Проблемное обучение на уроках физики, как средство реализации ФГОС
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс)

Маменишкина Нина Васильевна

 

Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей адаптации в социуме.  Сегодня особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности.  Учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы. Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnoe_obuchenie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Маменишкина Нина Васильевна,

                                                                                             учитель физики

                                                                              МБОУ Кутуликская СОШ

                                                                            п. Кутулик, Иркутской области

Проблемное обучение на уроках физики, как средство реализации ФГОС.

Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей адаптации в социуме.  Сегодня особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности.  Учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы. Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. Проблемное обучение нельзя рассматривать, как только самостоятельные открытия и поиски проблем. В нем сочетаются объяснение учителя, решение задач различного уровня и типа, выполнение учащимися практических работ. Создание проблемной ситуации на уроке, делает его более значимым.  Ребята говорят, что самое сложное - это выдвижение гипотез, но самое интересное - проведение эксперимента. Безусловно, проведение уроков с использованием проблемного обучения требует и от учителя умения правильно поставить вопрос, который бы вызывал необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, искать закономерность, делать выводы. Примерами таких заданий могут служить задачи практической направленности. Например, определите диаметр проволоки, имея карандаш и линейку. Имея стопку монет, определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точно: с малым или большим числом монет? В каком положении прямоугольника давление на поверхность максимальное или минимальное? На пустой пластиковой бутылке с плотно закрытой пробкой, которую вынесли на мороз, образовались вмятины. Как вернуть бутылке первоначальную форму? При объяснении ребята выдвигают гипотезы, проверяют на опыте,  изготавливают модели фонтана, «артезианского водолаза»,  рассчитывают собственное давление, плотность тела, совершаемую работу, развиваемую мощность, собственную скорость при движении из дома до школы. При изучении темы «Электрический ток»  опытным путем устанавливают зависимость силы тока от напряжения, от каких величин зависит сопротивление проводников. Используя проволочный моток и магнит, определяют индукционный ток и условия возникновения. Проблемное обучение имеет положительное значение в познавательной деятельности учащихся, когда учитель использует систематически поисково-проблемные методы, а не применяет их от случая к случаю. Ведь, проблемное обучение направлено на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование познавательного интереса. Помимо этого, создает предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, показывает связь изучаемого материала на уроке с повседневной жизнью. Все эти требования к модели личности ученика  отражены в стандарте второго поколения. Применяя на своих уроках проблемно-поисковые методы, могу отметить повышение качества знаний учащихся, уровня интереса к предмету и познавательной активности. Проводя рефлексию, анализируя уроки, считаю, что такие уроки интересны и продуктивны. Могу также отметить повышение КПД урока.  Проблемное обучение подходит для этого как нельзя лучше!    

                    Литература:  

  1. Браверман Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –2005. - №6. 78с.
  2. Зверева Н.М.: «Активизация мышления учащихся на уроках физики».  – Москва «Просвещение» 1980., 113с.
  3.  Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4.  с. 94- 97.
  4. Иванова Л.А.: «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики». - Москва «Просвещение» 1993., 160 с.    
  5.  Малафеев Р.И.: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1999г., 127с.