Презентация для классного часа посвящённого дню Победы: «Ученые — фронту».
презентация к уроку по физике (7 класс)

Переверзев Владимир Васильевич

Презентацию целесообразно использовать на классных часах, посвящённых дню Победы.

Образовательные цели:

- Ознакомить учащихся с учёными времен Великой Отечественной войны, их вкладом в борьбу с фашизмом.

- Приобщать учащихся к изучению и прочтению дополнительной литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к уроку.

Название презентации: «Ученые — фронту».

Авторы: Учитель физики Переверзев Владимир Васильевич.

Предмет: физика.

Межпредметные связи: история.

Класс: 5-11

Форма проведения урока: беседа, демонстрация, целесообразно использовать на классных часах, посвящённых дню Победы.

Тип урока: Комбинированный.

Время проведения: 1 академический час.

Презентация предназначена для рассмотрения при изучении курса физики. Пакет содержит учебную информацию в доступном, популяризованном для освоения учащимися виде. Знакомит учащихся с фактами, которые должны быть изучены. Таким образом, учебно-методический пакет помогает раскрыть учителю содержание темы.

Образовательные цели:

- Ознакомить учащихся с учёными времен Великой Отечественной войны, их вкладом в борьбу с фашизмом.

 - Приобщать учащихся к изучению и прочтению дополнительной литературы.

Развивающие цели:

Расширить кругозор учащихся, познакомить их с учёными внёсшими свой неоценимый вклад в дело Великой Победы.

Развить творческие способности у учащихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий;

Развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.

Создание условий для развития умений обобщать, выделять причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные цели:

Создание условий для воспитания чувства патриотизма, коллективизма и взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Персональный компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, экран.

Основополагающий вопрос:

Вклад советских учёных в дело Великой Победы.

Вопросы темы учебной программы:

1. Помощь учёных авиации (борьба с явлением «флаттера»).

2. Помощь учёных авиации (борьба с явлением «шимми»).

3. Помощь учёных флоту в борьбе с минной угрорзой.

4. Помощь учёных партизанам (осуществление радиосвязи).

5. Реактивная установка «БМ-13» - «Катюша».

План проведения занятий.

Подготовительный этап:

Подготовка материалов для проведения демонстрации.

Этап обучения:

Вступительное слово учителя. Предлагаются план и виды учебной деятельности.

Лекция учителя с демонстрацией презентации «Ученые — фронту».

Осмысление нового материала: объяснение учителем логических и причинно-следственных связей в изучаемом материале, подведение учащихся к самостоятельным логическим заключениям.

Заключительный этап: Коллективное обсуждение.



Предварительный просмотр:

МОУ    ЕФРЕМОВСКАЯ    СОШ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

«Ученые — фронту»

уч. физики Переверзева В.В.

ОБОРУДОВАНИЕ

Компьютер, проектор, экран. Звучат мелодии предвоенных лет.  

(Слайд 1: «Учёные - фронту»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Последние мирные дни...

(Слайд 2: «Довоенная Москва»,

Слайд 3: «Довоенная Москва»,

Слайд 4: «Галина Уланова (довоенное фото)»,

Слайд 5: «Улица Горького, троллейбус там... вдалеке (довоенное фото)»)

(На экране — хроника последних мирных дней: танцует Уланова,  улица Горького в Москве, счастливые лица...)

ВЕДУЩИЙ 2.

22 июня 1941 года. Война!.. Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны...

(Слайд 6: «Война…»)

(Слова прерываются фонограммой: гул летящих самолетов, свист трассирующих пуль, взрывы бомб)

Вроде бы все знали о возможности войны, готовились к ней. И все-таки она нагрянула как неожиданная великая беда.

(Слайд 7: «Молодые жители Москвы идут добровольцами на фронт.»)

(Звучит первый куплет песни «Вставай, страна огромная...».)

 (На экране — молодые жители Москвы идут добровольцами на фронт.)

(Слайд 8: «Заявления добровольцев о направлении на фронт.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Слова песни звучали как призыв. На защиту Родины встала вся страна.

(Слайд 9: «Фашистские самолеты направляются бомбить Орел.»)

ВЕДУЩИЙ 2. 

Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации - более 8 тысяч самолетов.

(На экране — фашистские самолеты, бомбящие советские аэродромы, воздушный бой.)

(Слайд 10: «Воздушные бои.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Уже за первые три недели войны противник продвинулся вглубь нашей страны на 500 - 600км.

ВЕДУЩИЙ 2.

К августу 1941 г. в стране был разработан первый план работы Академии наук СССР в условиях войны. Он включал в себя более двухсот тем, связанных с обороной страны.

(Слайд 11: «Флаттер – разрушение самолёта из-за вибраций.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при увеличении скорости возникла новая проблема — разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления "флаттера".

(На экране кадры хроники — летящие советские самолеты.)

(Слайд 12: «Мстислав Всеволодович Келдыш.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег.

Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибраций.

(На экране появляется фотография М.В. Келдыша.)

Сценка "Самолеты»

(Появляются  трое мальчиков, держа в руках модели самолетов.)

Первый мальчик. 

А мой самолет, быстрее ваших летает. У него — супермощный двигатель.

Второй мальчик. 

Вот твой самолет на запчасти прямо в воздухе и разлетится!

Третий мальчик. 

А ты откуда знаешь?

Второй мальчик. 

Я читал, что во время Великой Отечественной войны требовались самолеты с большими скоростями для выполнения боевых заданий.

Третий мальчик. 

Я тоже слышал, что возникала вибрация, из-за которой самолеты разрушались.

Первый мальчик. 

И что, ничего нельзя было сделать?

Второй мальчик. 

Эта проблема была решена советским ученым Келдышем. На основании сложных математических расчетов он предложил приемы, которые исключали возникновение вибрации.

Первый мальчик. 

Здорово! Это, наверное, очень помогло нашим летчикам.

Третий мальчик. 

А еще я читал, что при увеличении взлетно-посадочных скоростей у самолетов ломалась передняя стойка шасси.

Второй мальчик. 

Это явление получило название "шимми",

Первый мальчик. 

И решил эту проблему тоже Келдыш?

Третий мальчик.

Да.

Первый мальчик. 

Конструирование самолетов — это моя мечта. Я очень хочу выучиться и заниматься именно этим.

Третий мальчик. 

Тогда полетели в библиотеку!

Второй мальчик. 

Будем штудировать книги по физике и математике.

(Мальчики убегают.)

(Слайд 13: «Взлёт самолёта.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

В тяжелые годы войны академик Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси. Как всегда он дает практические инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от этого опасного явления.

(На экране фотография — взлет самолета.)

(Слайд 14: «Северный флот.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Ведя бои в первые полтора года войны, наши войска отбивались от врага на суше, в воздухе и на море. Несмотря на тяжелые потери, Красная армия и партизанские отряды наносили фашистским захватчикам громаднейший урон.

(Исполняется  песня В. Высоцкого «Мы вращаем Землю». На экране  - изображение морского боя).

(Слайд 15: «Минный заградитель Прут.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Уже в первые дни войны противник создал серьезную минную угрозу у выхода из советских военно-морских баз.

(Слайд 16: «Анатолий Петрович Александров.»)

Разработать методы защиты кораблей от минного и торпедного оружия было поручено Ленинградскому физико-техническому институту. За выполнение взялись Анатолий Петрович Александров и Борис Александрович Гаев.

(На экране — фотография А.П. Александрова.)

Сценка «Корабли»

На сцене — стол, белая доска, на которой изображена схема корабля. На столе — карта Финского залива.

Действующие лица: Главком ВМФ, вице-адмирал Степанов, ученые Александров и Гаев.

Главком. 

Товарищ Степанов, доложите обстановку в Финском заливе.

Степанов. 

24 июня 1941 года в 2 часа 41 минуту в устье финского залива подорвался на мине эсминец "Гневный". В 4 часа 21 минуту в этом же районе подорвался крейсер «Максим Горький», финский залив кишит минами. Несем большие потери.

Главком. 

Товарищ Александров, в чем, по-вашему, причина взрывов кораблей?

Александров. 

Предполагаем, что эти мины - магнитные. Для взрыва магнитной мины не требуется ее непосредственного соприкосновения с корпусом корабля, Взрыватель срабатывает от воздействия на него магнитного поля судна.

Главком.

Значит, мина срабатывает в тот момент, когда корабль окажется над ней? И поражается самая незащищенная часть судна — днище?

Александров.

К сожалению, да.

Степанов. 

А существуют методы защиты кораблей?

Александров. 

Товарищ главнокомандующий, нашему Ленинградскому физико-техническому институту было поручено разработать методы защиты. О них доложит товарищ Гаев.

Гаев( подходит к схеме корабля). 

На днище корабля закрепляется специальная обмотка. Через нее пропускается постоянный электрический ток. При прохождении корабля над миной взрыватель не срабатывает, поскольку отсутствует магнитное поле судна.

Главком. 

Так просто... (задумчиво). А сколько спасенных жизней...

(Слайд 17: «С системой противоминной защиты не подорвался ни один корабль!»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Задача противоминной защиты была успешно решена. Известно, что ни один наш корабль, снабженный системой противоминной защиты, не подорвался на вражеских минах.

(На экране кадры, посвященные кораблям, снабженным системами противоминной защиты).

(Слайд 18: «Алексей Николаевич Крылов.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Выдающийся математик Алексей Николаевич Крылов создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков; какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля.

(На экране — фотография А. Н. Крылова.)

ВЕДУЩИЙ 2.

Использование этих таблиц спасло жизнь многим людям, помогло сберечь огромные материальные ценности.

(Слайд 19: «Работа ученых в лаборатории.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Специальные бригады ученых-математиков занимались только расчетами. Сложнейшие задачи решались лишь с помощью логарифмических линеек и арифмометра.

(На экране —Работа ученых в лаборатории.)

(Слайд 20: «Партизаны.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

В тылу врага, в лесах Белоруссии и на Украине, успешно действовали партизаны. Сначала их были сотни, затем — тысячи. Леса были их владениями, и немцы не смели войти туда, не подтянув значительные силы.

(Звучит песня "Бьется в тесной печурке огонь...".

На экране — Партизаны).

Сценка «Партизаны»

(Горит огонь, висит котелок. Звучит тихая музыка).

Дядя Миша. 

Трудный был день, ребята. Пустили под откос вражеский поезд с боеприпасами и техникой, взорвали мост. Наши потери небольшие - двоих ранило. А вы, ребятки, молодцы! Ценные сведения доставили командиру отряда от связного.

Егор. 

Дядя Миша, какая вкусная каша, положи мне еще, пожалуйста.

Дядя Миша. 

Нет больше каши, Егорка. Вот кончится война, тогда вдоволь наешься.

Иван

А почему мы котелок не снимаем с огня? Там что-то кипит.

Дядя Миша. 

А потому, Ванюша, что котелок этот непростой. Кипит в нем вода, а мы с вами должны следить, чтобы она не выкипала.

Иван. 

И что в нем необычного?

Дядя Миша

А необычное в нем то, что котелок этот имеет двойное дно. Если поставить его на костер, то котелок нагреется и будет работать как электрическая батарея для рации. Радист сможет передать сообщение в центр.

(Слайд 21: «Абрам Федорович Иоффе.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Так называемый "партизанский котелок" был создан учеными Ленинградского физико-технического института под руководством Абрама Федоровича Иоффе. Во время войны он предназначался для питания радиостанций в партизанских отрядах и разведывательных группах.

(На экране - фотография А.Ф. Иоффе).

(Слайд 22: «Радисты за работой.»)

ВЕДУЩИЙ 1

При изготовлении "партизанского котелка" использовалось соединение двух различных металлов. При нагревании места соединения они становились источником электрического тока. Ученые выполнили корпус в виде котелка, и получилась надежная и удобная батарейка.

(На экране — фотография радиста, передающего сообщение.

Как фон звучит фонограмма песни "В лесу прифронтовом")

ВЕДУЩИЙ 2.

Основные институты Академии наук СССР были эвакуированы на восток страны. В тяжелых условиях, порой без света и тепла, ученые продолжали свою работу.

(Слайд 23: «Петр Леонидович Капица.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

В Казани в условиях эвакуации Петр Леонидович Капица работает над новыми методами достижения низких температур и создает самую мощную в мире установку для получения жидкого кислорода в больших количествах. И уже к концу 1941 г. установка стала поступать в госпитали, где использовалась для лечения раненых бойцов.

На экране — фото П.Л. Капицы.

(Слайд 24: «Вавилов Сергей Иванович.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

В 1942 г, сотрудники лаборатории люминесценции, которой руководил Сергей Иванович Вавилов, разработали методы и средства светомаскировки военных объектов. Новые средства отправлялись на авиационные и пороховые заводы. Они использовались при маскировке пристаней на Волге во время Сталинградской битвы. Кроме того, были изготовлены специальные оптические устройства для ведения прицельного огня в ночное время.

(На экране — фото С. И. Вавилова.)

(Слайд 25: «Николай Гурьевич Четаев.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

В это же время необходимо было разрешить такую проблему, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Член-корреспондент Академии наук СССР Николай Гурьевич Четаев рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило успешно ее решить.

(На экране - фото Н.Г. Четаева.)

ВЕДУЩИЙ 2.

Работая в области теории вероятностей, наши ученые-математики определили размеры каравана судов и частоту их отправления, при которых потери были бы наименьшими.

(Слайд 26: «Андрей Николаевич Колмогоров.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Во время войны академик Андрей Николаевич Колмогоров дал определение радиуса рассеивания артиллерийских снарядов. Он указал методы нахождения самолетов и подводных лодок противника, позволяющие избежать встречи с врагом.

(На экране — фото А. Н. Колмогорова.)

(Слайд 27: «Строительство заграждений.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Другая группа ученых помогла рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолетам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания в них.

(Слайд 28: «Оборонный завод, 1942 г.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи.

(На экране - кадры строительства заграждений, погрузки угля и т.п.)

(На экране— кадры "Военный завод").

(Слайд 29: «БМ-13 Катюша.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

В годы войны впервые в истории, заявили о себе "Катюши" — наше чудо-оружие. Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычного действия.

ВЕДУЩИЙ 1

Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют — огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».

На экране документальные кадры – «Катюша» противостоит врагу.

(Слайд 30: «Победоносцев Юрий Александрович.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором.

На экране — фотография Ю. П. Победоносцева.

(Слайд 31: «Памятник БМ-13 "Катюше".»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли "Катюшей».

На экране - фотография «Катюши».

ВЕДУЩИЙ 2.

В 1943 г. советские войска начинают наступление под Сталинградом. Прорвана блокада Ленинграда. В жестоких боях нашим солдатам удается освободить Белгород, Орел, Смоленск и Киев.

(Слайд 32: «Вул Бенцион Моисеевич.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

А в это время в лаборатории физического института Академии наук СССР, которой руководил Бенцион Моисеевич Вул, был сконструирован стилоскоп— специальный прибор для борьбы с обледенением самолетов.

На экране - фото Б.М. Вула.

(Слайд 33: «В воздухе Пе-8.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Математический институт Академии наук СССР разработал штурманские таблицы. Уже в 1943 г. расчеты всех дальних полетов авиации, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения.

На экране — хроника военных лет "Летящие советские самолеты".

(Слайд 34: «Назаров Иван Николаевич.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

В Институте органической химии профессором Иваном Николаевичем Назаровым был разработан карбинольный клей, нашедший широкое применение для ремонта боевой техники на заводах и в полевых условиях.

На экране - фотография И.Н. Назарова.

(Слайд 35: «Соболев Сергей Львович.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

В это же время еще молодой академик Сергей Львович Соболев занимается задачей по расчету артиллерийской стрельбы и бомбометания. Вместе с коллегами он теоретически обосновывает изменение формы снаряда, что позволило увеличить дальность стрельбы примерно на 10%.

На экране — фото С.Л. Соболева.

(Слайд 36: «Группа автоматчиков в наступательном бою.»)

ВЕДУЩИЙ 1.

Теперь Красная армия только наступала — то на одном, то на другом участке фронта. Весной и летом 1944 г. Красная армия отвоевала почти всю оккупированную территорию СССР. Наша граница была восстановлена почти на всем своем протяжении. Бои теперь шли на земле других стран Европы.

На экране - документальные кадры "Наступательные бои".

(Слайд 37: «Выступление Клавдии Шульженко 1941г.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

В условиях войны ученые Курчатов, Флеров, Иоффе, Вернадский, Хлопин, Капица и другие работают над созданием принципиально нового уранового оружия невиданной разрушительной силы. В обстановке глубочайшей секретности велась интенсивная работа по созданию атомного щита страны.

(На экране — фотография группы ученых, в составе которой Курчатов, Флеров, Иоффе, Вернадский, Хлопин, Капица и др.)

(Слайд 38: «Победа!»)

ВЕДУЩИЙ 1.

История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней.

(Слайд 39: «Возвращение воинов после окончания ВОВ.»)

ВЕДУЩИЙ 2.

Без малого четыре года

Гремела грозная война.

И снова русская природа,

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Непокоряемый вовек,

Идет свершивший подвиг ратный

Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствует сейчас.

(Слайд 40: «Встреча солдат-освободителей.»)

Кадры на экране - Флаг над Рейхстагом. Звучит «День Победы». На экране — документальные кадры «Возвращение солдат домой".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу, посвящённому Дню Победы "46 Гвардейский ночной бомбардировочный полк"

В презентацию включены материалы о лётчицах 46 Гвардейского ночного бомбардировочного полка....

Презентация для классного часа, посвящённому дню Победы.

Презентация по теме: "Посвящение ветеранам" предназначена для проведения классного часа в начальной и основной школе.Цель занятия: воспитание у школьников уважения к ветеранам и чувства гордости за св...

Разработка классного часа, посвящённого Дню Победы (с мультимедийной презентацией)

Классный час, приуроченный к юбилею Великой Победы, проводится в средних классах....

Презентация классного часа, посвящённая Дню Победы о первой женщине Герое Советского Союза в Великой Отечественной войне Зое Космодемьянской

Презентацию можно использовать для проведения классных часов в 6-7 классах, приуроченных ко Дню Защитника отечества, ко Дню Победы....

Презентация к классному часу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Презентация на тему "Моя семья в Великую Отечественную войну". Подготовлена учащимися 10-А класса о родственниках на основании архивных документов и фотографий времён Великой Отечественной войны ...

Презентация к классному часу посвящённому Дню победы в Великой отечественной войне.

Презентация к классному часу посвящённому Дню победы в Великой отечественной войне. В двух частях. С музыкальным сопровождением....

Презентация к классному часу, посвящённому 78 годовщине победы в Великой отечественной войне

Презентация кратно знакомит с основными вехами ВОВ, с самыми важными сражениями ВОВ....