Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»
методическая разработка по физике (7 класс)

Кустова Марина Михайловна

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самостоятельной, проверочной работы или в качестве домашней работы.

В методической разработке предложены два текста физического содержания «Крылатые барометры» и «речные синоптики» и «Атмосферное давление. Опыт Торричелли» и задания к ним на формирование навыков смыслового чтения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»

Автор: учитель физики

МБОУ СШ №1 г. Пошехонье

I категории

Кустова Марина

Михайловна

2019

Пояснительная записка

Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Главный из них – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все остальные вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания  текста необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самостоятельной, проверочной работы или в качестве домашней работы.

В методической разработке предложены два текста физического содержания «Крылатые барометры» и «речные синоптики» и «Атмосферное давление. Опыт Торричелли» и задания к ним на формирование навыков смыслового чтения.

При подготовке заданий, приведенных в данной методической разработке, я использовала различные приемы работы со сплошным и несплошным текстом: восстановление последовательности, множественный выбор, исправление, перекодирование информации и другие.

Работа со сплошным текстом

«Крылатые барометры» и «речные синоптики»

Могут ли животные и растения предсказывать погоду?

На состояние погоды реагируют почти все живые организмы, но с разной степенью «оперативности» и с разной степенью очевидности для наблюдателя.

В процессе эволюционного развития живые организмы из поколения в поколение выработали способность чутко реагировать на всякие изменения погоды, и, научившись предугадывать эти изменения, они смогли приспособиться к ним, заранее прятаться в укрытия, оберегать себя от опасностей. Человечеством накоплено большое количество наблюдений за поведением животных и растений при изменении погоды, в результате которых появилось много примет. Но научный анализ этих наблюдений показал, что животный мир все-таки не предсказывает погоду, а реагирует на уже свершившиеся её изменения.

Чайки чутко реагируют на изменение атмосферного давления: их трубчатые кости, полые внутри, очень чувствительны к его изменению, как вакуумные коробочки барометра-анероида.

Давно замечено, что при хорошей, устойчивой погоде чайки садятся на воду, при плохой – бродят по берегу, при ветреной – летают над водой. Это свидетельствует об их умении приспосабливаться к установившейся на какое-то, даже короткое, время погоде.

При устойчивой спокойной погоде ветер обычно слабый, в воздухе тепло, вода прохладнее воздуха и над ней нет восходящих потоков. Чтобы держаться в воздухе, чайкам нужно интенсивно работать крыльями, они быстро устают и садятся на воду, продолжая охотиться за рыбой.

Перед штормом рыба, тоже чувствительная к изменению давления, уходит на глубину, и чайки ищут еду на берегу. При сильном ветре чайки, используя подъемную силу встречного потока воздуха, подолгу парят в нем.

Так же объясняется и низкий полет ласточек перед дождем. Ласточки питаются насекомыми, которых ловят на лету. Летом в хорошую погоду, когда воздух сухой, сильные воздушные потоки уносят мелких насекомых вверх, за ними поднимаются и ласточки. А перед дождем воздух становится влажным, крылышки насекомых набухают, сами они становятся тяжелее и опускаются к земле; вслед за ними устремляются и ласточки.

Рыбаки давно заметили, что часто при довольно теплой погоде и спокойном море исчезают прибрежные морские животные – медузы, крабы, креветки, а рыба уходит от берегов и скрывается в глубинах. Через некоторое время, как правило, на поверхности моря появляется рябь, волны усиливаются и начинается шторм. Если бы животные не ушли в море, они бы разбились волной о берег или были выброшены на сушу.

Ученые пришли к выводу, что при сильном ветре воздух, ударяясь о гребни волн, то сжимается, то расширяется, в результате чего возникают инфразвуки, которые и улавливают животные. И так как инфразвуки распространяются быстрее ветра, животные заранее узнают о приближении шторма.

Оказывается, пиявка, весящая всего полтора-два грамма, – чудесный барометр. Они чутко реагируют на изменение погоды и могут «предсказывать» ее. Обитают они в неглубоких озерах, прудах и болотах. Осенью, с наступлением холодов, они забираются в ил и впадают в спячку.

Летом, если пиявки спокойно ползают по дну или стеблям растений – это к хорошей солнечной погоде. В хорошую ясную погоду давление воздуха высокое, вода становится более обогащенная кислородом, и пиявки чувствуют себя хорошо на дне водоема. Если же они начинают подниматься наверх, выползать из воды - верный признак приближающегося ненастья. При понижении атмосферного давления, что обычно бывает перед выпадением осадков, содержание воздуха, в том числе и кислорода в воде уменьшается. Чувствуя его недостаток, пиявки выходят из убежищ и поднимаются наверх. Если посадить их в аквариум или банку, можно, находясь дома, наблюдать за их поведением и следить за изменениями погоды.

Множественный выбор

1. Выберите правильный ответ

а) Животный мир

1. не реагирует на изменения погоды;

2. способен предсказывать погоду;

3. реагирует на уже свершившиеся её изменения.

б) Летом, если пиявки спокойно ползают по дну или стеблям растений – это

1. к ненастью;

2. к хорошей солнечной погоде;

3. к шторму.

в) Перед штормом рыба

1. уходит на глубину;

2. выбрасывается на сушу;

3. плавает на поверхности воды

Вопросно-ответные упражнения

2. Почему при хорошей, устойчивой погоде чайки садятся на воду?

3. Каким образом прибрежные морские животные узнают о приближении шторма?

«Тонкие» и «толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа.

4. Составьте 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса по тексту, которые начинаются со слов

Верно ли ____________________________________________________________________?

Можно ли ___________________________________________________________________?

Что _________________________________________________________________________?

Объясните почему ____________________________________________________________?
Предположите, что будет если __________________________________________________?
В чём различие _______________________________________________________________?

и ответьте на них.

Перекодирование информации

5. Как реагируют животные на состояние погоды? Заполните таблицу.

Хорошая погода

Плохая погода

Чайки

Ласточки

Прибрежные морские животные

Пиявки

Заполнение таблицы

6. Используя прочитанный текст, заполните таблицу

        

Ключевые слова

Смысловые предложения

Основной смысл текста

Исправление

7. Найдите ошибки в тексте и исправьте их.

Чайки чутко реагируют на изменение атмосферного давления: их трубчатые кости, полые внутри, очень чувствительны к его изменению, как вакуумные коробочки ртутного барометра.

Давно замечено, что при плохой погоде чайки садятся на воду, при хорошей – бродят по берегу, при ветреной – летают над водой. Это свидетельствует об их умении приспосабливаться к установившейся на какое-то, даже короткое, время погоде.

При устойчивой спокойной погоде ветер обычно слабый, в воздухе тепло, вода теплее воздуха и над ней нет восходящих потоков. Чтобы держаться в воздухе, чайкам нужно интенсивно работать крыльями, они быстро устают и садятся на воду, продолжая охотиться за рыбой.

Перед штормом рыба, тоже чувствительная к изменению давления выбрасывается на берег, и чайки ищут еду на берегу. При сильном ветре чайки, используя подъемную силу встречного потока воздуха, подолгу парят в нем.

Викторина

8. Разгадайте загадки и объясните, при каком атмосферном давлении (по отношению к нормальному) происходит то или иное природное явление.

1. Заря – заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

2. Выше леса, тоньше полоса. (Дождь)

3. В холоде горой, в избе водой. (Снег)

7. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)

9. Продолжите заполнение таблицы «Народные приметы».

К пасмурной погоде

К хорошей, ясной погоде

Дым стелется к земле

Утром ясно, днем кучевые облака, к вечеру исчезают

1.

2.
3. Вечером обильная роса(+).
4. К ночи теплеет. (-)
5. Ветер к вечеру стихает. (+)
6. Куры и воробьи купаются в пыли. (-)
7. Облака идут против ветра. (-)
8. Раньше обычного закрывают свои цветки одуванчики и ноготки. (-)
9. Звезды слабо мерцают, имеют зеленоватый оттенок. (+)
10. Давление падает. (-)
11. Облака идут по ветру. (+)
12. Белые кувшинки не раскрывают своих цветков и не всплывают над водой. (-)
13. Слоистые облака приближаются с запада, опускаются, уплотняются. (-)
14. Солнце садится в тучу, закат имеет красноватый оттенок. (-)
15. Ласточки и стрижи летают низко над землей. (-)
16. В радуге резко выделяется полоса красного цвета. (-)
17. После дождя тепло. (-)
18. Ветер усиливается к вечеру и к ночи. (-)
19. Стрекозы собираются в стаи, их полет становится нервным, путаным, они гудят звонче обычного. (-)
20. Давление повышается. (+)

10. Объясните смысл пословиц

а) Ходит чайка по песку – моряку сулит тоску.

б) Если ласточки все круче – нечего бояться тучи.

11. Составьте кроссворд по тексту «Крылатые барометры» и «речные синоптики».

Называние

12. Как можно озаглавить данный текст? Предложите 3 варианта.

1.__________________________

2. __________________________

3. __________________________

Логическая перегруппировка/восстановление последовательности

13. Восстановите связный текст.

Если бы животные не ушли в море, они бы разбились волной о берег или были выброшены на сушу. Через некоторое время, как правило, на поверхности моря появляется рябь, волны усиливаются и начинается шторм. Рыбаки давно заметили, что часто при довольно теплой погоде и спокойном море исчезают прибрежные морские животные – медузы, крабы, креветки, а рыба уходит от берегов и скрывается в глубинах. И так как инфразвуки распространяются быстрее ветра, животные заранее узнают о приближении шторма. Ученые пришли к выводу, что при сильном ветре воздух, ударяясь о гребни волн, то сжимается, то расширяется, в результате чего возникают инфразвуки, которые и улавливают животные.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли

Мы знаем, что воздушная оболочка Земли имеет вес и оказывает на все находящиеся в ней тела некоторое давление. Это давление называется атмосферным. Насколько оно велико?

Формула давления p = ρgh для расчета атмосферного давления не подходит, так как атмосферный воздух не обладает постоянной плотностью (она на различных высотах разная) и не имеет определенной высоты (у атмосферы нет резкой границы). Тем не менее, узнать, чему равно атмосферное давление, можно.

Как измерить давление атмосферы, впервые догадался итальянский ученый Э. Торричелли. Предложенный им опыт был осуществлен в 1643 г. учеником Галилея В. Вивиани. В этом опыте использовалась запаянная с одного конца стеклянная трубка длиной около 1 м. Ее наполнили ртутью и, закрыв пальцем (чтобы ртуть не вылилась раньше времени), перевернув, опустили в широкую чашу со ртутью. После того как трубку открыли, часть ртути из нее вылилась и в ее верхней части образовалось безвоздушное пространство – «торричеллиева пустота». При этом высота столба ртути в трубке оказалась равной примерно 760 мм (если отсчитывать ее от уровня ртути в чаше).

Результаты этого опыта Торричелли объяснил следующим образом. «До сих пор, – писал он, – существовало мнение, будто сила, не позволяющая ртути, вопреки ее природному свойству, падать вниз, находится внутри верхней части трубки, т. е. заключается либо в пустоте, либо в веществе предельно разреженном. Однако я утверждаю, что это сила – внешняя – и что сила берется извне. На поверхность жидкости, находящейся в чаше, действуют своей тяжестью 50 миль воздуха. Что же удивительного, если ртуть... поднимается настолько, чтобы уравновесить тяжесть наружного воздуха».

Итак, атмосферное давление равно давлению столба в трубке: pатм = pртути

Если бы эти давления не были равны, то ртуть не находилась бы в равновесии: при pртути > pатм ртуть выливалась бы из трубки в чашу, а при pртути < pатм ртуть поднималась бы по трубке вверх.

Поэтому давление атмосферы можно измерять высотой соответствующего ртутного столба (выраженной обычно в миллиметрах). Если, например, говорят, что в каком-то месте атмосферное давление равно 760 мм рт. ст., то это означает, что воздух в данном месте производит такое же давление, какое производит вертикальный столб ртути высотой 760 мм. Большая высота ртутного столба соответствует и большему атмосферному давлению, меньшая  меньшему.

Если прикрепить к трубке с ртутью, использовавшейся в опыте Торричелли, вертикальную шкалу, то получится простейший прибор для измерения атмосферного давления  ртутный барометр (от греческого слова «барос»  тяжесть).

Наблюдая за высотой ртутного столба в трубке, Торричелли неожиданно для себя заметил, что атмосферное давление непостоянно и в зависимости «от теплоты или холода» (как писал он сам) высота столба ртути оказывается разной.

В настоящее время давление атмосферы, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 °С, принято называть нормальным атмосферным давлением.

Чтобы рассчитать это давление в паскалях, воспользуемся формулой гидростатического давления: Подставляя в эту формулу значения ρ = 13595,1 кг/м3 (плотность ртути при 0 °С), g = 9,80665 м/с2 (ускорение свободного падения) и h = 760 мм = 0,76 м (высота столба ртути, соответствующая нормальному атмосферному давлению), получим следующую величину: p = 101 325 Па.

Это и есть нормальное атмосферное давление.

Атмосферное давление, близкое к нормальному, наблюдается обычно в местностях, находящихся на уровне моря. С увеличением высоты над уровнем моря (например, в горах) давление уменьшается.

Вопросно-ответные упражнения

1. Почему давление атмосферы нельзя рассчитать так же, как рассчитывают давление жидкости на дно сосуда?

2. Что означает запись: «Атмосферное давление равно 750 мм рт. ст.»?

3. Как называют прибор для измерения атмосферного давления?

4. Какое давление называют нормальным атмосферным давлением? Чему оно равно?

5. Как изменяется атмосферное давление при увеличении высоты над Землей? Почему?

6. Как изменится опыт Торричелли, если вместо ртути взять воду?

Логическая перегруппировка/восстановление последовательности

7. Расположите картинки в правильном порядке и объясните, в чем заключался опыт Э. Торричелли.

Упражнение на дополнение

8. Восстановите предложения, заполнив пустые графы.

1. Вокруг Земли существует ___________, которая удерживается благодаря ___________ .

2. Воздух имеет _______и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.

3. В настоящее время давление атмосферы, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0 °С, принято называть __________________________________________.

4. С увеличением высоты над уровнем моря давление _______________________.

Верные/неверные утверждения

9. Установите, верны ли данные утверждения

1. Ртутный барометр – прибор для измерения давления в жидкости.

2. Нормальное атмосферное давление равно 760 мм при температуре 0 °С.

3. Для расчета атмосферного давления можно пользоваться формулой p = ρgh.

4. С увеличением высоты над уровнем моря (например, в горах) давление увеличивается.

5. Атмосферное давление непостоянно.

Перекодирование информации

10. На графике представлено изменение атмосферного давления в городе N с 23.02. по 08.03. По графику определите

а) в какие дни атмосферное давление было нормальным;

б) чему было равно атмосферное давление 26.02;

в) минимальное и максимальное атмосферное давление в данный период времени;

г) сколько дней атмосферное давление было выше нормального.

11. Опишите опыты, изображенные на рисунке. Что подтверждают данные опыты? 

Инсерт

12. Прочитайте текст, делая следующие пометки:

V – уже знал; 
+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

Заполните таблицу (краткие записи, ключевые слова, фразы)

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

Викторина

13. Прочитайте отрывок из сказки «Айболит» и ответьте, как изменяется давление воздуха

с изменением высоты?

…И горы перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти.

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду, что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

14. Подчеркните физические термины, используемые в тексте.

Работа с несплошным текстом

Называние

1. Придумайте название данному рисунку. Предложите 3 варианта.

1.__________________________

2. __________________________

3. __________________________

Вопросно-ответные упражнения

2. Отгадайте загадку: «Топится печка, а огня нет. Куда воздух входит, оттуда и дым выходит. Что это такое? (Кто это?)»

3. Какие физические законы и процессы лежат в основе дыхания?

4. С каким устройством можно сравнить дыхательный аппарат человека?

Восстановление / заполнение пропусков

5. Пользуясь данным рисунком, вставьте пропущенные слова в  название и текст статьи «Как мы_____________»

«Диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких _____________. Оно становится _____________, чем атмосферное. Атмосферный воздух проникает в легкие. Когда диафрагма сжимает легкие, объем легких  уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких ______________. Оно становится ______________, чем атмосферное. Атмосферный воздух выходит наружу».

Вопросно-ответные упражнения

1. В какой день атмосферное давление было нормальным?

2. Каким было атмосферное давление 22 мая?

3. Какое максимальное атмосферное давление было в мае 2006 года?

Перекодирование информации

4. Заполните таблицу, пользуясь данными графика.

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

31

Атмосферное давление, мм.рт.ст.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

5. Составьте 3 «тонких» и 3 «толстых» вопроса к данному графику. (Вопросы могут начинаться со слов «Что...?»,  «Когда...?», «Было ли...?», «Верно ли ...?», «Объясните, почему...?», «В чём различие ...?», «Предположите, что будет, если ...?», «Согласны ли вы ...?»).

Верные/неверные утверждения

6. Установите, верны ли данные утверждения:

1. 5 мая атмосферное давление было выше нормального.

2. Разница между минимальным и максимальным атмосферным давлением в мае была равна 25 мм.рт.ст.

3. Самое низкое атмосферное давление было зафиксировано 27 мая.

Используемые источники

Класс!ная физика

http://class-fizika.ru/pog5.html

Гипермаркет знаний

http://edufuture.biz/index.php?title=%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F._%D0%9E%D0%BF%D1%8B%D1%82_%D0%A2%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии в 5 классе (ФГОС). Тема "Атмосферное давление. Ветер".

Тема урока: «Атмосферное давление. Ветер»Предмет: географияКласс: 5 (ФГОС)Автор урока: Резникова Е.В., учитель географии 1 квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ &laqu...

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Методическая разработка "ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для формирования навыков смыслового чтения"

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на ур...

Методическая разработка "ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для формирования навыков смыслового чтения "

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на ур...

Методические приёмы по формированию навыков смыслового чтения у кадет в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.

Статья отражает приёмы по формированию навыков чтения у кадет во внеурочной деятельности и дополнительном образовании....

Формирование навыков смыслового чтения при изучении биографии И.А.Бунина

Смысловое чтение является важной составляющей функциональной грамотности учеников.Работа над формированием навыков смыслового чтения ведётся в системе на всех учебных предметах.В представленном матери...

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....