Элективный курс "Физика в задачах" 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс)

Павлухина Вера Викторовна

Элективный курс "Физика в задачах".Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся 10 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создают условия для всестороннего развития личности, являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_v_10_kl_fizika_v_zadachah.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,

г.Юхнов Юхновского района Калужской области

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МКОУ «СОШ № 1», г. Юхнов

Протокол № 9 от 31.08. 2018 г.

 УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «СОШ № 1», г. Юхнов                                                      

_______________Е.В. Потапова

Приказ № 82(36) от 31.08.2018 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса

«Физика в задачах»

 (наименование учебного предмета, курса, дисциплины, модуля)

10 класс

            (класс)

Срок реализации программы:                  

        1 год                                                                (учебный год)

Программа разработана:                          

      Павлухина Вера Викторовна

                      (Ф.И.О. учителя)

учитель физики и математики

высшая квалификационная категория         

(должность, квалификационная категория)

г. Юхнов

 2018 г.

Пояснительная записка

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.

Программа дополнительного образования  рассчитана на учащихся 10 обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Количество часов на год по программе: 68.

Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.

Цели и задачи элективного курса

Цели:

  1. Создание условий для развития личности ребенка.
  2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
  3. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
  4. Развитие мотивации личности к  познанию и творчеству.
  5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научитьрешать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементуобщечеловеческой культуры.

Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни,развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

  • Решение разных типов задач
  • Занимательные опыты по разным разделам физики
  • Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
  • Применение ИКТ
  • Занимательные экскурсии в область истории физики
  • Применение физики в практической жизни

Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.

Количество часов на год по программе: 68.

Количество часов в неделю: 2, что соответствует школьному учебному плану.

Содержание программы:

1.Вводное занятие1ч

2. Теоретические основы общего подхода к решению произвольной задачи по физике  (3ч).

-классификация задач по физике

- умение представлять условие задачи, делать рисунки

-общие методы решения задач

-этапы решения поставленной задачи

- правильность оформления задач

- правильность оформления справочного материала.

умение представлять условие задачи, делать рисунки

-схема решения качественных задач

-простые качественные задачи

-сложные качественные задачи как совокупность или комбинация

нескольких простых задач

-решение стандартных задач

-решение комбинированных задач

-решение нестандартных задач.

- задачи на чтение графиков

-задачи на построение графика движения.

-определение физической величины по её геометрическому смыслу.

Самостоятельная работа учащихся: Составление таблицы по классификации и типам задач с использованием задачников, оформление, решение данной задачи (каждому учащемуся дается индивидуальное задание на карточке по выбору учителя), решение задания на выделенные виды деятельности.  Постановка качественной задачи и составление схемы ее решения. Построение цепи умозаключений для решения сложной качественной задачи.

3. Механика (39ч)

                      Кинематика. Динамика. Статика. Законы сохранения

-решение задач по теме «Относительность движения, движение по  прямой, по    

окружности».

- решение качественных задач.

- постановка задачи при чтении графика, составление уравнения движения.

-решение задач по «Динамике». ( Движение тела под действием нескольких сил по  

вертикали, по прямой, по наклонной).

- условия равновесия тел.

- использование законов сохранения в механике.

-определение физической величины по её геометрическому смыслу.

- применение производной при расчете основных характеристик движения.

   Самостоятельная работа: Решение задач по теме «Механика», составить тест.

4. Молекулярная физика. Термодинамика.(10 ч)

- решение качественных задач по теме «Основы МКТ».

-решение аналитических задач по темам «Основное уравнение МКТ. Основное уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы.  Работа газа. Внутренняя энергия. Первое и второе начала термодинамики. Применение первого начала  термодинамики к изопроцессам. Адиабатный процесс. Теплоемкости. Циклы»,

-задачи на чтение графиков.

-задачи на построение графика физического процесса, изображение графика процесса  в других координатах.

-определение максимального и минимального значения функции.

-определение физической величины по её геометрическому смыслу.  Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Применение аналитического метода при решении задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика».

5. Электричество (13ч)

- решение  качественных и аналитических задач по теме «Электростатика»,

- определение поля точечного заряда, тонкой заряженной нити, заряженной плоскости.

-графическое изображение электростатических полей, расчет напряженности, потенциала, работы  электростатического поля.

-решение качественных и аналитических задач по теме «Законы постоянного тока»

-расчет электрических цепей (параллельного, последовательного соединений, использование правил Кирхгофа), закон Джоуля - Ленца.

- качественные задачи по теме «Электрический ток в различных средах»

  Самостоятельная работа: Решение качественных задач. Решение задач по теме «Электростатика. Законы постоянного тока. Ток в различных средах». Определение общего сопротивления  электрической цепи при смешанном соединении проводников. Определение КПД бытового электронагревательного прибора. Изготовление полупроводникового термометра.

6. Итоговое занятие 2ч

Календарно -тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество

 часов

Дата

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.

1

2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания, способу решения.

3

3

Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение равномерного прямолинейного движения точки.»

3

4

Работа с текстовыми задачами по теме: «Уравнение движения тела с постоянным ускорением»

4

5

Работа с текстовыми задачами по теме: «Криволинейное движение. Движение по окружности»

2

6

Графическое решение кинематических задач. Чтение и построение графиков.

4

7

Построение графиков кинематических величин с использованием компьютерных программ

2

8

Аналитическое решение задач по теме «Свободное падение»

2

9

Исследование параметров баллистического движения ( дальность полета, высота подъема, поражение цели).

4

10

Экспериментальная проверка параметров баллистического движения.

2

11

Люди науки, внесшие вклад в становление и развитии баллистики. Создание мултимедийных презентаций и проектов

2

12

Решение и анализ олимпиадных задач по физике

4

13

Решение качественных задач по теме: «Законы Ньютона»

2

14

Решение расчетных задач по теме: «Законы Ньютона»

4

15

Аналитическое решение задач по теме: «Применение законов Ньютона»

-движение в поле тяготения;

-движение под действием силы упругости;

-движение с учетом силы трения;

-движение связанных тел;

-движение по наклонной плоскости.

5

16

Экспериментальные задачи по теме: «Применение законов Ньютона»

3

17

Круглый стол по теме: «Законы Ньютона». Подведение итогов и рассмотрение результатов практической деятельности по данной теме.

1

18

Работа с текстовыми задачами по теме: «Равновесие тел»

1

19

Практикум по расчету технических характеристик с использованием условий равновесия тел.

2

20

Расчетные задачи по теме: «Законы сохранения»

-работа и мощность;

-закон сохранения импульса;

-закон сохранения энергии.

4

21

Решение экспериментальных задач на законы сохранения.

1

22

Семинар по теме: «Практическое применение законов сохранения»

1

23

Работа с текстовыми задачами по теме: «Молекулярная физика и термодинамика»

-решение качественных задач;

-решение расчетных задач;

-графическое решение задач.

3

24

Решение задач по теме: «Молекулярная физика и термодинамика» с использование компьютерных программ»

1

25

Решение задач на расчёт количества теплоты

Решение задач на уравнение теплового баланса

2

26

Беседы о физиках. Нобелевские лауреаты по физике. Создание мультимедийных презентаций.

1

27

Экскурсии по теме: «Интересные явления в природе». Использование местного материала для создания задач с физическим материалом.»

3

28

Решение качественных задач по теме «Электростатика»

2

29

Решение задач по теме «электростатика» Принцип суперпозиции полей

2

30

Практическое занятие по сборке батареи конденсаторов

1

31

Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»

2

32

Решение задач на расчет электрических цепей

2

33

Решение задач по правилам Кирхгофа

3

34

Лабораторная работа (цифровая)  Сборка электрической цепи. Определение сопротивления проводника

1

35

Подведение итогов за год. Выпуск стенгазеты о работе кружка за год. Создание мультимедийных презентаций.

2

36

Общее количество

68

Планируемые результаты :

•         повышение качества знаний, формирование алгоритмических и творческих  умений.

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

•        понимание сути физических явлений и закономерностей и умение применять их на практике.

•         приобретение опыта по поиску методов решения задач заданной темы, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов, анализа полученных результатов и их обработку.

•        подготовка  обучающихся к сдаче вступительных экзаменов и к дальнейшему обучению выбранной специальности.

Материально-техническое обеспечение

Технические средства: интерактивная доска, цифровая лаборатория «Научные развлечения», оборудование для выполнения лабораторных работ по физике.

Литература:

  1. «Физика 10»,Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,Сотский Н.Н.М.: Просвещение, 2004.
  2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.
  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 10 -11класс. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Журнал «Физика в школе»
  5. Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
  6. Степанова Г.Н. «Сборник задач по физике 9-11 классы» М., Просвещение, 1995г.
  7. О.Ф.Кабардин  «Тестовые задания по физике» (7 – 11 класс), м., Просвещение, 1994
  8. Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Элективный курс для 11 класса

Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 11 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и предусматривает их подготов...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...