Методы решения задач по физике
элективный курс по физике (10, 11 класс)

Жгилева Ирина Васильевна

Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_resheniya_zadach_po_fizike.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Автор данного курса М.А.Фединяк. (данная программа взята из пособия: Физика. 10-11 классы: сборник элективных курсов /авт.-сост.В.А.Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 246 с.)

Методы решения задач по физике

Пояснительная записка

      Необходимость создания данной программы продиктована тем, что требования к подготовке по физике выпускников основной школы возросли, в то время как количество часов на изучение данной дисциплины, было сокращено с 3-4 часов в неделю до 2 часов.

       Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов. Курс рассчитан на 68 часов, 1 ч – в 10 классе, 1 ч – в 11 классе. Структура программы полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики (программа Г.Я Мякишева)

Основные цели курса:

  • Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
  • Углубление полученных знаний и умений;        
  • Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.

Задачи курса:

  • Развивать физическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро улавливать физическое содержание задачи;
  • Обучить учащихся обобщенным методам решения вычислительных, качественных и экспериментальных задач как действенному средству формирования физических знаний и учебных умений;
  • Способствовать развитию мышления учащихся, их познавательной активности и самостоятельности, формированию современного понимания науки;
  • Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, которое обеспечит переход от обучения к самообразованию.

    Программа элективного курса составлена на основе  программы для общеобразовательных школ и согласована с требованиями государственного стандарта. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися умений и знаний. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел  дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания.  При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.

         При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ учителя, беседа, выступление учеников, объяснение примеров решения задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачами и т.д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.

         При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Развивается общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. Анализ решений задач и обсуждение вопросов позволять глубже понять сущность явлений и процессов, при этом возникает устойчивая обратная связь «учитель – ученик», у ученика появляется стимул к поиску, инициативе, развивается речь, закрепляются вычислительные навыки, умение работать со справочной и научно-популярной литературой.

      Элективный курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества в процессе совместного решения задач, позволяет использовать приобретенные знания и умения для решения практических жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

       Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся и ориентирована на развитие логического мышления, умений и творческих способностей учащихся.

        Решение задач в данном курсе является решающим фактором оценки успешности деятельности школьника. Работа учащихся оценивается в конце первого и второго полугодия.

Программа курса

10 класс

Р а з д е л 1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

    Физическая теория и решение задач. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

Р а з д е л 2. Правила и приемы решения физических задач (2 ч)

    Этапы решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

Р а з д е л 3. Кинематика (3 ч)

    Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение. Характеристики равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение точки по окружности.

Р а з д е л 4. Динамика (5 ч)

     Законы Ньютона. Гравитационные силы. Вес тела. Движение тела под действием сил упругости и тяжести. Решение комплексных задач по динамике.

Р а з д е л 5. Законы сохранения в механике (4 ч)

      Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях. Закон сохранения полной механической энергии.

Р а з д е л 6. Основы молекулярно-кинетической теории (3 ч)

    Основное уравнение МКТ теории идеального газа. Уравнение Менделеева-Клапейрона. Газовые законы.

Р а з д е л 7. Основы термодинамики (3 ч)

    Уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Характеристики тепловых двигателей.

Р а з д е л 8. Электростатика (4 ч)

    Закон Кулона. Расчет напряженности электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Расчет энергетических характеристик электростатического поля.

Р а з д е л 9. Законы постоянного электрического поля (6 ч)

     Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи. Расчет электрических цепей. Закон Ома для полной цепи. Постоянный электрический ток.

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (1 ч)

11 класс

Р а з д е л 1. Физическая задача. Классификация задач (2 ч)

     Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач.

Р а з д е л 2. Правила и приемы решения физических задач (3 ч)

     Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Изучение приемов решения задач.

Р а з д е л 3. Магнитное поле (6 ч)

     Правило буравчика. Сила Ампера. Сила Лоренца. Применение правила Ленца. Закон электромагнитной индукции. Явление самоиндукции. Индуктивность.

Р а з д е л 4. Механические колебания (3 ч)

      Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника.         Характеристики пружинного и математического маятников. Превращение энергии при гармонических колебаниях.

Р а з д е л 5. Электромагнитные колебания (3 ч)

    Электромагнитные колебания. Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.

Р а з д е л 6. Механические волны (2 ч)

    Свойства волн. Звуковые волны.

Р а з д е л 7. Световые волны (6 ч)

    Геометрическая оптика. Формула тонкой линзы. Интерференция волн. Дифракция механических и световых волн. Волновые свойства света.

Р а з д е л 8. Излучение и спектры (1 ч)

     Излучение и спектры

Р а з д е л 9. Световые кванты (2 ч)

     Законы фотоэффекта

Р а з д е л 10. Атомная физика (2 ч)

     Модели атомов. Постулаты Бора

Р а з д е л 11. Физика атомного ядра. Элементарные частицы (3 ч)

     Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач (1 ч)

Календарно-тематическое планирование

№ урока

                          Тема

Кол-во

часов

Дата

                                                     10 класс

Раздел 1. Физическая задача. классификация задач

2

1

Физическая теория и решение задач

1

2

Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.

1

Раздел 2. Правила и приемы решения физических задач

2

3

Этапы решения физической задачи

1

4

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

1

Раздел 3. Кинематика

3

5

Элементы векторной алгебры. Путь и перемещение

1

6

Характеристики равномерного и равноускоренного движения.

1

7

Равномерное движение точки по окружности.

1

Раздел 4. Динамика

5

8

Законы Ньютона

1

9

Гравитационные силы

1

10

Вес тела

1

11

Движение тела под действием сил упругости и тяжести.

1

12

Решение комплексных задач по физике

1

Раздел 5. Законы сохранения в механике

4

13

Закон сохранения импульса

1

14

Реактивное движение

1

15

Теоремы о кинетической и потенциальной энергиях.

1

16

Закон сохранения полной механической энергии.

1

Раздел 6. Основы молекулярно-кинетической теории

3

17

Основное уравнение МКТ теории идеального газа

1

18

Уравнение Менделеева-Клайперона

1

19

Газовые законы

1

Раздел 7. Основы термодинамики

3

20

Уравнение теплового баланса

1

21

Первый закон термодинамики

1

22

Характеристики тепловых двигателей

1

Раздел 8. Электростатика

5

23

Закон Кулона

1

24

Расчет напряженности электрического поля

1

25

Принцип суперпозиции полей

1

26,27

Расчет энергетических характеристик электростатического поля.

2

Раздел 9. Законы постоянного электрического поля

6

28

Схемы электрических цепей. Закон Ома для участка цепи

1

29,30

Расчет электрических цепей

2

31,32

Закон Ома для полной цепи

2

33

Решение экспериментальных комбинированных задач по теме «Постоянный ток»

1

34

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

1

                                                11 класс

Раздел 1. Физическая задача. классификация задач

2

1

Составление физических задач. Основные требования к составлению задач.

1

2

Способы и техника составления задач.

1

Раздел 2 . Правила и приемы решения физических задач

3

3

     Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи.

1

4

Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.

1

5

Изучение примеров решения задачи

1

Раздел 3. Магнитное поле

6

6

Правило буравчика

1

7

Сила Ампера

1

8

Сила Лоренца

1

9

Применение правила Ленца

1

10

Закон электромагнитной индукции

1

11

Явление самоиндукции. Индуктивность

1

Раздел 4. Механические колебания

3

12

Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника

1

13

Характеристики пружинного и математического маятников.

1

14

Превращение энергии при гармонических колебаниях.

1

Раздел 5. Электромагнитные колебания

3

15

Электромагнитные колебания

1

16,17

Различные виды сопротивлений в цепи переменного тока.

2

Раздел 6. Механические волны

2

18

Свойства волн

1

19

Звуковые волны

1

Раздел 7. Световые волны

6

20,21

Геометрическая оптика

2

22

Формула тонкой линзы

1

23

Интерференция волн

1

24

Дифракция механических и световых волн

1

25

Волновые свойства света

1

Раздел 8. Излучение и спектры

1

26

Излучение и спектры

1

Раздел 9. Световые кванты

2

27, 28

Законы фотоэффекта

2

Раздел 10. Атомная физика

2

29

Модели атомов

1

30

Постулаты Бора

1

Раздел 11. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

3

31

Энергия связи атомных ядер

1

32

Ядерные реакции

1

33

Энергетический выход ядерных реакций

1

Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач

1

Литература

  1. Аганов,А.В и др. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. –   М.: Дом педагогики,1998.
  2. Каменецкий, С.Е, Орехов, В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Орлов,В.А., Никифоров, Г.Г. Единый государственный экзамен. Физика.- М.: Просвещение, 2004.
  4. Рымкевич, А.П. Сборник задач по физике для 9-11 кл. –М.: Просвещение, 1992.
  5. Н.И.Зорин  Элективный курс «Методы решения физических задач» 10-11 классы.- М.: ВАКО, 2007. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по физике "Методы решения задач по физике"

Рабочая программа элективного курса «Методы решения задач» рассчитана на два учебных года для учащихся 10- 11 классов,  составлена на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Про...

Эвристические методы решения задач по физике.

Целью данного элективного курса является создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач.Физическая задача – это ситуация, требующ...

Программа элективного курса «Методы решения задач по физике» (10-11 класс)

Программа курса составлена на основе программы «Методы решения задач по физике» авторы В. А. Орлов, профессор ИСМО РАО, г. Москва, Ю. А. Сауров, профессор Вятского ГГУ, г. Киров.Курс рассчитан на учащ...

Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"

Программа элективного курса "Методы решения задач по физике в 10 классе"...

Календарно - тематическое планирование. Методы решения задач по физике.Элективный курс.

Публикация содержит календарно - тематическое планирование элективного курса "Методы решения задач" (для 10 - го класса общеобразовательной школы) в соответсвии с рабочей программой курса, распол...

элективный курс по физике в 10 – 11 классах “Методы решения задач по физике”

Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.Основные цели курса:·      развитие интере...

Электривный курс «Методы решения задач по физике повышенной сложности.»

Задача использования методов и технологий, позволяющих обеспечить подготовку к ЕГЭ, в настоящее время особенно актуальна. Целью элективного курса : является обеспечение дополнительной поддержки учащи...