Совершенствование навыков смыслового чтения у учащихся 5-6 классов на уроках математики
статья по математике (5, 6 класс)

Статья  представляет собой исследование деятельности педагога на уроках математики по формированию умения ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл в рамках компетенции смыслового чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovershenstvovanie_navykov_smyslovogo_chteniya.docx56.57 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование навыков смыслового чтения

у учащихся 5-6 классов на уроках математики

Лейтан Надежда Константиновна,

учитель математики ГБОУ СОШ №551

Актуальность: Формирование навыка смыслового чтения у учащихся   основной школы является неотъемлемой частью образовательной программы основного общего образования, отвечает требованиям ФГОС и является необходимой компетенцией современного человека.

Объект исследования: Умение учащихся 5-6 классов ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл в рамках компетенции смыслового чтения.

Предмет исследования: Деятельность по формированию умения ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл в рамках компетенции смыслового чтения.

Проблема: У учащихся 5-6 классов слабо сформирован навык смыслового чтения, особенно в 6 классах. Необходимо организовать специальную деятельность на уроках математики по совершенствованию данного навыка.

Гипотеза: При систематическом и целенаправленном использовании на уроках математики учебно-практических задач, направленных на работу с текстом, на смысловое чтение у учащихся будет совершенствоваться умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.

Умение ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл является многокомпонентным понятием, для формирования данного умения у учащихся 5-6 классов на уроках математики мы выбрали следующие:

  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.

Экспериментальной базой выступают 5А и 6Б классы ГБОУ СОШ №551 Кировского района СПб. Отметим, что учащиеся 5А класса учатся с первого класса в соответствии с ФГОС, а учащиеся 6Б класса по Федеральному образовательному компоненту 2004года.

План эксперимента:

Компоненты умения ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

Примеры учебно-практических и учебно-познавательных задач на уроках математики для формирования навыка смыслового чтения

Деятельность учащихся

Умение определять главную тему, общую цель или назначение текста

Учащимся предлагается математический текст, который надо озаглавить

Учащиеся внимательно читают текст, выделяют его основную идею. Придумывают заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. Затем аргументируют свое предложение

Умение формулировать тезис, выражающий общий смысл текста

Учащимся предлагается:

- установить смысловое соответствие между предложенными краткими высказываниями (тезисами) и частями (абзацами) математического текста.

- расположить тезисы в логической последовательности

Учащиеся просматривают текст, соотносят его части с предложенными тезисами и выстраивают из них цепочку высказываний. Затем аргументируют свое предложение.

Суть эксперимента:

Результат эксперимента:

   

Выводы:

В ходе эксперимента выявлено следующее:

  • пятиклассники, которые учатся в соответствии с ФГОС пятый год, демонстрируют более высокий уровень сформированности умения ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл, чем шестиклассники
  • систематическое и целенаправленное  использование на уроках учебно-практических и учебно-познавательных задач, направленных на работу с текстом, на смысловое чтение у учащихся способствует совершенствованию  умения  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся 5-6 классов на уроках математики

Организация самостоятельной работы (с/р) — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихс...

Устные задачи на развитие метапредметных умений учащихся 5-го класса на уроках математики

В презентации подобраны задачи на развитие метапредметных умений пятиклассников на уроках математики. Презентация составлена с учётом внешнего контроля знаний МЦКО....

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5–9 классов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения

Обобщённый опыт работы по теме: Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 тклассов на уроках математики и во внеурочное время через применение интерактивных форм обучения....

Обобщение опыта « Активизация познавательной деятельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии»

Обобщение опыта "Активизация познавательной детельности учащихся 5-9 классов на уроках математики через игровые технологии"...

Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

Статья, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 класов на уроках математики....

Презентация. Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

Презентация, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики....

Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»

поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...