Главные вкладки

    Технологическая карта урока "Масса. Единицы массы".
    учебно-методический материал по физике (7 класс)

    Технологическая карта урока "Масса. Единицы массы".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МКОУ «Любимовская СОШ» Большесолдатского района Курской области

    Технологическая карта урока

    По физике в 7 классе

    (урок № 16)

                                                                                                Составил: учитель физики

                                                                             Лукьянцева М.А.

    2017

    Технологическая карта урока

    Предмет  Физика 7 класс

    Дата  21.11.2017

    Тема урока: «Масса тела. Единицы массы. Измерение массы»

    Тип урока:  Урок открытия нового знания (ОНЗ).

    Цели урока: Сформировать представлене об инертности как свойстве тел, сформировать понятие о массе, как о физической величине, которая характеризует инертность, раскрыть зависимость результата взаимодействия тел от их свойств – инертности.

    Оборудование, ЭОР и интернет ресурсы урока: Мультимедиапроектор.Презентация.Учебники.Рабочие тетради.

    Формы работы с учащимися: Фронтальная.Парная Индивидуальная.

    Основные понятия: масса, инертность.

    Методы работы с учащимися: практические; проблемно-поисковые,         

    Содержание этапов урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Явление………….мы часто наблюдаем,

    Когда спокойно движемся.

    Споткнувшись, замечаем,

    Что продолжаем двигаться

    Вперед, а не назад,

    Встречая в жизни множество

    Препятствий и преград.          

    Вставьте пропущенное слово  

    Физика в литературе: У известного английского писателя Герберта Уэллса есть фантастический рассказ о том, как некий конторщик творил чудеса. Стоило ему высказать какое-нибудь пожелание, и оно немедленно исполнялось. Однажды, опасаясь явиться домой на рассвете, он вздумал продлить ночь. Остановить Луну он не решился, так как она слишком далеко, поэтому он решил остановить Землю. «…Он встал в повелительную позу, простер руки над миром и торжественно произнес:

    - Земля, остановись! Перестань вращаться!
    Не успел он договорить эти слова, как приятели уже летели в пространство со скоростью нескольких дюжин миль в минуту (464 м/с). Вокруг них неслись камни, обломки зданий, металлические предметы разного рода; летела и какая-то несчастная корова, разбившаяся при ударе о землю. Ветер дул со страшной силой. Конторщик не мог даже приподнять голову, чтобы оглядеться вокруг. Все кругом представляло собой одну картину разрушения…»

    Объяснить с точки зрения физики случившееся.

    Слушают, рассуждают, обьясняют

    Личностные: понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

    Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные:  1) Общеучебные: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;  

     2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

      Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    Проводит эксперимент с тележками

    - на столе расположены две одинаковые тележки, соединенные упругой металлической пластиной, которая перевязана нитью. Нить пережигают. Тележки отталкиваются и начинают двигаться в разные стороны.

    Результат: скорости тележек одинаковы.

         

    Проведем еще один опыт с тележками.  Теперь на одну из тележек поставим дополнительный груз. Понаблюдаем, как изменятся скорости тележек при таких условиях. Что мы видим? Какой вывод делаем….

    Вопрос к классу : Почему так происходит?

    Наблюдают опыт, анализируют результаты, записывают выводы в тетрадь

    Вывод: при взаимодействии разные тела по разному изменяют свою скорость.

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные:  1) Общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;  

    2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

       3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    3. Выявление места и причины затруднений.

    Это происходит, потому что одни тела более инертны (с большей массой) и им больше времени требуется на изменение своей скорости, а другие легче и значит быстрее изменяют свою скорость, то есть они менее инертны.

    А от чего зависит инертность тел? (от массы тела)

    Сформулируйте тему урока

    Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    Познавательные: 1) Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

       2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

     Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

    Масса – это физическая величина, которая является мерой инертности тела.

    Следовательно, инертность - свойство присуще всем материальным объектам (материальным точкам)

    Свойство тел по-разному менять свою скорость при взаимодействии называется -  инертностью.

    Масса в физике обозначается буквой m, происходит от греч. слова μάζα — кусок, глыба, ком. Масса величина скалярная.
    Единицы измерения массы в системе СИ: m = 1 кг.

    Вспомните какие единицы измерения массы вам известны.

    Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава и хранится в городе Севре во ФранцииС эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.  

    kilogram.jpg

    Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д. 
    C:\Users\ольга\Desktop\iCA2PYZ0S.jpg          C:\Users\ольга\Desktop\кап.jpg                           C:\Users\ольга\Desktop\Зем.jpg

    Как можно определить массу тела?

    Зная массу одного из тел, мы всегда можем оценить массу другого:

    • если при взаимодействии скорости тел меняется одинаково, то массы тел равны.
    • если нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей.

    Записывают в тетрадях

    1г=0,001кг

    1m=1000кг

    1мг=0,000001кг

    1ц=100кг

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    Познавательные: 1) Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

     2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    5. Реализация построенного проекта

    измерение  массы   тела :

    по взаимодействию  тел 

    Интерактивное исследование связи скорости движения  и массы тела.

    ЦОР №205884 слайд №5

     

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

    Познавательные:  1) Общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  

      2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

       3) Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    с помощью рычажных весов

    Практическая работа: Рассмотреть свои весы, открыть коробочку разновесов рассмотреть гирьки. Ознакомиться с правилами взвешивания

    Изучают устройство весов, знакомятся с правилами взвешивания

    Личностные: интерес к различным видам учебной деятельности

    Регулятивные: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

    Познавательные:  1) Общеучебные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  

     2) Универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

     Коммуникативные:  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    7. Включение в систему знаний и повторение.

    Задача 1. Из неподвижной лодки массой 30 кг на берег прыгает мальчик массой 45 кг. При этом лодка приобрела скорость 2 м ∕с. Какой была скорость мальчика?

    Задача 2.  Из пушки массой 3т выстрелили в горизонтальном направлении ядром массой 20 кг. При этом ядро приобрело скорость 300 м ∕с. Какую скорость приобрела пушка при отдаче?

    Решают задачи

    Личностные: понимание причин успеха в учебе

    Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

    Познавательные:  1) Общеучебные: знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);  

       2) Универсальные логические действия: подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

       Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    8. Рефлексия УД на уроке

    Рефлексия: составить синквейн.

    1. масса

    2. прилагательное ……

    3. Действие (глагол)

    4. чувство  (фраза)

    5.  синоним слова

    Дополнительная информация:

            Масса и инертность 

    Знаю я с седьмого класса:

    Главное для тела – масса.

     если масса велика,

    Жизнь для тела нелегка:

    С места тело трудно сдвинуть,

    Трудно вверх его подкинуть,

    Трудно скорость изменить.

    Только в том кого винить?

    Личностные: понимание причин успеха в учебе

    Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

    Познавательные:  1) Общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;  

      2) Универсальные логические действия: синтез как составление целого из частей, в том числе при самостоятельном достраивании, восполнении недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

       Коммуникативные:  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока 7 класс "Масса тела. Единицы массы"

    В  помощь  аттестующимся  преподавателям...

    конспект урока физики в 7 классе "Масса,единицы массы"

    Данный материал представляет конспект урока с применением Сингупурской системы обучения....

    Технологическая карта урока "Измерение массы тела на рычажных весах"

    Технологическая карта урока "Измерение массы тела на рычажных весах"...

    Технологическая карта к уроку по теме "Масса.Измерение массы"

    В работе предлагается технологическая карта к уроку по естествознанию по теме "Масса. Измерение массы"...

    Технологическая карта урока "Расчет массы и объема тела по его плотности"

    В технологической карте  дана структура урока, соответствующая требованиям ФГОС...

    Технологическая карта урока "Единицы длины"

    Технологисеская карта урока "Единицы длины"...