Методическая разработка "ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для формирования навыков смыслового чтения "
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Буралова Зинаида Гунзеновна

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на уроках русского языка. Они представляют собой пакет заданий программной теме «Текст. Типы текста и стили речи» по УМК Т.А.Ладыженской «Русский язык.

Актуальность заключается в том, что задания сформулированы по  требованиям ФГОС ОО с опорой на принципы личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов к организации обучения русского языка с использованием  национально-регионального компонента. Новизна же проявляется в использовании фрагментов  из художественных, публицистических произведений бурятских писателей и поэтов, устного народного творчества, а также авторских  текстов, составленных на этнокультурном материале. Отобранные тексты и составленные к ним задания позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc514.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Курумканский район»

Управление образования Курумканского района

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

для формирования навыков смыслового чтения

Составители: Буралов Б.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Элысунская ООШ»

Буралова З.Г.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Вместо предисловия

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на уроках русского языка. Они представляют собой пакет заданий программной теме «Текст. Типы текста и стили речи» по УМК Т.А.Ладыженской «Русский язык.

Актуальность заключается в том, что задания сформулированы по  требованиям ФГОС ОО с опорой на принципы личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов к организации обучения русского языка с использованием  национально-регионального компонента. Новизна же проявляется в использовании фрагментов  из художественных, публицистических произведений бурятских писателей и поэтов, устного народного творчества, а также авторских  текстов, составленных на этнокультурном материале. Отобранные тексты и составленные к ним задания позволяют сформировать не только комплекс необходимых знаний, но и культурологическую компетентность школьника.

Данные дидактические материалы предполагают развитие умения говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты и содержат различные задания, которые  систематизированы по технологии смыслового чтения текста. В дидактических материалах выделены следующие разделы:

- упражнения при работе над основными понятиями текста;

- упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций;

- упражнения на понимание прочитанного.

- упражнения на формирование умений учащихся определять типы и стили речи

- упражнения для формирования надпредметных умений.

Содержание каждого раздела реализуется в комплексе через соответствующий дидактический материал с помощью различных упражнений – письменных и устных. Упражнения для формирования метапредметных компетенций продиктованы современностью  и требуют таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Общими приоритетами методической разработки являются развитие словесно-логического мышления, умения классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, говорить, слушать, понимать, рассуждать на заданные темы, создавать собственные тексты.

Практическая значимость данных дидактических материалов связана с возможностью использования данных дидактических материалов как на уроках, так и для внеклассной работы.

1. УПРАЖНЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ОСНОВНЫМИ ПОНЯТИЯМИ ТЕКСТА

В данном разделе даны упражнения на сопоставление текста и плана. Задача — сопоставить пункты плана с частями текста. Эта работа позволит ученикам понять, какую работу им предстоит выполнить при составлении собственного плана. Формируется умение видеть начало и конец законченного фрагмента текста, делить текст на смысловые части. Разделить текст на смысловые части и подобрать заголовок к каждому отрывку. Это уже работа над собственным планом; удобно использовать упражнение, в котором, например, уже озаглавлены первые две части текста, а остальные пункты плана ученику предстоит озаглавить самостоятельно.

Упражнение 1. Продолжите следующие предложения.

Текст – это…

Тема текста – это то, …

Основная мысль – это …

Предложения в тексте связываются … и …

Существуют три типа текстов: …, … и …

К книжным стилям речи относятся: …, …, …, …

Упражнение 2. Определите тип речи по вопросу, заданному к тексту.

  1. Каков предмет?
  2. Почему?
  3. Что произошло?

Упражнение 3. Сравните темы сочинений. Определите тип речи, который можно использовать в сочинениях на данные темы.

  1. а) Спорт в моей жизни.

б) Мой любимый вид спорта.

в) Почему я люблю спорт?

 

Упражнение 4. Прочитайте текст. Определите тип речи, тему, основную  мысль текста.

Разделите текст на абзацы: у вас должно получиться 4 абзаца.

Сказка «Как рачки спасли Байкал»

Жили-были в Байкале рачки Эпишура. Они приносили большую пользу Байкалу, очищая воду, пропуская ее через себя. Вода в Байкале была чистая и прозрачная.  Но вдруг пришла беда. В озере появились водоросли Cпирогиры. Рачки стали болеть, меньше очищать воду. Вода у берегов позеленела, начала умирать рыба. Собрались рачки на совет и стали думать, как избавиться от Спирогиры. Она длинная, вниз растет до сорока метров. Решили рачки обрезать длинные водоросли и закапывать их в ямку. Долго рачки работали и много закопали водорослей. Вода стала светлее и чище. Прошло немного времени, и Спирогиры стало еще больше. Снова собрались рачки на совет. Решили позвать на помощь других животных Байкала. Придумали они сделать сетку из железа и выловить все водоросли. Изготовили сеть и собрали у берегов всю Спирогиру. Прошло время, и снова затянули водоросли берега Байкала. Совсем отчаялись рачки. Решили они обратиться к человеку. Пусть человек поможет им. Написали они письмо и попросили: «Люди, очистите от мусора берега Байкала, потому что, чем больше мусора, тем быстрее растут водоросли. Постройте пароход, который ходит по Байкалу и собирает Спирогиру. Придумайте лекарство, чтобы водоросли погибли, а жители Байкала выздоровели». Запечатали письмо в бутылку и отправили на берег Байкала. Получили письмо люди и стали думать, как помочь. Рачки теперь ждут и надеются, что скоро придет им помощь. Байкал снова станет, как прежде, самым чистым озером в мире.

Задание: 

1. Составьте план текста и перескажите содержание.

Упражнение 5. Определите по первому предложению первого абзаца текста

- стиль речи, свойственный тексту;

- тип текста;

- тему текста;

- предложите возможное развёртывание темы.

Тексты абзацев для анализа и прогнозирования

Если вы выбрали  описание, то первое предложение задаёт объект описания, далее будут даны его признаки. В описательных текстах господствуют прилагательные и глаголы несовершенного вида.

Если вы выбрали повествование, то первое предложение может быть обозначением места и времени действия. В повествовании преобладают глаголы и различные повествовательные слова.

Если вы выбрали  рассуждение, то первое предложение – тезис, далее должны следовать доказательства и вывод. Рассуждение отличает строгая логическая последовательность.

Задание:

-Прочтите первые предложения  и, основываясь на его содержании, определите тип текста.

- Определите стиль речи.

-Скажите, о чем пойдет речь в тексте.

- Напишите свой вариант продолжения текста (2-3 предложения).

-Прочтите весь текст и проверьте себя.

1) Древняя бурятская легенда гласит, что давным-давно произошло сильное землетрясение. 

Чтение текста-оригинала. 

Древняя бурятская легенда гласит, что давным-давно произошло сильное землетрясение.  Земля развалилась, и снизу бушевало адское пламя. Испепеляющий огонь пожирал всё на своем пути. Люди молились всем богам, чтобы остановить пламя, но ответа не было. В безмерном отчаянии люди плакали: « Бай гал! (Огонь, остановись!)». Чудесным образом огонь вдруг угас. Вместо этого трещина была заполнена чистой прозрачной водой. Так появилось озеро Байкал. (Легенда о том, как появился Байкал)

Дополнительная работа. Выпишите изобразительно-выразительные средства. Какова их роль в тексте?

Аналогичная работа с другими текстами

2) Ландшафт побережья Байкала очень разнообразен. Наибольшую часть занимает тайга, местами она заболочена. Много труднопроходимых мест, где нет ни дорог, ни поселений. Но много и таких участков, которые выглядят гостеприимно: теплый песочек, могучие сосны и кедры, пахучий багульник. А с другой стороны – широкие степи, высокие скалы с лесными массивами сибирской лиственницы.

3) Повздорили однажды два барана и начали бодаться. Увидела их пробегавшая мимо лиса, остановилась. «Если эти двое не успокоятся, то поубивают друг друга. А значит, будет мне мясо на обед», – подумала лиса и присела на обочине дороги. Сидит, ждет. Долго ждала, наконец не вытерпела. «Сбегаю, – думает, – посмотрю, что они там не поделили». Подбежала поближе и увидела, как из пораненных бараньих рогов капает кровь на землю.

– А ведь здесь уже сейчас можно полакомиться! – обрадовалась лиса. И когда бараны разошлись на несколько шагов, чтобы с разбега ударить друг друга рогами, лиса успела подбежать и слизать свежую кровь с травы. Словчила лиса один раз, словчила в другой. А в третий раз не успела отскочить в сторону, схлестнулись бараньи рога и в лепешку раздавили лису. Так она бесславно и окончила свой век. (Бурятская сказка «Два барана и лиса»).

4)  Наш бурятский хоровод

 Взяться за руки зовёт.

Если встанешь с нами в круг,

Значит, ты – хороший друг.

Ёохор наш танцуют так:

Влево шаг, направо шаг,

Шаг вперёд и шаг назад

Величальной песне в лад.

И весну, и Новый год

Славит ёохор – хоровод.

Как великое богатство

Бережёт его народ.

5) Белая пища в Бурятии считается священной. Саламат – основа основ бурятской национальной кухни. Ни одно празднество не обходится без саламата. Он всегда во главе стола. Это блюдо считается обрядовым у бурят. С ним встречают гостей, его несут в дацан в качестве подношения.

2. УПРАЖНЕНИЯ НА ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Такие упражнения приучают учащихся к внимательному, вдумчивому чтению. Упражнения состоят из текста и нескольких истинных и ложных утверждений.

Упражнение 1. В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

А. Буряты называют Баргузинскую долину «Землей тысячи духов». Священна она уже потому, что тут родилась Оэлун-джин, мать Чингисхана. Как гласит легенда, сам Чингис Хан завещал тайно похоронить его здесь – на земле предков.

Б. Баргузинская долина - одно из самых уникальных мест восточного берега Байкала и республики Бурятия. Начинается она у истока реки Баргузина и тянется на северо-запад примерно 250 км, достигая ширины около 35 км. 

В. Если обратиться к монгольским летописям XIII века, то можно увидеть, что эта земля между Баргузинским и Икатским хребтами в то время носила название «Баргуджин Тукум», что означает «край света».

План:

  1. Долина Баргузина уникальное место.
  2. Земля Баргуджин-Тукум.
  3. Священная земля духов.

Задания:

  1. Озаглавьте текст  и обоснуйте, почему вы выбрали такое название.
  2. Определите и запишите основную мысль текста.
  3. Определите тип текста.

Упражнение 2.

Самая извес..ная л..генда связана с образованием р..ки Ангары. 

Было у старого богатыря Байкала триста тридцать шесть сыновей и единственная дочь Ангара, которую он прятал на морском дне. Когда пришло время Ангаре выйти замуж, отец задумал о..дать ее за соседа Иркута. Но чайка, прил..тевшая издалека, ра..сказала девушке про красивого б..гатыря Енисея, и зажглось сер..це Ангары любовью. Она обманула отца, пробила горный хребет и вырвал..сь из моря. Обнаружив побег, Байкал в ярости кинул вслед дочери скалу, которая стоит у истоков Ангары и которую люди прозвали Шаман-камнем.

Задания:

1. Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

2. Определите стиль текста, обоснуйте своё мнение.

3. Какова тема, основная мысль?

4. Озаглавьте текст, подберите разные варианты названий.

5. Какие слова употреблены в переносном значении?

6. Подберите к слову «исток» синонимы.

7. Выпишите номера истинных утверждений:

  1. Легенда о Байкале.
  2. Ангара пробила горный хребет.
  3. Чайка рассказала о красивом богатыре Иркуте.
  4. Скала называется Шаман-гора.
  5. Байкал прятал Ангару на дне морском.

Упражнение 3.

На круглой тарелке тесно разместились белые нераскрывшиеся бутоны. Они похожи на цветочные розетки. Верхушку венчает разбегающиеся по кругу тридцать три лепестка-защипа. Подпирая друг друга, лепестки тесно сгруппированы, а из отверстия на самом верху тонкой ниткой тянется струйка душистого аромата.

Все это напоминает бурятские юрты, которые, несмотря на свою простоту, устроены очень умно. В круглом по форме жилище в середине располагается очаг, а дым выходит из отверстия в крыше. Зимой в юртах тепло, а в жару — прохладно. Причиной является хороший воздухообмен. Подобный процесс происходит и при варке этих гастрономических шедевров – бууза.

Я осторожно беру одну из них с тарелки и аккуратно придерживаю донышко, чтобы не повредить. Надкусываю у самого края, и вот он – смак! Обжигающий отвар, который все это время находится внутри, создает неповторимое волшебство вкуса.
Сочного горячего бульона всего глоток, но он самый главный — национальный вкус Бурятии.

Задания:

1. Озаглавьте текст, определите его стиль, докажите.

2. Согласны ли вы с утверждениями, предположениями автора? Подтвердите своё мнение примерами.

3. Докажите, что это текст, какие средства межфразовых связей использует автор?

4. Распределите в два столбика номера истинных и ложных утверждений:

  1. Нераскрывшиеся бутоны лотоса на плоской тарелке.
  2. Бууза напоминает бурятскую юрту.
  3. Плохой процесс воздухообмена является причиной холода в юрте.
  4. Верхушку буузы венчает 33 лепестка-защипа.
  5. Юрта устроена очень умно, просто и хитро.
  6. Бууза - национальное блюдо Бурятии.

Упражнение 5.

«Бурятия – это сердце Азии, расположенное почти в самом её центре. Русская рубленая изба здесь соседствует с кочевой бурятской юртой, Сибирь встречается с Монголией, а елово-кедровая тайга проникает в сухие степи. В Бурятии естественно сочетаются ландшафты Швейцарии и Тибета, леса и степи Европейской России и Маньчжурии. Уникальное разнообразие ландшафтов - от горно-тундровых и горнотаёжных до степных и полупустынных – в совокупности с крупнейшим в мире и древнейшим пресноводным озером Байкал определяют особое значение и ценность природы республики», – так повествует о моей Родине историко-культурный атлас Бурятии.

Задания:

1. Какова тема, основная мысль текста?

2.Озаглавьте.

3. Выпишите номера ложных утверждений:

1) В Бурятии сочетаются леса Швейцарии и степи Маньчжурии.

2) Рубленая изба соседствует с бурятской юртой.

3) Сибирь встречается с Тибетом.

4) В центре Европейской России расположена Бурятия.

5) Разнообразие ландшафтов и пресноводное озеро Байкал определяют ценность республики.

Упражнение 6.

Шагай – это баранья лодыжка. Игра лодыжками  была известна ещё в древней Месопотамии более 30 столетий назад. В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» - играли не только дети, но и взрослые.

Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.

Шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи.

Задание: Прочитайте утверждения в таблице. Правдивы ли они?

Если утверждение верное – напротив поставь букву А, если утверждение неверное – поставь напротив букву Б.

Утверждение

 А («да»), Б («нет»)

1) Косточки раскрашивались в разные цвета

2) В игру «шагай» играли только дети

3) Игра была известна в Месопотамии более 30 столетий назад

4) Не в каждом доме имелись эти косточки

5) Игры требовали ловкости, быстроты, терпения

6) Шагай собирались вечерами

Упражнение 7.

Сегодня Сурхарбан – это достояние национальной культуры Бурятии. На него съезжаются все земляки, чтобы под ясным солнечным небом окунуться в увлекательнейшую историю своих предков. Не обходится праздник без песен и плясок. В развлекательную программу Сурхарбана неизменно входят смотр народных костюмов, выступления национальных певцов и зажигательных танцовщиков ёохора. Но как бы ни менялось время, Сурхарбан всегда был и останется удивительно привлекательным – радостным, как песня, сильным, как воля к победе и стремительным, как полет скакуна.

Задание:

1. Можно ли данный отрывок назвать текстом? Если да, то докажите это.

2. Разбейте текст на абзацы по микротемам.

Упражнение 8.

С незапамятных времен живут на Байкале четыре ветра, один сильнее другого.

Тот ветер, который обдувает Байкал с севера, именуется Верховиком или Ангарой. С ним соседствует вихрь, прозванный Баргузином. Он поднимается оттуда, где летом восходит солнце, с восточного берега. Западный ветер зовут Култуком. И еще один ветер. Зовут его Сарма. Он поселился на Ольхоне, на прибрежных скалах этого острова…

Задание:

  1. Какова основная мысль текста?
  2. Озаглавьте.
  3. Выпиши имена собственные.
  4. Придумайте третий абзац и концовку текста.
  5. Придумайте ещё 5 имен собственных, связанных с Бурятией.

Упражнение 9. В тексте перепутаны абзацы, но план составлен верно. Восстановите текст.

А. Одним из таких мест, затерянным миром, в которое тысячелетиями не вмешивалась цивилизация, является остров в реке Баргузин — Умхей. Среди горных просторов и непроходимой тайги текут прозрачные и холодные воды горной реки Баргузин. И вот посреди ее вод образовался небольшой островок суши, на котором из-под земли бьют горячие лечебные источники.

Б. Курорт расположен на острове, посреди реки Баргузин, на стыке двух горных массивов – Баргузинского и Икатского. Замечательное расположение курорта обеспечивает отдыхающим массу незабываемых впечатлений. Прекрасный сосновый бор, окружающий курорт, приятно сочетается с чистотой прозрачного горного воздуха и свежестью реки Баргузин. 

В. Есть на планете Земля места, которые спрятаны от многочисленных глаз. Не каждому дано до них добраться, и не каждый в потоке бесконечных многочисленных дел предпочтет туда поехать. А зря! Эти места — маленькие осколки утраченного рая. Они разбросаны по миру и жизнь в них как будто замирает. Здесь бег времени останавливается, и появляется возможность не спеша поразмыслить над сущностью мироздания, смыслом жизни, своим предназначением.

План:

  1. Эти места - маленькие осколки утраченного рая.
  2. Умхей - небольшой островок суши.
  3. Замечательное расположение курорта

Задания:

  1. Озаглавьте текст  и обоснуйте, почему вы выбрали такое название.
  2. Определите и запишите основную мысль текста.
  3. Определите тип текста.

Упражнение 10.

Мой о(т/д)чий край в народе вел(е/и)чают
Высокой подн(и/е)бесною  з(и/е)млей.
В(е/и)ликолепье тёмных скал в(е/и)нчает
Бархан - гора в..ршиной л..дя(и/)ной.
Мой о(т/д)чий край с(а/о)се(т/д)ствует с Байкалом
И Баргузин всю ж(ы/и)знь сп(и/е)шит туда, 
Где медле(н/нн)о вздымает вал за валом
Без(с/з)до(н/нн)ая, были(н/нн)ая вода…(Н.Дамдинов – народный поэт Бурятии)

Задания:

1. Перепишите текст, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы, и расставляя знаки препинания.

2. Какова тема, основная мысль текста?

3. УПРАЖНЕНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ

Упражнения на восстановление разнообразных синтаксических конструкций помогут сформировать умение грамотно строить текст, использовать разнообразные по структуре предложения, избежать повторов. Каждое упражнение – это испорченный текст, который мог бы быть интересным по содержанию, но выглядит смешным из-за навязчивых повторений и обрубленных предложений.

Упражнение 1.

Дулма подбежала к окну. Дулма распахнула окно. Дулма вскрикнула от испуга.

  • Соедините три предложения в одно с однородными сказуемыми. Используйте союз и. Устраните ненужный повтор. Запишите в исправленном виде.

Текст-оригинал.

Дулма подбежала к окну, распахнула его и вскрикнула от испуга.

Упражнение 2

У бурят считалось, стрелять из лука должен уметь каждый – мужчина ты, женщина, ребенок. Так же, как скакать на коне. Дети, едва начав ходить, брали в руки лук, умели управляться со скакуном. Такие умения были залогом выживания, вопросом жизни, смерти, сейчас это только традиция.

  • Сделайте текст связным. Вставьте в него слова: когда-то, что, или, уже, и, тогда, а.
  • Разбейте текст на абзацы.

Текст-оригинал.

Когда-то у бурят считалось, что стрелять из лука должен уметь каждый – мужчина ты, женщина или ребенок. Так же, как скакать на коне.

Дети, едва начав ходить, уже брали в руки лук и умели управляться со скакуном.

Тогда такие умения были залогом выживания, вопросом жизни и смерти, а сейчас это только традиция.

Упражнение 3

Сделайте текст более связным. Вставьте в него слова тёмным, мне, вдруг, тёмными, часто, скалистыми, вперёд. Определите тип и стиль речи, ответ обоснуйте.

Как-то осенним вечером случилось плыть по полноводной реке Баргузин. На повороте реки, впереди под горами мелькнул огонёк. Я не поверил: так и стоял, выступая из неопределённой тьмы.

Мне вспоминается теперь и эта тёмная река, затенённая горами, и этот живой огонёк.

Упражнение 4

Вставьте, где уместно союзы и, как, но. Предложение с прямой речью замените предложением с косвенной речью, объясните знаки препинания.

Сорока и ее птенцы (бурятская сказка)

Однажды сорока обратилась к своим птенцам со словами:
– Дети мои, вы уже выросли, настало время вам самим добывать еду, жить своей жизнью.
Сказала она так, оставив гнездо, полетела с птенцами в соседнюю рощу. Показала им, ловить мошек да букашек, из таежного озера воду пить. Птенцы ничего не хотят делать сами.

Упражнение 5.

Стала дочка Сэндэма хозяйство вести, всё (то) Сэндэма умеет, всё (то) у Сэндэмы ладится.(2). Любил отец Сэндэму. Рад был, что такая умная и работящая растёт (1). Из себя (то) Сэндэма красавица писа(н,нн)ая, а сёстры её зав(и,я)дущие да жаднющие. Из себя (то) они (не)красивые, а модницы (перемодницы).  Весь день сидят, белятся, румянятся, в обновки нар(я,и)жаются.(2).

  • Запишите текст в исправленном виде, в скобках указано, сколько предложений должно получиться.
  • Устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Составьте  бессоюзное сложное предложение, употребите повторяющийся союз да-да при однородных сказуемых.
  • Решите орфографические задачи.

Упражнение 6.

В июне мы поехали к бабушке в деревню Хонхино. Мы взяли с собой Чапку и Усика. Вечером мы приехали к бабушке. Утром пошли на речку ловить рыбу. Чапка рыла лапками землю. Я собирал червяков в баночку. Все пошли искать место на речке, я нёс удочку, Чапка баночку с червями, а мама и Усик – ничего.(2). Мы сели на берегу. Мы начали наживлять червяка на крючок. Я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки. Мы вернулись домой с одной лягушкой. Маму и Усика я больше не возьму ловить рыбу.

  • Исправьте текст. Вставьте, где уместно слова: и, а, потом, пока, с собой. Объясните подчёркнутые орфограммы.
  • Докажите, что это текст, озаглавьте его.
  • Определите тип и стиль речи.
  • Кто это – Чапка и  Усик?

Упражнение 7.

Богатырь Байкал

В старые времена могучий Байкал был веселым, добрым. Крепко любил Байкал свою единственную дочь Ангару. Красивее Ангары не было на земле. Днем Ангара светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. Кто ни ехал мимо Ангары, все любовались Ангарою, все славили Ангару. Все перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли - спускались низко, на воду Ангары садились редко.

  • Устраните ненужные повторы, вставьте, где нужно, слова: и, а, бы, даже, но
  • Определите тип речи.

Упражнение 8.

Амгалан возвращался домой. Амгалан ехал по широчайшим асфальтовым улицам Курумкана. Улицы были освещены ярче, чем дома.(1). Цепь фонарей бежала над ними высоко в небе. Фонари были похожи на шары. Шары наполнены как бы белым кипящим молоком, вокруг фонарей сыпалась, пела, погибала мошкара.(1).

  • Объедините простые предложения в сложные, используя союзы: и, который. В скобках указано, сколько предложений должно получиться.
  • Замените, где возможно, глаголы причастиями, объясните знаки препинания.

Упражнение 9.

В одно пр..красное  утро последних дней мая с..дел я в нашем садике. Я читал г..зету.(1). Вдруг вн..мание моё было отвл..чено от г..зеты усиле..ым чириканьем и вознёй целой стаи воробьёв, штук в тридцать – сорок, которые обл..пили наши р..зановые кусты.(2).

  • Устраните ненужные повторы.
  • В сложном предложении замените придаточную часть причастным оборотом.
  • Решите орфографические задачи.

4. УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ

Данные в этом разделе псевдотексты составлены из авторских текстов и отрывков научно-популярных статей. Задания повышают мотивацию к учению, уровень осмысления языковых единиц, эффективность усвоения программного материала и повышают культурологическую компетентность школьника. Учащиеся овладевают умениями практически выделять стилистически единые отрывки произведений, теоретически обосновывать их единство, выявлять языковые текстообразующие элементы.

Упражнение 1. Познакомьтесь с текстами. Обозначьте речевую ситуацию. Одинаковое ли содержание этих текстов, использованные средства языка? Чем это объясняется?

1.  -Ну, что, Бадма, рассказать тебе о Байкале? О нем можно говорить много и долго. Да ты, наверно, слышал, что Байкал – самое глубокое, чистое озеро. Добавлю лишь вот что. Многие почему-то считают, что Байкал есть только в Иркутской области. Нет, и у нас, на бурятской стороне, много красивых мест. Чего стоят только Байкальский заповедник, Посольский монастырь, Энхэлук и Сухая, источники в Горячинске, Гремячинск и Турка, Святой нос и Чивыркуйский залив с нерпами! Правда, сейчас Байкал переживает трудные времена, маловодье и загрязнения. Но, я думаю, будем стараться сохранить для потомков красоту Байкала. В общем, классно у нас на Байкале, приезжай – увидишь.

2. Байкал раскинулся с северо-востока на юго-запад и находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро имеет тектоническое происхождение и находится в инертном рифтовом углублении, схожем по структуре с бассейном Мертвого моря. Со всех сторон – сопки и горные хребты. Форма озера напоминает огромный лунный серп. Восточное побережье имеет плоский хребет. Западное побережье обладает более стремнистой и отвесной плоскостью.

В воде и на суше обитают более чем 3500 видов животных и растений. Многочисленные исследования зачастую обнаруживают новые виды, список обитателей продолжает пополняться. Около 80% фауны являются эндемиками, встречаются исключительно в озере Байкал.

3. Меж высоких гор, в бескрайней тайге раскинулось величайшее в мире озеро Байкал — славное сибирское море. Неизведанной и загадочной страной была Сибирь в давние времена - дикая, студеная, пустынная. Немногочисленные племена сибирских народностей - буряты, якуты, эвенки, тофалары и другие - кочевали по необъятным сибирским просторам. Для их кочевий самыми притягательными и щедрыми были прибрежья священного Байкала, тайга и степи между могучими реками Ангарой, Енисеем, Леной, Нижней Тунгуской и Селенгой, белые дали тундры вплоть до Северного Ледовитого океана.

4. В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро. Китайцы в древних хрониках именовали его "Бэйхай" - "северное море", эвенки называли его Ламу - "море", бурят-монголы - "Байгаал-далай" - "большой водоем". Первые русские землепроходцы Сибири употребляли эвенкийское название "Ламу". После выхода отряда Курбата Иванова на берег озера русские перешли на бурятское название "Байгаал". При этом они лингвистически приспособили его к своему языку - Байкал, заменив характерное для бурят "г" на более привычное для русского языка "к". Происхождение названия "Байкал" точно не установлено. Наиболее распространена версия, что "Байкал" - слово тюркоязычное, происходит от "бай" - богатый, "куль" - озеро, что значит "богатое озеро"

5. В далекие времена на том месте, где сейчас Байкал, рос дремучий лес. Птицы и зверя в этом лесу было так много, что человеку пройти было трудно. Среди птиц выделялась одна, она была величиной с большого осетра. Крылья у нее были огромные, сильные, если заденет дерево, оно с корнем на землю падает, заденет за скалу - скала разлетается. Люди боялись той птицы и убить ее никак не могли, потому что, когда она летала, от нее такие горячие лучи шли, что охотники замертво падали. Но вот родился среди людей один человек. Рос он не по дням, а по часам.

Вскоре он вырос богатырем и никакой силы не боялся пошел к нему народ просить, чтобы он всех от беды избавил и ту огненную птицу убил. Послушался богатырь. Из ста деревьев себе лук сделал, из двухсот лесин стрелу вытесал и отправился на охоту. Вскоре вся земля содрогнулась. Упала от меткого выстрела та птица, огонь начался такой, что небу жарко стало. Народ разошелся из этой тайги по горам и увидел, как сквозь пламя столбы воды пробиваются. Так море на том месте стало. Когда земля и тайга горели, народ все кричал: "Байкал, Байкал!" Когда море стало, за тем местом имя Байкал из века в век сохранилось. То ли пожар большой народ называл Байкалом, то ли ту птицу так называли, а может, это слово означало "много воды"… только запомнили люди, что место это Байкалом зовут.

Задание:

1. Определите типы и стили речи, докажите.

2.Как вы понимаете выражение официальная и неофициальная обстановка?
Сгруппируйте примеры в таком порядке: сначала те, которые обозначают
неофициальную (непринужденную) обстановку, затем те, которые обозначают
официальную (обстановку).

Упражнение 2. Прочитайте «лжетекст» и найдите отрывки, различные по типу и стилю речи. Определите тип и стиль каждого.

Сурхарбаан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). «Сурхарбаан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень. Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбаан — стало названием всего праздника.

Историю Сурхарбана можно проследить в глубокой древности. Мероприятие являлся своеобразным военным смотром: в эти дни военачальники проводили военные смотры и отбирали лучших воинов в свои дружины. Каждое племя старалось выставить самых сильных бойцов, самых горячих коней и самых ловких наездников. Каждому хотелось одержать победу и честь служить хану. Чингисиды ушли, а праздник остался.

Для стрельбища выбирали ровное место и расставляли вплотную друг к другу «суры» — комки шерсти, обшитые кожей. Победителем считался тот, кто выбивал больше мишеней. Стрельба велась с дистанции 30 луков и 20 луков. Лук имел длину около 160 см. 

После стрельбы проводились соревнования баатаров-борцов. В борьбе проигравшим считался тот, кто дотрагивался рукой или коленом земли или поверженный на лопатки. Победитель исполнял танец орла, в награду получал живого барана, которого уносил на руках. В конце соревнований лучший баатар вызывал на состязание всех желающих.

Скачки проводились на дистанции 3-4 километра. Лошадей специально готовили к скачкам за несколько недель до праздника. Занимались этим опытные ладильщики. Наездниками (хулэг) были подростки, которые находились при ладильщиках. Хороший наездник погонял коня двумя плетьми, опустив уздечку. На финише лошадей ловили специальные люди. После скачек произносилась хвала коню-победителю - Соло.

На традиционном летнем празднестве широко проявлялось бурятское гостеприимство, сила, ловкость и неукротимая воля. Издавна буряты проводили особые обряды, воспевающие начало лета и пробуждение природы: разливы рек, живописное разнотравье, хозяйственное изобилие. 

Упражнение 3. Прочитайте «лжетекст» и найдите отрывки, различные по типу и стилю речи. Определите тип и стиль каждого.

На восточном берегу Байкала высится гора «Бархан-Уула», охраняющая с севера буддийское учение. Упоминания о ней встречаются не только в местном фольклоре, но и в тибетских письменных источниках. В последних говорится, что в Бурятии и Монголии есть пять мест, где обитают главные духи, и самое северное из них — это как раз и есть живописная гора «Бархан-Уула».

Сегодня на гору приходят и буддисты, и шаманисты, чтобы поклониться духам. Считается, что поднявшийся на «Бархан-Уула» человек в течение года будет чувствовать в себе особую силу. На скалах можно рассмотреть фигуру Будды, но она открывается лишь тем, кто ведет праведную жизнь. 

«Бархан-Уула» — одна из главных вершин Баргузинского хребта, ее высота составляет 2514 метров. У бурят горы традиционно считались местом обитания самых сильных духов. По горам проводили границы, горы защищали родные земли от врагов. Уходя пиками в небо, именно горы были дорогой к божественному миру.

По мифологии бурят, гора Бархан-Уула — это место пребывания Бархан Баабай и Хажар Сагаан-нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей, спустившихся на землю. На плато Тэптээхэй, перед самой вершиной находится почитаемое с древнейших времён «обо» в честь духа этой горы.

Осенью 2009 года гора Бархан-Уула была признана лучшим чудом природы Бурятии: она заняла первое место в республиканском конкурсе «7 чудес природы Бурятии». Более 30 тысяч голосов было отдано именно этой священной горе.

5. УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ

Упражнения данного раздела предусматривают формирование надпредметных умений учащихся – это универсальные способы получения и применения знаний. Они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

Задание 1. Изучи страницу форума (рис. 3) и ответь на вопросы.

Вопрос А. Определи, в каком порядке нужно совершать действия, чтобы вырастить картофель под соломой. В ответе запиши верную последовательность букв. Ответ:______________

А) Прикрывание картофеля землѐй        Б) Раскладывание соломы в проходах между всходами        В) Обработка земли

Г) Раскладывание соломы слоем толщиной 5 см        Д) Раскладывание картофеля по земле

Вопрос Б. Один из пользователей форума может удалять некорректные высказывания других форумчан и лишать их доступа к форуму за нарушение правил. Запиши в ответе имя этого пользователя. Ответ: _______________

Вопрос В.Прочитай утверждения в таблице. Правдивы ли они? Если утверждение верное– поставь напротив букву А, если утверждение неверное –поставь напротив букву Б.

Утверждение

А («Да»), Б («Нет»)

  1. На данной странице упоминаются такие вредители, как гусеницы

  1. Форум предназначен для садоводов-любителей

  1. В теме о вредителях 17 сообщений на 2 страницах

Задание 2. Изучи страницу форума о домашних животных (рис. 1) и ответь на вопросы .

Прочитай сообщение пользователя этого форума и ответь на вопросы:

Мы купили щенка таксы год назад. Он был такой смешной и милый. Правда, грыз обувь и ножки стульев, но мы думали, что это пройдѐт, когда он вырастет. Сейчас Макс продолжает это делать всѐ больше и портит наши вещи. Ничего нельзя оставить на полу и даже на столе, на полках, на диване. Мы проконсультировались у специалистов в питомнике. Оказалось, что таксы – охотничьи собаки и им нужно много двигаться. А у нас нет возможности с ним долго гулять: мама с папой работают, а я после школы хожу на секцию. Может, найдутся желающие взять Макса себе? Мама грозится отдать его в приют.

Какие ошибки, судя по данному сообщению, совершили члены семьи данного пользователя? Обведи буквы выбранных ответов.

А. Не поставили прививки, чтобы не заразиться от собаки        

Б. Не оценили свои возможности по содержанию и воспитанию щенка

В. Не узнали об особенностях породы        

Г. Не спросили разрешения у соседей        

Д. Подобрали собаку на улице

Вопрос А. Собаку какой породы нежелательно заводить людям, живущим на верхних этажах домов, не имеющих лифта? Обведи букву выбранного ответа.

А. Бультерьер        Б. Лабрадор        В. Миттельшнауцер        

Г. Такса        Д. Фокстерьер

СПРАВКА.

Бультерьер –собака, имеющая мускулистое и крепкое телосложение, гибкая в движении и достаточно лѐгкая в беге. 

Лабрадор –обладатель сильных и широких задних конечностей. 

Миттельшнауцер –жесткошѐрстная,средней величины, мускулистая, коренастая собака.

Такса– собака с очень короткими ногами и длинным, мускулистым телом.

Фокстерьер– ни высоконогий, ни слишком коротконогий, похожий на хорошо сложенную охотничью лошадь

Задание 3. Изучи инфографическую схему «Пути отходов» (рис. 6) и ответь на вопросы.

Вопрос А. Данные по количеству отходов разных видов приведены на 2017 год. Учитывая материал, из которого изготовлена упаковка большинства товаров в современных супермаркетах, предположи, доля каких отходов увеличилась к настоящему времени в России. Обведи букву выбранного ответа.

А. Стекло                                            Б. Металлы        В. Текстиль

Г. Пластмасса                                     Д. Органика

Вопрос Б. В инфографической схеме приводятся различные виды утилизации отходов. Ниже перечислены положительные и отрицательные стороны одного из этих видов:

объѐм отходов уменьшается на девяносто процентов, а вес – на шестьдесят-семьдесят;

 выделяется энергия;

 могут образовываться токсины и тяжѐлые металлы. Какой это вид утилизации? Запиши в ответе его название.

Ответ: _______________________

Вопрос В. Какая информация отсутствует в данной схеме? Обведи букву выбранного ответа.

А. Некоторые факторы, влияющие на время полного разложения мусора

Б. Годовой объѐм  отходов, приходящийся  на одного человека в Японии

В. Состав органических отходов населения России 

Г. Вес мусора, который образуется за год в США

Д. Предпочтительный способ утилизации отходов в Японии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Формирование навыков смыслового чтения при изучении темы «Атмосферное давление»

Данная методическая разработка может быть использована на уроках физики при изучении темы «Атмосферное давление» в 7 классе. Отдельные задания могут быть предложены учащимся в виде самосто...

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Формирование навыков смыслового чтения на уроках - одна из главных задач. По словам В. А. Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребё...

Методическая разработка "ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ для формирования навыков смыслового чтения"

Дидактические материалы по русскому языку предназначены для учащихся 5-7 классов и разработаны с целью создания условий для формирования и развития умений и навыков смыслового чтения обучающихся на ур...

Методические приёмы по формированию навыков смыслового чтения у кадет в Санкт-Петербургском кадетском военном корпусе.

Статья отражает приёмы по формированию навыков чтения у кадет во внеурочной деятельности и дополнительном образовании....

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...