Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов.
план-конспект урока по физике (7 класс)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ
«Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов»
Цели урока: формирование представлений о свойствах агрегатных состояний вещества; умение объяснять их на основе представлений о молекулярном строении вещества.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи урока: познакомить с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного; научить объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения; продолжить формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности; развивать у учащихся чувство взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного выполнения исследовательской работы.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте! Присаживайтесь!
- Актуализация знаний.
– Твердое тело попробовать сжать, растянуть, сломать и т.п.
- Вопрос: какие свойства твердых тел вы знаете? (Сохраняет форму и объем)
– Жидкости. Перелить воду из одной мензурки с делениями в мензурку другой формы тоже с делениями.
- какие свойства жидкостей подтверждаются этой демонстрацией?
(Жидкости сохраняют свой объем, но легко меняют форму).
– Газы. Перевязать воздушный шарик нитью, затем его надуть, после этого нить развязать.
- Какими свойствами обладают газы? (не сохраняют форму, заполняют весь предоставленный объем)
Мы вспомнили с вами свойства вещества во всех трех агрегатных состояниях, а сегодня на уроке мы научимся объяснять вышеперечисленные свойства на основе молекулярного строения вещества.
- Изучение нового материала.
В природе вещества встречаются в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном (лед, вода, водяной пар). Такое состояние вещества называется агрегатным. Многие из них мы привыкли видеть только в каком-либо одном состоянии.
Например, железо – в твердом, бензин – в жидком, кислород – в газообразном.
Например, вода на планете Земля встречается во всех трех состояниях. При этом и лёд, и вода, и водяной пар состоят из абсолютно одинаковых молекул. Изменение агрегатного состояния не влечет за собой изменение самих молекул.
Агрегатные состояния характеризуются расположением молекул, движением молекул и взаимодействием молекул. Твёрдые тела сохраняют свою форму и объём. Поэтому, молекулы в твердых телах расположены в строгом порядке и жестко связаны друг с другом. Из-за значительного взаимного притяжения и отталкивания, взаимное расположение молекул твердого тела достаточно сложно изменить. Тем не менее, беспорядочное движение все равно присутствует в твердых телах. Молекулы в твердых телах совершают небольшие колебания, т.е. молекулы двигаются из стороны в сторону, но тут же встречают отталкивание со стороны соседних молекул и возвращаются на свои места.
В жидкостях нет никакого определенного порядка расположения. Тем не менее, молекулы жидкости находятся очень близко (практически вплотную) друг к другу, поэтому, жидкости практически несжимаемы. Молекулы жидкости так же, как и молекулы твердых тел, колеблются. Но, помимо этого, они могут совершать перескоки, меняться местами, что, легко может привести к изменению формы. Именно этим и объясняется текучесть жидкостей.
В газах, молекулы находятся друг от друга на расстояниях во много раз превышающих размеры самих молекул. Поэтому, взаимное притяжение и взаимное отталкивание между молекулами газов очень незначительны. Это и приводит к тому, что газы не имеют формы и достаточно легко сжимаются. Поскольку молекулы практически не испытывают ни притяжения, ни отталкивания, они могут перемещаться с очень большими скоростями (по несколько сотен километров в час). Таким образом, в газах нет никакого порядка в расположении молекул.
Для наглядности: В твердых телах молекулы расположены в соответствии со строгим порядком и только колеблются. Это можно сравнить с тем, как вы сейчас сидите на уроке. Вы расположены в строгом порядке относительно друг друга (т.е., сидите на определенных местах по рядам). При этом сидя на своём месте, каждый из вас может совершать некоторые движения.
Аналогией жидкости может послужить метро в час-пик. Люди находятся очень близко друг к другу, но, тем не менее, каждый человек может переместиться из одного места в другое (точно так же, как молекула жидкости может перескочить из одного положения равновесия в другое).
Движение газа можно сравнить с движением футболистов. Они бегают по всему футбольному полю с большими скоростями и находятся на большом расстоянии друг от друга.
Известно, если нагревать лед, то он со временем, превратится в воду. Если продолжить нагревать воду, то она закипит и превратится в водяной пар.
При каждом изменении агрегатного состояния будет изменяться характер движения и взаимодействия молекул.
Рассмотрим данные процессы: Во льду молекулы жестко связаны и только колеблются. Когда лед понемногу начинает плавиться, происходит нарушение порядка. Некоторые молекулы уже способны перескакивать со своих мест на другие. В конце концов, порядок совсем нарушится, и молекулы то и дело будут перескакивать с места на место, но все еще находится вплотную друг к другу. По мере нагревания воды, скорости молекул будут увеличиваться. Некоторые молекулы наберут такую скорость, что смогут оторваться от поверхности воды, таким образом, покинув её. Такие молекулы уже будут находиться в газообразном состоянии. В итоге, вся вода выкипит, превратившись в пар. Молекулы теперь уже будут двигаться совершенно беспорядочно, очень слабо взаимодействуя друг с другом.
Пример: данный процесс можно сравнить со школьным процессом, когда все ученики стоят на торжественной линейке:
- Все ученики стоят в определенном порядке, но никуда не перемещаются (это напоминает поведение молекул льда).
- Когда линейка заканчивается, ученики начинают расходится. Происходит нарушение порядка, и ученики уже не стоят ровными рядами, а образуют толпу, в которой они могут меняться местами (это уже похоже на поведение молекул жидкости).
- Далее ученики выбегают в коридор или на улицу, уже находясь на существенном расстоянии друг от друга, и перестают толкаться (то есть, не взаимодействуете с другими, а двигаетесь сами по себе). Это напоминает поведение молекул газа.
- Закрепление изученного материала.
Состояние тела | Порядок | Расстояние между частицами | Движение молекул |
Твёрдое | Строгий порядок | Сравнимо с размерами молекул | Колеблются |
Жидкое | Нет четкого порядка | Меньше размеров молекул | Совершают прыжки |
Газообразное | Нет никакого порядка | Во много раз больше размеров молекул | Беспорядочно двигаются с большими скоростями |
- Домашнее задание.
§12-13, задание 1, 2 после §13.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 7 класс Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях.Выяснить особенности строения вещества в различных агрегатных состояниях и объяснить их....
"Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов."
Урок по физике, 7 класс. А.В. Пёрышкин "Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов." К уроку использую презентацию по програме Мимио "Три состо...
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов
Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей, газов...
Урок: Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов
Урок, на котором учащиеся знакомятся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснием их с точки зрения молекулярного строения вещества....
Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Урок физики в 7 классе по теме "Три состояния вещества. Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" знакомит учащихся с основными свойствами и различиями трех основных а...
Разработка урока "Различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов" 7 класс
Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку....
Технологическая карта урока по физике 7 класс «Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».
Краткая аннотация.Класс: 7Тема: "Агрегатные состояния вещества.Различие в молекурярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов".Тип урока : изучение новой темыЦели урока: сформировать знания...