

"Источники звука.Звуковые колебания."

Презентация к уроку "Источники звука. Звуковые колебания" 9 класс...

Конспект урока по физике "Звуковые колебания"

Мир звуков так многообразен,Богат, красив, разнообразен,Но всех нас мучает вопросОткуда звуки возникают,Что слух наш всюду услаждают?Пора задуматься всерьез.Урок объяснения нового материала.Учащиеся в...

Звуковые колебания. Характеристика звуковых колебаний

колебательное движение,   волны, физические характеристики волн, звуковые колебания, высота, тембр, тон, обертоны и громкость звука. Объяснение завасимости этих величин от свойств источника ...

Исследовательский проект Изучение звуковых колебаний на примере муз. инструментов

Исследовательский проект Изучение звуковых колебаний на примере муз. инструментов...