Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии
методическая разработка

Сафонова Ирина Николаевна

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Цель смыслового чтения – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.

Формированием стратегии смыслового чтения является организация систематической работы с учебником на каждом уроке и дома.

1. Прием «Ассоциативный куст». Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. Можно включить в работу иллюстрации. По иллюстрациям учащиеся высказывают свои предположения о том, какими особенностями должны обладать организмы, изображенные на страницах учебника.

Использование этого приема позволяет актуализировать знания, мотивировать последующую деятельность, активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на работу.

Тема урока «Водные ресурсы России» (7 класс)

2. Прием «Антиципация» - это предвосхищение, предугадывание содержания.

1. Восстановление текста с пропущенными элементами.

2. Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания.

Прогноз описания незнакомого текста повышает интерес к чтению: всегда хочется проверить, прав ли я? Кроме того, данный прием акцентирует внимание на такой детали, как название, понятия, иллюстрации. Этот прием дает возможность развить воображение, интуицию.

3. Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.

Тема урока «Равнины, холмы» (6 класс)

Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста 1-го пункта параграфа «Равнины, холмы» и  ответить на вопрос «Что такое равнина?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос.

Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия. Задание можно усложнить: «Сравните свой ответ с ответом автора. Есть ли между ними отличия. Повторите определение, стараясь не подсматривать в учебник».

Тема «Землетрясения. Извержение вулканов». (6 класс)

Учитель просит вслух прочитать первый абзац текста параграфа и ответить на вопрос «Что такое извержение вулканов?». Затем ребятам предлагается найти в тексте авторский вариант ответа на поставленный вопрос.

После того как все понятия определены целесообразно использовать прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение». Возможны следующие варианты ответа - «Извержение вулкана (грозное природное явление) - кратер (отверстие вулкана) – магма (раскаленное вещество) - вулканологи (ученые, которые занимаются изучением вулканов)».

4. Прием «Незнакомцы». Этот прием можно использовать при работе с терминами.  Обучающимся предлагается при чтении параграфа выделить слова и выражения, ранее не встречавшиеся или непонятные. Затем ведется работа над ключевыми понятиямикаковыми, прежде всего, являются термины. Сначала учимся находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте.

В результате этой работы формируются коммуникативные универсальные учебные действия: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

5. Прием «Сворачивание текста». После анализа текста обучающимся предлагается выбрать необходимые сведения и заполнить таблицу.

Тема урока «Равнины» (6 класс)

Характеристика равнин

        Виды равнин

Различия равнин по высоте

Примеры

        

Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Для точности выполнения задания, обучающимся можно  предложить  памятку «Как заполнить таблицу?»:

1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.

2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

6. Прием «Географический диктант»

Задание.  Расставьте цифры к природным зонам:

Арктические пустыни                                     Тундра

  1. Природа зоны легко ранима.
  2. Почвы бесструктурные с глеевым горизонтом.
  3. Значительные площади покрыты ледниками.
  4. Средняя температура января – 26…– 28о, а июля + 1…+ 4 оС.
  5. Сильные ветры.
  6. В этой зоне огромные площади занимают оленьи пастбища.
  7. Расположена на островах Арктики.
  8. Увлажнение избыточное много озер и болот.
  9. Промысел морского зверя (моржа, тюленя).
  10. На южной границе средняя температура июля +10оС.
  11. На скалах «птичьи базары».
  12. Лето короткое и холодное.
  13. Зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.
  14. В реках и озерах много рыбы.
  15. Воды– в твердом виде, только летом образуются талые воды.
  16. Много перелётных птиц летом (утки, гуси, лебеди).
  17. Полярная ночь длится до 5 месяцев.

Ответы: Арктические пустыни: 1, 3, 4, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 17. Тундра: 1, 2, 5, 6, 8, 10, 13, 14, 16.

7. Прием «Угадай объект по описанию»

Задание. Определи регион России по его краткому описанию. 

«Экономический район расположен в благоприятных климатических условиях, которые обусловили высокое развитие сельского хозяйства. Здесь выращивают зерно, сахарную свеклу, подсолнечник, табак, чай, цитрусовые. Пищевая промышленность является ведущей среди других отраслей. Транспортные связи определили развитие металлоемкого машиностроения: крупнейшее производство зерно- и кормоуборочных комбайнов. Общегосударственное значение имеет курортное хозяйство. Население отличается сложным национальным составом.

Ответ:___________________________ экономический район»

8. Прием «Восстановление / заполнение пропусков» . Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу.

Задание. Используя текст учебника, заполни пропуски в тексте.

Климат Русской равнины   ___________________________. Характер рельефа обеспечивает свободное проникновение    _____________________ воздушных масс до восточных окраин равнины, а в арктических -  далеко на _____. В переходные периоды продвижение арктического воздуха вызывает резкое _______________ температуры и __________________, а летом - ____________________. Русская равнина получает ______________________ количество осадков по сравнению с другими крупными равнинами нашей страны.  Она находится под влиянием _____________ переноса воздушных масс и движущихся со стороны ________________.

9. Прием «Визитная карточка»

 Задание. Составьте визитную карточку района, заполнив таблицу:

Название  района

Восточная Сибирь

Площадь района

Численность населения района

Состав района

Отрасли специализации

10. Прием «Перекодирование информации» – один из способов работы, суть которого заключается в переносе информации из одной формы в другую. Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Школьникам предлагается памятки по заполнению таблицы и схемы.              

                                                                     

                                                                         Схема  « Степь и тундра»  

           СЕВЕР                                                                                                                                                ЮГ

                                                                                      Общее –

           Тундра                                                   безлесные пространства                                                  Степь

                                                                       

                                                                       Полуэкстремальные условия

                                                           тепла                    нехватка                       воды

                                                           воды                     избыток                        тепла

                                                               

                                                                                  Приспособления

        Относительно благоприятный

                                                   лето                                 период                         весна

11. На завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала можно использовать прием «Синквейн». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно  и вдумчиво работают с текстом по заданию:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова – глаголы.

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Тема урока «Равнины»

Равнины
Плоские, холмистые
Простираются, заболачиваются, заливаются
Характерно небольшое колебание высот
Просторы

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование навыков смыслового чтения у учащихся 5-6 классов на уроках математики

Статья  представляет собой исследование деятельности педагога на уроках математики по формированию умения ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл в рамках компетенции с...

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Преподавание географии, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других предметов комплексным подходом изучения природы, общества и характера их взаимодействия.География,...

Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся с интеллектуальным нарушением на уроках письма, чтения, математики.

Проблема самостоятельности обучающихся коррекционной школы  не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен.Эта проблема актуальна и сейчас. Внимание к ней объясн...

Методические рекомендации педагогам по формированию геометрических представлений при изучении геометрических тел – куб, брус, шар у учащихся с интеллектуальными нарушениями в 6 классе.

Методические рекомендации педагогам по формированию геометрических  представлений при изучении геометрических тел – куб, брус, шар   у учащихся с интеллектуальными нарушениями в 6...

Методические рекомендации педагогам по формированию чертежных и измерительных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Методические рекомендации педагогам по формированию чертежных и измерительных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями....

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии

Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках биологии...