Технологическая карта урока по физике "Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс".
план-конспект урока по физике (8 класс)

Технологическая карта урока составлена для УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн. Тип урока: урок изучения нового материала. На уроке решаются задачи разных типов: экспериментальные, качественные, расчетные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Березовская средняя общеобразовательная школа №1

Учитель физики Шащенко Лариса Геннадьевна,

Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс.

УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн.

Цель: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи.

 Задачи:

Обучающие:

  • ввести понятия «последовательное соединение проводников», «параллельное соединение проводников», познакомить с его особенностями, законами последовательного соединения;
  • экспериментально определить силу тока, напряжение  на отдельных участках цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;
  • экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;
  • продолжить формирование умений и навыков собирать простейшие электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами (амперметром и вольтметром).

Развивающие: 

  • продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
  • продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.

Воспитывающие: 

  • способствовать формированию культуры умственного труда; культуры межличностного общения через организацию работы в группах и публичного выступления.

УУД:

Познавательные: определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

Регулятивные: осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Коммуникативные: играть определенную роль в совместной деятельности; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- умение собирать электрические цепи, а также пользоваться измерительными приборами;

- умение экспериментально определять силу тока, напряжение на отдельных участках цепи при последовательном и параллельном соединениях проводников;

- оценивать полученные результаты;

- заполнять и дополнять таблицы, схемы;

- приобретение опыта простых экспериментальных исследований.

Метапредметные:

- овладение навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности;

- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической формах;

- формирование монологической и диалогической речи;

- формирование умений работать в группе.

Личностные:

- формирование целостного научного мировоззрения;

- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки, этики групповой работы;

- формирование осознанного, толерантного отношения друг к другу;

- мотивация образовательной деятельности;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый, беседа, эксперимент, работа с учебником, наблюдение, решение задач.

ФОПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: Карточки с заданиями для групп и для индивидуальной работы, лампочки, провода, ключи, батарейки, рабочее поле, компьютер, проектор.

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Шаг 1.Организация групп.

Создание положительного эмоционального настроя  учащихся.

Приветствие учителя.

- Ребята! Французский писатель Анатоль Франс однажды заметил «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Так давайте сегодня на уроке будем следовать совету писателя. Будем внимательны, активны и поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в дальнейшей жизни.

Входя в класс, дети разбиваются на рабочие группы.

Шаг 2. Определение темы и цели урока

 

- Над какой темой мы работаем уже на протяжении многих уроков?

Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя.

-Электрический ток.

- Закончите, пожалуйста предложение « Мне необходимо изучение законов постоянного тока на уроках физики потому, что…»

- Электрический ток открыл большие возможности для человечества, но и таит в себе огромную опасность, поэтому умение объяснять законы, процессы, связанные с электричеством, знать правила безопасности является важным элементом изучения данной темы).

- Электричество стало основой развития всех отраслей техники, транспорта, электросвязи, сельского хозяйства, незаменимо в быту).

- Наша квартира полна электроприборами которыми мы постоянно пользуемся

- А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм после просмотра которого постарайтесь сформулировать тему урока.

- Вы совершенно правы, тема сегодняшнего урока «Последовательное и параллельное соединение»

Смотрят фрагмент мультфильма «Фиксики. Гирлянда» и формулируют тему урока.

Постановка цели урока.

Учащиеся определяют цель урока.

- Изучить последовательное и параллельное соединение проводников.

Шаг 3. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

- Из чего состоит простейшая электрическая цепь?

- В этой цепи мы использовали лишь один потребитель электрической энергии – электрическую лампочку. Но на практике такие электрические цепи встречаются редко. В основном электрические цепи состоят из большого числа потребителей электрической энергии, причем по-разному соединенных между собой.

Учащиеся объясняют:

-Простейшая электрическая цепь состоит из источника тока, ключа и лампочки.

Шаг 4.  Изучение нового

 Вы объединились самостоятельно на перемене в 4 группы. У вас на столах стоит оборудование: две лампочки, батарейка, ключ. Соберите возможные варианты соединения двух лампочек, батарейки и одного ключа. Изобразите схемы получившихся электрических цепей в тетради.

- Но, прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности во время работы с электрическими цепями. 

Вы их все хорошо знаете, давайте остановимся на основных моментах.

  1. Начинать работу с разрешения учителя.
  2. При проведении опытов не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
  3. Источник тока подключать в последнюю очередь
  4. Собранную цепь включать только после проверки и с разрешения учителя.
  5. По окончании работы разобрать электрическую цепь.
  6. Не оставлять рабочее место без разрешения учителя.

Выполняют задание учителя в группах

-Есть желающие изобразить вариант соединения для первого случая? Ребята, а вы сверяете со своими вариантами. Будете исправлять или дополнять ответы учащихся.

-Для второго?

Один ученик изображает участок схемы для первой электрической цепи, а другой – для второй (на доске). 

 

-Давайте выясним, каким образом соединяются проводники в данных электрических схемах и как называются данные способы соединения проводников в электрической цепи.

- В схеме 1 конец одного проводника соединен с началом другого. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным. 

- Во втором случае – начала и концы проводников имеют общие точки подключения к источнику питания. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным.

- Что произойдет, если перегорит одна лампа в первой и второй цепи? Попробуйте выкрутить одну лампочку.

Делают вывод:

- В первом случае погаснет и вторая лампа, во втором – вторая лампа будет гореть: в этом заключается одно из основных отличий последовательного соединения от параллельного.

- Как вы думаете, какое из рассмотренных соединений удобнее для практического использования?

Учащиеся делают вывод:

- Параллельное, потому что все электроприборы можно использовать независимо друг от друга.

- Включает ли ключ обе лампы сразу?

- Да

- Попробуйте сделать так, чтобы лампы можно было включать и выключать независимо одну от другой. Первая группа работает с первой схемой, а вторая – со второй.

Практически выполняют задание.

Делают вывод: в первом случае это невозможно, во втором – надо поставить по ключу последовательно с каждой лампой.

-Какие физические величины характеризуют любую электрическую цепь?

Сила тока, напряжение и сопротивление.

Шаг 5. Работа в экспертных группах (распределение позиций учащихся).

Задание группам: две группы получают задание исследовать и сформулировать, на основе имеющихся знаний об электрическом токе, законы последовательного соединения проводников, две другие – параллельного. В каждой группе – по 4 человека.

- Каждая группа выполняет «свое» задание, которое сформулировано на карточках и через 10 минут отчитывается у доски о проделанной работе, сделав вывод о силе тока, напряжении и сопротивлении проводников.

- Во время исследования не забывайте о таблице, которую вы должны заполнить. За помощью вы можете также обратиться к учебнику.

А сейчас, внимание, сели ровно, работу в группах можно начинать!

(Во время исследовательской работы оказываю помощь группам).

Учащиеся распределяют позиции и выполняют задания в группах.

(Выбирают ведущего в группе (организатора, командира, лидера), который отвечает за ход выполнения задания и за то, чтобы все работали активно; секретаря  – его задача все записывать и следить за  временем; генератора идей – он отвечает за сбор электрической цепи и измерения; выступающего (он отвечает за презентацию конечного результата).

Шаг 6. Физическая минутка.

Давайте немножко разомнемся, но не будем отвлекаться от темы урока. Встаньте. Задвиньте стулья, чтоб они вам не мешали. Вы – электрические проводники. По моей команде 1 и 2 группы должны соединиться в параллельную цепь, используя свои провода-руки, а 3и 4 группы – в последовательную цепь. Раз, два, три. Не разъединяясь, сделайте приседание, теперь наклон налево, направо. Разомкните свою цепь. Садитесь.

Учащиеся выполняют упражнения.

Шаг 7. Презентация групп.

Внимание, время выполнения работы вышло!

Ребята, какие выводы вы сделали в ходе исследования?

 «Обмен знаниями». (Во время выступления 1 и 2 групп, 3 и 4 делает записи в таблицах, и наоборот. За правильность заполнения таблицы ученики выставляют баллы.)

Защита групп 1,2.

 Для исследования последовательного соединения проводников мы собрали схему, состоящую из источника питания, ключа и двух последовательно соединенных лампочек. С помощью вольтметра измеряли напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи. Пришли к выводу, что при последовательном соединении проводников общее напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом участке цепи.

С помощью амперметра измеряли силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи. По полученным нами результатам пришли к выводу, что при последовательном соединении проводников сила тока в цепи на всех ее участках одинакова.

- А что можно сказать о сопротивлении при последовательном соединении проводников?

- Общее сопротивление проводников, соединенных последовательно, больше сопротивления каждого из этих проводников.

Группы 3 и 4 рассматривали параллельное соединение проводников.

Ребята, просим вас поделиться результатами ваших исследований.

Защита групп 3,4

Для исследования параллельного соединения проводников мы собрали схему, состоящую из источника питания, ключа и двух последовательно соединенных лампочек. С помощью вольтметра измеряли напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи. Пришли к выводу, что при параллельном соединении проводников общее напряжение в цепи на всех ее участках одинаково.

С помощью амперметра измеряли силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи. По полученным нами результатам пришли к выводу, что при параллельном соединении проводников сила тока в цепи равна сумме сил токов на каждом участке цепи.

- А что можно сказать о сопротивлении при последовательном соединении проводников?

Общее сопротивление проводников, соединенных параллельно, меньше сопротивления каждого из этих проводников

Формулы для нахождения сопротивления двух проводников при последовательном и параллельном соединениях выглядят так:


Запишите их себе в тетрадь и таблицу.

Записывают формулы

Шаг 8. Закрепление нового. 

«Учащийся знает физику, если он умеет решать задачи» - сказал выдающийся итальянский физик. А для успешного решения задач необходимо хорошее знание теории, немного смекалки и простая арифметика.

Сейчас я предлагаю каждому из вас  решить две задачи самостоятельно. И я уверена, у вас все получится!

Выполняют задачу самостоятельно на карточках

- Ребята, как вы думаете, можно ли из двух, известных нам, электрических соединений создать новое соединение?

- Последовательное и параллельное соединение вместе - это смешанное соединение проводников. Применяется оно чаще, чем отдельно последовательное или отдельно параллельное. Находит применение в электротехнике, радиотехнике, везде, где существует электрический ток.

- Да. Оно может состоять из последовательно соединения и параллельного.

Сегодня вы решите задачу именно на смешанное соединение проводников.

…, прочитай пожалуйста условие задачи.

1, 2 группа находит сопротивление на этом участке цепи.

3, 4 группа на этом участке.

- Как соединены эти два участка? Найдите их общее сопротивление

Выполняют задание учителя и озвучивают свои ответы.

Мы рассмотрели простейшую задачу на смешанное соединение. Более подробно с этим видом соединений мы познакомимся на следующих уроках.

Шаг 9. Подведение итогов урока

Сегодня на уроке мы установили путем исследования законы последовательного и параллельного соединения проводников для основных физических величин, с которыми мы имеем дело в любой электрической цепи.

- Какие возможности дают нам знания о соединении проводников?

Знание законов соединений и их особенностей позволяет ориентироваться в бытовых электрических цепях, рассчитывать различные характеристики их нагрузок.

- Назовите преимущества и недостатки соединений

Последовательное – защита цепей от перегрузок: при увеличении силы тока выходит из строя предохранитель, и цепь автоматически отключается. При выходе из строя одного из элементов соединения отключаются и остальные.

Параллельное – при выходе из строя одного из элементов соединения, остальные действуют. При включении элемента с меньшим возможным напряжением в цепь элемент перегорит.

- А кто помнит какую цель мы ставили на уроке?

- Достигли ли мы ее?

- Изучить последовательное и параллельное соединение проводников

Шаг 10. Заключительный этап. Рефлексия учебной деятельности.

Звучит релаксирующая музыка.

Учащимся предлагается закрыть глаза. В это время учитель спокойным голосом произносит текст:

Напряжение улетело…

И расслаблено всё тело,

И расслаблено всё тело…

Будто мы лежим на травке,

На зелёной мягкой травке,

Греет солнышко сейчас,

Руки тёплые у нас,

Дышится легко, ровно, глубоко,

Губы улыбаются,

Настроение улучшается!..

Учащиеся закрывают глаза, расслабляются и получают хорошие эмоции.

 А теперь с улыбающимися губами и в хорошем настроении мы переходим к оцениванию вашей работы на сегодняшнем уроке. Подсчитайте пожалуйста общее количество баллов в карточке учета достижений. Используя оценочную шкалу, переведите ваши баллы в оценки.

Ученики, получившие оценку от 1-4 баллов возьмите синие жетоны, а от 5-9 баллов – красные. 

- Каждый из вас получил оценку. А теперь давайте оценим деятельность всего класса на протяжении урока. На столе стоят обычные лабораторные весы. Мы знакомились с ними в 7 классе. Левая чаша весов означает «Нужно еще поработать», а правая – «Хорошо».  Я попрошу представителя от каждой команды собрать в правую руку красные жетоны, а в левую – синие и подойти положить их на соответствующую чашу весов.

Если перевесит правая чаша весов – значит класс работал плодотворно, а если левая – значит нужно поработать над некоторыми вопросами.

Оценивают успешность своей работы на уроке и уровень усвоения знаний. Ставят оценку за урок в тетрадь.

Домашнее задание

- Ребята, какой праздник приближается?

Новый год

 «Новогодний шар». Обратите внимание, что наша елка украшена синими и красными новогодними шарами. Каждый из вас подойдет и снимет соответствующий шар (ребята, получившие от 1 до 4 баллов – синий, от 5 до 9 баллов - красный). Ученики набравшие по оценочной шкале более 10 баллов, снимают с елки зеленый шар – там задание олимпиадного уровня. Не забывайте при этом загадать желание и оно обязательно сбудется!

Всем спасибо за урок!

Используемые ресурсы:

  1. Физика. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1/ Л. Э. Генденштейн, А.А. Булатова и др.; под ред. В.А. Орлова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.- 224 с.
  2. Физика. 8 класс. Методическое пособие для учителя; под ред. Л. Э. Генденштейна. – М.: Мнемозина., 2014. – 103 с.
  3. https://kopilkaurokov.ru/fizika/uroki/konspiekt-uroka-fiziki-na-tiemu-posliedovatiel-noie-i-paralliel-noie-soiedinieniie-provodnikov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок элективного курса по физике в 9 классе "Последовательное и параллельное соединение проводников".

Разработка элективного занятия. Урок - комбинированный. Краткая структура урока: поторение материала 8 класса, исследовательская часть (сборка электрических цепей с послеующим выводам о напряжении на ...

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Разработка урока по физике для 10 класса по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"

Разработка урока по теме "Изучение последовательного и параллельного соединения проводников"...

Технологическая карта_Последовательное и параллельное соединения проводников_8 класс

Урок повторения, обобщения, систематизации знаний, умений, навыков по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников». Используются активные методы на трех фазах урока на эт...