Диагностика исследовательской деятельности
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9 класс)

Колеганова Светлана Николаевна

Диагностика на основе различных анкет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика деятельности учащихся и учителя

1) АНКЕТА «ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

  1. Что вам нравится при изучении физики?
  1. Решение задач
  2. Демонстрация опытов
  3. Чтение учебника дома
  4. Рассказ учителем нового материала
  5. Самостоятельное выполнение опытов
  6. Ответ у доски

  1. Какое домашнее задание вы предпочитаете выполнять?
  1. Чтение учебника
  2. Решение задач из учебника
  3. Наблюдение физических явлений
  4. Составление задач
  5. Изготовление простых устройств, моделей
  6. Решение трудных задач

  1. На каком уроке вам интересно?
  1. На контрольной работе
  2. На лабораторной работе
  3. На уроке решения задач
  4. На уроке изучения нового материала
  5. Не знаю

  1. Как вы относитесь к исследованию?
  1. Мне очень нравится видеть все своими глазами и делать выводы
  2. Трудно, но интересно
  3. Равнодушен
  4. По обстоятельствам

  1. Любите ли Вы выполнять исследовательские работы?
  1. Да люблю, это интересно, хотя не всегда легко, не всегда получаешь задуманные результаты.
  2. Люблю выступать с докладами на практических конференциях.
  3. Мне нравится то, что работаем совместно: я, учитель и мои родители.
  4. Не всегда
  5. Не нравится

2) Анкета «Как вы относитесь к учебе по физике»

 2 – всегда хорошо       1 – иногда         0 – никогда

  1. На уроке бывает интересно
  2. Нравится учитель
  3. Нравится получать хорошие отметки
  4. Родители заставляют учиться
  5. Учусь, т.к. это мой долг
  6. Предмет полезен для жизни
  7. Узнаю много нового
  8. Заставляет думать
  9. Получаю удовольствие, работая на уроке
  10. Легко дается
  11. С нетерпением жду урока
  12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель
  13. Не люблю физику

3) АНКЕТА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ «ФИЗИКА»

Предмет физика:

  • Интересный
  • Нужный
  • Скучный
  • Трудный в понимании и изложении
  • Не нужен

Содержание:

  • Трудное для восприятия
  • Легкое для восприятия
  • Неинтересное
  • Интересное
  • Много нужных фактов (сведения, связанные с жизнью)

Средства обучения:

  • Однообразные
  • Только работа с учебником
  • Разнообразные (использование ТСО, приборов, рисунков и т.д.)

Связь с другими предметами:

  • Вскользь упоминаются
  • Выясняется необходимость изучения
  • Приводятся конкретные примеры
  • Не упоминаются

Интерес к предмету:

  • Отсутствует
  • Иногда возникает
  • Постоянный
  • Творческий

4) КАРТА ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К УЧЕБЕ

Свойства ума:

  • Стремление вникать в суть проблемы
  • Самостоятельность
  • Сообразительность
  • Изобретательность

Отношение к учебе:

  • Ответственное
  • Избирательное
  • Равнодушное
  • Отрицательное

Умение мыслить:

  • Нахожу причины явлений
  • Делаю самостоятельные выводы из фактов
  • Хорошо усваиваю теорию
  • Стремлюсь применять знания на практике

Познавательные трудности:

  • Не всегда понимаю материал по предмету
  • Трудно применять теорию на практике
  • Нет усидчивости, терпения
  • Нет упорства при неудачах
  • Не в состоянии оценить свои знания
  • Повторяю одни и те же или схожие ошибки

Умение учиться:

  • Знаю особенности своей памяти
  • Разумно использую учебное и свободное время
  • Умею самостоятельно работать с книгой

5) ОПРОСНИК  для составления «Карты интересов» учащихся

1. Если по телевизору интересная передача. А вам необходимо сесть за уроки, можете ли вы взяться за дело?

2. Часто ли на уроках вы чувствуете себя неуверенно, неуютно?

3. Читаете ли вы какие-либо научно-популярные журналы регулярно?

4. Считаете ли вы, что при изучении нового – самое важное и интересное состоит в том, чтобы разобраться в причинах явлений, событий, в выяснении причин: почему так происходит?

5. Вы любите математику?

6. Интересует ли вас история нашего народа?  

7. Нравится ли вам наблюдать за животными?

8. Интересно ли вам рассматривать вещества, сравнивать их по внешнему виду, запоминать их названия и наблюдать за их разнообразными изменениями?

9. Вы умеете сосредоточиться на учебной работе?

10. Теряетесь ли вы, когда на уроке вас вызывают отвечать к доске?

11. Пользуетесь ли вы справочниками, энциклопедиями, какой-либо дополнительной литературой при подготовке к урокам?

12. Нравится ли вам решать задачи по физике?

13. Интересно ли вам разбираться в трудных вопросах учебной программы?

14. Вам нравятся исторические романы или другие книги по истории?

15. Интересует ли вас жизнь растений?

16. Интересно ли вам узнавать о причинах различных химических явлений?

17. Принималась за выполнение домашних заданий. Вы каким-либо образом планируете свою работу?

18. Случается ли с вами такие ситуации: дома выучили материал, но когда вас вызывают на уроке, вы внезапно забываете?

19. Делаете ли вы иногда выписки из журналов и дополнительной литературы по интересующим вас вопросам?

20. Нравится ли вас выполнять лабораторные опыты по физике?

21. Вас увлекает решение задач по математике?

22. Вы занимаетесь в свободное время и по собственному желанию интересующими вас учебными предметами?

23. А вы хотели бы стать биологом?

24. Вам нравится изучение химии?

25. Занимаетесь ли вы дополнительно более или менее регулярно предметом, который вызывает у вас интерес?

26. Некоторые ученики, два0три раза не решившие задачу какого-либо типа, в следующий раз даже не пытаются решать подобную: они заранее уверены в том. Что ничего не получится. А вы?

27.  Вам необходимо составить конспект параграфа из учебника. Будете ли вы читать текст, чтобы предварительно в начале работы, определить главные мысли в его содержании, прежде чем начать конспектирование?

28. Пытались ли вы самостоятельно делать модели, выполнять какие-либо физические опыты, собирать физические приборы?

29. Станете ли вы терять время на поиск «красивого», рационального решения математической задачи?

30. Смотрите ли вы по телевидению научно-популярные программы, посвященные истории, литературе, искусству?

31. Часто ли случается, что вы увлекаетесь выполнением учебной работы и вам не хочется ее прекращать (пусть эта ситуация касается ваших любимых предметов).

32. Согласны ли вы с тем, что знания необходимы каждому образованному человеку?

33. Вы хотели бы учится лучше? (для себя, а не для родителей).

34. Если бы вы захотели учиться лучше, вы бы легко смогли добиться?

35. Вам нравится  выполнять различные задания  в процессе групповой работы, вместе с одноклассниками?

36. Вас интересуют проблемы современной физики?

37. Согласны ли вы с тем, что сегодня математические знания необходимы для овладения большинством профессий?

38. Вы читаете произведения классической художественной литературы?

39. Читаете ли вы книги или журналы, посвященные вопросам биологии?

40. Можете ли вы сказать, что среди школьных предметов есть такие, к которым вы испытываете серьезный интерес?

41. Если бы вы подготовились, вы смогли бы победить на одной из школьных олимпиад?

42. Чувствуете ли вы, что окружающие часто недооценивают ваши способности?

43. Считаете ли вы, что выполнять какие – либо учебные задания вместе с товарищами – более продуктивны?

44. Вам нравится разбираться в устройстве различных приборов, разбирать или чинить их?

 45. Предпочитаете ли вы сочинению на свободную тему задание, в котором требуется, используя тест учебника, ответить на ряд вопросов?

46. Вы любите чертить схемы, таблицы, графики?

47. Склонны ли вы считать, что на контрольных работах вам часто не везет?

48. Из двух заданий на выбор первое вам нравится по содержанию, но вы не уверены, что вы справитесь с ним, а второе – менее интересное, но вы знаете, как его выполнить. Вы предпочтете первое задание?

49. Считаете ли вы для себя полезным выполнять задания повышенной сложности (по интересующим вас предметам)?

50. Как вы думаете, большинство учителей высоко оценивают ваши способности как ученика?

51. Согласны ли вы с тем, что творческую работу лучше делать вдвоем или втроем?

52. Читаете ли вы статьи, книги о технике?

53. вам нравятся необычные творческие учебные задания?

54. Вам интересно оформлять творческие учебные работы (чертить схемы, графики, таблицы)?

55. Другие люди часто бывают причиной ваших неудач?

56. Задаете ли вы учителю уточняющие вопросы, если не поняли объяснения?

57. Хотели бы вы углубленно изучать некоторые предметы?

58. Как вы думаете, друзья считают вас очень способным человеком?

59. Хотели бы вы развить ваши способности с помощью различных психологических тренингов и упражнений?

60. Вы любите делать что-либо своими руками: мастерить, паять, шить, вязать, выжигать и т.п.

61. Захотите ли вы помучаться над сложной задачей, вместо того, чтобы решить несколько простых задач?

62. Вы умеете писать чертежным шрифтом, чертить?

63. Часто ли вы объясняете свои неприятности невезением?

64. Захотите ли вы заменить большое домашнее задание по конспектированию учебника на задание, выполнение которого потребует самостоятельно найти необходимую дополнительную литературу и разобраться в новой для вас информации по определенному вопросу?

6) Анкета для учащихся

1. По каким учебным предметам в текущей учебной четверти у тебя возникли трудности?

3. С чем связаны причины твоих трудностей?

  1. Твое отношение к изучению предмета
  2. Трудности в понимании содержания тем и параграфов.
  3. Взаимоотношения с учителем
  4. Другие причины (какие)

4. Какая помощь тебе нужна?

  1. От учителя-предметника
  2. От классного руководителя
  3. От родителей или других людей

7) Анкета для родителей

1. Изучение какого предмета является для ребенка самым трудным?

2. С чем связаны учебные трудности ребенка по данному предмету?

3. Какие виды домашних заданий наиболее трудны для выполнения?

4. Обращался ли ваш ребенок за помощью к учителю?

5. Насколько эффективной была помощь учителя?

6. Контролируете ли вы учебную деятельность своего ребенка?

7. Как осуществляете контроль его учебной деятельности?

8) Анкетирование учителей

1. Назовите учеников, имеющих высокий балл по вашему предмету и высокий уровень мотивации вашего предмета.

2. Назовите учеников, имеющих средний балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.

3. Назовите учеников, имеющих низкий балл и высокий уровень мотивации изучения вашего предмета.

4. Назовите учащихся, имеющих низкий балл и низкий уровень мотивации изучения вашего предмета.

5. Предложите пути решения данной проблемы для учащихся с низким уровнем обучаемости по предмету и высокой мотивацией и для учащихся с низким уровнем обучаемости и низкой учебной мотивации.

9) Анкетирование учителей – предметников

1. Отношение ученика к учебной деятельности.

2. Отношение ученика к выполнению домашней работы.

3. Личный вклад ученика в процесс учебной деятельности по предмету:

  • Инициатива
  • Добросовестность
  • Ответственность
  • Работоспособность
  • Желание поработать дополнительно

10) Затруднения учащихся при выполнении исследовательской работы

Исследуемая позиция

Затруднения испытывают, %

1.

Поиск необходимой информации в сети Интернет

2.

Поиск темы работы

3.

Оформление компьютерной презентации

4.

Работа в библиотеке

5.

Защита работы

6.

Проведение физического исследования

7.

Написание реферативной части работы

11) Оценка самостоятельной работы должна стать для учащихся стимулом активности.

Сегодня на уроке я

Приводил факты

Выдвигал предположения

Обосновал предположения

Проводил теоретическое доказательство

Проводил экспериментальное доказательство

Деятельностная карта 1

Вид деятельности

Выполнение

1. Выдвижение гипотезы

2. Теоретическое обоснование

3. Экспериментальное доказательство

 

Деятельностная карта 2

Вид деятельности

Порядок выполнения

1. Выдвижение гипотезы

2. Теоретическое обоснование

3. Экспериментальное доказательство

 

                                                     Аналитическая карта

Вид деятельности

Выполнено

самостоятельно

иногда с помощью

всегда с помощью

1. Выдвижение гипотезы

2. Теоретическое обоснование

3. Экспериментальное доказательство

12) Лист планирования содержания и этапов учебной исследовательской работы

  1. Продумывание учителем темы исследования

      ___________________________________________________________________________

  1. Выбор возрастной категории учащихся

      ___________________________________________________________________________

  1. Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

      ___________________________________________________________________________

  1. Формулирование дидактических целей исследования

      ___________________________________________________________________________

  1. Формулирование методических задач

      ___________________________________________________________________________

  1. Выдвижение гипотез решения проблемы

___________________________________________________________________________

  1. Определение творческого названия исследовательской работы

      ___________________________________________________________________________

  1. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления

      результатов

      ___________________________________________________________________________

  1. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

___________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа в группах, обсуждение задания каждого в группе

      ___________________________________________________________________________

  1. Самостоятельная работа групп

      ___________________________________________________________________________

  1. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

___________________________________________________________________________

  1. Защита полученных результатов и выводов

      ___________________________________________________________________________

  1. Оценивание результатов исследовательской работы школьниками и учителями

      ___________________________________________________________________________

13) Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся

ФИО _______________________________________________________________________

Тема: _______________________________________________________________________

Основополагающий вопрос: ____________________________________________________

Вопросы учебной темы (проблемные): ___________________________________________

Этапы работы и виды исследовательской деятельности:

№ этапа

Название этапа

Виды деятельности учащихся

14) Мини – сочинение «Мои впечатления об исследовательской деятельности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...

Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21

Контрольно – оценочные средства дисциплина ОУД. 09 Основы исследовательской деятельности студентов специальность Лабораторная диагностика (дифференцированный зачет) 2020-21...