Конспект урока «Магнитное поле тока»
план-конспект урока по физике (8 класс)

Минина Людмила Анатольевна

Предварительный просмотр:

Магнитное поле тока

Цель: сформировать у учащихся научное представление о магнитном поле и установить связь между электрическим током и магнитным полем.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. Какие ученые изучали магнитное поле
  3. Источники
  4. Как взаимодействуют магнитные поля
  5. Определение магнитного поля .
  6. Магнитное поле катушки с током.
  7. Практическое применение магнитного поля.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Организационное начало урока.

     Доброжелательный настрой учителя, приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку

Актуализация опорных знаний

 Подготовить к восприятию новых знаний, актуализировать опорные знания.

Вспомнить:

   Мы с вами закончили изучение темы «Электрические явления» и теперь мы  знаем, что в природе существует 2 рода зарядов.

  1. Назовите их.
  2. Как они взаимодействуют? (Как взаимодействуют одноименные заряды, разноименные заряды)
  3. Как можно определить заряжено тело или нет? (по действию на заряженное тело)
  4. Каким образом одно заряженное тело действует на другое заряженное тело. (через электрическое поле)
  5. Дать определение электрического тока.
  6. Какие действия электрического тока вы знаете? (тепловое, химическое, магнитное).

Давайте вспомним опыт доказывающий, что электрический ток обладает магнитным действием.

(точно также гвоздики магнит)

Постановка цели урока и формулировка темы урока.

7. Как вы думаете, что является посредником при передаче магнитного действия?  (магнитное поле)

  1. Но о магнитном поле мы еще ничего не знаем. Поэтому наша задача с вами  выяснить, что является источником магнитного поля, как взаимодействуют магнитные поля, какие ученые изучали магнитное поле, практическое применение МП.

Открываем тетради и записываем тему нашего урока «Магнитное поле тока.»

Мы с вами знаем, что любое физическое явление имеет свою историю. О том как было открыто магнитное действие электрического тока нам расскажет Кирикович Наташа.

Вам предлагается повторить опыт Эрстеда. Для этого вы должны выполнить задание Карты- практикум №1

Карта – практикум №1

Цель:

Исследовать взаимодействие проводника с током с магнитной стрелкой компаса.

  1. Соберите цепь из источника тока, лампы и ключа, как показано на рисунке 36.
  2. Расположите один из ее соединительных   проводов   точно   над стрелкой компаса в  направлении
    север—юг
    и замкните цепь. Отклонилась ли стрелка от первоначального положения?
  3. Разомкните цепь. Вернулась ли стрелка в начальное положение?
  1. Ответьте на вопросы:
  1. Вокруг проводника с током существует ….
  2. Источником возникновения магнитного поля является …

Следовательно, источником магнитного поля может быть:

  • электрический ток или движущаяся заряженная частица;
  • постоянные магниты.

Параллельно заполняется таблица

        

Магнитное поле также как и электрическое невидимо, неслышимо и неосязаемо. Как его можно обнаружить? (внесение в него магнитов и движущихся зарядов). 

 Свойства магнитного поля:

  • магнитное поле порождается магнитом и током;
  • магнитное поле обнаруживается по действию на магнит и ток.

Чтобы сделать поле наглядным ученым пришло в голову изображать его на картинках – в виде так называемых силовых линий.

Видеофрагмент.

 Точно такой же опыт можно проделать с металлическими опилками. (опыт)

Линии электрического поля начинаются на + заряде и входят в «-" заряд.

Магнитное поле катушки с током.

А если мы намотаем провод на деревянный каркас, то мы получим катушку. Как вы думаете, что произойдет, если по данной катушке пропустить постоянный ток? ( вокруг катушки образуется магнитное поле) 

Сейчас вам предстоит исследовать магнитное поле катушки с током.

Работа в группах.

1.Катушка с током имеет  два полюса северный и южный.

2. Магнитное действие катушки с током можно изменять:

  • увеличивая или уменьшая электрический ток;
  • Введение внутрь катушки железного сердечника;
  • Увеличивая или уменьшая число витков катушки.

(катушка с током + железный сердечник = электромагнит)

Изучение практической направленности

Учитель: Многие ученые исследовали магнитное поле так же, как и вы. А для чего это делали? Наверно для того, чтобы заставить м.п. работать на благо человечества.
Как применяется магнитное поле на практике, вы мне скажите, прочитав текст учебника на странице 135.

Видеофрагмент Диск2

На заводах для переноски изделий из стали или чугуна, для очистки зерна магнитным сепаратором, телеграфные и телефонные аппараты.

VI. Работа с учебником

Учитель: Скоро закончится урок, и каждый ученик наверняка ждет с нетерпением звонка. Звенит звонок. Я прошу вас, используя учебник А.В.Перышкина “Физика. 8 класс” стр. 137 рис. 101, попытайтесь разобраться в устройстве и принципе работы звонка. Возможно, и в этом устройстве вы найдете применение магнитного поля.

Домашнее задание: п. 56-58 учебника А.В. Перышкина “Физика. 8 класс”


История развития электромагнитных явлений.

 Магнетизм, как явление, известен, по крайней мере, с пятого века до нашей эры, но изучение его сущности продвигалось очень медленно. Еще древние греки знали, что существует особый минерал - камень из Магнесии (область в древнегреческой Фессалии), способный притягивать небольшие железные предметы.

Однако впервые свойства магнита были описаны лишь в 1269 году. А первой крупной работой, посвященной исследованию магнитных явлений, является книга Вильяма Гильберта «О магните», вышедшая в 1600 году.

На основании опытных исследований Гильберт установил простейшие свойства магнитных материалов:

а)        магнитное притяжение и отталкивание присущи только некоторым
телам: железной руде, железу, стали и некоторым сплавам;

б)        магнит имеет, по крайней мере, два полюса: северный и южный;

в)        одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные -
притягиваются;

г)        свободно подвешенный магнит ориентируется определенным образом

относительно стран света.

Магнитные взаимодействия рассматривались первоначально как совершенно не связанные с электрическими. Хотя еще в далекие времена было замечено, что молния
перемагничивает компасы на кораблях, намагничивает стальные предметы.

Прямое экспериментальное обнаружение связи между электрическими и магнитными явлениями произошло благодаря счастливой случайности в 1820 году: когда Ханс Кристиан Эрстед читал лекцию о постоянных токах, он обратил внимание на то, что магнитная стрелка, находившаяся вблизи проводника, повернулась при включении тока. Его опыт имел большое значение для развития учения об электромагнитных явлениях.


Сравнительная таблица.

Электрическое поле

Магнитное поле

Источники

Заряженное тело или частицы.

  • Постоянные магниты;
  • Движущиеся заряженные частицы (электрический ток)

Обнаруживаются

По действию на заряженное тело

По действию на заряженную движущуюся частицу и постоянный магнит.

Графическое изображение

Силовые линии начинаются  на положительном заряде и входят в отрицательный заряд.

Концентрические окружности, не имеющие ни начала, ни конца.



Предварительный просмотр:

Группа 3                                                               Карта – модуль2

УЭ

Учебный материал с указанием задания

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока, ключа и катушки, соединив их последовательно.
  2. Поднесите к катушке мелкие металлические предметы и замкните электрическую цепь.
  3. Разомкните цепь, вставьте в катушку стальной сердечник и снова замкните цепь.

4. Сравните силу действия магнитного поля в этих ситуациях и сделайте вывод


Группа 2                                                              Карта – модуль2

УЭ

Учебный материал с указанием задания

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа и катушки, соединив их последовательно.
  2. Замкните цепь, установите магнитную стрелку на таком расстоянии от катушки, на котором действие магнитного поля едва заметно.
  3. Увеличивая силу тока в цепи с помощью реостата, наблюдайте за интенсивностью магнитных взаимодействий стрелки и катушки с током.

4. Ответьте на вопрос: “Как зависит магнитное действие катушки с током от силы тока?” и сделайте вывод.

Группа 1                                                               Карта – модуль2

УЭ

Учебный материал с указанием задания

  1. Составьте электрическую цепь из источника тока, реостата, ключа и катушки, соединив их последовательно.
  2. Замкните цепь, магнитную стрелку поднесите к одной стороне катушки, а затем к другой стороне катушки, определите, таким образом, полюса катушки.
  3. Измените, направление тока в катушке и снова определите полюса катушки.

4. Сделайте вывод и обоснуйте его.


Группа 4                                                              Карта – модуль2

УЭ

Учебный материал с указанием задания

  1. Подключите катушку, установленную в оргстекле, к источнику тока и ключу последовательно.
  2. Замкните электрическую цепь и аккуратно насыпьте на пластину из оргстекла железные опилки. Разомкните ключ.
  3. Зарисуйте получившуюся картину силовых линий магнитного поля катушки с током (обратите внимание на магнитное поле внутри катушки, чем они отличаются от обычных линий магнитного поля).

4. Сделайте вывод.



Предварительный просмотр:

Карта – модуль1

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Цель:

Исследовать взаимодействие проводника с током с магнитной стрелкой компаса.

  1. Соберите цепь из источника тока, лампы и ключа, как показано на рисунке .
  2. Расположите один из ее соединительных   проводов   точно   над стрелкой компаса в  направлении
    север—юг
    и замкните цепь. Отклонилась ли стрелка от первоначального положения?
  3. Разомкните цепь. Вернулась ли стрелка в начальное положение?

  1. Ответьте на вопросы:
  1. Вокруг проводника с током существует ….

2) Источником возникновения магнитного поля является ….


Карта – модуль1

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Цель:

Исследовать взаимодействие проводника с током с магнитной стрелкой компаса.

  1. Соберите цепь из источника тока, лампы и ключа, как показано на рисунке .
  2. Расположите один из ее соединительных   проводов   точно   над стрелкой компаса в  направлении
    север—юг
    и замкните цепь. Отклонилась ли стрелка от первоначального положения?
  3. Разомкните цепь. Вернулась ли стрелка в начальное положение?

  1. Ответьте на вопросы:

1)Вокруг проводника с током существует ….

2) Источником возникновения магнитного поля является …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Магнитное поле" 8 класс

Данный материал может быть использован в 8 классе при изучении темы "Магнитное поле"...

Конспект урока: Магнитное поле и его графическое изображение.

Урок изучения нового материала на основе деятельностного подхода....

Магнитное поле тока и магнитные линии, разработка урока

Цели:1.Дать понятие магнитных линий;2.Установить связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике;Задачи:1.Образовательная - обосновать связь между направ...

План-конспект урока по физике в 11 классе по теме «Решение задач по теме «Магнитное поле тока»

План-конспект урока по физике в 11 классе по теме «Решение задач по теме «Магнитное поле тока»...

План-конспект урока Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. 8 класс

Цели урока:-     обучающая: изучить способы усиления и ослабления магнитного поля катушки с током; научить определять магнитные полюса катушки с током; рассмотреть принцип действия...

План урок № 77 «Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Графическое изображение магнитного поля. Правило буравчика» (платформа РЭШ) 8 физико-математический класс

В рамках дистанционного обучения разработан краткий плвн занятий для обучающихся на платформе РЭШ, с последующим видео занятием....

Тема урока: Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

прентация к уроку по теме:Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока....