Опыт применения исследовательских проектов на уроке физики
статья по физике (10, 11 класс)

На протяжении многих лет авторы, опытные учителя физики, занимаются исследовательскими проектами. И индивидуальными, и групповыми. Есть возможность поделиться накопленным опытом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nov_smirnova_doklad-statya.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Валентина Владимировна-

учитель физики, методист

 ГБОУ гимназия № 114

                                                    Смирнов Андрей Алексеевич –

 учитель физики ГБОУ гимназии №107

Опыт применения исследовательских проектов на уроке физики

     Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

     Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали  и новых технологий  обучения, которые формировали  бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся;  развивали метапредметные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные);были бы нацелены на развитие  их познавательного интереса .

     Одним  из эффективных средств развития этих качеств является  проведение в ходе преподавания физики уроков-исследовательских проектов. Ведь они не только способствуют интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда учащихся, готовя их к самостоятельной проектной деятельности.

     Подготовка этого типа урока предполагает методологическую готовность учителя.  Очень важно освоить и реализовать на уроке  модель исследовательской деятельности учащихся, которая  предполагает последовательное выполнение  следующих этапов:

  • постановка проблемы
  • прояснение неясных вопросов
  • формирование гипотезы исследования
  • планирование учебных действий
  • сбор данных
  • анализ и синтез данных
  • подготовка сообщений
  • выступление с сообщениями
  • ответы на вопросы, корректировка
  • обобщение, выводы
  • самооценка (рефлексия)

      Реализация исследовательских  проектов требует хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников,  четкого отбора методов  экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.Основная ценность группового  проекта – общий конечный результат, который учащиеся достигают в совместной деятельности самостоятельно.

     Подготовительная деятельность учителя к такому уроку предполагает целеполагание;  выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям); осмысление способов, приемов, средств мотивации; планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладения системой умений; организация процесса рефлексии.

     Проект - это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием продукта, состоящего из объекта учебного труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации».

     Учебно-исследовательская и проектная  деятельность имеет как общие, так и специфические  черты.

К общим характеристикам  следует отнести: практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной  деятельности; структуру проектной и учебно-исследовательской  деятельности, которая включает общие компоненты:

  • анализ актуальности проводимого исследования;
  •  целеполагание, формулировку задач, которые следует решить;
  • выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков  работ;
  • проведение проектных работ или исследования;
  • оформление  результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
  •  представление результатов в соответствующем использованию виде;
  • компетенцию в выбранной  сфере  исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию;

     Итогами проектной и исследовательской  деятельности  следует считать не столько предметные  результаты, сколько интеллектуальное, личностное  развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно  работать, уяснение  сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Организация на уроке группового исследовательского проекта  предполагает реализацию последовательных этапов, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Организация на уроке  группового исследовательского проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-й этап – погружение в проект

1) Формулирует цель  и задачи исследования

1)  Осуществляют принятие, уточнение и конкретизацию  цели  и задач исследования

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность учащихся

Осуществляют:

 Распределяет  по группам

 разбивку на группы

 распределение ролей в группе

 Оказывает помощь в планировании деятельности учащихся  по решению задач проекта

 планирование работы в группе

 Консультирует по поводу возможных  форм презентации результатов исследования

 выбор формы и способа презентации  результатов исследования

3-й этап – осуществление деятельности

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

 Консультирует учащихся по необходимости

 каждый в соответствии со своей ролью в группе  и совместной деятельности

 Ненавязчиво контролирует

 консультируются по необходимости

 Дает  информацию, когда у учащихся возникает в этом необходимость

 «добывают» недостающие знания

 Консультирует по поводу    предстоящей презентации  результатов

 подготавливают презентацию результатов исследовательского проекта

4-й этап - презентация

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Вместе с учащимися класса заслушивает презентацию результатов исследования каждой группы

 Осуществляют  по группам презентацию результатов исследовательского проекта в соответствии с выбранной  формой презентации

 Обобщает, подводит итоги по выполнению проектной деятельности

5-й этап - рефлексия

 Оценивает метапредметные умения: (коммуникативные, регулятивные, и др). (по  карте наблюдений)

Осуществляют рефлексию процесса деятельности и результата по группам

В качестве примера приведем опыт   разработки и проведения группового исследовательского проекта на уроке физики по теме : «Выталкивающая сила. Закон Архимеда».

Цель урока:

1.Освоение знаний о фундаментальных физических законах ,формирование понятия силы Архимеда, формирование знаний о законе Архимеда.:

2..Развитие  умений  проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели

Формируемые УУД:

  • Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
  • .Развивать способность к творческому мышлению и анализу.
  • Развивать  умение логически мыслить, объяснять  явления, анализировать, сравнивать результаты опытов, делать выводы.
  • .Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.
  • Развитие навыков самоконтроля.
  • Воспитание трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
  • Воспитание убежденности в возможности познания природы.
  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету.
  • Создать условия для развития процесса выделения, обобщения, применения на практике;
  • Актуализировать у детей саморегуляцию, самоконтроль и планирование собственной деятельности

Технология:

  1. Организация  исследовательской деятельности в группах.
  2. Цель  эксперимента: выяснить от чего зависит и от чего не зависит сила Архимеда.
  3. Каждая группа должна выполнить свою исследовательскую работу, при этом оборудование для своей работы вы должны выбрать сами.

Задание первой группе

1. Выбрать оборудование для исследовательской работы

2.Определите архимедову силу, действующую на первое и второе тело.

3.Сравните плотность тел и Архимедову силы, действующие на тела.

1.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

(Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной цилиндры одинакового объема).

Задание второй группе

1.Выбрать оборудование для исследовательской работы

2.Определите Архимедову силу, действующую на каждое из тел.

3.Сравните эти силы.

1.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы ОТ ОБЪЕМА ТЕЛА.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Задание третьей группе

1.Выбрать оборудование для исследовательской работы

2.Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, растительным маслом, алюминиевый цилиндр.

3.Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, растительном масле.

Чем отличаются эти жидкости?

4.Что можно сказать об Архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?

5.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Задание четвертой группе

1. Выбрать оборудование для исследовательской работы

2.Изготовить из пластилина 2 тела разных по форме.

3.Поочередно опуская каждое тело в воду, с помощью динамометра определите Архимедову силу, действующую на нее.

4. Установите зависимость (независимость)  Архимедовой силы от формы тела.

(Оборудование:, сосуд с водой, 2 нити, динамометр. 2 куска пластилина  равного объёма).

Задание пятой группе 

1.Выбрать оборудование для исследовательской работы

2.Определите Архимедову силу, действующую на тело, при погружении на разную глубину

3.Сравните Архимедову силу, действующую на тело при погружении на разную глубину

4.Установите зависимость (независимость) Архимедовой силы от глубины погружения тела.

(Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить).

На доске таблица, которую заполняют учащиеся в ходе эксперимента.

АРХИМЕДОВА  СИЛА

                    Не   зависит  от

Зависит  от

1.ФОРМЫ ТЕЛА

1.ОБЬЕМА  ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТЬ ТЕЛА

2.ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ

Делаем вывод.

На тело погружённое в жидкость , действует сила, выталкивающая это тело из жидкости.

Как определить вес  тела в жидкости? Что для этого надо знать?

(опыт с картофелиной)   Нарисуйте это на доске.

Делаем вывод: F = FT – FA

Вывод формулы Архимедовой силы.http://festival.1september.ru/articles/312841/Image526.gif

  1. Дополнительное задание.

     Каждая группа   получает карточку с задачей. Если группа решила задачу, то  один представитель  выходит к доске и решает задачу. За правильно решённую задачу получают 5 баллов. Все баллы заносятся в маршрутный лист.

ЗАДАЧА 1

Тело объемом 0,5м3 опустили в  керосин. Чему равна  сила Архимеда?  Плотность керосина 800кг\м3. Рисунок обязателен.

ЗАДАЧА 2

Тело объёмом  0,0004м3  погружено в спирт. Вычислите Архимедову силу, если  плотность спирта равна 800кг\м3?  Рисунок обязателен.

ЗАДАЧА 3

Вычислите Архимедову силу, действующую на тело объемом  0,025м3 погруженное в воду. Плотность воды 1000кг\м3..?  Рисунок обязателен.

Задача 4

Тело объёмом 0,005м3  погрузили в молоко. Вычислите Архимедову силу?

Плотность молока 1030 кг/м3.?  Рисунок обязателен.

Задача 5

Вычислите Архимедову силу, если кусок льда массой 9000кг. опустили в воду.

Плотность льда 900кг/м3, плотность воды 1000кг/м3.?  Рисунок обязателен.

  1. Подведение итогов
  2. Рефлексивный этап

Литература:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. – М., 1995. – №6.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий"

Педагогический опыт по теме "Исследовательские проекты   на уроках истории, обществознания и кубановедения   как средство формирования универсальных учебных действий" позволяет увидеть возмо...

Опыт применения метода проектов в преподавании информатики и ИКТ в средней школе

Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует на применение фактических знаний и приобретение новых знаний для активного включения в освоение новых способов человеческой деятель...

исследовательский проект на уроках физики

«Исследовательский проект на уроках физики»...

«Применение метода проектов на уроках физики»

В 2015 году я начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности. Физика – наука экспериментальная, в еѐ основе ле...

«Применение метода проектов на уроках физики»

В 2015 году я  начала использовать в своей работе « Метод проектов». Многие разделы и темы по физике были изучены при помощи проектной деятельности.  Физика – наука экспери...

Статья Особенности применения метода проектов на уроках физики и внеурочной деятельности

Метод проектов – это один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС.Однако возможно ли его действительно в полной мере реализовать в современной школе? Например,...