Урок физики по теме "Механические волны"
презентация к уроку по физике (8 класс)

Байлакай Айлана Васильевна

Урок на тему "Механические волны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ Г.ШАГОНАР»

Разработка открытого урока

по физике

в 8 классе на тему:

«Механические волны»

Составила учитель физики:

Байлакай Айлана Васильевна

        

                                                     

Открытый урок по физике в 8 классе по теме «Сейсмические волны».

Цели урока:

Образовательные: работать над понятием сейсмические волны, ее источниками, познакомить учащихся со шкалой интенсивности землетрясений, сейсмическими исследованиями; вспомнить из курса географии понятия: землетрясение, виды движения земной коры; познакомить учащихся с правилами безопасного поведения во время землетрясения.

Развивающие: развитие способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение), развитие речи (владение физическими понятиями, терминами), развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения, воспитание устойчивого интереса к предмету, положительного отношения к знаниям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Программное обеспечение: Power Point.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, акустическая система.

Межпредметные связи: география, биология.

Используемые материалы: Презентация «Сейсмические волны, учебник по физике 8 класса, карточки.

Ход и содержание урока

1.Организационный этап – 2 мин.

           – мотивация;

          - объявление темы;

          - целеполагание.

2. Повторение. Проверка домашнего задания – 7 мин:

      - определения понятий по теме «Механические волны»;

      - работа по карточкам;

3. Изучение нового материала – 25 мин.:

   - определение сейсмических волн;

   - эпицентр землетрясения. Определение эпицентра.

   - шкала Рихтера.

   - правила поведения во время землетрясения. Сообщение учащегося.

4. Физкультминутка для глаз – 1 мин.

5. Закрепление изученного материала – 5 мин.

6. Подведение итогов – 2 мин.:

   - оценка работы учащихся учителем.

7. Домашнее задание – 1 мин.:

   - запись домашнего задания.

 8. Рефлексия – 2 мин:

     - обобщение.

     

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.  Все готовы к уроку. Отметим отсутствующих в журнал.

- А теперь обратимся к эпиграфу, представленному на экране:

 «Человек страшится только того, что не знает, знанием побеждается всякий страх». (Виссарион Григорьевич Белинский). (Слайд 1)

- Каждому человеку присуще чувство страха, особенно в чрезвычайных ситуациях. Я, надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, помогут вам преодолеть этот страх.

- Тема сегодняшнего урока:  «Сейсмические волны». (Слайд 2)

Откройте тетради и запишите тему урока.

- Ребята, как вы думаете, что мы будем  изучать  на уроке, что узнаем нового?

Учащиеся самостоятельно называют цели урока.

II. Актуализация знаний (Слайд 3,4)

В качестве подготовки к восприятию нового материала и проверки домашнего задания учащимся предлагается ряд определений по теме «Механические волны».  

Определите пропущенные слова.

  1. … - возмущения, распространяющиеся в различных средах благодаря действию  в них сил упругости. (упругие волны)
  2. Начальное возмущение среды, приводящее к появлению в ней волны, вызывается действием в ней  какого-либо инородного тела называемого …. (источником волны)
  3. Волна, в которой частицы среды колеблются вдоль направления ее распространения, называется … . (продольной)
  4. Волна, в которой частицы среды колеблются поперек направления ее распространения, называется … .(поперечной)
  5. Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний в ней называется … . (длиной волны)
  6. Какие из следующих характеристик волны изменяются при переходе волны из одной среды в другую: а) частота; б) период; в) скорость; г) длина волны? (скорость и длина волны)

Нескольким учащимся предлагается работа с карточками.(Приложение 1)

Рис.2

III.  Изучение нового материала.

       Сегодня мы познакомимся с природой сейсмических волн, их характеристиками. Вспомним из курса географии, какова природа землетрясения; выработаем правила безопасного поведения во время этой катастрофы. А прежде посмотрите,  каковы последствия этой природной катастрофы (фото, видео последствий землетрясения из Интернета). (Слайды 5,6)

  1. Сейсмические волны – это волны, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений или каких-либо мощных взрывов. Ясно, что в твердой части Земли могут образовываться как продольные, так и поперечные волны. Скорость продольных волн достигает примерно 10 км/с, а поперечных волн – 5 км/с.    (Слайд 7)
  2.             Именно разность скоростей двух видов сейсмических волн позволяет определять эпицентры землетрясений. Это регистрируют при помощи чувствительных приборов – сейсмографов. Основной частью сейсмографа является маятник, который начинает движение по приходу волны. Если соединить маятник самопишущим устройством, то получают график на ленте. (Слайд 8,9)

            Распространяясь от очага землетрясения, первыми на регистрирующую станцию приходят продольные волны, спустя некоторое время – поперечные. Зная скорость распространения волн в земной коре и время запаздывания поперечной волны, можно определить расстояние R до эпицентра землетрясения. Чтобы узнать, где именно он находится, используют данные, полученные на несколько сейсмических станциях.

Для описания землетрясения введем основные термины и запишем их в тетради.

1) Эпицентр – место на поверхности земли под очагом.
2) Гипоцентр – фокус, источник энергии в недрах Земли, глубина от 5 до 700 км.
3) Форшоки – предварительные толчки,
   Афтершоки – последующие слабые толчки.
4) Интенсивность – величина сотрясений грунта, измеряется в баллах.
(Слайд 10)

            Очаг землетрясения — область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней мантии, являющегося причиной землетрясения. Чтобы найти координаты эпицентра землетрясения, необходимо использовать данные хотя бы двух станций: ведь данные одной сейсмостанции позволяют определить лишь расстояние до эпицентра землетрясения, но не его положение. (Слайд 11)

Зная скорость распространения волн в земной коре и время запаздывания поперечной волны, можно определить  расстояние R до эпицентра землетрясения. Чтобы узнать, где он находится, используют данные, полученные на нескольких сейсмических станциях. Допустим, что расстояние от эпицентра землетрясения до станции S1 равно R1, до станции S2 – R2, а до станции S3 – R3. Тогда, начертив на карте вокруг станций окружности соответствующих радиусов и найдя точку их пересечения, мы узнаем, где именно находится источник сейсмических волн (точка А на рис.46 на стр.61)

  1.          Главной характеристикой сейсмических волн является амплитуда. Величина амплитуды во всем мире измеряется в баллах. Эта шкала была создана в 1935г. сейсмологом Чарльзом Рихтером (19001985) и определялась по ощущениям людей.

Рассмотрим таблицу 4 на стр.60 в учебнике, дайте анализ землетрясений по их силе и привести примеры наиболее разрушительных землетрясений.

Шкала Рихтера — классификация землетрясений по магнитудам, основанная на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясениях. (Слайд 12,13)

Но, оказывается, ребята, существуют и другие способы предсказания землетрясений. Оказавшись в зоне землетрясений, вы можете предвидеть его начало, если будете внимательно наблюдать за поведением различных живых существ. Если в обычное время они ведут себя спокойно, то перед началом землетрясения они будут вести себя очень необычно. Рыбы всплывают и беспокоятся, наблюдаются массовые перелеты птиц, собаки и кошки бегут из домов, змеи и муравьи покидают свои жилища. Даже цветы возле эпицентра реагируют на начало землетрясения. В Казахстане создан специальный полигон для изучения поведения животных перед землетрясением.

Наиболее активные животные-предсказатели природных катастроф. (Слайд 14)

  1. Правила поведения во время землетрясения.

Как вести себя во время землетрясения? (Слайд 15)

Если землетрясение началось:

1 - при колебании пола не поддавайтесь панике;
2 - срочно возьмите с собой документы;
3 - выходите из здания по лестнице, не пользуясь лифтом;
4 - выходите из населенного пункта по центру улицы, так как здания могут обрушиться.

Если землетрясение началось неожиданно, когда вы находитесь в помещении: (Слайд 16)
1 - встаньте в дверной проем у внутренней стены;
2 - при обрушении потолка, спрячьтесь под столом;
3 - в темноте пользуйтесь фонариком. а не спичками и свечами;
4 - по лестнице подъезда спускайтесь, спиной прижимаясь к стене;
5 - на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущей в панике толпы.

Если вы вынужденно остались в помещении: (слайд 17)

Станьте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры, потому что главная опасность исходит от падения боковых стен дома, потолков, люстр.

Если возможно, до обрушения потолка спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков.

Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели, не пользуйтесь спичками и др. - при утечке газа возможен пожар.

IV. Физкультминутка.

– Ребята, посмотрите, как много мы уже узнали о сейсмических волнах. Устали?

Все встали.

– разогреем  ладони;

– потрем мочки ушей, в которых находятся биологически активные точки, влияющие на иммунитет;

– для расслабления мышц спины, кулачками потрите вдоль позвоночника, для улучшения кровообращения в этих мышцах.

– пройдемся: 3 шага вперед и три назад.

– Спасибо, присаживайтесь.

Сообщение  учащегося на тему «Сейсмические исследования Земли».

V.  Закрепление изученного материала. (Слайд 18)

Предлагается практическое задание по определению эпицентра землетрясения, которое реально произошло в Новой Зеландии 13 февраля 1973г.

Станция 1 в Веллингтоне дала расстояние R1=225 км, станция 2 в Нейпире R2=120 км, станция 3 в Таранаке R3=215 км. (Приложение 2)

Рис.5 

 (Эпицентр находится в точке пересечения трех окружностей с центрами в соответствующих станциях, ученикам раздаются карты с заданием, и они проделывают соответствующее построение)

Вопросы к закреплению:

  1. Какие волны называют сейсмическими?
  2. Скорость каких волн в твердых телах больше – продольных или поперечных?
  3. Каким образом можно определить местонахождение эпицентра землетрясения?
  4. Какие методы изучения Земли позволяют установить ее внутренне строение?

VI. Подведение итогов:

Дать оценку деятельности учащихся. Выставление оценок в журнал.

      VII. Домашнее задание. (Слайд 19)

Запись на доске и в дневниках. §23 устно ответить на вопросы в конце параграфа, задачи №№109,110 стр.139.

      VIII. Рефлексия. (Слайд 20)

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

• Я сегодня на уроке открыл для себя…

• Мне понравилось на уроке то, что…

• На уроке меня порадовало…

• Я удовлетворён своей работой, потому что…

    Приложение 1.

Рис.2

  Приложение 2. Практическая работа.

Рис.5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Человек страшится только того, что не знает, знанием побеждается всякий страх» Виссарион Григорьевич Белинский

Слайд 2

Тема: Механические волны 12.02.2019 8 класс

Слайд 3

Определите пропущенные слова. - возмущения, распространяющиеся в различных средах благодаря действию в них сил упругости. Начальное возмущение среды , приводящее к появлению в ней волны, вызывается действием в ней какого-либо инородного тела называемого Волна, в которой частицы среды колеблются вдоль направления ее распространения, называется Волна, в которой частицы среды колеблются поперек направления ее распространения, называется Расстояние, на которое распространяется волна за время, равное периоду колебаний в ней называется Какие из следующих характеристик волны изменяются при переходе волны из одной среды в другую: а) частота; б) период; в) скорость; г) длина волны? Упругие волны источником волны продольной поперечной длиной волны Скорость и длина волны

Слайд 4

Продольные волны Поперечные волны Наложение продольной и поперечной волн равной амплитуды Волны на поверхности жидкости – поверхностные волны

Слайд 5

Последствия катастрофического землетрясения в Сан-Франциско, США в 1906 году.

Слайд 7

Сейсмические волны – это волны, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений или каких-либо мощных взрывов. Скорость продольных волн достигает примерно 10 км/с, а поперечных волн – 5 км/с.

Слайд 8

Сейсмограф

Слайд 9

Наиболее популярной шкалой для оценки энергии землетрясений является локальная шкала магнитуд Рихтера.

Слайд 10

Основные термины для описания землетрясения. 1) Эпицентр – место на поверхности земли под очагом. 2) Гипоцентр – фокус, источник энергии в недрах Земли, глубина от 5 до 700 км. 3) Форшоки – предварительные толчки, Афтершоки – последующие слабые толчки. 4) Интенсивность – величина сотрясений грунта, измеряется в баллах.

Слайд 11

Очаг землетрясения — область возникновения подземного удара в толще земной коры или верхней мантии, являющегося причиной землетрясения. Чтобы найти координаты эпицентра землетрясения, необходимо использовать данные хотя бы двух станций.

Слайд 12

Главной характеристикой сейсмических волн является амплитуда . Величина амплитуды во всем мире измеряется в баллах. Эта шкала была создана в 1935 г. сейсмологом Чарльзом Рихтером (1900 ‑ 1985) и определялась по ощущениям людей.

Слайд 13

Шкала Рихтера — классификация землетрясений по магнитудам, основанная на оценке энергии сейсмических волн, возникающих при землетрясениях. Рихтер Чарльз Фрэнсис 26.04.1900 — 20.04.1985

Слайд 14

Наиболее активные животные-предсказатели природных катастроф

Слайд 15

Как вести себя во время землетрясения Если землетрясение началось: 1 - при колебании пола не поддавайтесь панике; 2 - срочно возьмите с собой документы; 3 - выходите из здания по лестнице, не пользуясь лифтом; 4 - выходите из населенного пункта по центру улицы, так как здания могут обрушиться

Слайд 16

Как вести себя во время землетрясения Если землетрясение началось неожиданно, когда вы находитесь в помещении: 1 - встаньте в дверной проем у внутренней стены; 2 - при обрушении потолка, спрячьтесь под столом; 3 - в темноте пользуйтесь фонариком. а не спичками и свечами; 4 - по лестнице подъезда спускайтесь, спиной прижимаясь к стене; 5 - на улице старайтесь выбираться через боковые улицы в стороне от бегущей в панике толпы.

Слайд 17

Если вы вынужденно остались в помещении Станьте в безопасном месте: у внутренней стены, в углу, во внутреннем стенном проеме или у несущей опоры, потому что главная опасность исходит от падения боковых стен дома, потолков, люстр. Если возможно, до обрушения потолка спрячьтесь под стол - он защитит вас от падающих предметов и обломков. Держитесь подальше от окон и тяжелой мебели, не пользуйтесь спичками и др. - при утечке газа возможен пожар.

Слайд 18

Практическое задание . Определить эпицентр землетрясения, которое реально произошло в Новой Зеландии 13 февраля 1973 г. Станция 1 в Веллингтоне дала расстояние R2=225 км, станция 2 в Нейпире R2=120 км, станция 3 в Таранаке R3=215 км.

Слайд 19

Домашнее задание. §23 , №№109,110 стр.139 .

Слайд 20

• Я сегодня на уроке открыл для себя… • Мне понравилось на уроке то, что… • На уроке меня порадовало… • Я удовлетворён своей работой, потому что… Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики в 11 классе по теме «Поперечность световых волн. Поляризация света»

Урок физики в 11 классе по теме «Поперечность световых волн. Поляризация света»Цель урока: Сформировать у школьников понятие «Поперечность световых волн. Поляризация света».Задачи: Сформировать у школ...

Механические волны - урок физики в 9 классе

Цель урока:дать учащимся понятие о волновом движении как процессе распространения колебаний в пространстве с течением времени; познакомить с различными видами волн; сформировать представление о длине ...

Методическая разработка урока физики в 8 классе на тему: «Звуковые волны в различных средах»

Методическая разработка урока физики ФИО: Распопова Татьяна НиколаевнаДолжность: учитель физикиНазвание образовательного учреждения: МКОУ Джогинская СОШКласс: 8Раздел программы: «Колебания ...

Презентация к уроку физики в 8 классе на тему «Звуковые волны в различных средах»

Презентация у уроку физики в 8 классе на тему «Звуковые волны в различных средах».  Включает в себя различные виды деятельности на уроке. Это повторение, самостоятельную работу, доклады, эксперим...

Урок физики "Длина волны. Скорость распространения волн."

Ввести понятия длина и скорость волны, научить обучающихся применять формулы для нахождения длины и скорости волны....

Презентация к уроку физики в 9 классе "Длина волны. Скорость распространения волн"

Презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала при объяснении новой темы...