Сценарий урока по физике 7 класс по теме "Сложение сил. Равнодействующая"
учебно-методический материал по физике (7 класс)

Краснова Оксана Владимировна

Материал содержит файл со сценарием урока, файл с заданиями для групп и презентацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

ФИЗИКА

7 класс

Разработал: Краснова Оксана Владимировна – учитель МАОУ СОШ № 27 г.Балаково

Тема: Сложение сил, действующих по одной прямой. Равнодействующая сила.

Цель и задачи урока:

  • Образовательная: обеспечить формирование понятия «равнодействующая сила» и усвоение правил нахождения равнодействующей двух  сил, действующих на тело вдоль одной прямой.
  • Воспитательная: содействовать формированию научного мировоззрения учащихся, познавательного интереса.
  • Развивающая: развивать и совершенствовать память, внимания, логическое мышление; познавательный интерес.

Ведущая идея: Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил, называется равнодействующей этих сил.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма проведения урока: комбинированный урок (урок усвоения новых знаний, урок обобщения и систематизации)

Методы обучения: исследовательские, проблемно-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

ТСО: динамометр, пружина. 

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация. Определение цели и задачи урока.
  3. Активизация опорных знаний.
  4. Формирование  новых знаний.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Обобщение и систематизация знаний.
  7. Рефлексия
  8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

(слайд 1)

Вхожу в класс, здороваюсь, отмечаю отсутствующих.

2.        Мотивация. Определение цели и задачи урока.

(слайд 2)

  1. Зачитываю басню И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука».
  2. Задаю вопрос: Почему героям басни не удалось сдвинуть воз? Дайте физическое объяснение.
  3. Предлагаю учащимся сформулировать тему урока. «Сложение сил. Равнодействующая» (слайд 3)
  4. Определяю задачи урока:
  • Дать объяснение, почему воз остался в покое;
  • Определить положение героев, чтобы воз начал движение.

3.        Активизация опорных знаний

Для того, чтобы достичь цели урока, необходимо вспомнить предыдущий материал по теме «Силы».  

Выдаются задания капитанам команд, которые распределяют их между членами команды, объясняются критерии оценивания членов команд. Капитаны имеют право оказывать помощь членам команды в выполнении задания.

Время выполнения задания 5-7 минут. Учитель оформляет журнал.

По истечению времени осуществляется проверка задания. Ознакомить капитанов с критериями оценки членов команды!

(Слайды 4-12)

  1. Изучение нового материла.

Выполнение эксперимента 1 «Изучение действия сонаправленных сил  (1 Н и 3 Н) и одной силы (4Н)» Введение понятия равнодействующей. Формулы вычисления модуля равнодействующей.

Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.

(слайды 13, 14)

Выполнение эксперимента 2 «Изучение действия разнонаправленных сил, равных по модулю». Формулировка условий состояния покоя и равномерного прямолинейного движения.

(Слайды 15, 16)

Выполнение эксперимента 3 «Изучение действия разнонаправленных сил, различных по модулю». Определение модуля равнодействующей и ее направления.

(Слайды 17, 18)

  1.         Закрепление новых знаний.

Работа с плакатом на доске. Решение задач по басне:

  1. Определить направления сил, действующих на воз, соответствующих состоянию покоя  (учесть силу тяжести).
  2. Определить направления сил для перемещения воза.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Выводы:

  1. Действие нескольких сил, приложенных к телу, можно заменить их равнодействующей.
  2. Направление равнодействующей двух сил, действующих вдоль одной прямой, определяется направлением большей из них.
  3. Если  равнодействующая сил, приложенных к телу,  равна нулю, то оно либо покоится, либо движется с постоянной скоростью.

  1. Рефлексия.

Для того, чтобы оценить эффективность нашей работы на уроке я прошу вас командой ответить на пять вопросов, представленных на слайде.  (Слайд 19)

У вас на столах лежит пять магнитов-ньютончиков. Разместите ньютончики, которые соответствуют утвердительному ответу на вопросы, справа от плаката, а те, что соответствуют отрицательному ответу слева.

Капитаны крепят ньютончики и уточняют те вопросы, на которые был дан отрицательный ответ.

Подводятся итоги, путем расчета равнодействующей и определения ее направления (в положительную или отрицательную сторону).

Учитель подводит итого о достижении цели урока. Собирает оценочные листы, выставляет оценки за урок.

  1. Домашнее задание:

Изучить §13, тест 2 стр 62,63 (Слайд 20)



Предварительный просмотр:

Басня И.А.Крылова

«Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.


Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;


Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.


Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.


Задание 1:  Собери слова в определение и запишите его:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Оценка ______

Сила – это физическая векторная величина, которая является количественной характеристикой действия одного тела на другое.


Задание 1:  Собери слова в определение и запишите его:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______

Сила – это физическая векторная величина, которая является количественной характеристикой действия одного тела на другое.


Задание 1:  Собери слова в определение и запишите его:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______

Сила – это физическая векторная величина, которая является количественной характеристикой действия одного тела на другое.


Задание 1:  Собери слова в определение и запишите его:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка ______

Сила – это физическая векторная величина, которая является количественной характеристикой действия одного тела на другое.

Задание 2: Какие элементы характеризуют силу?

  1. _____________________________________________;
  2. _____________________________________________;
  3. _____________________________________________

Оценка ______

Задание 2: Какие элементы характеризуют силу?

  1. _____________________________________________;
  2. _____________________________________________;
  3. _____________________________________________

Оценка ______

Задание 2: Какие элементы характеризуют силу?

  1. _____________________________________________;
  2. _____________________________________________;
  3. _____________________________________________

Оценка ______

Задание 2: Какие элементы характеризуют силу?

  1. _____________________________________________;
  2. _____________________________________________;
  3. _____________________________________________

Оценка ______

Задание 3: Назовите единицу измерения силы? ___________

Выполните упражнение:

1 кН =         ________ Н                        25 000 Н =         _________ кН

0,5 кН =         ________ Н                        3 700 Н =         _________кН

1,7 кН = ________Н                        400 Н =                 _________ кН

Оценка ______

Задание 3: Назовите единицу измерения силы? ___________

Выполните упражнение:

1 кН =         ________ Н                        25 000 Н =         _________ кН

0,5 кН =         ________ Н                        3 700 Н =         _________кН

1,7 кН = ________Н                        400 Н =                 _________ кН

Оценка ______

Задание 3: Назовите единицу измерения силы? ___________

Выполните упражнение:

1 кН =         ________ Н                        25 000 Н =         _________ кН

0,5 кН =         ________ Н                        3 700 Н =         _________кН

1,7 кН = ________Н                        400 Н =                 _________ кН

Оценка ______

Задание 3: Назовите единицу измерения силы? ___________

Выполните упражнение:

1 кН =         ________ Н                        25 000 Н =         _________ кН

0,5 кН =         ________ Н                        3 700 Н =         _________кН

1,7 кН = ________Н                        400 Н =                 _________ кН

Оценка ______

Задание 4: Как называется прибор для измерения силы? Определите цену деления и предел измерения прибора.

Прибор - ______________________________________

Цена деления - __________________;

Предел измерений - _______________.

Оценка ______

Задание 4: Как называется прибор для измерения силы? Определите цену деления и предел измерения прибора.

Прибор - ______________________________________

Цена деления - __________________;

Предел измерений - _______________.

Оценка ______

Задание 4: Как называется прибор для измерения силы? Определите цену деления и предел измерения прибора.

Прибор - ______________________________________

Цена деления - __________________;

Предел измерений - _______________.

Оценка ______

Задание 4: Как называется прибор для измерения силы? Определите цену деления и предел измерения прибора.

Прибор - ______________________________________

Цена деления - __________________;

Предел измерений - _______________.

Оценка ______


Задание 5. Заполните таблицу: запишите название силы, ее формулу и направление действия силы.

Название силы

Формула

Направление

1

2

3

4

Оценка ______


Задание 5. Заполните таблицу: запишите название силы, ее формулу и направление действия силы.

Название силы

Формула

Направление

1

2

3

4

Оценка ______


Задание 5. Заполните таблицу: запишите название силы, ее формулу и направление действия силы.

Название силы

Формула

Направление

1

2

3

4

Оценка ______


Задание 5. Заполните таблицу: запишите название силы, ее формулу и направление действия силы.

Название силы

Формула

Направление

1

2

3

4

Оценка ______


Критерии оценивания

Оценка 5 – выполнено без ошибок;

Оценка 4 – допущена 1 ошибка;

Оценка 3 – допущено 2, 3 ошибки

Оценка 2 – выполнено 50 % и менее задания

Критерии оценивания

Оценка 5 – выполнено без ошибок;

Оценка 4 – допущена 1 ошибка;

Оценка 3 – допущено 2, 3 ошибки

Оценка 2 – выполнено 50 % и менее задания

Критерии оценивания

Оценка 5 – выполнено без ошибок;

Оценка 4 – допущена 1 ошибка;

Оценка 3 – допущено 2, 3 ошибки

Оценка 2 – выполнено 50 % и менее задания

Критерии оценивания

Оценка 5 – выполнено без ошибок;

Оценка 4 – допущена 1 ошибка;

Оценка 3 – допущено 2, 3 ошибки

Оценка 2 – выполнено 50 % и менее задания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 27» г.Балаково Саратовской области ФИЗИКА 7 класс Урок № 21 Учитель: Краснова Оксана Владимировна

Слайд 3

Сложение сил, действующих по одной прямой. Равнодействующая сила.

Слайд 4

Здание 1: Соберите слова в определение. Сила – это физическая векторная величина, которая является количественной характеристикой действия одного тела на другое.

Слайд 5

Задание 2 : Какие элементы характеризуют силу? Величина (модуль); Направление; Точка приложения

Слайд 6

Задание 3 : Назовите единицу измерения силы? Ньютон [H] Выполните упражнение: 1 кН = 1000 Н 25 000 Н = 25 кН 0,5 кН = 500 Н 3 700 Н = 3,7 кН 1,7 кН = 1700Н 400 Н = 0,4 кН

Слайд 7

Задание 4 : Как называется прибор для измерения силы? Определите цену деления и предел измерения прибора. Прибор – динамометр Цена деления – 0,1 Н Предел измерений – 5 Н

Слайд 8

Задание 5 : Какие силы вы знаете? Заполните таблицу: запишите название силы, её формулу, направление действия силы.

Слайд 13

Равнодействующая сила – это сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.

Слайд 14

Две силы, действующие на тело, направлены вдоль одной прямой в одну сторону Равнодействующая сила R по направлению совпадает с направлением сил F1 и F2 , а её величина равна их сумме:

Слайд 15

Две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой в противоположных направлениях Если F1 = F2 , тогда равнодействующая сила R равна нулю:

Слайд 16

Запомни Согласно закону инерции, если равнодействующая приложенных к телу сил равна нулю, то тело либо покоится , либо движется прямолинейно и равномерно

Слайд 17

Две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой в противоположных направлениях Если F1 < F2 , тогда величина равнодействующей силы R равна: и направлена по направлению силы F 2 .

Слайд 18

Две силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой в противоположных направлениях. Если F1 > F2 , тогда величина равнодействующей силы R равна: , и направлена по направлению силы F1 .

Слайд 19

Подведем итоги Я узнал что то новое? Мне было легко или тяжело? Я понял материал или нет? 4. Я научился чему то новому? 5. Я смог добиться результата?

Слайд 20

Задание на дом § 13, Тест 2 стр. 62-63

Слайд 21

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по физике в 8 классе "Влажность воздуха"

Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Значение влажности воздуха. Цели урока: познакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная влажность воздуха, значением влажности воздуха ...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Сценарий урока по физике 7 класс"Сила упругости"

Данный материал включает: Конспект урока+презинтация...

"Виды электромагнитных излучений". Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту, подробный сценарий, приложения и презентацию к уроку по теме "Виды электромагнитных излучений"....

«Физические силы и безопасное управление автомобилем». Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту урока, сценарий и презентацию к уроку....

"Реактивное движение". Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту урока, подробный сценарий, презентацию к уроку и видеоматериалы по теме "Реактивное движение"....

Разработка сценария урока по физике 8 класса "Электризация тел".

В результате реализации проекта у учеников появляется возможность самостоятельно находить способы решения поставленной проблемы, реагировать на новые данные (информацию), применять на практике новые з...