Технологическая карта_Последовательное и параллельное соединения проводников_8 класс
методическая разработка по физике (8 класс)

Гинкель Ирина Юрьевна

Урок повторения, обобщения, систематизации знаний, умений, навыков по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников». Используются активные методы на трех фазах урока на этапах: инициация, вхождение в тему, формирование ожиданий и опасений, проработка содержания темы, подведение итогов. Ребята выполняют по выбору экспериментальные задания: 1.« Измерение силы тока на участках цепи при параллельном соединении проводников»,  2.«Измерение напряжения на участках цепи при последовательном соединении проводников»,                           3.«Регулирование силы тока реостатом при смешанном соединении проводников», повторяют понятия, формулы, основные единицы физических величин, решают расчётные задачи, разгадывают кроссворд.  Используются активные методы обучения: «Дерево ожиданий», «Электрическая цепь», «Светофор», «Шкатулочка наших успехов, достижений».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                                 «Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска  Невельского района Сахалинской области»

Номинация «Лучшая технологическая карта урока/ учебного занятия в основной школе».

Технологическая карта учебного занятия физики

Последовательное и параллельное соединения проводников

                                                                                     Выполнила: Гинкель Ирина Юрьевна,

учитель физики  МБОУ «СОШ с. Горнозаводска»

   

                                                Горнозаводск, 2019

Тема: Последовательное и параллельное соединения проводников

Класс: 8

Предмет: физика

Средства обучения (УМК): 1.Презентация; 2.Пёрышкин А.В. Физика, 8 кл.: учебник /А.В.Пёрышкин,  – М.: Дрофа, 2017.-290

Ресурсы, оборудование и материалы: доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, лабораторное оборудование, ноутбук.

Дидактическое обеспечение урока: карточки с индивидуальными заданиями,  листы успеха.

Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий с элементами мультимедиа.

Цели учебного занятия: -образовательные (формирование познавательных УУД): получить учащихся, знающих а) понятия: понятия: сила тока, напряжение, сопротивление, мощность и работа электрического тока; единицы измерения; б)уравнения связи (формулы), связывающие эти величины;  в)  выявить уровень сформированности умений уч-ся решать типовые задачи на законы электрического тока и расчёт основных характеристик, выполнять измерения в электрических цепях;                                                                                                             -воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): учить добиваться поставленной цели, умению общаться друг с другом, прийти на помощь в случае необходимости; умению слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность;                                                                                                                                                                         -развивающие (формирование регулятивных УУД): развивать речь, умение аргументировать и находить оптимальное решение в каждом предложенном задании, контролировать и оценивать процесс и результат действий.

Задачи урока: закрепить знания по распознаванию и воспроизведению  силы тока, напряжения, сопротивления, единиц измерения; последовательного и параллельного соединений проводников, формировать навыки обучающихся при выполнении лабораторных экспериментов; развивать умение целеполагания, наблюдения.

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • закрепление: а) понятий: сила тока, напряжение, сопротивление, единицы измерения; б) уравнений связи (формулы), связывающие силу тока, напряжение и сопротивление; в) видов соединений,
  • формирование умения решать типовые задачи на  расчёт основных характеристик электрических цепей,

Личностные:

  • формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений; умений соблюдать технику безопасности во время эксперимента.

Метапредметные:  формирование способности схематизации; способности работать с понятиями, систематизирующую способность; закрепление знания о разных типах задач и способах их решения; умения самостоятельно определять цели, планировать пути её достижения; умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

- Инициация (приветствие)

3 мин

Ребята, здравствуйте.

Сегодня у нас обобщающее занятие  по теме: «Последовательное и параллельное соединения проводников».  

Давайте вместе  сформулируем цели занятия.

Приветствуют учителя. Формулируют цели.

Коммуникативные УУД – планирование сотрудничества.

- Погружение в тему (целеполага-ние),

- формирова-ние ожиданий обучающихся

10 мин

Использование АМО      «Дерево ожиданий»

  1. Цели и задачи метода: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.

На доске закреплено  условное  «дерево», на стволе которого написано «Соединения проводников».  Я вам раздаю шаблоны яблок, на которых вы можете  фломастером написать свои  ожидания от этого урока, на что вы хотели бы обратить  усиленное внимание. Яблоки  поместим на дерево, а когда пожелания будут исполняться,  то есть яблоки начнут «созревать», мы их будем снимать и «собирать»  в корзинку.

На шаблонах яблок учащиеся пишут свои ожидания от учебного занятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько.

Регулятивные УУД-целеполагание, планирование и прогнозирование.

 Начнём с разминки (Слайд №3), предлагаю  вам выполнить тест из пяти вопросов:

  • Найдите формулу закона Ома. (Слайд №4).
  • В каких единицах измеряется сила тока? (Слайд 5).
  • Как  включается в цепь вольтметр? (Слайд № 6).
  • Как обозначается амперметр на схеме? (Слайд №7)
  • Какова единица сопротивления? (Слайд № 8).

Предлагаю поработать в паре. Обменяйтесь  листочками и проверьте ответы теста друг у друга. Оцените выполнение задания одноклассника. Теперь посмотрите ответы на  слайде №9. Сравните со своими ответами, посчитайте плюсы и сделайте вывод: много ли минусов в ответах и почему?

Выполняют тест, отмечая свои ответы в листах успеха. Обмениваются  листочками и проверяют ответы теста друг у друга. Оценивают выполнение задания. Смотрят ответы на  слайде №9 и делают вывод.            

Регулятивные УУД – формирование  интереса к выполнению задания.

Познавательные УУД – анализ с целью выделения признаков и сравнение  с эталоном, коррекция.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.

Фаза 2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы.

35 мин

Использование АМО  «Ульи»

  1. Цели и задачи метода: научиться завязывать разговор в малых группах.

Ребята, я предлагаю вам разбиться на малые группы, по четыре человека. У нас получилось пять мини-групп. Перед выполнением экспериментальных  заданий, решением задач, получите карточки, на которых можно фломастером написать ответы на вопросы: Какую поддержку я хочу здесь получить? Какие у меня вопросы к учителю?

Затем приступаем к выполнению задания Слайд № 10).

1.Учащиеся разбиваются на небольшие группы и обсуждают вопросы:

Какую поддержку я  хочу здесь получить?

Какие у меня есть вопросы к учителю?  

Ответы пишут на карточках.

Коммуникативные УУД – сотрудничество с одноклассниками и учителем.

На сайде №11 изображены электрические приборы, назовите их.

Мы с вами вводили обозначения  для составления схем электрических цепей.

Найдите  условные обозначения на слайде   № 12.

На слайде № 13 изображена схема электрической цепи. Предлагаю убрать из списка лишние обозначения, неуказанные в схеме. Назовите соединение лампочки и двух резисторов.

При изучении соединений, вы заполняли таблицу, в которой описывали последовательное и параллельное соединения.                                                        Выполните задания (Слайд № 14, 15, 16).

Проведём  аукцион. (Слайд № 17)                                                Группа, которая предоставит больше информации  о лоте,  окажется победителем.                  

Лот № 1. (Слайд № 18).

Лот № 2. (Слайд № 19).

Лот № 3. (Слайд № 20).

Лот № 4.(Слайд № 21).

Каждый измерительный прибор  имеет цену деления и погрешность измерений.

( Слайды № 22 и № 23).

Предполагаемая информация учащихся:

Лот № 1. (Слайд № 18).

  • Вольтметр (лабораторный).
  • Прибор для измерения напряжения.
  • Предел измерения – 6 В.
  • Цена деления – 0,2 В.

Лот № 2. (Слайд № 19).

  • Амперметр (лабораторный).
  • Прибор для измерения силы тока.
  • Предел измерения – 2 А.
  • Цена деления – 0,05 А.

Лот № 3. (Слайд № 20).

  • Реостат.
  • Прибор для регулирования силы тока.
  • Предел измерения – 50 Ом.
  • Рассчитан  на силу тока 1,5 А.

Лот № 4.(Слайд № 21).

  • Вольтамперная характеристика.
  • График зависимости силы тока от напряжения.
  • Сила тока измеряется в амперах.
  • Напряжение измеряется в вольтах.
  • Из закона Ома  сопротивление  равно R=U/I.
  • Для  графика  I сопротивление  равно R1=1 Ом.
  • Для  графика  II сопротивление  равно R2=4 Ом.

Коммуникативные УУД – сотрудничество с одноклассниками и учителем (учащиеся прислушиваются к предложениям учителя, при этом снижается психологический барьер и смущение выступать в малой  и затем большой группе), умение слушать и вступать в диалог, управление поведение партнёра.

Познавательные УУД работа с понятиями.

Физики дружат с лириками (слайд № 24).

  • Разгадайте загадку:  «Раскалённая стрела  дуб свалила у села».

Объясните корейскую  пословицу: «Чтобы уберечься от молнии, на голову ковш не надевают».

Учащиеся отгадывают загадку - молния.  

Познавательные УУД- умение работать с информацией.

Предлагаю  послушать выступления  учащихся, которые подготовили сообщения на тему «Статическое электричество»      (Слайд 25).

Выступает один учащийся от группы, который получил задание - найти интересную информацию в интернете по данной теме.

Познавательные УУД – умение работать с информацией, вычленять главное, представлять структурированную информацию.

Коммуникативные УУД – умение слушать и  затем задавать вопросы (развитие монологической речи).

При  изучении темы мы  с вами познакомились с учёными. Портреты, каких учёных изображены на слайде № 26? Сформулируйте, ребята,  закон  Ома.  

Называют  имена учёных и их заслуги в данной теме.

Познавательные УУД- умение работать с информацией.

Вспомним формулы, изученные в этой теме.  Получите листы, на которых есть обозначения физических величин и формулы для их расчёта.

Выполните задание :  заполните пропуски  в формулах.  (Слайд № 27).

  • I = */ t                  ( q)
  • * = А / q               ( U)
  • I = U / *                ( R)
  • R = ρ L / *             (S)
  •  q = I *                   ( t)

Каждая физическая величина имеет основную единицу. Задание.  (Слайд № 28). Найдите основные единицы физических величин:

  • I   (А)
  • U  (В)
  • R  (Ом)
  • q   (Кл)
  • t    (с).

Физические величины могут измеряться в неосновных единицах, для перевода существует международная система основных единиц – СИ (система интернациональная).

Задание.  (Слайд № 29). Переведите в основные единицы  (СИ):

  • 400 мВ = *          ( 0,4В)
  • 8 кДж        = *          ( 8000Дж)        
  • 750 мОм = *       ( 0,75 Ом)
  • 0,5 кА        = *           (500А )
  • 3000 мк Кл = *    ( 0,003Кл)
  • 2 ч =  *                 (7200с)
  • 9,7 МВ = *           (9700000В).

Регулятивные УУД – формирование  интереса к выполнению задания.

Познавательные УУД – анализ с целью выделения признаков и сравнение  с эталоном, коррекция.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли.

Люблю решать задачи!  (Слайд № 30).

Ребята,  предлагаю решить пять задач  разного уровня  по выбору, обсудить в группе решение и проанализировать ошибки, озвучить ответы в аудитории.

Задачи № 1 – 5 (Слайд  № 31-36)

В группе, ребята, определяют задачу, которую смогут решить сами или попросить помощи у одноклассника в своей группе.

Познавательные УУД умение работать с разными текстами задач.  Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий. Регулятивные УУД-контроль в форме сличения с заданным эталоном, оценка, осознание уровня усвоения.

Слабоуспевающим ребятам, предлагаю  решить задачу по образцу на индивидуальных карточках.

Предлагаю разгадать кроссворд  по  данной теме,  ребятам, которые справились быстрее всех.

Слабоуспевающие ребята  решают задачу по образцу на индивидуальных карточках.

Разгадывают  кроссворд  по  данной теме.

Познавательные УУД- умение использовать ряд подсказок, ключей.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Разминка релаксация

5 мин

Использование АМО  «Электрическая цепь»

1.Цели и задачи метода: взбодрить уставших учащихся.

2.Необходимые материалы: стол, предмет, который удобно взять в руку.

3.Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: все уч-ся делятся на две команды и встают друг напротив друга в цепочку, взявшись за руки. В начале равных цепей ставится стол, на котором стоит предмет. Ведущий одновременно сжимает руки последних участников цепи, эти сигналы передаются по всей цепи через пожатие руки. В цепи (команде), слаженно работающей сигнал передаётся быстрее, поэтому первый участник этой цепи берёт в руки предмет со стола (можно прицепить кружочек с условным обозначением  лампочки и резистора).

Ребята, я вижу, что нам всем  нужно взбодриться. Давайте встанем в две цепочки друг напротив друга и возьмёмся за руки.  Один ведущий держит в своих руках руки первых участников каждой цепи, количество участников – по 10 человек. Он одновременно сжимает руки последних участников цепи, затем  сигналы передаются через пожатие руки. В слаженно работающей цепи  сигнал передаётся быстрее, поэтому первый участник берёт в руки  коробок со стола. Он расположен на одинаковом расстоянии от двух цепей. Удачи.

Электрический сигнал по цепи быстрее передала команда «Лампочки».

Подумайте,  какое соединение вы имели  сейчас и как нужно встать, чтобы показать смешанное соединение.

Если при последовательном соединении лампочка перегорела (один участник закрыл глаза), то, как ведут себя  остальные элементы? Улыбки пропали на лицах ребят,  т.е. элементы  перестают работать.

Ребята, вы сейчас наблюдали достоинства и  недостатки  двух соединений, назовите их

( Слайды № 37 и № 38).

Доброжелательно выполняют упражнение с улыбками.

Коммуникативные УУД – умение работать в команде.

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

37 мин

Название метода «Светофор»

1.Цели и задачи метода: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов  с намеченными ожиданиями в начале урока.

2.Необходимые материалы: ватман, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.

3.Предварительная подготовка: вырезать листочки круглой формы трех цветов: красные, желтые, зеленые по количеству участников.

4.Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы.                  

Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий.

На слайде № 39 объясните занимательный опыт с фруктами и овощами. В качестве чего они используются?

Ребята, с вами повторили уравнения связи (формулы), связывающие величины, изученные в данной теме. Повторили, как распознавать                                        и воспроизводить  силу тока,  напряжение,  сопротивление,  единицы измерения этих величин, графики, подключение амперметра и вольтметра,  закономерности последовательного и параллельного соединений проводников.

 

Предлагаю вам выполнить эксперименты из предложенного лабораторного оборудования по плану,  который составите сами для своей лабораторной работы. 

Помните о здоровье!

Соблюдайте технику безопасности при проведении эксперимента!  (Слайд № 40).

Воспользуйтесь алгоритмом на слайде № 41.

Оцените свою работу,  представьте выводы.

Ребята, вы поработали в группе,  я вам предлагаю оценить собственный  вклад в работу группы. Для этого раздаю вам стикеры  красного, жёлтого, и зелёного цвета: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваете  на плакат с изображением светофора. Обсудим, какого цвета больше.

Очень хорошо, что преобладает зелёный цвет.

  1. Перечисляют, как распознать и воспроизвести силу тока,  напряжение , сопротивление ,  единицы измерения этих величин.

  1. Выбирают оборудование для своей лабораторной работы.

  1. Определяются с названием работы.

  1. Составляют план действий.

  1. Проводят эксперимент.

  1. Представляют выводы в малой группе.

Можно  использовать слабоуспевающим уч-ся ноутбук с диском «Соединения проводников » для просмотра эксперимента без звука.

Оценивают свою деятельность, определяются с цветом и

наклеивают  на плакат с изображением светофора.

Коммуникативные УУД – умение сотрудничать  в группе.

Регулятивные УУД – формирование  интереса к выполнению задания.

Познавательные УУД-умение выстраивать алгоритм по проведению эксперимента.

Используется АМО  «Шкатулочка наших успехов, достижений»

1.Цели и задачи метода: подведение итогов.

2.Необходимые материалы: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок шкатулочки, фломастеры.

3.Предварительная подготовка: вырезать контуры и раскрасить рисунок шкатулки для каждого ученика.

4.Технология проведения, включая объяснение задания обучающимся: все уч-ся получают контур шкатулки и фломастер для записи  основных знаний, умений и навыков, полученных на уроке.

Ребята, у нас с вами подходит к концу урок. Думаю, что полезно отметить  впечатления об уроке. Вы получили раскрашенные контуры шкатулок. Обычно,  в них люди хранят самые ценные вещи. Предлагаю вам  положить в шкатулку знания, умения и навыки, которые вы приобрели  при изучении этой темы.

Используйте фломастеры.

Шкатулки можно забрать домой.

Ребята, вы  все сегодня хорошо поработали в дружественной и комфортной обстановке.

Повторили понятия: сила тока, напряжение, сопротивление, единицы измерения. Вспомнили виды соединения, закон Ома.

Собирали электрические цепи, соблюдая технику безопасности. 

Решали  качественные, экспериментальные и вычислительные задачи.  Думаю, что с проверочной работой на следующем уроке все справятся успешно.

Выставите  оценки за урок.

Запишите домашнее задание: 

Повторить § 48-49;

Решить задачи  № 1284,  1314.

Творческое задание: сочинить загадку или кроссворд на 10 слов, составить задачу по данной теме и решить её, придумать занимательный опыт по данной теме.

Учебное занятие  окончено.

Ребята записывают фломастерами на обороте шкатулки знания, умения и навыки, которые  приобрели  при изучении данной  темы.

Шкатулки забирают домой.

Выставляют  оценки за урок.

Записывают домашнее задание.

Регулятивное УУД

Коммуникативное УУД

Познавательное УУД

                                                                             

                                                                                  Список литературы:

  1. Буров В.А. Фронтальные  лабораторный занятия по физике  в 7-11 классах: книга для учителя/ Буров В.А.. – М.: Просвещение: Учеблит., 1990. – 338.
  2. Ванклив Д. Физика в занимательных опытах, заданиях и моделях/ Д.Ванклиев; перевод с англ. И.Е. Сацевича. – М.: Астель: Владимир, 2010. – 222с.
  3. Гулиа Н.В. Удивительная физика / Н.В.Гулиа. – М.: ЭНАС, 2012. – 416с.
  4. Лукьянов А.В. Физика. 8класс. Учимся решать задачи./А.В.Лукьянов, – М.: «Интеллект – Центр», 2011. – 160с.
  5. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7-9кл. общеобразоват. учреждений / А.Е.Марон, Е.А.Марон. – М.: Просвещение, 2006.-239с.
  6. Монастырский Л.М.. Физика. 7-9 классы. Тематические тесты по физике. Подготовка к ГИА-9/ Л.М. Монастырский. -  Легион - М, 2010. – 176с.
  7. Пёрышкин А.В. Физика, 8 кл.: учебник /А.В.Пёрышкин,   – М.: Дрофа, 2014.-319 с.
  8. Роджерс Э. Физика для любознательных. /Э.Роджерс, - М.: «Интеллект – Центр», 2011. – 200 с.
  9. Тихомирова С.А. Физика в пословицах, загадках и сказках / С.А.Тихомирова. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 28с.
  10. Хуторской А.В. Увлекательная физика. /А.В.Хуторской, – М.: «Интеллект – Центр», 2011. – 120 с.     

               

                                                                             

                                                                    Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

http://www.moi-universitet.ru/

http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК урока физики в 8 классе "Параллельное соединение проводников"

Цель урока:(слайд 2)·        повторитьспособы соединения проводников (резисторов) в электрической цепи.·        вторичное осмыслен...

урок по физике (8 класс) по теме: ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ПРОВОДНИКОВ

Тема урока: Последовательное соединение проводников.Форма урока: урок-исследование законов последовательного соединения проводников.Цель урока: получить  законы последовательного соединения...

Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс

План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»

Конспект урока по физике для 8 класса по теме «Последовательное и параллельное соединение. Закономерности последовательного и параллельного соединения проводников»...

Технологическая карта урока по физике "Постоянный ток: последовательное и параллельное соединение проводников. 8 класс".

Технологическая карта урока составлена для УМК "Физика. 8 класс" Л. Э. Генденштейн. Тип урока: урок изучения нового материала. На уроке решаются задачи разных типов: экспериментальные, качес...