рабочая программа по учебному предмету "физика" для 10-11 класса
рабочая программа по физике (10, 11 класс)

Борисова Мариана Леонидовна

Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Физика»

для 10-11классов

Базовый уровень

      Рабочая программа учебного предмета «Физика», являясь составной частью ООП МБОУ СОШ № 156, разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования (СОО), примерной программы среднего (полного) общего образования по физике и программы авторов Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б к УМК Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б.

      Рабочая программа разработана группой учителей: (Кочановой Т.А., Борисовой М.Л.), обсуждена и принята на заседании МО естественных наук, согласована с зам. директора по УВР.

Общая характеристика учебного предмета

      Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

      Особенностью предмета физика в учебном плане школы является тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне необходимо практически каждому человеку в современной жизни.

      Разделы программы традиционны и структурированы на основе физических теорий: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра), строение Вселенной.

      Особенность программы заключается в том, что объединены механические и электромагнитные колебания и волны. В результате облегчается изучение первого раздела

«Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы.

Цели изучения физики. Изучение физики на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденностив возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к моральноэтической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и базисный учебный (образовательный) план МБОУ СОШ № 156отводит 140 часов для обязательного изучения физики на ступени среднего общего образования. В X–72 и XI классах -68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимо-действие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета,звезда, Солнечная система, галактика, Вселенная;

• смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

• смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции,

фотоэффекта;

• вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;уметь:

• описывать и объяснять физические явления и свойства тел:

движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;

• отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретическихвыводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;

• приводить примеры практического использования физических знаний:

законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов

электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики

в создании ядерной энергетики, лазеров;

• воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обеспечения езопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортныхсредств, бытовых электроприборов, средств радио-и телекоммуникационной связи;

• оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

• рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

 

 

Содержание  учебного предмета

(140 часов)

Физика и методы научного познания

(1 ч)

Физика как наука. Научные методы познания окружающего

мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.

Моделирование физических явлений и процессов.

Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.

Механика

(31 ч)

Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел идля развития космических исследований. Границы применимости классической механики.Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Молекулярная физика(21 ч)

Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.

Электродинамика (60 ч)

Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Магнитное поле тока. Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различ

ные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.Проведениео пытов по исследованию явления электромагнитной индукции, электромагнитных волн, волновых свойств света.Объяснение устройства и принципа действия технических объектов, практическое применение физических знаний в повседневной жизни:при использовании микрофона, динамика, трансформатора,телефона, магнитофона;для безопасного обращения с домашней электропроводкой, бытовой электро-и радиоаппаратурой.

Квантовая физика и элементы астрофизики (24 ч)

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де-Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд.Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Наблюдение и описание движения небесных тел.Проведение исследованийпроцессов излучения и поглощения света, явления

фотоэффекта и устройств, работающих на его основе, радиоактивного распада, работы лазера, дозиметров.

Резерв учебного времени (3 ч)

Тематическое планирование

      Программа содержит тематическое планирование, в котором определены количество часов и содержание уроков по каждому разделе.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

      Для реализации рабочей программы имеются все условия. Учебно – методическое, материально – техническое и информационное обеспечение задают организацию основных видов учебной деятельности по предмету «Физика» в рамках системно – деятельностного подхода.

   

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11_klass_borisovoy.docx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу. " Математика". 6 класс.

Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, содержание рабочей программы, требования к уровню подготовки, учебно-методическое и информационное обеспечение курса, календарно-тематич...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 5 класс. Базовый уровень

В Концепции модернизации российского образования ос­новная цель, стоящая перед современной школой, определяет­ся так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальны...

Рабочая программа по учебному курсу. Литература 6 класс. Базовый уровень

Данная рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе  федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы 2004 года и авторской программ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ 11 КЛАСС (профиль) на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией  Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 8 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 8 класса учебник под редакцией Перышкина А.В. реализуется с 2010 года, претерпела изменения, добавлены "Критерии оценок по физике", "Критерии оценивания пр...

Рабочая программа по учебному курсу «Математика» 7 класс, базовый уровень на 2017 – 2018 учебный год Макарычев Ю. Н. Атанасян K. C.

Данная рабочая программа учебного курса по математике для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12...