Педагогический опыт "Исследовательские проекты на уроках истории, обществознания и кубановедения как средство формирования универсальных учебных действий"
опыты и эксперименты по теме

Татьяна Павловна Химич

Педагогический опыт по теме "Исследовательские проекты   на уроках истории, обществознания и кубановедения   как средство формирования универсальных учебных действий" позволяет увидеть возможности исследовательской и проектной  деятельности школьников в формировании УУД. Тема актуальная и необходимая для осмысления в условиях  современной педагогической практики. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx83.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление  образованием

администрации муниципального образования

Крымский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа  № 1 города  Крымска

муниципального  образования   Крымский  район

 

Исследовательские проекты  

на уроках истории, обществознания и кубановедения  

как средство формирования универсальных учебных действий

                                                     Автор:  Химич Татьяна Павловна,

                            учитель истории и обществознания

                                                       МБОУ СОШ №1  высшей категории

       

г. Крымск

2015год 

Содержание

  1. Литературный обзор состояния вопроса                                                 3

                                         

  1.  Психолого-педагогический портрет класса, являющийся базой          5

для      формирования представляемого педагогического опыта           

     3.   Педагогический опыт                                                                                6

4.   Выводы                                                                                                       16

5.  Список используемой литературы                                                            17

6.  Приложение                                                                                                18

6.1  Разработки проектов учащихся по истории и обществознанию

6.2  Презентации проектов учащихся    

Литературный обзор состояния вопроса

       Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата.

   Новая гуманистическая образовательная парадигма ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.

       Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда.

       Поэтому внедрение в учебный процесс инновационных технологий, на которые и ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт(ФГОС),  является определяющей чертой современного образования. Универсальные учебные действия, уровень освоения которыми и определяет современное образование, могут быть достигнуты разными способами. Одним из определяющих способов является работа с исследовательскими проектами учащихся на уроках истории, обществознания и кубановедения. Таким образом, выбранная мной тема является актуальной в современной педагогической практике.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

        В настоящее время большое значение уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Напрашивается вопрос «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?». Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация творческой, исследовательской и проектной деятельности школьников, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.

Для начала ответим на вопрос «Может ли  школьник быть исследователем?».

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять в этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения. Я пришла к такому заключению, изучив концепцию развития исследовательской деятельности детей (Н.Г.Алексеев, А.В.Леонтович, А.С.Обухов), психологическое обоснование развития исследовательской активности в детском возрасте (А.В.Леонтович, А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков),  концептуальные  основы  педагогических технологий (В.П.Беспалько,  М.В.Кларин,  В.М.Монахов,  И.Ю.Соколова и др.),  и поняла,  что внедрение  исследовательской деятельности  в процесс преподавания истории  и  во внеклассную деятельность будет способствовать развитию познавательной активности учащихся, позволит повысить интерес к учению, сформирует необходимые универсальные учебные действия.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

        Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».

       Каждый выпускник школы должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

       Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

        Использование метода проектов на уроках позволяет формировать ключевые компетентности учащихся, в том числе коммуникативную компетентность. Теоретические знания и практические навыки по использованию ИКТ при подготовке и проведении уроков  включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

      Такие знания и навыки позволяют мне повысить интерес к предмету; сделать урок современным; доступным для усвоения материала учениками; возможность эмоционально и образно подать материал; установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и мной, как учителем; повысить свою профессионально - педагогическую компетенцию.

      Все это используется в нашей школе учителями разных предметов, так как  современные образовательные технологии  интересны и учащимся, и учителю, продуктивны, помогают мотивировать детей на поиск новых идей и решений.

       В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, большую роль играет школьная дисциплина – история. Перед преподаванием  в школе кроме общих целей обучения стоят ещё свои специфические цели, определяемые особенностями исторической науки. Одна из них – это формирование и развитие исторического мышления. Это способствует выявлению и более эффективному развитию способностей  школьников, подготавливает их к творческой деятельности.

      Одной  из главных задач школы является  привитие  учащимся умений, которые позволят  им активно включаться в творческую, исследовательскую  деятельность; содействовать формированию и  развитию исследовательских навыков  и умений у учащихся. Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимися проблем, трудных задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности школьники отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

        Исследование – образ мышления, исследование должно быть доступно ученику.  Моя  задача создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания  в  незнакомой нестандартной ситуации.

        В своей многолетней практике  я всегда работала над привитием ученикам интереса к предмету, развитием познавательной активности. Применяла разные технологии в обучении предмету.

        Требования, предъявляемые учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования способствовали внедрению  в  практику исследовательской деятельности и проектной технологии. Над проблемой использования проектной технологии на уроках я работаю давно.   Необходимость внедрения этой  технологии была продиктована образовательными  запросами самих учащихся.

 

 

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Инновация - новшество, новизна, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового.

Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.

Ключевые компетентности – наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.

Информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

 метод  проектов

ФГОС

УУД

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

        Как известно, современная концепция школьного  образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей. Этим определяются критерии отбора содержания, разработка и внедрение новых методик, изменения в требованиях к  подготовке учащихся. И с этой точки зрения, когда речь идет о формировании личности, необходимость развития у всех школьников творческих способностей, коммуникативных навыков, творческой   интуиции и  образного  мышления становится насущной задачей.

  Внедрение развивающего образования, использование системно-деятельностного подхода в рамках реализации в современном образовании ФГОС  помогает легче принять и понять эту  задачу  на уроках.

Классы, в которых я работаю, начиная с 5 по 11 класс осваивают информационные и коммуникационные технологии, так  как постоянно работают в деятельностном режиме, что помогает им совершенствовать навыки работы в группах, развивает творческие способности. Во всех  классах вопросы   создания научно-исследовательских проектов способствуют развитию интереса к  творчеству, а также помогают учащимся быть активнее, увереннее в себе, помогают сформировать социальные навыки.

 Результатом  моей  работы считаю положительную динамику успеваемости в  основной школе, высокое качество обучения, а также большое количество  учеников, участвующих в различных творческих конкурсах и олимпиадах.  

        Для меня, как учителя, очень важно научить    учащихся  извлекать, анализировать и обрабатывать информацию, принимать обоснованные решения в разнообразных ситуациях, тем самым обогащать свой жизненный опыт.  

Полученные навыки освоения информационных и коммуникационных технологий на уроках  истории, обществознания и кубановедения позволяют выпускникам школы в их дальнейшем жизненном пути эффективно овладевать навыками выполнения  разных видов  социальных проектов и с должным пониманием относиться к тому, что  умение владеть информационными и коммуникационными технологиями  – это важное  качество современного человека.

       С 2012 года учащиеся 7-г класса  в количестве 28 человек   являлись базой для формирования представляемого педагогического опыта.    Этот класс достаточно сильный,   с высоким уровнем интеллекта и разнообразными образовательными потребностями. Большинство имеют положительную  мотивацию к обучению: стараются запомнить новый материал, накапливать знания и применять их в своей практической деятельности. У них высок интерес к проектной и исследовательской деятельности, поэтому  почти на каждом уроке  представляется тот или иной проект, подготовленный отдельными учащимися или творческой группой.

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

       При формировании  УУД успешно применяются как инновационные, так и традиционные подходы: словесные методы  обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы). Но особое значение имеет использование  проектных технологий, создание  учащимися  исследовательских проектов.

       В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению особую роль играют метод проектов, разноуровневое обучение, обеспечивающие достаточно успешное формирование критического и творческого мышления, а также формирование столь необходимых для современного общества умений работать с информацией.

      Таким образом, образовательные средства   включают в себя разнообразные проекты, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированные на взаимодействие с обучающимся.

Критерий

Характеристика критерия

3.2. Актуальность педагогического опыта

         Современный урок невозможен без использования проектных, информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернет-сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Я не могу находиться в стороне от этих процессов. Внедрение проектных, информационных и коммуникационных технологий   проходит по пути наращивания методического материал по предмету. Сегодня мне выпала возможность достаточно широко использовать проектные, информационные и коммуникационные технологии на уроках по  предмету.

      Использование проектных технологий на уроках – дело уже не будущего, а настоящего времени.   Проекты детей адекватно и эффективно включаются в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для конкретного ученика использование проектной деятельности на уроках и вне  уроков может создать уникальную информационную среду и способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной траектории.

3.3. Научность

          В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

На основе анализа собранной информации предполагаю, что систематическое внедрение в педагогический процесс  проектных технологий   ведёт к формированию навыков решения учебных задач,  развитию ИКТ-компетентности учащихся, способствует формированию УУД.

Представленный опыт соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями.

3.4. Результативность

       Обучение с использованием средств   проектной деятельности  создает условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности, формирует универсальные  учебные  действия.

3.5. Новизна

(инновационность)

      С внедрением метода проектов в образовательный процесс  разработана совершенно новая методика преподавания  истории,
обществознания и кубановедения, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом я, как учитель  формирую информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя, выступаю в качестве фасилитатора, развиваю креативные способности своих учеников.

   

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта.

                                                           «Если человек в школе не научится

                                                                     творить, то и в жизни он будет

                                                                         только подражать  и    копировать».   

                                                                                                          Л.Н.Толстой

 

       Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:

- взаимного доверия и уважения учителя и ученика;

- обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;

- принципа коллективного труда;

-осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;

- использования личностно-ориентированного обучения.

       В своей работе я формирую и развиваю познавательный интерес к изучению истории на основе устойчивых положительных мотиваций.

      Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.

       Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.

      Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю. Изучение источников помогло найти отправные точки в осуществлении проектно-исследовательской деятельности и систематизировать свою работу.

       В соответствии с реальной ситуацией выделяю для себя наиболее значимые позиции:

-активная мыслительная деятельность,

-самостоятельное приобретение знаний,

-умение работы с источниками информации,

-поиск рациональных способов решения задач,

-сотрудничество,

-поэтапное формирование  универсальных учебных действий.

     Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.

      Каким образом организуется проектная деятельность?

В работе над проектом я выделяю ряд этапов:

 - подготовительный

1.  определяем тему исследования;

2. ставим цель и задачи проекта.

 - организация работы:

1. формирование микрогрупп;

2. распределение заданий в микрогруппах;

3. распределение заданий  между членами группы;

4.сбор информации по теме проекта;

5. практическая деятельность в рамках проекта.

 - заключительный этап:

1. промежуточный контроль ( при долговременном проекте);

2. обсуждение способов оформления проекта;

3. документирование проекта;

4. презентация результатов проекта и защита на научно – практической конференции;

5. подведение итогов работы по проекту: обсуждение результатов и выставление оценок.

         В промежуточном контроле в работе над проектом я всегда анализирую ошибки, недочеты и записываю их на карточки, систематизирую, а затем отрабатываю в различных упражнениях на уроках. Главное в моей работе – не подавлять инициативу ребят. Я с уважением отношусь к любой идее, к любому предложению ребят, предлагаю, а не навязываю свою точку зрения.

         В заключительном этапе проекта ученики защищают презентацию проекта сначала в классе, а затем представляют на научно – практической конференции. Проекты, созданные детьми,  я систематически использую в работе на любом этапе обучения.

  Примерный план моей работы:

  1. Проанализировать учебную программу и определить возможные темы для  выполнения проектов.
  2. Выделить проблему, которую необходимо решить учащимся в ходе  выполнения проекта.
  3. На основе проблемы определить тип проекта, его тему.
  4. Определить цель предстоящей работы.
  5. Составить план работы над проектом.
  6. Организовать практическую (исследовательскую) деятельность по выполнению проекта:

-выдвижение гипотез исследования, выбор и обоснование основной гипотезы;

-сбор  информации  (литература,   СМИ,  опрос,  наблюдение,  анкетирование,

интервью, эксперимент и т.д.);

- решение промежуточных задач;

- анализ информации;

-формулирование выводов;

- оформление результатов.

7. Продумать форму представления проекта:

- критерии оценки процесса и результатов работы в ходе выполнения проекта.

 8. Рефлексия (самооценка) – размышление о проделанной работе.

  1. Представление проекта на научно-практической конференции.

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

  Процесс работы не менее важен, чем сам результат:

- для учителя – это  владение искусством коммуникации, стремление не  навязывать свою точку зрения, способность генерировать идеи, направлять учащихся путем решения поставленных проблем.

 -     для   учащихся - знание и  владение  исследовательскими методами, анализ  литературы, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем;

-  умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания;

-  тщательное выполнение работы;

- полнейшее равноправие и свобода в выражении мыслей, идей инновационного поиска новых средств.

  Организация   исследовательской   работы позволяет  решить ряд задач:

    - осуществить более прочное освоение учебного материала;

    - познакомить с методами исследования;

    - показать алгоритм эксперимента и методы анализа его   результатов;

    - включить ребенка в контекст научного исследования;

    - научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи;

    -  приобщить к разнообразным формам организации.

Опыт организации самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты данного метода:

 - развитие ключевых компетенций, отработка их на практике;

- расширение  кругозора учащихся;

- выявление лидерских организационных способностей;          

- раскрытие инициативности и творческого потенциала учащихся.

 Есть определенные трудности:  трудно совместить данный метод с урочной работой,  Это трудоемкий метод, требующий  широкого кругозора учителя,  наличия времени для консультаций по проектам.

Результатами метода проектов по  обществоведческим  дисциплинам являются;

           - повышение творческой активности учащихся на уроке;

           - развитие их логического и критического мышления;

           - расширение кругозора школьников.

     Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, переживание «ситуации успеха».  Учащийся делает открытие в самом себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип    связи обучения с жизнью.

      Главный результат – компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

     Проектная деятельность способствует более глубокому  осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию  собственных оценок, развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует  совершенствованию учебной деятельности.

      Реализация проектов способствует формированию самостоятельно мыслящей и творческой личности.

      Например, при изучении темы “Великие географические открытия  и их роль в истории страны” (7 класс) совместно с учащимися были разработаны следующая цель и задания:

Цель:

- определить те причины, которые побудили людей отправиться в далекие путешествия,

- понять, как изменились представления средневекового человека об окружающем мире,

-  попытаться оценить географические открытия и завоевания с разных точек зрения: европейцев и индейцев, современников событий и с позиций современного нам человека.

        Направления работы над проектом: отразить причины путешествия в виде письма к купцу, банкиру или правительству с просьбой о финансировании экспедиции с обоснованием её необходимости.

        Работа может быть выполнена и в форме записи в личном дневнике. Важное условие: все должно быть написано от первого лица: составление бортового вахтенного журнала; создание карты – маршрута путешествия; описание от первого лица впечатлений о путешествии и его результатах (от имени путешественника, завоевателя или коренного жителя, открытых европейцами земель, от лица современного ученого, нашедшего личный дневник путешественника или бортовой журнал).

      Постановка задачи выполнения работы от первого лица преследовало цель стимулирования творческих способностей учащихся, получения детьми возможности пропустить получаемые знания через свой внутренний мир, определение личностных смыслов в овладении новыми знаниями. К тому же каждое направление проекта имело разную степень сложности, что давало возможность дифференцировать их.

       Разработанные задания дети распределяли среди членов группы самостоятельно. В зависимости от поставленных целей состав групп может определяться либо учителем, либо они формируются по желанию ребят. Каждая группа должна была создать проектную работу об одном из мореплавателей (Ф. Магеллан, Васко да Гама, Х. Колумб, Бартоломеу Диаш), или конкистадорах (Ф. Писарро, Э. Кортес).

      Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. В данном случае урок был построен следующим образом:

     Объявление темы и определение совместно с детьми целей предстоящей работы на уроке;

     Определение порядка представления проектов (причины – ход события – результаты);

     Представление первой части проектов - причин каждого из путешествий.

     Задание учащимся: определить и сформулировать причины Великих географических открытий, записать их в тетрадь.

     Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение.

     Вопрос учащимся: какие, по-вашему мнению, технические изобретения сделали возможными подобные путешествия? Сообщение, подготовленное одним из учащихся по этой теме (об особенностях каравелл и об астролябии).

    Представление бортовых вахтенных журналов (рассказ сопровождается работой с картой) и впечатлений от путешествия и его результатах.

    Вопрос для учащихся: Каковы, по-вашему мнению, результаты Великих географических открытий? Обобщение и уточнение ответов (запись в тетрадь).

Подведение итогов урока.

         Наши ученики – это люди нового поколения, современники информационного общества.

         Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации.

         Проектно-исследовательская деятельность – одна из технологий, которая успешно позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения школьников. Основоположниками проектной деятельности являются американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.

        В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.

        Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Главным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

       Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

      Привлечение ребят к исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время  помогает мне создать максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников, развить их воображение, мышление. Выполнение заданий проекта выходит за рамки урока и требует много времени. Работа над проектами помогает поддерживать интерес к предмету на протяжении всех лет обучения истории.

       Представленный опыт соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями, формируют УУД.

        Возросший  интерес  к  методу  проектов  объясняется  тем, что  он позволяет реализовать основные направления  модернизации образования. Он основывается на личной заинтересованности  учащегося в приобретении знаний для решения реальной проблемы. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт как школьникам,  так и педагогам, невозможный при других формах обучения.

      Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе практическая, исследовательская деятельность, групповая форма работы, работа парами сменного состава. Электронные презентации, исторический материал могут быть использованы как при объяснении новой темы, так и при закреплении, обобщении, при подготовке к экзамену в 9 классе, а также в системе дополнительных занятий с целью подготовки к ЕГЭ.

          К современным образовательным технологиям относится метод социального проектирования, который  позволяет соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции, путем включения школьников в реальные дела. Кроме того, проектные технологии формируют учебно-познавательные компетенции: навыки целеполагания, сбора информации, анализа социологических данных, построения гипотез, обобщения.  

Результативность работы

       В 2013 году  были разработаны  проекты: «Наше завтра - ваш голос сегодня», «Судьба страны в судьбе семьи». По виду деятельности указанные проекты можно отнести к прикладным, с элементами информационного, межпредметного, исследовательского типа. Тему первого проекта  определил личностный выбор учащихся, их желание привлечь внимание  к политической активности современную молодежь.  

       Готовя второй проект, участники разделились на подгруппы и определили темы их работ, как компонентов общей исследовательской темы: «Моя семья в годы  перестройки», «Мой папа - защитник Отечества», «Бондаренко-творческая семья», (на основе социологических опросов,  интервьюирования,   изучение семейных архивов).

      Ребята прошли следующие  этапы: организационно-подготовительный, поисковый, итоговый: защита проекта, презентация работы, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей. Итоговые проекты используются мной при изучении тем по обществознанию и праву.

       В преддверии празднования Дня Победы в 2013-2014 годах  учащиеся были вовлечены в исследовательско-поисковую деятельность в следующих формах: конкурс исследовательских работ «Дети – жертвы войны»   конкурс военного плаката «Победа деда-моя победа»,  создание наглядных пособий в форме презентаций «Медали и ордена Великой Отечественной войны», «Оружие Второй мировой войны», Материалы проекта были обобщены и представленына встрече с ветеранами  войны «Не стареют душой ветераны» и размещены в музее истории школы.

2012-2013 гг.-  цикл проектов Всероссийского конкурса общества « Мемориал» «Человек в истории 21 века»                          

2013-2014 гг. -  Всероссийский конкурс социальных проектов «Свой мир мы строим сами»

2014-2015 гг. –муниципальная научно-практическая конференция  Мы малой Родиной горды»  

Конкурс  проектов  «Мой отец-защитник Отечества»  и другие.

 

Уровень заинтересованности учащихся на уроке истории

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

73 %

24 %

3 %

Мотивация учащихся в изучении предмета

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

71 %

25%

4%

 

     Заключение

       Анализ педагогической и методической литературы, изучение опыта учителей помог мне выявить, что в образовании в последние годы наиболее актуальными становятся понятия педагогические технологии, «инновации», «компетентностный подход», «ключевые компетенции», универсальные учебные действия.  Владение новой терминологией заставляет видеть перспективы современного образования. Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

Компетентность можно сформировать только на практике. Следовательно, большее внимание с моей стороны  уделяется практической направленности учебных материалов. Для решения задач подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа в числе прочего формирует у моих учеников базовые компетентности.  

Внедрение проектной технологии  в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания обществоведческих дисциплин, которая во многом связана с исследовательскими, творческими технологиями. При этом я  формирую информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя.

Теоретические знания и практические навыки по использованию метода проектов  при подготовке и проведении уроков   включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования в своем предмете.

Такие знания и навыки позволяют мне повысить интерес к предмету; сделать урок современным; доступным для усвоения материала учениками; возможность эмоционально и образно подать материал; установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и мной, как учителем; повысить свою профессионально- педагогическую компетенцию.

4. Выводы

Теоретические знания и практические навыки по использованию  проектной технологии при подготовке и проведении уроков  включают в себя знание программных и компьютерных средств, методик и дидактических приемов их использования, понимания целей и задач ФГОС.

Такие знания и навыки позволяют мне повысить интерес к предмету; сделать урок современным; доступным для усвоения материала учениками; возможность эмоционально и образно подать материал; установлению отношения взаимопонимания, взаимопомощи между ребенком и мной, как учителем; повысить свою профессионально- педагогическую компетенцию.

           Организация проектно-исследовательскую деятельность с обучающимися  на уроке и во внеурочное время позволяет:  

-  повысить мотивацию школьников к учению;

-  расширить свой творческий потенциал;

- способствовать развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

- создать условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

- способствовать приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

 - наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления;

- получать удовольствие от своей профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  2. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  3. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм  формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 68-80.
  4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
  6. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
  7. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
  8. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.
  9. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  10.  Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Педагогическое руководство проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе введения ФГОС ООО".

Данный материал является обобщением опыта работы по руководству проектной деятельностью учащихся  в учебно-воспитательном процесссе. Данный педпроект был заявлен на участие в районном конкурсе пе...

Педагогический проект "Деятельностный подход, как средство формирования универсальных учебных действий при изучении географии".

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения определяет как стратегически важную задачу  образования овладение универсальными учебными действиями: предметными, метапредме...

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Педагогический проект как средство формирования универсальных учебных действий.

Педагогический проект как средство формирования УУД....

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

Интегрированные уроки по основам безопасности жизнедеятельности как средство формирования универсальных учебных действий

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Каблуков Евгений Иванович. МБОУ «Разъезженская СОШ» Формирование УУД на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности ...