Разработка сценария урока по физике 8 класса "Электризация тел".
план-конспект урока по физике (8 класс)

В результате реализации проекта у учеников появляется возможность самостоятельно находить способы решения поставленной проблемы, реагировать на новые данные (информацию), применять на практике новые знания и учиться подтверждать или опровергать свои предположения с помощью практической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка сценария урока

8 класс

Тема: Электризация тел.

Тип знаний: классификация понятий электризация, 2 рода зарядов, закономерность – электрическое взаимодействие.

Анализ

Учитель

Ученик

Орг.момент. Создает настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить еще одно открытие.

Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.

Удивление.

Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. Я попытаюсь совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробки. (опускает). Не получилось. Что делать?

Сказать заклинание, (волшебное слово).

Выдвижение гипотез

Все равно не получается. А что можно сделать еще?

Помахать, потереть, намочить.

Проверка гипотез

Проверяет все.

Наблюдают.

Натирает палочку о мех и показывает учащимся, что к палочке прилипли кусочки бумаги. Получилось, палочка оказалась волшебной.

У вас на столах тоже есть палочки. Проверьте, волшебные они или нет.

Исследование

Ученики натирают палочки. Да, к палочкам прилипают легкие предметы.

А лоскутки ткани и меха, которыми вы натирали палочки обладают тем же свойством?

Проверяют. Да, к ним тоже прилипают.

Вывод.

Какой вывод вы можете сделать из этих опытов?

После натирания оба тела приобрели способность притягивать легкие предметы.

Историческая справка.

Подведение к теме урока.

Учитель рассказывает легенду. … Янтарь по-гречески – электрон. А кто знает, как называется то явление, которое мы наблюдали?

Или по другому можно сказать, что телу сообщен «электрический заряд».

А теперь кто сможет сформулировать тему нашего урока?

Электричество, взаимодействие, электризация.

Электризация тел.

Уточнение темы.

Электризация тел.

Как вы считаете, с какими новыми понятиями вы сегодня познакомитесь? Какие исследования мы можем провести?

Проблемный вопрос.

В предыдущем опыте вы убедились, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши предположения?

Мнения разделились, что делать?

Одинаковыми.

Разными.

Проверить на опыте.

Исследование. Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Оборудование: полоска из полиэтилена, полоска бумаги, инструкция по выполнению.

Проводят исследования.

Делают выводы:

Если берем бумажную и полиэтиленовую полоски, то они притягиваются, если две полиэтиленовые, то отталкиваются.

Мы убедились, что разные тела при взаимодействии ведут себя по-разному, значит мы можем утверждать, что …

Мы наблюдали, что наэлектризованные тела могут притягиваться или отталкиваться. Чем это можно объяснить?

Существуют два рода электрических зарядов.

Если полоски одинаковые, они получили одинаковый заряд и стали отталкиваться, а разные полоски стали притягиваться, потому что у них разные заряды.

Исследование

Проверим это, электризуя эбонитовые и стеклянные палочки

(эбонитовые – мехом, стеклянные – шелком или бумагой) при  взаимодействии с гильзой.

На стеклянной и эбонитовой палочке заряды разные.

Историческая справка. Введение понятий «положительный» и «отрицательный заряд».

Закрепление нового (взаимодействие зарядов, определение зарядов тел по их взаимодействию).

Сделать в тетради схематический рисунок взаимодействия двух родов зарядов.

Отвечают.

В тетради записывают выводы.

Делают схематический рисунок.

Проблемный вопрос.

Ваши предположения, от чего зависит сила взаимодействия между заряженными телами?

От величины заряда.

От расстояния между телами.

Исследование.

Как можно проверить ваши гипотезы?

Проводят исследование.

Делают выводы.

«При уменьшении расстояния сила электрического взаимодействия увеличивается». «Чем больше заряд, тем больше взаимодействие».

Где в повседневной жизни мы наблюдаем явление электризации?

 Прилипает одежда.

Трещит одежда.

Волосы поднимаются за расческой.

При прикосновении друг к другу бьет током

….

Вы считаете электризацию полезной или вредной?

В каком случае она полезна?

В каком вредна?

Полезная

Вредная

Принтер, электрофильтры, собирание пыли…

Прилипание одежды, электризация волос, при перевозке горючих жидкостей…

Практическое применение знаний при  решении предложенной проблемной ситуации.

А теперь, я предлагаю, вам разбиться на группы для того, чтобы исследовать и проанализировать предложенные рабочие ситуации и предложить решение проблемы.

Делятся на группы по 4 человека.

Знакомятся с текстом.

Отвечают на вопросы.

Выдвигают и обосновывают свои предложения.

Обсуждение

Ученики проговаривают ситуацию и дают свои ответы на поставленные вопросы.

Постольку поскольку электризация может быть причиной нарушения технологии в производстве, аварий на дороге, неудобства в повседневной жизни я предлагаю вам назвать способы борьбы с электризацией.

Заземление станков, заземление машин, увлажнение воздуха, использование кондиционеров для белья, волос.

Применение токопроводящих пластиков для полов, использование «нейтрализаторов», использование

гидрофильных веществ.

Домашнее задание.

§25, вопросы и задания по вариантам

Домашняя лаборатория

1,2 задание (стр. 78)

1 вариант.

Мастеру прядильного цеха Волохову Степану Ивановичу был объявлен выговор за то, что он не следил за влажностным режимом в цеху. По его вине, нити при электризации друг о друга и о детали станка, путались и рвались. Степан Иванович с выговором был не согласен. Он считал, что в разрыве нитей виноваты работницы, которые плохо следили за работой станка.

Вопросы:

1. Почему так важен влажностный режим в цехах текстильной промышленности?

2. Справедливо ли был наказан мастер Степан Иванович?

3. Могли ли быть последствия при трении нитей и несоблюдении влажностного режима более серьезными?

2 вариант.

Комиссия, проверяющая работу в типографии была возмущена тем, что несколько раз в день печатные (ротационные) машины отключались, для проведения в цеху влажной уборки. Это, по их мнению, снижало производительность труда, повышало себестоимость печатной продукции. Мастер цеха Петров Иван Иванович объяснил, что это необходимо делать для того, чтобы снять статическое электричество с бумаги и машины, для предотвращения заминания и порыва бумаги и возможности пожара.

Вопросы:

1. Кто прав? Иван Иванович или комиссия?

2. Как повысить производительность труда и себестоимость печатной продукции?

3 Вариант.

Механик автоколонны по перевозке нефти Сидоров Петр Кузьмич не подписал путевку в рейс Синицыну Дмитрию Викторовичу, так как на его бензовозе цепь утратила несколько звеньев и была недостаточно длинной. Однако Синицын самовольно покинул автогараж и уехал в рейс, так как не хотел, чтобы пропал рабочий день. На посту ДПС бензовоз был остановлен и отправлен на принудительную стоянку за несоблюдение правил перевозки опасных грузов. По решению суда Синицын был лишен водительских прав сроком на 1 год.

Вопросы:

  1. Зачем к бензовозам прицепляют цепь до земли?
  2. Прав ли был механик автоколонны?
  3. Не слишком ли суровое наказание понес Синицын?

В итоге хотелось бы добавить несколько слов об отношении к данному проекту.

В результате реализации проекта у учеников появляется возможность самостоятельно находить способы решения поставленной проблемы, реагировать на новые данные (информацию), применять на практике новые знания и учиться подтверждать или опровергать свои предположения с помощью практической деятельности.

Я считаю в реализации этого проекта я добилась поставленных целей и достигла желаемых результатов. Это очень ценный опыт для меня, т.к. я стараюсь разнообразить свою учительскую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по физике в 8 классе "Влажность воздуха"

Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха. Значение влажности воздуха. Цели урока: познакомить учащихся с понятиями абсолютная и относительная влажность воздуха, значением влажности воздуха ...

РАЗРАБОТКА сценария урока с использованием программного продукта нового поколения «Интер@ктивная физика»

Урок физики для 9 класса по теме "Равномерное движение по окружности" с использованием компьтерной среды "Интер@ктивная физика"...

Сценарий урока по физике 7 класс"Сила упругости"

Данный материал включает: Конспект урока+презинтация...

Сценарий урока по физике 7 класс по теме "Сложение сил. Равнодействующая"

Материал содержит файл со сценарием урока, файл с заданиями для групп и презентацию....

"Виды электромагнитных излучений". Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту, подробный сценарий, приложения и презентацию к уроку по теме "Виды электромагнитных излучений"....

«Физические силы и безопасное управление автомобилем». Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту урока, сценарий и презентацию к уроку....

"Реактивное движение". Сценарий урока по физике.

Материал содержит технологическую карту урока, подробный сценарий, презентацию к уроку и видеоматериалы по теме "Реактивное движение"....