Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Маменишкина Нина Васильевна

Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                              Маменишкина Нина Васильевна,

                                                                                             учитель физики

                                                                              МБОУ Кутуликская СОШ

                                                                            п. Кутулик, Иркутской области

Применение метода проблемного обучения на уроках физики, как средство реализации ФГОС.

Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей адаптации в социуме. В образовательных учреждениях сегодня особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, научить навыкам самостоятельной работы, развить творческие способности личности. Поэтому современный учитель сегодня должен учить умению выдвигать гипотезы, решать проблемы.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации. Его цель – усвоение не только основ науки, но и самого процесса получения знаний, развитие познавательных и творческих способностей обучающегося. В основе проблемного обучения лежит принцип «открытия».

Конечно, проблемное обучение нельзя рассматривать как только самостоятельные открытия и поиски проблем. В нем сочетаются объяснение учителя, решение задач различного уровня и типа, выполнение учащимися практических работ. Создание проблемной ситуации на уроке, делает его более значимым.

Ребята говорят, что самое сложное - это выдвижение гипотез, но самое интересное - проведение эксперимента. Безусловно, проведение уроков с использованием проблемного обучения требует и от учителя умения правильно поставить вопрос, который бы вызывал необходимость и желание сравнивать, рассуждать, анализировать данные, искать закономерность, делать выводы. Методы проблемного обучения интересны тем, что их можно использовать на различных этапах урока: изложение нового материала, закрепление, обобщение, систематизация знаний, лабораторные и экспериментальные работы, а также домашний эксперимент и творческое задание.

Примерами таких заданий могут служить задачи практической направленности. Например, определите диаметр проволоки, имея карандаш и линейку. Имея стопку монет, определите толщину одной монеты. В каком случае толщина одной монеты будет измерена более точно: с малым или большим числом монет? В каком положении прямоугольника давление на поверхность максимальное или минимальное? На пустой пластиковой бутылке с плотно закрытой пробкой, которую вынесли на мороз, образовались вмятины. Как вернуть бутылке первоначальную форму? Объясните свои действия. Ребята при изучении темы «Давление газа» выдвигают гипотезы о том, от чего оно будет зависеть. Поверяют на опыте. При изучении темы «Сообщающиеся сосуды» экспериментально устанавливают закон сообщающихся сосудов. Изготавливают модели фонтана, «артезианского водолаза», прибор для демонстрации давления в газах и жидкостях, рассчитывают собственное давление, плотность тела, совершаемую работу, развиваемую мощность, рассчитывают собственную скорость при движении из дома до школы. При изучении темы «Электрическая цепь» проверяют экспериментально включение звонков и лампочек последовательно и параллельно. Опытным путем устанавливают зависимость силы тока от напряжения, от каких величин зависит сопротивление проводников. Используя проволочный моток и магнит, определяют индукционный ток и условия когда он возникает. На уроках можно и удобно использовать не только фронтальные эксперименты, но и много проблемных задач, например, смешанное соединение проводников, состоящее из n-ого количества одинаковых резисторов.

Проблемное обучение имеет положительное значение в познавательной деятельности учащихся, когда учитель использует систематически поисково-проблемные методы, а не применяет их от случая к случаю. Ведь, проблемное обучение направлено на активизацию мыслительной деятельности обучающихся (дети порой делают нестандартные предположения, что говорит о развитии их творческой личности), формирование познавательного интереса. Помимо этого, создает предпосылки для развития памяти, внимания, логического мышления, навыков анализа, синтеза, обобщения, показывает связь изучаемого материала на уроке с повседневной жизнью. Все эти требования к модели личности ученика как раз отражены в стандарте второго поколения.

Применяя на своих уроках проблемно-поисковые методы, могу отметить повышение качества знаний обучающихся, уровня интереса к предмету и познавательной активности. Проводя рефлексию, анализирую, что именно такие уроки интересны и продуктивны. Могу также отметить повышение КПД урока. Каждый учитель самостоятельно решает использовать его на своих уроках или нет, но тот кто проникся проблемно-поисковыми методами обучения и увидел горящие глаза своих учеников, уже не сможет от него отказаться, несмотря на все трудности и большие временные затраты по подготовке.

Стандарт современного образования говорит нам о том, что «Учитель должен снабжать ребенка цветами, из которых он мог бы добывать материал для меда, но перерабатывать его он должен сам» (Монтень). Проблемное обучение подходит для этого как нельзя лучше!

Литература.

1. Р.И Малафеев: «Проблемное обучение физике в средней школе». – Москва «Просвещение» 1999г.

2. Н.М. Зверева: «Активизация мышления учащихся на уроках физики».  – Москва «Просвещение» 1980.

3. Л.А.Иванова: «Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики». - Москва «Просвещение» 1993.

4.   Браверман, Э. М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э. М. Браверман // Физика в школе. –2005. - №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методов проблемного обучения на уроках математики

«Каждый человек видит тем больше нерешённых проблем, чем обширнее круг его знаний». С.Л.РубинштейнУровень развития  умственных способностей всегда определяет способность правильно мыслить, достиг...

Применение метода проблемного обучения на уроках истории

Сидорова С.Ю.,учитель истории и обществознанияМБОУ Излучинская ОСШУИОП №1 Применение метода проблемного обучения на уроках истории Главной задачей образования в современной России получить н...

Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках физики

   Проблемное обучение  предоставляет большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учащихся; оно раз...

Применение метода проблемного обучения на уроках истории

В статье рассматриваются приемы проблемного метода, проблемных заданий. Применение данного метода направлено  на формирование умения организации целеполагания,  планирования, анализа, рефлек...

Проблемное обучение на уроках физики, как средство реализации ФГОС

Выпускники современной школы заинтересованы в получении знаний, которые необходимы им для дальнейшей адаптации в социуме.  Сегодня особенно важно обеспечить развитие каждого ученика с учето...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учебно-методическая разработка определяет применение метода проблемного обучения на уроках математики в общеобразовательных учреждениях страны....

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

laquo;ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»...