Рабочие программы по физике с 7-9 классы
рабочая программа по физике (7, 8, 9 класс)

Монгуш Айгулья Александровна

2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_po_fizike_7-9kl_-_kopiya.docx51.18 КБ
Файл poyasnitelnye_po_fizike_7-9kl.docx43.12 КБ
Файл literatura_7-9kl.docx13.13 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по физике в 7 классе.

2 часа в неделю, всего 70 часов.

Номер урока

Название темы урока

Кол-во

часов

Сроки изучения

план

факт

Введение  3 ч.

1

 Вводный инструктаж в кабинете физики.

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдение и опыты.

1

2

Измерения. Погрешности измерений.

1

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».

1

Первоначальные сведения о строении вещества  6 ч.

4

Молекулы.

1

5

Лабораторная работа №2                                    «Измерение размеров малых тел».

1

6

Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение.

1

7

Притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества

1

8

Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов

1

9

Контрольная работа №1

1

Взаимодействие тел 22ч.

10

Механическое движение.                                  Равномерное движение

1

11

Скорость. Единицы скорости.

1

12

Расчет пути и времени.  Решение задач

1

13

Решение задач на нахождение пути, скорости, времени

1

14

Инерция. Решение задач

1

15

 Взаимодействие тел

1

16

Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.

1

17

Лабораторная  работа №3«Измерение массы тела на рычажных весах».

1

18

Лабораторная работа №4«Измерение объёма твёрдого тела».

1

19

Плотность вещества

1

20

Расчет массы  и объема  тела по его плотности

1

21

Лабораторная  работа №5«Определение плотности вещества твёрдого тела».

1

22

Решение задач.

1

23

Контрольная работа №2

1

24

Cила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

25

Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука.

1

26

Вес тела

1

27

Связь между силой тяжести и массой тела

1

28

Динамометр. Лабораторная  работа №6«Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

1

29

Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих  по одной прямой.

1

30

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники

1

31

 

Контрольная работа №3 по теме « Сила. Равнодействующая сил».

1

Давление твердых тел, жидкостей и газов  22 ч.

32

Давление. Единицы давления

1

33

Давление твердых тел. Давление газа

1

34

Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля.

1

35

Давление в жидкости и газе.

1

36

Решение задач. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

37

 Контрольная работа  №4                       по теме «Давление. Закон Паскаля».

1

38

Сообщающиеся  сосуды. Шлюзы

1

39

Атмосферное давление

1

40

Опыт Торричелли Барометр-анероид.                                            

1

41

Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Решение задач.

1

42

 Контрольная работа  №5 по теме «Давление в жидкости и газе».

1

43

Поршневой жидкостный насос

1

44

 Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

1

45

Архимедова сила

1

46

Лабораторная  работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

1

47

Условия плавания тел

1

48

Решение задач (на определение архимедовой силы и  условия плавания тел).

1

49

Лабораторная работа №8

«Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

50

Водный транспорт

1

51

Воздухоплавание

1

52

Решение задач по теме «Давление твердых тел и газов».

1

53

Контрольная работа №5

по теме «Давление твёрдых тел и газов».

1

Работа и мощность. Энергия 13 ч

54

Механическая работа. Единицы работы.

1

55

Мощность. Единица мощности.

1

56

Простые механизмы. Условия  равновесия рычага.

1

57

Момент силы

1

58

Лабораторная  работа. №9«Выяснение условия равновесия рычага».

1

59

Равновесие тела с закреплённой осью вращения. «Золотое правило» механики.

1

60

Решение задач

(на «золотое правило» механики).

1

61

Коэффициент полезного действия механизма.

1

62

Лабораторная  работа №10«Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости».

1

63

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела.

1

64

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

1

65

Решение задач по теме «Работа и мощность»

1

66

Контрольная работа №7

по теме «Работа и мощность».

1

67-68

Повторение курса физики 7 класса. Решение задач.

2

Календарно-тематическое планирование по физике в 8 классе.

2 часа в неделю, всего 70 часов.

Номер урока

Название темы урока

Количество урока

Сроки изучения

План

Факт

Тепловые явления 26 часов.

1

Вводный инструктаж в кабинете физики.

Тепловое движение. Температура

1

2

Внутренняя энергия.

1

3

Способы изменения внутренней энергии тела

1

4

Теплопроводность.

1

5

Конвекция

1

6

Излучение

1

7

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

1

8

Удельная теплоемкость

1

9

Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении

1

10

Лабораторная работа №1 «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры»

1

11

Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела»

1

12

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания

1

13

Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах

1

14

Контрольная работа №1 «Тепловые явления»

1

15

Агрегатные состояния вещества. Плавление и остывание кристаллических тел. График плавления и отвердевания кристаллических тел.

1

16

Удельная теплота плавления.

1

17

Решение задач

1

18

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара

1

19

Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.

1

20

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха

1

21

Удельная теплота парообразования и конденсация

1

22

Решение задач

1

23

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания

1

24

Паровая турбина. КПД теплового двигателя

1

25

Решение задач по теме ««Расчёт количества теплоты и КПД двигателя»»

1

26

Контрольная работа №2 «Расчёт количества теплоты и КПД двигателя»

1

Электрические явления ( 26 часов)

27

Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

1

28

Электроскоп. Проводники и диэлектрики.

1

29

Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон

1

30

Строение атомов. Объяснение электрических явлений

1

31

Электрический ток. Источники электрического  тока

1

32

Электрическая цепь и её составные части

1

33

Электрический ток в металлах. Действие электрического тока. Направление электрического тока

1

34

Сила тока. Единицы измерения силы тока. Амперметр. Измерение силы тока Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока на её различных участках»

1

35

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.  Лабораторная работа №4 «Измерение напряжения на различных участках цепи»

1

36

Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи

1

37

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления

1

38

Решение задач.

1

39

Расчёт сопротивления проводника. Удельное сопротивление

1

40

Реостаты. Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом»

1

41

Решение задач по теме «Сила тока, напряжение, сопротивление тока»

1

42

Лабораторная работа №6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

1

43

Последовательное соединение проводников  

1

44

Параллельное соединение проводников.

45

Работа электрического тока

1

46

Мощность электрического поля. Единицы работы тока, применяемые на практике

1

47

Лабораторная работа №7 «Измерение мощности и работы в электрической лампе»

1

48

Нагревание проводников Электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

1

49

Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

1

50

Короткое замыкание. Предохранители

1

51

Решение задач по теме ««Электрические явления»»

1

52

Контрольная работа №3 «Электрические явления»

1

Электромагнитные явления (7 часов)

53

Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии

1

54

Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение

1

55

Лабораторная работа №8 «Сборка электромагнита и  испытание его действия».

1

56

Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли

1

57

Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель

1

58

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

1

59

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитные явления».

1

Световые явления (8 часов)

60

Источники света. Распространение света

1

61

Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало

1

62

Преломление света

1

63

Линзы. Оптическая сила линзы.

1

64

Изображение, даваемое линзой

1

65

Лабораторная работа №10 «Получение изображения при помощи линзы»

1

66

Решение задач

1

67

Контрольная работа №5 «Световые явления»

1

68

Повторение курса физики 8 класса

1

Календарно-тематическое планирование по физике в 9 классе

2 часа в неделю, всего 68 часов.

№ п/п

Тема урока

Количество урока

Сроки изучения

План

Факт

Законы взаимодействия и движения тел (26 ч)

1

Материальная точка. Система отсчёта. Перемещение.

2

Определение координаты движущегося тела.

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

6

Решение задач

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

8

Решение задач

9

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

10

Лабораторная работа № 1. «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

11

Контрольная работа № 1. «Кинематика».

12

Относительность движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый закон Ньютона.

13

Второй закон Ньютона.

14

Третий закон Ньютона.        

15

Свободное падение тел.

16

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

17

Закон всемирного тяготения.

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

19

Открытие планет Нептун и Плутон.

20

Прямолинейное и криволинейное движение.

21

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

22

Искусственные спутники Земли.

23

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

24

Реактивное движение. Ракеты.

25

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса».

26

Контрольная работа № 2. «Динамика».

27

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы Маятник.

28

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

29

Лабораторная работа № 2. «Измерение ускорения свободного падения при помощи маятника».

30

Лабораторная работа № 3. «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины».

31

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

32

Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны.

33

Длина волны. Скорость распространения волн.

34

Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука.

35

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука.

36

Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

37

Интерференция звука.

38

Контрольная работа № 3. «Механические колебания и волны. Звук».

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

40

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля.

41

Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.

42

Лабораторная работа № 4. «Изучение явления электромагнитной индукции».

43

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

44

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

45

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

46

Принципы радиосвязи и телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света.

47

Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел.

48

Спектрограф и спектроскоп. Типы оптических спектров.

49

Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

50

Контрольная работа № 4. «Электромагнитное поле».

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер (14 ч)

51

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

52

Радиоактивные превращения радиоактивных атомов.

53

Экспериментальные методы исследования частиц.

54

Лабораторная работа № 5. «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».

55

Открытие протона. Открытие нейтрона.

56

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

57

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Альфа и бета распад.

58

Деление ядер урана. Цепная реакция.

59

Лабораторная работа № 6. «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

60

Ядерный реактор.

Атомная энергетика.

61

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

62

Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Античастицы.

63

Обобщающий урок по теме «Строение атома и атомных ядер»

64

Контрольная работа  №5. «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

Обобщающее повторение (4 ч.)

65

Законы взаимодействия и движения тел.

66

Механические колебания и волны. Звук. Электромагнитное поле.

67

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

68

Резерв. Итоговый урок.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе авторской программы  Е.М.Гутника, А.В. Перышкина из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010. Программа рассчитана на 70 часов для 7 класса ( 2 часа неделю).

        Изучение физики направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении вещества, механических и молекулярных явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

        Основные задачи данной рабочей программы:

  • сформировать умения проводить наблюдения природных явлений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
  • научить использовать полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно базисному учебному плану рабочая программа рассчитана на 70 часов  в год.

Содержание программы по физике в 7 классе.

(68 часов).

Введение. (3ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Лабораторные работы и опыты.

  1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.  

Лабораторная работа.

  1. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (22 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Упругая деформация. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой.

Динамометр. Графическое изображение силы.  Сложения сил, действующих по одной прямой.

Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.

Лабораторные работы.

  1. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
  2. Измерение массы тела на рычажных весах.
  3. Измерение объема твердого тела.
  4. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины.
  5. Измерение жесткости пружины.
  6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
  7. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (22 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Лабораторные работы.

  1. Измерение давления твердого тела на опору.
  2. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  3. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

 «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.

Лабораторные работы.

  1. Выяснение условия равновесия рычага.
  2. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (2 ч)

Учебно-тематическое планирование физики в 7 классе

Наименования разделов и тем

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Всего часов

Лабораторных работ

Контрольных работ.

Введение

3

3

1

1

Первоначальные сведения о строении вещества

6

6

1

-

Взаимодействие тел

22

22

4

2

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

22

22

2

3

Работа и мощность. Энергия

13

13

2

1

Повторение курса физики 7 класса. Резерв.

2

2

-

-

ИТОГО:

68

68

10

7

Требования к уровню подготовки учащихся

7 класс.

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.

Содержание программы по физике в 8 классе.

(70 часов)

Тепловые явления (26 часов)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Демонстрации.

Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Лабораторные работы и опыты.

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации.

Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.

Электрические явления (26 часов)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.

Демонстрации.

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.

Лабораторные работы.

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.

Электромагнитные явления (7 часов)

Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.

Демонстрации.

Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

Лабораторные работы.

Сборка электромагнита и испытание его действия.

Световые явления (8 часов)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система.

Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.

Лабораторные работы.

Измерение фокусного расстояния собирающей линзы. Получение изображений.

Повторение 3 часа.

Учебно-тематическое планирование по физике в 8 классе.

Наименования разделов и тем

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Всего часов

Лабораторных работ

Контрольных работ.

Тепловые явления

26

26

2

1

Электрические явления

26

26

5

1

Электромагнитные явления

7

7

2

1

Световые явления

8

8

1

1

Резервное время

3

3

-

-

ИТОГО:

70

70

10

5

Требования к уровню подготовки учащихся

8 класс.

В результате изучения курса физики 8 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле;
  • смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, водопровода, сантехники и газовых приборов.

Содержание программы по физике в 9 классе.

(68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы и опыты.

Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук.  (12 часов)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах.  Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (12 часов)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.

Лабораторные работы.

Изучение явления электромагнитной индукции

Строение атома и атомного ядра (14 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторные работы.

Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.

Итоговое повторение (4часа)

Учебно-тематическое планирование по физике в 9 классе

Наименования разделов и тем

Количество часов в примерной программе

Количество часов в рабочей программе

Всего часов

Лабораторных работ

Контрольных работ.

Законы взаимодействия и движения тел

26

26

2

2

Механические колебания и волны

12

12

1

1

Электромагнитное поле

12

12

1

1

Строение атома и атомного ядра

14

14

1

1

Резерв

4

4

-

-

ИТОГО:

68

68

10

5

Требования к уровню подготовки учащихся

9 класс.

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов, оценки безопасности радиационного фона.

Учебно-методический комплекс  по предмету физика

1. .Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб.для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2008

2. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб.для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2008

3. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб.для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2010

4. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 7 класс. Москва «Вако» 2007 г.

5. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 8 класс. Москва «Вако» 2007 г.

6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс. Москва «Вако» 2007 г.

7. С.Я. Шамаша. Методика преподавания физики в средней школе. Москва «Просвещение» 1987.

8. А.В. Перышкин, Н.А. Родина и др. Москва «Просвещение» 1985 г.    Преподавание физики в 6-7 классах средней школы

9. Коровин, В.А. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 кл. / сост., В.А.  Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.-104 с.

10. Физика – 7. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Дрофа, 2010

11. Физика – 8. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Дрофа, 2010

12. Физика – 9. Самостоятельные и контрольные работы. – М.: Дрофа, 2010

Система оценивания

Оценка устных ответов учащихся

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

I. Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки

1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
2. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
3. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты

  • Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  • Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  • Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. Орфографические и    пунктуационные ошибки.



Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс  по предмету физика

1. .Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб.для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2008

2. Перышкин А. В. Физика. 8 кл.: Учеб.для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2008

3. Перышкин А. В. Физика. 9 кл.: Учеб.для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2010

4. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 7 класс. Москва «Вако» 2007 г.

5. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 8 класс. Москва «Вако» 2007 г.

6. В.А. Волков Поурочные разработки по физике 9 класс. Москва «Вако» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике для 7-9 классов

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений по физике 7 – 9 кл....

Рабочие программы по физике 7, 8, 9 классы (Пёрышкин, Гутник, 68 ч)

Учебных недель - 34Количество часов в неделю - 2...

Рабочая программа по физике для 7-9 классов.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов на 2011-2012 учебный год...

Рабочая программа по физике для 7-9 класс

Планирование по физике кучебнику А.В.Перышкин...

Рабочая программа курса "Физика. Химия." 5-6 класс

Программа рассчитана на раннее изучение физики и химии.  При составлении программы раннего пропедевтического изучения физики и химии использовалась программа «Физика. Хим...

Рабочая программа по физике для 7-9 класса

Рабочая программа по физике для 7-9 класса содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование для работы по учебникам С.В.Громова, Н.А.Родиной .(Базовый уровень)...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...